NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке в. Г. Короленко «парадокс»



ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В ОЧЕРКЕ В.Г.КОРОЛЕНКО «ПАРАДОКС»

Цели урока:

  1. Подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения

  2. Выработка навыков анализа художественного текста.

  3. Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни».

  4. Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.

  5. Раскрытие содержания логических и литературоведческих понятий (парадокс, афоризм, феномен).

Методические приемы: аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов очерка.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

Владимир Галактионович Короленко входит в круг нашего чтения рано. Нам знакома его повесть «Дети подземелья». Вместе с героем повести Васей, «мальчиком из благополучной семьи», мы вдруг оказываемся в заброшенном склепе в компании отверженных городским обществом Валека и его сестренки Маруси. В другом произведении, которое мы будем изучать на внеклассном чтении, - история слепого музыканта. Слепорожденный мальчик, жизнь которого должна пройти в темноте, смог не замкнуться в себе, не ожесточиться. Увлечение музыкой стало в его жизни путеводной нитью. Для человека является врожденным стремление к свету, к полноте жизни, говорит нам Короленко, и на этом пути он способен преодолеть все преграды.

Произведение В.Г.Короленко «Парадокс», с которым мы познакомились на прошлом уроке, по жанру не рассказ, а очерк. Прочитаем определение очерка, записанное на прошлом уроке:

Очерк – эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку, как правило, опирается на реальные факты, описывает реальные события и реально существующих людей.

Итак, в основе очерка – завершенный сюжет, и весь жизненный материал, переосмысленный писателем, «работает» на то, чтобы привлечь внимание читателей к событию, которое раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц и наталкивает читателя на определенные выводы.



  1. Беседа с учащимися:

- Какая проблема поставлена писателем? (Для чего создан человек?)

- Как отвечает на этот вопрос Короленко? («Человек создан для счастья…»)

- Вспомните, пожалуйста, как называется подобное изречение, содержащее обобщающее умозаключение? (Афоризм)

- Почему эта истина (человек создан для счастья) безжалостно превращается в парадокс? Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрим, какое толкование дает Ожегов слову «парадокс»:

Парадокс – 1) странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

2) явление, кажущееся невероятным и неожиданным.

- Почему же отец мальчиков находит афоризм парадоксальным?

Парадокс не в том, как считают некоторые, что общество многих лишает счастья, а в ином: жалкий калека – автор афоризма о счастье.

- Как в произведении называют Яна Залуского, автора афоризма о счастье? Найдем в тексте:

«чудо природы», «чудо натуры», «феномен»

- Что такое феномен? В учебнике дана сноска:

Феномен – нечто исключительное, небывалое.

- Почему его так называют? Найдите описание внешности Яна Залуского в учебнике (стр. 242)

«Голова его была большая, лицо бледно… Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды, а руки я напрасно разыскивал испуганными глазами… Ноги странного существа, длинные и тонкие, как будто не умещались на тележке и стояли на земле, точно длинные лапки паука… …какое-то паукообразное чудовище…».

Учитель: В устах феномена, который сам менее всего мог рассчитывать на счастье, эта формула звучит парадоксом.

- Сам Ян Залуский верит в эти слова? (Да).

- Кому он адресует крылатое выражение? (Мальчику, у которого вся жизнь впереди. Феномен искренне желает ему счастья.)

- Обратите внимание на то, как до написания афоризма калека по-доброму вглядывается в лицо ребенка (найдите в тексте): он «смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и все страннее».

Не для щедрого вознаграждения писал Ян Залуский свое крылатое выражение. Афоризм выношен, продуман его автором. Один на один с мальчиками калека вновь повторит свое изречение: «Ну, прощайте и помните: человек создан для счастья… Тележка покатилась, но уже в конце переулка феномен еще раз повернулся к нам, кивнул головой кверху, на птицу, кружившуюся высоко в небе, и крикнул еще раз:

- Создан для счастья. Да, для счастья, как птица для полета».

Настойчивым напоминанием афоризма он как бы желает внушить юным слушателям, что это суждение особо важно для них.

Нужна ли вступительная часть рассказа, рисующая мальчиков за воображаемой рыбной ловлей и в фантастических путешествиях в старом кузове бывшей кареты? Каково значение этой части? ( Мы её озаглавили «Сказочный мир игр». Она вводит читателей в мир маленьких героев, готовит к восприятию чего-то серьезного, важного).

- Какие эпитеты использует автор в описании игры? (Экипажи – фантастические, карета – чудесная, гостиница – одинокая, глубина бадьи – таинственная)

- Какие изменения в тональности повествования мы замечаем во второй части? ( Эту часть мы назвали «Действительный мир и наш фантастический уголок». Через умело подобранные эпитеты писатель намекает, что реальная жизнь не так красива и безмятежна, как мир детской фантазии. С приближением лакея мир рушится, разбивается вдребезги: «Серьезно выпученные глаза лакея все видят иначе: удочки становятся простыми ветками тополя…, а «неизмеримая глубина нашего зеленого омута колыхнулась, помутнела… и снова стала старой деревянной бадьей. При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дурачками»).

Учитель: Дети стремились отгородиться от жизни взрослых, где для них существовало множество запретов и наставлений, а порой они, по всей вероятности, сталкивались и с унижением их человеческого достоинства. Не случайно мальчик ждет от феномена неприятностей (найдем в тексте): «…мне казалось, что он сделает над нами что-то такое, от чего нам будет после стыдно всю жизнь…»

Встреча с Яном Залуским – факт значительный в жизни мальчиков. Дети задумались о смысле афоризма: что такое жизнь, и какое место в ней занимает человек.

Для чего создан человек? Мысль о назначении человека пронизывает весь очерк. Найдите в тексте подтверждение этому:

Начало рассказа: « Для чего, собственно, создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано… Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма».

Конец первой главы (описывающей «рыбную ловлю» у старой кареты): «вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни».

Конец второй главы: « Таковы были обстоятельства, предшествовавшие той минуте, когда нашему юному вниманию предложен был афоризм о назначении жизни и о том, для чего, в сущности, создан человек…»

В третьей главе пан Залуский сообщает свой афоризм ребятам, а в конце главы в диалоге калеки в Матвеем вновь звучат слова о том, что человек создан для счастья, только с тем добавлением, что счастье, однако, не всегда создано для него.

Действительность предстала перед мальчиками в её болезненных изломах, человеческой боли: «…резко и болезненно ударило меня в глаза обнаженное уродство этих узких плеч, совершенно лишенных даже признаков рук», «…странное существо перебирало по земле ногами ещё более походя на паука, сделало большой круг…».

Дети изумлены: разве это возможно?

- Зачем несчастному калеке надо было становиться клоуном, не лучше ли было жить тихо, спокойно, не мозоля глаза людям? (Находим в тексте ответ самого феномена: «Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни… …человеку надо кормиться не тем, так другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам.»).

- Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? (Труд его тяжел: «Калека стоял с трудом, - огромная голова подавляла это тело карлика, на лице виднелось страдание, тонкие ноги дрожали». Но он это делает не только для того, чтобы прокормиться и содержать родных. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь, несмотря ни на что удивительна и прекрасна. Об этом говорит и афоризм, написанный мальчикам: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это понимает безрукий «феномен», он живет достойно).

Учитель: Из непродолжительного общения с феноменом впоследствии мальчики извлекут уроки стойкости и сострадания. Понимание, что трудом и упорством можно многое преодолеть, многого достичь. Так, калека смог развить свой ум, стать человеком «очень просвещенным», материально поддерживать родных, а главное, при незавидности своей судьбы он не ожесточился, не озлобился, а жил, делая людям добро. В его поступках, словах чувствуется достоинство, сила воли.

Встреча с Яном Залуским «острой занозой» вонзилась «в детские сердца и умы», она окончательно разрушила мираж, в котором жили дети. И уголок двора уже не приносил им былой радости. Удочки, бадья, старый кузов кареты – все потеряло свою «заманчивую таинственность». От бадьи дурно пахло, «кузов казался дрянной старой рухлядью». Мальчики увидели окружающую действительность другими глазами. Игра потеряла свое волшебство. Дети начали быстро взрослеть.

Тяготы, потери близких, борьба за существование – очень многое в жизни несет человеку несчастье. И как быть счастливым, когда кругом миллионы голодных, несчастных, угнетенных? Короленко не ограничивается только провозглашением права человека на счастье. «Человек создан для счастья», создан – отнюдь не значит, что каждому в обществе оно гарантировано. В своем произведении автор утверждает свое понимание того, в чем следует видеть реальное счастье.

Заметим, что очерк был написан после перенесенного писателем тяжелого потрясения – смерти дочери. Ощущение непрочности и хрупкости жизненных устоев и великой значимости радости бытия – вот те чувства, которые сказались при написании очерка.

Прочитаем отрывок из письма Короленко к сестре своей жены:

«…этот рассказ явился для меня самого неожиданным результатом всего, что пришлось пережить в последнее время. Я вообще человек не унылый и не пессимист. Но смерть моей Лели (маленькой дочери Короленко, умершей во время путешествия в Америку) так меня пришибла, что я никогда, в самые тяжелые минуты моей жизни, не чувствовал себя до такой степени изломанным, разбитым, ничтожным. Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастия? Ну что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Многие писатели обращались к этому вопросу – вопросу о счастье, смысле жизни, о назначении человека. Перед вами высказывания :

«Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть» (Л.Н.Толстой)

«Счастье не в счастье, а лишь в его достижении» (Ф.М.Достоевский)

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» (А.П.Чехов)

В ходе обсуждения делаем выводы: Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова. Судьба человека зависит только от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р.Киплинг. «Заповедь»)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: