Проблемы: язык, образование, сохранение культуры и традиций, диаспоры, притеснение, не правильные границы
Национальный регион – своя страна внутри другой страны.
Проблемы: язык, образование, сохранение культуры и традиций, диаспоры, притеснение, не правильные границы
Напряженность в межнациональных отношениях охватила со второй половины 1980-х годов почти все регионы России. Хотя в целом в настоящее время острые национальные конфликты затрагивают в основном население отдельных внутренних республик и прямо не грозят многочисленным краям и областям. Например, ученые отмечают, что в Сибири сложный этнический состав, чересполосное расселение, высокий процент национально-смешанных браков обусловили формирование здесь многоконтурной системы межнациональных установок. Сказывается длительность совместного проживания людей разных национальностей, достаточно благоприятные установки на межнациональное общение, менее кризисная по сравнению с другими регионами России экономическая ситуация.
Во многих российских территориях отмечается ряд противоречий, на основе которых сегодня возможны межнациональные конфликты. Ученые отмечают в их числе противоречие между стремлением к национально-политической самостоятельности и отсутствием автономных прав и форм управления у большинства малочисленных народов и национальных групп; противоречие между необходимостью возрождения и развития традиционных видов хозяйства и национальных культур и ограниченными материальными возможностями; противоречие между необходимостью реформ, в т.ч. отчасти по "западному" образцу, и угрозой разрушения привычного образа жизни, культуры, системы ценностей; противоречие между наличием национальных особенностей и этническим стереотипами восприятия этих особенностей другими народами; противоречие между интересами национальных групп и национальных элит; противоречие между необходимостью регулировать межнациональные отношения и отсутствием необходимого инструментария; противоречие между необходимостью знаний у населения по истории и культуре своего народа, соседних народов и национальных групп и всеобщей этнографической необразованностью россиян и другие противоречия.
В то же время мы потеряем объективность, если не увидим положительных сдвигов в решении национальных проблем и регулировании межнациональных отношений. Самое главное это осознание необходимости решения этих проблем как самими этническими общностями, так и органами управления и переход от словесной поддержки до правовых, политических и финансовых способов и форм решения. Это и понимание того, что этнический фактор приобрел сегодня ярко выраженное политическое значение. Это и регионализм в национально-политическом мышлении, стремление в рамках одной федерации решать национальные проблемы своего региона по-своему, идея децентрализации управления национальными процессами. А отсюда общественная потребность в новых теориях суверенного и автономного развития территорий, народов и национальных групп, в региональных программах и прогнозах национального развития, отбрасывающих единые шаблоны и единые для всех этнических общностей России рецепты. Отметим и факт определенного отрезвления людей от шовинистических идей, а кое-где это приводит и к антиэтнизму в мышлении, что особенно заметно у экономически инициативных людей, стремящихся к снятию национальных, в т.ч. и национально-государственных препятствий в делах предпринимательства, торговли и бизнеса. Все больше россиян начинают осознавать вред национальной отчужденности и изоляции, признавать полиэтничность в совокупности с российской идеей как основу Российского государства, стремиться к знаниям о народах и их культурах.
Для национальных меньшинств (малочисленных народов и национальных групп) России налицо большое значение национальной автономии. Многие ее не имеют совсем. В настоящее время все же нельзя умалять значение национально-территориальной автономии. Там, где необходимость и возможность имеются, считаем важным решать вопросы образования новых автономных областей, округов, национальных районов и национальных сельских советов. Где этнодисперсное расселение, этнополитическая и этнодемографическая обстановка не позволяют этого сделать, может быть успешно использована форма национально-культурной автономии как государственного или смешанного общественно-государственного органа управления.
Условиями возрождения и развития народов, и особенно национальных меньшинств является использование в практике воспитания и образования своих самобытных систем, в том числе систем обучения народным промыслам, ремеслам и т.д. Значительным фактором является наличие национальной интеллигенции, профессионального слоя национальной культуры, обеспечивающих тот уровень культуры, к которому нужно подтягивать уровень культуры всего народа или национальной группы, и гарантирующих исчезновение опасности и для народной культуры. Конечно же, особо важную роль призваны сыграть законы и в целом государственная поддержка политики сохранения и развития национальных меньшинств, их природных и культурных ресурсов. При этом следует поддержать тезис о необходимости проведения многовариантной национальной политики, учитывающей самобытность и специфику хозяйства, культуры, быта, социальных отношений всех народов и национальных групп, населяющих ту или иную республику, автономию, край или область. Последнее особенно важно для прекращения межнациональной конфронтации и должно быть основным принципом государственной национальной политики.
о, к сожалению, отсутствие политической стабильности, наличие экономического и культурно-нравственного кризиса в России ограничивают сегодня возможности региональной национальной политики, вызывают относительное сокращение ассигнований на решение национальных проблем, на культуру как со стороны центральных органов власти, так и со стороны местных административных органов управления.
особого внимания, по мнению ученых, требуют следующие основные задачи: сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала; формирование нового механизма культурной преемственности; использование коммерческого потенциала национальных культур; решение проблем преподавания национальных языков; разработка комплексной программы непрерывного эстетического воспитания подрастающего поколения на традиционной национальной основе; создание государственных или общественно-государственных структур в форме национально-культурной автономии.
При разработке программ национально-культурного возрождения, сохранения и развития важно учитывать конкретную ситуацию. А для этого ее желательно с помощью ученых и краеведов изучить. При этом важно, чтобы вопросы, что и как возрождать (а все утраченные культурные традиции быть восстановлены не могут), решало местное население - носитель традиционных явлений культуры.
Типы регионов, экспертным образом выделены из совокупности прототипов, полученных на пересечении трех плоскостей (см. рисунок).
(1) Ведущий культурный тип соотносится с фазовой логикой, но если последняя феномен социально-экономический, указующий на смену хозяйствующих фаз (аграрной, индустриальной, когнитивной), то предлагаемые нами типы есть феномен социокультурный. Следовательно, мультикультурный тип соотносится с постиндустриальными формами общежития, корпоративный во многом с индустриальными, этнокультурный — с традиционными, а депрессивный — есть факт выпадения из любого типа воспроизводства.
(2) Аккреационный тип указывает на демографическую динамику места: куда стремятся люди приехать, откуда они уезжают, что они рассматривают в качестве временного пункта пребывания (механическое движение человеческого ресурса), где наращивается численность населения, а где утрачивается.
(3) Также мы разделяем локусы по типу встроенности в систему обмена. Встроенность в глобальный мир транснациональных обменов нужно отделять от встроенности в макрорегиональные системы в частности ЕС, АТР или исламского мира. Мембранный или приграничный тип указывает на активный социокультурный обмен с территориями других, соседних стран. Локальный — замкнут на самом себе.

В результате мы получаем пять пар: антагонистическую пару «Мировой город — антропопустыня» и еще четыре пары построенных на базе мультикультурных агломераций, трансграничных зон, этнокультурных и корпоративных территорий[2].
Тип региона | Уточнение типа | Базовые характеристики типа | Карта | Угрозы | Задача |
Мировой город (город-городов) | Быстро нагревающаяся, мультикультурная территория глобальной встроенности | Низкая рождаемость, высокое положительное сальдо миграции, непрерывно повышающаяся многообразие, предельная капитализация, высокая квалификационная мобильность, инновационность среды потребления и производства | Московская агломерация (со временем Московско-питерский магалополис) | Выкачивание наиболее мобильного и капитализированного труда за пределы страны | Достроить город-городов, что обеспечит эквивалентный глобальный обмен (циркуляцию ресурсов) |
Антропопустыня | Депрессивные, давно остывшие, оторванные от инфраструктур территории | Отрицательное сальдо миграции, стареющее население, рожать некому, капитализация отрицательная, образовательная инфраструктура разрушена, ранее запущенная деятельность свернута, сил и ресурсов для сохранения индустриального наследства нет | Территории Севера, части Сибири и Д.Востока, зоны экологических катастроф | Потеря смысла существования данных территорий и как следствие всякой управляемости ими | Превратить в заказники (охотничьи угодья), что обеспечит воспроизводство воспроизводимых биоресурсов |
«Дрожжевой» регион | Мультикультурные агломерации 1 типа: разогреваемые территории с городскими ядрами, повышающие свое разнообразие | Общий прирост, наращивание культурного многообразия, возрастающая роль диаспор, мечетное строительство, предпринимательская (особенно в низовой части) активность | Ростов-на-Дону, Волгоград, центр и рекреационная зона Краснодарского края | Столкновение идентичностей, перерастающее в социальные конфликты различной интенсивности | С опережением развивать инфраструктуры с целью конструктивной упаковки пассионарности |
Каркасный регион | Мультикультурные агломерации 2 типа: остывающие территории, с ядром городом-миллионником, с неактуализированной потенцией к повышению разнообразия | Суженное воспроизводство населения, аккреция недостаточна, нарастание транзитности, мечетное строительство, средний уровень предпринимательской активности | Миллионники Волго-уральского региона и Западной Сибири, составлявшие опорно-воспроизводящий каркас индустриальной эпохи | Дальнейшее остывание, доминирование «западного дрейфа», деурбанизация | Выделить лидеров: за счет масштабных проектов запустить аккрецию, поднять соц температуру, сублимировать в предпринимательскую и инновационную активность |
Макрорегиональный молл | Трансграничные зоны 1 типа: мультикультурные зоны примыкания к макрорегионам (ЕС, АТР) | Сильное культурное (в т.ч. стандарты потребления) влияние со стороны макрорегиона, постепенное стирание российской гражданской идентичности, высокое потребление инноваций | Питерская агломерация с Кенигсбергом (Янтарное кольцо), Приморье с Сахалином (АТР) | Эксплуатация — переосвоение территории в рамках чужих проектов | Обеспечить интеграцию в макрорегион с сохранением субъектности (добиться эквивалентного обмена) |
Медиа-регион | Трансграничные зоны 2 типа: мультикультурные зоны, расположенные в приграничье в зонах интенсивного обмена | Интенсивный обмен с соседней территорией (принадлежащей другому государству) с формированием специфического человеческого типа и поведения, как правило, высокая степень толерантности (эмпирическая толерантность) | Белгородская, Ростовская, Оренбургская, Челябинская, Амурская области (в части приграничных территорий) | Недооценка возможностей | Создавать приграничные регионы совместного освоения (по типу еврорегионов) |
Национальный парк | Этнокультурные остывающие территории локального типа | Традиционное общество (преобладающий тип поведения), стабильное население, предельно низкая мобильность (пространственная и квалификационная), высокое инновационное сопротивление | Русский Север, русская глубинка, зоны расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, алтайские и забайкальские образования | Угроза превращения в антропопустыни (переход во 2 тип) | Изменять правовой статус территории: превращать в национальные парки |
Демографический резервуар («национальный роддом») | Этнокультурные нагревающиеся территории локального типа | Естественный прирост, СКР >2,2, здоровая, крепкая молодежь, традиционные ценности, высокая безработица | Дагестан и Ингушетия | Бунт, исламизм, сепаратизм | Вытаскивать здоровую молодежь в точки роста |
Моногород | Корпоративные территории ограниченного нагрева | Индустриальное урбанистическое ядро, доминирующее положение корпоративной идентичности, невозможность реализации вне единственного и доминирующего предприятия | Норильск, Ст.Оскол и подобные им | Узкий коридор развития, заданный корпоративной целесообразностью; серьезные экологические проблемы | Порождать образовательные и пространственные (городские) проекты нового типа; там где это возможно преобразовывать в вахтовые поселки |
Вахтовый поселок | Корпоративные транзитные зоны | Сменное население, низкая плотность окружающего пространства, представляющего собой антропопустыню или национальный парк | Точки в труднодоступных северных территориях | Хищническое отношение к территории, экологическая катастрофа | Отслеживать исполнение экологических норм и норм трудового законодательства |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: