Профессиональный стандарт педагогической деятельности (Под редакцией Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова) Разработан по государственному контракту №П243 от 11. 09. 2006

Профессиональный стандарт педагогической деятельности (Под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова) Разработан по государственному контракту №П243 от 11.09.2006 Докладчик: Шадриков Владимир Дмитриевич [email protected] доктор психологических наук, профессор [email protected] академик РАО 772-95-90*51-54
Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности.

Результаты обучения и научения
Где:
З – знания
У – умения
С – способности
Л – личностные качества
К - компетентности

Компетентность и компетенции
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности.

Ключевые компетенции, выделяемые в различных исследованиях

Европейские исследования
(В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран-подписантов Болонской декларации,
в консультациях и опросах были задействованы 5183 выпускников вузов, 998 профессоров, 944 работодателя.)

Ключевые компетенции (результаты европейского исследования)
1. Инструментальные
способность к анализу и синтезу;
способность к организации и планированию;
базовые общие знания;
базовые знания по профессии;
коммуникативные навыки в родном языке;
элементарные компьютерные навыки;
навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);
способность решать проблемы;
способность принимать решения.

Ключевые компетенции (результаты европейского исследования)
2. Межличностные
способность к критике и самокритике;
способность работать в команде;
межличностные навыки;
способность работать в междисциплинарной команде;
способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;
способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
способность работать в международном контексте;
приверженность этическим ценностям.

Ключевые компетенции (результаты европейского исследования)
3. Системные
способность применять знания на практике;
исследовательские способности;
способность к обучению;
способность к адаптации к новым ситуациям;
способность к генерации новых идей (творчеству);
способность к лидерству;
понимание культур и обычаев, других стран;
способность работа
ть автономно; способность к разработке проектов и их управлению;
способность к инициативе и предпринимательству;
ответственность за качество;
волю к успеху.

Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции:
Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции:
Способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины;
Способность логично и последовательно представить освоенное знание;
Способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкование
Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами;
Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;
Способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
Способность оценить качество исследований в данной предметной области;
Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.

Выпускники второго уровня должны:
Выпускники второго уровня должны:
Владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владеть новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации;
Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;
Быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например в рамках квалификационной работы;
Продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
Овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
Необходимо подчеркнуть, что одинаковые результаты могут быть получены через различные типы обучения, методики, техники, форматы.

Ключевые компетенции (И.А.Зимняя)
В исследовании И.А.Зимней выделены следующие ключевые компетенции:
здоровьесбережение,
гражданственность,
социальное взаимодействие,
общение,
информационные технологии.

Подход к выделению компетенций и компетентностей с позиций психологической теории деятельности


При определении компетенций и компетентностей были проведены следующие уровни анализа:
выявление требований к профессиональным качествам педагога, вытекающим из педагогической теории;
определение состава компетенций, вытекающих из требований теории системогенеза деятельности;
выделение требований к профессиональным качествам педагога, содержащихся в действующих образовательных стандартах по направлениям и специальностям подготовки педагогического профиля;
определение состава компетенций на основе опроса студентов и учителей, а также преподавателей педагогических вузов;
определение требований к выпускникам вузов и работающим педагогам, формулируемых директорами школ и работниками системы управления образованием (работодателями).

Определения
Деятельность –человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности. Педагогическая деятельность – один из видов деятельности, выражающихся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.
Педагогическая деятельность как совместная предполагает «субъект-субъектные отношения» в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.
Профессиональный стандарт – система требований к работнику, определяющая возможность занять определенную должность, быть допущенному к определенной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований, которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности.


Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока
компетентность в целеполагании учебной деятельности
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)
компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач
компетентность в разработке программ деятельности и поведения
компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)

Благодарю за внимание! Шадриков Владимир Дмитриевич [email protected] доктор психологических наук, профессор [email protected] академик РАО 772-95-90*51-54

страница 1
скачать
Другие похожие работы: