Программа для 1 11 классов Пояснительная записка
Тема 4. Марийский край в период революций и гражданской войны (1917 – 1920 гг.)
Отношение населения края к Февральской революции 1917 г. Активизация общественно-политической жизни весной – летом 1917 года. Марийское национальное движение. Организация Марий Ушемов, Черемисской секции Общества мелких народностей Поволжья, Черемисской военной организации. Первый Всероссийский сьезд мари (1917). Начало издания газеты «™жара» («Заря»). В.М. Васильев, П.П. Глезденев, Л.Я. Мендияров. Отношение различных категорий населения к Октябрьской революции. Выборы в Учредительное собрание. Установление Советской власти в населенных пунктах края. Национальный областной съезд мари в феврале 1918 г. и II Всероссийский съезд народа мари в июне 1918 г.
Население Марийского края в условиях «военного коммунизма». Антибольшевистские выступления в крае. Участие уроженцев края в вооруженном противостоянии сторонников и противников Советской власти. Развитие культуры и образования.
Художественное слово. Марийские народные предания: «Колчак Тўм-Тўм ял воктене» («Колчак около деревни Тюм-Тюм»), «Колчак ваштареш кредалмаш» («Сражение против Колчака»).
Изобразительное искусство. С.Подмарев. «За власть Советов». Х., м. Т
Тема 5. Зарождение марийской драматургии и театра.
Сведения о жизни и творчестве марийских писателей: И.Беляев «Креділміш» («Борьба»); А.Конаков «Тулык ўдыр» («Сиротка»); М.Шкетан «Кок сўанат пеле» («Две с половиной свадьбы»).
Творческие параллели с литературами других народов. Сведения о жизни и творчестве писателей: удм. - Ашальчи Оки; М.Сеспель (чув.); тат. -Г.Тукай.
Художественное слово. Стихи: Ашальчи Оки (удм.). «Ты спросил у меня», «У дороги»; Г.Тукай (тат.). «Туган тел» («Родной язык»).
Тема 6. Марийская автономная область (республика) в 1920 – 1930-е годы
Образование Марийской автономной области. И.П.Петров, С.А. Черняков, В.А. Мухин. Первый съезд Советов автономной области. Голод 1921 – 1922 годов в Марийском крае. Социально-экономическое развитие области в годы нэпа: сельское хозяйство, кустарные промыслы, кооперация, крупные стройки. Индустриализация в МАО. Красногорский лесозавод. Лопатинский деревообрабатывающий комбинат. Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Город Волжск. Раскулачивание и сплошная коллективизация сельского хозяйства. Последствия коллективизации.
Коренизация в области науки, образования и культуры. Школьное образование. Переход к обязательному начальному образованию. Трудовые школы первой и второй ступени. Новые типы школ – ШКМ, ФЗУ, профессионально-технические школы. Функционирование национальных школ. Открытие научных и высших учебных заведений: Марийского научно-исследовательского института, Агропединститута, Института повышения квалификации кадров народного образования, Поволжского лесотехнического института. Развитие печати и книгоиздания. Подъем марийской культуры (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Писатели Н.В. Игнатьев, О. Ипай, С.Г. Чавайн, М. Шкетан. Поэт и киноактер Й.Кырля. Композитор И.С. Палантай. Художники А.В. Григорьев, К.Ф. Егоров. Стихи: Йыван Кырля. Переводы с мар. П.Железнова. «Читателю», «День рожденья», «Рабфак»; Олык Ипай. Переводы с мар. А.Смольникова. «И.Т.Трофимову», «Паймет», «Думы Йынаша»; Шабдар Осып. «Женская доля» (Отрывок из романа); М.Шкетан. «Эренгер» (Отрывки из романа);
Политические процессы 1930-х годов. Последствия массовых репрессий.
Преобразование МАО в МАССР (1936 г.).
Развитие марийской литературы. Н.Игнатьев. Йыван Кырля. С.Николаев. Олык Ипай. Шабдар Осып.М.Шкетан.
Произведения марийских писателей, посвященные коллективизации: А.Красноперов, И.Ломберский, В.Сузы.
Произведения марийских писателей и ученых о политических репрессиях: В.Иванов, К. Сануков.
Мемуарные произведения: А.Крупняков, Г.Левенштейн.
Творческие параллели с литературами других народов. М.Коновалов (удм.). «Лицо со шрамом»; С.Эльгер (чув.). «Под гнетом» (Отрывки из романа).
Художественное слово. В.Иванов. «Ава шум» («Материнское сердце»). Повесть; Н.Игнатьев. «Стальной ветер» (Отрывки из романа); А.Красноперов. «Страда» (Отрывки из романа); А.Крупняков «Березовый сок» (Отрывки из дилогии); Г.Левенштейн. «За колючей проволокой» (Воспоминания); И.Ломберский. «Настоящее имя». Повесть; С.Николаев. «Салика». Пьеса; В.Ошел: «Айдеме илаш шочеш» («Человек рождается жить»). Мемуары; А.Солженицын (рус.). «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом». Мемуары; В.Сузы. Перевод с мар. А.Кременского. «Мельница мелет» Повесть; В.Ошел. «Айдеме илаш шочеш» («Человек рождается жить»). Мемуары; М.Швед. «Кїртни пичї кєргїштї» («В железной клетке»), «Сибирьїштї ыжар сиремін сінділїкїштї» («В Сибири, отчуждении»).
Музыка. Становление марийской профессиональной музыки. И. Палантай и его первые хоровые произведения. Прослушивание хоров «Марий Совет погынымашлан» («Съезду мари»), «Йывырте» («Радуйся»). Союз композиторов Марийской АССР.
Беседа. Встречи с прошлым. «История страны глазами родственников».
Тема 7. Семья, родство.
Конституция РФ и РМЭ о семейных отношениях. Ответственность в укреплении семейных отношений. Притча о браке сына царева. О послушании. Притча о двух сыновьях. Крепкий род - крепкое поколение.
Национальные традиции помощи родителей и родственников молодой семье у разных народов.
Тема 8. Праздники
Месяцеслов у каждого народа. Календарные праздники. Профессиональные праздники.
Подготовка проекта: «Какую профессию я выбираю».
Тема 9. Заключительный урок.
Написание реферата, публичная защита исследовательской работы на школьной конференции по изученным темам.
Планируемые результаты освоения Примерной программы
по Истории и культуре народов Марий Эл
1 класс
Темы | Что должен знать | Что должен уметь |
Тема 1. Отечество, Родина | города, районы нашей республики. | Назвать свое место жительства |
Тема 2. Семья, родство | близких родственников | объяснять степень родства |
Тема 3. Моя родная школа | историю родной школы | рассказывать о своей родной школе |
Тема 4. Славные люди родного края | роль труда хлеборобов | называть Героев труда деревни, села |
Тема 5. Природа вокруг нас | правила поведения в природе | бережно относиться к природе, учиться видеть красоту, любить ее. |
Тема 6. Устное народное творчество и народные игры | малые жанры фольклора: загадки, песни, пословицы, поговорки | понимать образность сказок; играть в народные игры |
Тема 7. Музыкальная культура народов Марий Эл | песенное творчество: детские, колыбельные песни | определять марийские музыкальные инструменты по иллюстрациям, знать 1-2 детские песенки |
Тема 8. Народное искусство | традиционную одежду народов Республики Марий Эл. Бабушкин сундук хранит искусные изделия. | рассказывать, зачем нужна одежда, украшения на ней. |
Тема 9. Театры республики | что такое театр. | назвать театры нашей республики. |
Тема 10. Праздники | первоначальное представление о праздниках. | различать праздники профессиональные, национальные, религиозные, сезонные (народные календарные). |
2 класс
Тема | Что должен знать | Что должен уметь |
Тема 1. Россия – самая большая страна. | название и символику нашей республики | рассказывать о Йошкар-Оле – столице республики. |
Тема 2. Семья. Родство | традиции и знаменательные события своей семьи. | рассказывать о трудовых успехах членов семьи. |
Тема 3. Труд славит человека. | роль труда в жизни человека. | приводить примеры пословиц и поговорок о природе |
Тема 4. Времена года. Звери и птицы | о животных нашего края. | связывать времена года с жизнью животных нашего края |
Тема 5. Нравственные основы сказки. | народная сказка – это душа народа | читать сказки по ролям, разыгрывать их. |
Тема 6. Музыкальная культура мари. | марийские народные музыкальные инструменты. | отличать песни профессиональных композиторов от народных |
Тема 7. Марийское народное искусство | деревообработка, вышивание, плетение из лозы - творческая деятельность в прошлом у марийцев. | изготовлять поделки из соломки, лозы |
Тема 8. Театры Республики Марий Эл. | историю Театра юного зрителя | рассказывать об артистах театра |
Тема 9. Книги – наши друзья. | роль книги в жизни каждого человека | Назвать ближайшую библиотеку,уметь вести себя в библиотеке,научитья ремонтировать книги |
Тема 10. Финно-угры – одна семья. | финно-угорские народы России и зарубежья | играть в игры финно-угорских народов |
Тема 11. Праздники. | о праздниках, связанных с историей нашего родного края | изготовлять подарки родным и близким в честь праздников 23 февраля и 8 Марта |
3класс
Темы | Что должен знать | Что должен уметь |
Тема 1. Моя Родина – Республика Марий Эл | административное деление, районы республики. Численность и состав населения республики. | составлять связный рассказ о своем районе, городе, республике |
Тема 2. Семья. Родство | родословную своей семьи. | составлять рассказ о семейных трудовых традициях. |
Тема 3. Народный календарь, праздники | понятия «календарь», «праздник». | различать календарные праздники народов, населяющих Республику Марий Эл. |
Тема 4. Фольклор марийского народа | в сказочной прозе отображаются народные традиции | понимать образность сказок |
Тема 5. Народная педагогика – мудрость народа | народная педагогика – мудрость народа | беседовать со старожилами своей деревни, села, района, города |
Тема 6. Музыкальная культура | о роли народных музыкальных инструментов в духовной культуре. | слушать мелодии, учить народные песни |
Тема 7. Народное искусство | об орнаменте традиционной марийской вышивки. | изготовлять изделия с национальным орнаментом. |
Тема 8. Театры Республики Марий Эл | историю марийского национального театра драмы им. Я. Майорова-Шкетана. | Знать месторасположение театра, рассказывать о просмотренных театральных представлениях. |
Тема 9. Национальная кухня | о традициях и обычаях марийской национальной кухни. | составлять рецепт о любимых блюдах своей семьи |
Тема 10. Знания – наше богатство | о первых школах в Марийском крае. Историю своей школы. | рассказывать о родной школе и ее выпускниках |
Тема 11. Праздники | 9 мая– День Победы. | беседовать с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла. |
4класс
Темы | Что должен знать | Что должен уметь |
Тема 1. Республика Марий Эл на географической карте | о географическом положении республики. | ориентироваться на физической и политико-административной карте республики |
Тема 2. Моя семья, родство | о семейных традициях и праздниках. | составлять родословное древо по отцу и матери. |
Тема 3. Труженики села в прошлом и настоящем | о труде хлеборобов и животноводов в прошлом и в настоящем | приводить пословицы и поговорки о труде |
Тема 4. Край марийский – край лесной. Времена года | о роли леса в старину и настощее время | оберегать лесное богатство нашего края |
Тема 5. Первые писатели Марий Эл. | об основоположниках марийской литературы. | собирать опубликованные материалы о писателях республики |
Тема 6. Музыкальная культура | основные сведения о первой песне на марийском языке | оформлять альбом любимых песен, украшать альбом орнаментальными рисунками. |
Тема 7. Народное искусство мари | народная резьба по дереву - украшение сельского дома. | составлять трафаретные узорные вырезки из картона для наличников окон |
Тема 8. Театры Республики Марий Эл | общие сведения о Русском академическом театре драмы им. Г. Константинова. | научиться вести себя во время спектакля, знать название мест в театре |
Тема 9. Знания – наше богатство | история – наука о прошлом человечества. | составлять связный рассказ о нашем крае в далеком прошлом |
Тема 10. Знакомство с городами и поселками Республики Марий Эл | историю городов и поселков на Волге и Кокшаге | называть и показывать по карте города и районы нашей республики |
Тема 11. Праздники | 18 мая – Международный день музеев. Крупные музеи Республики Марий Эл. | Назвать музеи республики Марийэл, рассказывать об экспонатах своего школьного музея |
5 класс
Темы | Что должен знать | Что должен уметь |
Тема 1. Республика Марий Эл – в составе России | слова гимна России, Республики Марий Эл, своего района | отличать флаги России и Марий Эл |
Тема 2. Религии и конфессии Республики Марий Эл. | о марийской традиционной религии; традиционных марийских религиозных праздниках. Что такое ислам? | представлять роль и место религии в культурной жизни народов Марий Эл |
Тема 3. Время жить в Республике Марий Эл. | о строительстве и процветании Республики Марий Эл | составлять связный рассказ о жизни древних людей. составлять связный рассказ на тему «Земля марийская – мой дом». |
Тема 4. Устное народное творчество | чем отличается сказка от легенды | определять народных героев из представленных отрывков сказок, легенд и преданий |
Тема 5. Этнокультурное содружество Республики Марий Эл | о теме дружбы народов Марий Эл в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. | иметь первоначальное представление о марийском народе. Составить рассказ на тему «Мы такие разные и так похожи» |
Тема 6. Музыкальная культура | легенды – основа сюжетов балетов композиторов республики. | дать оценку творчеству композиторов, авторов балетов. |
Тема 7. Народное искусство | отличительные черты вышивки | узнавать этническую принадлежность человека по костюму; «читать» узоры марийской вышивки |
Тема 8. Из истории изобразительного искусства | о казанских русских художниках – первых профессиональных живописцах в Марийском крае. А.В.Григорьев – один из первых профессиональных художников-мари | называть известных художников и их полотна |
Тема 9. Из истории архитектуры | о возникновении архитектурно-планировоч-ных традиций на территории Марийского края | состалять связный рассказ о взаимовыручке и коллективной неоплачиваемой трудовой помощи при возведении нового дома у марийцев; иметь представление о традициях новоселья. |
Тема 10. Из истории театра | народные обряды и календарные игры – основы возникновения национального профессионального театрального искусства; о культуре поведения в театре. | знакомиться с репертуаром национального театра драмы им. Шкетана, знать имена первых народных артистов театра. |
Тема 11. Книга хранит знания и опыт людей | о национальной библиотеке имени С.Г.Чавайна – главном хранилище книг в республике; о районных и сельских библиотеках. | выбирать интересующуюся литературу в школьной библиотеке, уметь составлять библиографию. |
Тема 11. Праздники | красные даты календаря | называть имена и рассказывать о подвигах земляков – героев войны и тружениках тыла |
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: