«Привитие правильного рациона питания» из опыта работы маоу «Новолыбаевская сош»
А.Ю.Полкова, педагог – психолог,
: ответственный за организацию питания
«Привитие правильного рациона питания»
( из опыта работы МАОУ «Новолыбаевская СОШ»)
Привитие правильного рациона питания играет значимую роль в здоровье школьника.
При планировании работы в данном направлении педагоги поставили на текущий год выполнение следующих задач:
1. Формирование здорового образа жизни в том числе через пропаганду здорового рациона питания.
2. Расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
3. Формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
4. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания.
Педагоги, спланировав работу определили следующие формы работы:
распространение буклетов «Витамины и продукты питания», «Гигиена питания»,
беседы с родителями, родительские собрания « «Правильные» и «неправильны»е продукты на вашем столе», «Режим питания школьника», «Внешние факторы, влияющие на здоровое питание школьника» «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни. Питание учащихся», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний», «Итоги медицинского осмотра учащихся»;
индивидуальные консультации «Поговорим о диетическом питании»; родительский лекторий «Здоровье вашей семьи». .
диспуты, «круглый стол», викторины, утренники», конкурсы газет и рисунков с использованием следующих тематик:
«Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой».
«Здоровая пища для всей семьи».
«Учите детей быть здоровыми».
«Полноценное питание ребёнка - обеспечение организма всем необходимым».
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
Режим дня и его значение»,
«Культура приема пищи»,
«Острые кишечные заболевания и их профилактика»,
«Витамины – наши друзья»,
«Питание и твое здоровье»,
«Путешествие в страну питания»,
«Его Величество этикет.
«О вкусной и здоровой пище»,
Организована работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой: объемно – планировочное решение пищеблока соответствует требованиям СанПиН, полный набор столовой посуды и столового оборудования, яркий, праздничный цвет зала, современная мебель способствуют благоприятному приему пищи, систематически обновляются стенд по привитию здорового питания.
Проведенное анкетирование для родителей в мае 2011- 2012 учебного года «Питание глазами родителей» показало следующее: из 92 опрошенных респондентов ответили «полностью устраивает» - 89 человек (91,6%), «частично устраивает» – 3 человек (8,4%), «не устраивает» - 0 человек. Горячим питанием в образовательном учреждении охвачено 175человек, что составляет 100% обучающихся. 114 человек получают дотационное питание. Все обучающие первой ступени обучения и обучающие по специальной (коррекционной) программе VIII вида получают двухразовое питание. Школьная столовая работает по 10-дневному цикличному меню. Составлен график приема пищи (две перемены по 20 минут каждая: первая перемена – 1-6 классы; вторая перемена – 7-11 классы). Для приготовления пищи используется йодированная соль, проводится С-витаминизация третьих блюд, в рацион питания включается сливочный йогурт, фрукты, овощи, витаминизированный хлеб, какао и другие продукты, насыщенные микронутриентами.
В ОУ поставляются качественные продукты питания. С этой цель заключены договора с ЗАО «Союз», ИП «Кривощеков», ИП «Мельников».
В ОУ работает оздоровительный совет. Разработана программа «Здоровье» и «Программа питания школьника». Члены Совета контролируют санитарно-гигиеническое состояние столовой, проводят просветительскую работу по пропаганде ЗОЖ и основам культуры питания, контролируют дежурство в столовой, наличие графиков дежурства учителей и дежурных по школе, проведение бракеража готовой продукции, качества приготовленных блюд.
На протяжении всего учебного года фельдшером амбулатории, закрепленной за школой проводятся консультации и беседы: «Правильное питание – залог здоровья», «Азбука здорового питания».
Школьное научное общество заинтересовалось уровнем сформированности культуры питаания обучающихся. Определили для себя 2 критерия: информированность (показатели: представление о правильном питании, культура поведения за столом); активность проявления (показатели: самостоятельность выполнения поручений, обязанностей, поведенческая реакция).
Критерии разработаны на основании проведенного анкетирования, интервьюирования, наблюдения.
критерии | информированность | активность проявления | ||
показатели | представления о питании | культура поведения | самостоятельность выполнения поручений и обязанностей | поведенческая реакция |
экспериментальный класс | 21уч. / 91% | 20уч./ 87 % | 19уч./ 83 % | 23уч./ 100 % |
контрольный класс | 16 уч./ 80 % | 16уч./ 80 % | 10уч./ 50 % | 16уч./ 80 % |
Суммируя ответы обучающихся, были выделены следующие группы:
А – дети, имеющие достаточные представления и знания о культуре питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно соблюдающие правила питания,
Б – дети, имеющие достаточные представления и знания о культуре питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно стремящиеся соблюдать правила питания, но недостаточно применяют на практике.
В – дети, имеющие знания о культуре питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, но не стремящиеся активно соблюдать правила питания.
Г – дети, имеющие недостаточные знания и представления о культуре питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, не стремящиеся активно соблюдать правила питания.
Сравнительный анализ сформированности культуры питания с учётом группировки учащихся представлен в таблице:
группа | класс | «А» | «Б» | «В» | «Г» |
экспериментальный | 18ч./ 78,3 % | 3ч./ 13% | 1ч./ 4 % | 1ч./ 4 % |
контрольный | - | 18ч./ 90 % | 1ч./ 5 % | 1ч./ 5 % |
Уровень сформированности культуры питания школьников группы «А» был принят за высокий уровень. Средний уровень соответствует сформированности культуры питания группы «Б». Низкий уровень соответствует сформированности культуры питания групп «В» и «Г».
Сравнительный анализ групп сформированности культуры питания:
класс | уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
экспериментальный | 18ч./ 78,3 % | 3ч./ 13% | 2ч/4,6% |
контрольный | - | 18ч./ 90 % | 2 ч/ 10% |
Высокий уровень сформированности характеризуется наличием всех основных показателей у каждого критерия. Средний уровень – не менее половины показателей. Низкий уровень – менее половины показателей.
Таким образом, результаты, полученные в ходе работы по формированию здорового образа жизни в разрезе формирования культуры питания позволили выявить разные уровни сформированности культуры питания.
Вывод: анализируя работу педагогического коллектива по привитию культуры питания можно сделать вывод, что данная работа в ОУ является целенаправленной, плановой.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: