Профилактика девиантного поведения подростков психологический тренинг внутригруппового взаимодействия
Занятие 3. РЕКЛАМА
Цель: повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их сопротивляться этим приемам.
Задачи:
дать краткую информацию о целях рекламы;
обсудить основные рекламные приемы;
обыграть и проанализировать рекламу сигарет или алкоголя;
обсудить альтернативные способы реагирования на рекламу.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: вырезки из газет и журналов — реклама табака и алкоголя; большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Реклама является сильным средством влияния на человека, множество наших ежедневных решений незаметно регулируется рекламой. Узнав больше о рекламе и приемах, которые она использует для того, чтобы покупались определенные продукты или осуществлялось определенное поведение, мы станем менее внушаемы и не будем, даже под влиянием рекламы, делать то, чего без влияния рекламы не сделали бы.
I. Обсуждение целей рекламы
Попросить подростков коротко обсудить цель рекламы.
Вопросы:
1. Почему фирмы рекламируют себя и свою продукцию? Мозговой штурм. Все мнения выписываются на лист бумаги.
2. Думают ли они, что их реклама правдива? Проголосовать.
Ведущий. Цель рекламы — продать товар. Она не только сообщает факты, но и преувеличивает, дает неверную информацию, чтобы продукция покупалась.
II. Описание наиболее распространенных рекламных приемов
Попросить подростков рассказать о рекламе, которая им больше всего запомнилась, и о том впечатлении, которая она на них произвела. Определить, какой прием эта реклама использует. Все мнения выписываются на лист бумаги.
Приемы рекламы: известность; внешняя привлекательность, красота; «пофигизм»; «романтика»; сексуальность; юмор, комический эффект; благосостояние; направленность на простого человека; «шик»; необычность; использование контрастов; индивидуальность, стиль; эмансипация; направленность на здоровый образ жизни; поднятие самооценки.
Примеры общеизвестных рекламных призывов сигарет:
Marlboro — романтика, удовольствие, популярность, жизнелюбие, чистота и здоровье;
Winston — маскулинность, для активных людей, живущих в деревне, здоровье;
Salem — сексуальный призыв, успех, привлекательность, удовольствие, наслаждение.
Примеры приемов рекламы алкоголя:
популярность (алкоголь сделает вас более популярным);
романтика (алкоголь важен для того, чтобы понравиться противоположному полу);
зрелость (употребление алкоголя означает, что вы взрослый);
молодость (алкоголь означает, что вы молоды и активны);
ум (потребление алкоголя — часть современной, интеллектуальной, красивой жизни);
удовольствие (алкоголь приятен на вкус, является необходимым компонентом веселья);
расслабление (алкоголь снимает напряжение и расслабляет).
III. Анализ рекламных приемов
Каждый участник выбирает себе рекламные вырезки. Дается задание: за 5 минут проанализировать приемы конкретной рекламы и затем рассказать о них. По возможности должен высказаться каждый участник. Желающие могут дополнить анализ.
IV. Разыгрывание рекламного сюжета
Разделившись на группы (по 5 чел.), участники придумывают сюжет ролика с рекламой сигарет или алкоголя и разыгрывают его.
После просмотра каждого ролика обсудить различные пути интерпретации рекламы алкоголя и сигарет. Примеры вопросов: «Что остается за кадром? Для кого реклама предназначена?»
Ведущий. Те, кто рекламирует сигареты, алкоголь и другие продукты, стараются манипулировать людьми с целью побудить их купить все это. Они создают иллюзию того, что сигареты или алкоголь сделают жизнь более приятной и улучшат ее.
V. Обобщение главных моментов занятия
• Цель рекламы — продажа продукции.
• В большинстве случаев реклама не просто сообщает информацию, но также преувеличивает свойства продукции для того, чтобы побудить людей ее купить.
• Телевидение, радио, газеты, журналы — наиболее распространенные каналы рекламы.
• Реклама часто обманчива и уводит потребителя в сторону, фокусируясь на чем-то, не имеющем прямого отношения к рекламируемому товару.
• Мы не замечаем, как реклама манипулирует нами.
• Существуют альтернативные способы реагирования на рекламу сигарет или алкоголя. Для этого следует помнить, что реклама пытается манипулировать людьми, создавая впечатление, что курение и употребление алкоголя как-то улучшает их жизнь.
Занятие 4. Я И МОЕ ТЕЛО
Цель: расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».
Задачи:
описать варианты изменения телесного облика;
моделирование ситуации изменения образа тела;
актуализация выбора индивидуального решения.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: краски, кисточки, большой лист бумаги, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Сегодня вы будете заниматься некоторыми приемами изменения своего тела. Многие люди чувствуют неудовлетворенность своим телом в различных жизненных ситуациях. Для этого они прибегают к различным изменениям своего тела.
I. Мозговой штурм
Подросткам предлагается ответить на вопросы:
1. Что мы делаем со своим телом?
2. Для чего?
Лист бумаги делится на две части, куда вписываются предложенные варианты и мнения детей, а также их положительные и отрицательные стороны. Добавить к причинам те, которые подростки не указали.
Отрицательные стороны: вредно для здоровья; невозможность впоследствии полностью избавиться; «забивает» индивидуальность, становишься рабом отдельного круга людей, моды, рекламы; может не понравиться другу/подруге и послужить причиной конфликта; навязывание стереотипа поведения, иногда губительного для личности.
Положительные стороны: подчеркивает индивидуальность; появляется чувство гордости за то, что ты не такой, как все; меняется настроение и поведение в целом, например был замкнутым, «забитым», стал крутым и сильным; красота и привлечение внимания.
Что мы делаем со своим телом | Для чего |
1. Макияж | — кому-нибудь понравиться — приятно выглядеть — для себя и окружающих — повысить уверенность в себе — по привычке — скрыть недостатки — подчеркнуть индивидуальность |
2. Татуировка | — красиво и модно — в подражание другим — стереотипы — чтобы выразить внутренний мир — показать индивидуальность — это «круто», показать свою силу, авторитет (у зеков), — необычность, стиль — чтобы шокировать окружающих — вызывает чувство гордости |
3. Пирсинг | — принадлежность к какому-нибудь клану, вере — стильность — сексуальность — имидж — чтобы не быть как все — модно |
II. Обсуждение
Обсудить, зачем человек прибегает к таким способам изменения своей внешности. Разобрать культурные и исторические аспекты нанесения татуировок, макияжа, прокалывания различных частей тела, например: ритуал, средство привлечения внимания, коммуникации, статусные отношения.
III. Инсценирование
Предложить подросткам придумать и нанести красками на свое тело татуировки и макияж.
IV. Обсуждение в кругу
Каждый участник говорит о том, что он хотел изобразить, почему именно на этом месте, в таком объеме и что чувствует в этом образе.
Предложить участникам представить, что нанесенный узор — настоящая татуировка и они прожили с ней 50 лет. Какие чувства они при этом испытывают?
V. Обобщение главных моментов занятия
• Изменение телесного облика ведет к изменению состояния;
• моделируемая ситуация позволяет актуализировать выбор индивидуального решения при возможности изменения или вмешательства в свое тело;
• интенсивность нанесения татуировок, макияжа, пирсинга отражает «чувство меры» человека, индивидуальные особенности личности, выполняет компенсаторные функции;
• татуировка отражает временное состояние; после определенного срока человек хочет изменить или избавиться от нее.
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: