Программа для системы дополнительного образования детей москва фцдютиК 2007 Программа подготовлена Федеральным центром
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-МНОГОБОРЦЫ»
2-й год обучения
№ | Тема Количество часов | |||
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Туристическое многоборье как вид спорта | | | |
1.1 | Классификация видов туристского многоборья | 1 | 1 | - |
1.2 | Нормативные документы по туристскому многоборью | 1 | 1 | - |
1.3 | Техника безопасности и правила поведения туристов-многоборцев на занятиях | 3 | 1 | 2 |
1.4 | Личное снаряжение туриста-многоборца | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Групповое снаряжение туриста-многоборца | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма» ТПТ | 10 | 1 | 9 |
1.7 | Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма» ТПТ | 10 | 1 | 9 |
1.8 | Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольный туристский маршрут» КТМ | 10 | 1 | 9 |
1.9 | Туристские слёты и соревнования | 16 | 2 | 14 |
| | 55 | 10 | 45 |
2 | Ориентирование на местности | | | |
2.1 | Краткие сведения и правила по спортивному ориентированию | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Условные знаки спортивных карт | 5 | 1 | 4 |
2.3 | Техника ориентирования | 5 | 1 | 4 |
2.4 | Тактика ориентирования | 6 | 2 | 4 |
2.5 | Соревнования по спортивному ориентированию | 10 | 2 | 8 |
| | 29 | 7 | 22 |
| Основы гигиены и первая доврачебная помощь | | | |
3.1 | Личная гигиена туриста, профилактика травматизма на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью | 3 | 1 | 2 |
3.2 | Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Приёмы транспортировки пострадавшего | 8 | 2 | 6 |
| | 17 | 5 | 12 |
4 | Общая и специальная физическая подготовка | | | |
4.1 | Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности | 1 | 1 | - |
4.2 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма | 3 | 1 | 2 |
4.3 | Общая физическая подготовка | 32 | - | 32 |
4.4 | Специальная физическая подготовка | 36 | - | 36 |
| | 72 | 2 | 70 |
5 | Организация и проведение походов | | | |
5.1 | Подготовка к походу | 3 | 1 | 2 |
5.2 | Краеведение | 17 | 1 | 16 |
5.3 | Организация туристского быта | 9 | 1 | 8 |
5.4 | Питание в туристском походе | 9 | 1 | 8 |
5.5 | Подведение итогов похода | 5 | 1 | 4 |
| | 43 | 5 | 38 |
| Итого за период обучения | 216 | 29 | 187 |
Зачетный поход или многодневное мероприятие (лагерь, слет, соревнования и т. д.) - вне сетки часов.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-МНОГОБОРЦЫ»
2-й год обучения
Туристское многоборье как вид спорта
1.1. Классификация видов туристского многоборья
Виды туристского многоборья.
Виды, в которых результат определятся суммой времени прохождения всей дистанции (техника пешеходного туризма личная и командная, соревнования связок, эстафеты).
Виды, в которых результат определяется суммой времени прохождения каждого технического этапа дистанции (контрольно-туристский маршрут).
1.2. Нормативные документы по туристскому многоборью
Единая Всероссийская спортивная классификация. Туристские слеты и соревнования. Правила соревнований и система штрафов по туристскому многоборью на личных, лично-командных, командных дистанциях и контрольно-туристском маршруте. Характеристика дистанций 1-го и 2-го классов. Разрядные требования по туристскому многоборью. Права и обязанности участников. Агитационное значение соревнований.
Значки «Юный турист России», «Турист России».
1.3. Техника безопасности и правила поведения туристов-многоборцев на занятиях
Основы безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на местности по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, при проведении многодневного туристского слета, похода. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Меры личной безопасности в различных ситуациях. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.
Практические занятия
Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью.
Основы правил по технике безопасности при проведении занятий по ориентированию на местности. Контрольное время, границы полигона. Организация поиска условно заблудившихся.
Отработка техники преодоления естественных препятствий, заболоченных участков.
1.4. Личное снаряжение туриста-многоборца
Понятие о личном снаряжении. Перечень личного снаряжения туриста-многоборца. Специальное туристское снаряжение. Снаряжение для занятий ориентированием: компас, планшет, одежда, обувь, вспомогательное снаряжение.
Снаряжение для многодневного слета, похода: одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж.
Понятие о походном снаряжении. Перечень личного снаряжения для многодневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке.
Хранение и использование личного снаряжения.
Практические занятия
Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма: знакомство с различными типами страховочных систем, регулировка и правильное расположение личного снаряжения: (карабинов, рукавиц, прусика самостраховки) на себе. Приведение снаряжения в рабочее или транспортное состояние.
Подбор специального снаряжения для летнего и зимнего периода: проверка комплектности и исправности, транспортировка, подготовка к соревнованиям.
Изготовление и совершенствование личного снаряжения.
1.5. Групповое снаряжение туриста-многоборца
Правила эксплуатации и требования к групповому снаряжению. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатки. Походная посуда для приготовления пищи. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник, топоры, пилы и др. Особенности снаряжения для зимнего похода. Хранение и использование группового снаряжения.
Практические занятия
Маркировка веревок. Подготовка веревок к рабочему состоянию. Проверка комплектности и исправности группового снаряжения. Формирование ремонтного набора,
1.6. Технико-тактическая подготовка вида «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)»
Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Технические этапы дистанций 2-го класса: характеристика и параметры этапов, способы их прохождения. Учет индивидуальных особенностей занимающихся для выработки более рациональной техники преодоления этапов. Оборудование дистанции. Разметка дистанции, этапов. Границы этапов, контрольные линии.
Практические занятия
Оборудование этапов, разметка дистанции. Личное прохождение этапов, прохождение в связке и в команде. Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций. Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:
без специального туристского снаряжения: подъем по склону с альпенштоком, спуск с альпенштоком, подъем - траверс - спуск с альпенштоком; «маятник»; гать;
с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенными судьями; траверс; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по веревке на самостраховке.
Изучение техники вязания узлов: «двойной проводник», «шкотовый», «стремя», «схватывающий». Спортивное и прикладное значение узлов.
1.7 Технико-тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)»
Понятие о тактике. Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по технике пешеходного туризма. Тактика личного прохождения различных этапов в команде, в связке. Тактика сквозного прохождения дистанций и работы всей команды на всех этапах. Распределение обязанностей между членами команды.
Практические занятия
Знакомство с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники прохождения различных технических этапов по различным тактическим схемам. Выбор оптимальных вариантов работы на этапе (наиболее скоростных, при минимально возможных штрафах). Отработка навыков работы на дистанциях по заранее разработанным тактическим схемам прохождения дистанции командой (последовательность преодоления каждым участником отдельных этапов). Формирование умений внесения корректив в разработанные и оговоренные схемы при возникновении внештатных ситуаций:
без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; подъем и спуск по склону с альпенштоком; вязание узлов; «маятник»; гать; оказание медицинской доврачебной помощи;
с использованием специального туристского снаряжения: организация сопровождения и переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; организация сопровождения и переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по перилам, наведенным судьями.
Изучение техники вязания узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», « брамшкотовый ».
Штрафы за совершенные ошибки.
1.8. Технико-тактическая подготовка вида «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)»
Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов контрольно-туристского маршрута. Тактика индивидуального прохождения различных этапов в команде. Тактика работы всей команды на отдельных этапах. Распределение обязанностей между членами команды.
Организация командной страховки (способы страховки: верхняя, нижняя и пр.). Понятия «страхующий» и «страхуемый». Крепление вертикальных перил на подъеме и спуске. Подготовка перил для снятия (одергивания) с целевого берега. Организация самостраховки на вертикальных перилах. Штрафы за совершенные ошибки на этапах.
Практические занятия
Работа на этапах, оборудованных судейским снаряжением. Организация сопровождения. Наведение перил. Формирование навыков по организации страховки и самостраховки. Осуществление перехода от страховки к самостраховке и от самостраховки к страховке. Переправа первого участника на подъеме.
Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:
без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; оказание первой доврачебной помощи;
с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс на самостраховке; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа через реку вброд по веревке;
с наведением сопровождения: организация сопровождения и переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; организация сопровождения и переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; организация сопровождения и переправа через реку вброд по веревке на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями;
с наведением перил: подъем с самостраховкой с наведением перил; спуск с самостраховкой с наведением перил.
1.9. Туристские слеты и соревнования
Задачи туристских слетов и соревнований. Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Подведение итогов и награждение победителей. Организация туристского быта на соревнованиях.
Практические занятия
Зачетные соревнования по туристскому многоборью. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью школьного и городского (районного) масштабов наличных, лично-командных и командных дистанциях.
Подготовка и участие в конкурсных программах: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, художественной самодеятельности, туристской песни, в конкурсе туристских самоделок.
Ориентирование на местности
2.1. Краткие сведения, правила по спортивному ориентированию
Ориентирование по выбору (туристское). Условия. Правила соревнований ориентирования по выбору. Контрольное время. «Стоимость» КП. Подведение результатов.
Практические занятия
Знакомство с картографическими и видеоматериалами соревнований ориентирования по выбору.
Действия участника на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.
2.2. Условные знаки спортивных карт
Виды условных знаков. Масштабные, внемасштабные, линейные, площадные знаки. Группы условных знаков: населенные пункты, гидрография, дороги, растительный покров. Рельеф, виды горизонталей, высота сечения. Изображения различных форм рельефа (гора, вершина, хребет, лощина).
Практические занятия
Топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучение на местности изображения реальных объектов. Знакомство с различными формами рельефа.
2.3. Техника ориентирования
Компас, типы компасов, устройство, правила обращения с компасом. Чтение карты, определение азимута движения по карте, движение по азимуту, измерение расстояния по карте, измерение расстояния на местности, определение сторон горизонта, прямая и обратная засечка, техника бега, техника «взятия» КП, техника подхода и ухода с КП, отметка на КП.
Практические занятия
Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, нахождение ориентиров по заданному азимуту, движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на маркированной трассе.
2.4. Тактика ориентирования
Понятие о тактике: выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Тактические командные действия на соревнованиях. Выбор рационального пути для нахождения КП. Действия участника на последних минутах контрольного времени. Подсчет результата участника с учетом превышения контрольного времени.
Практические занятия
Тактические действия на дистанции при выборе пути движения. Отработка действий участника на дистанции на последних минутах контрольного времени.
2.5. Соревнования по спортивному ориентированию
Положение о соревнованиях, условия проведения соревнований.
Техническая информация. Стартовые параметры: номер, стартовая
минута, местонахождение старта и финиша.
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию школьного и городского (районного) масштабов.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь
3.1. Личная гигиена туриста, профилактика травматизма на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью
Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание на занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания.
Практические занятия
Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
3.2. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Оказание помощи при травмах. Способы иммобилизации пострадавшего. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран при кровотечениях. Оказание помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах; при простудных заболеваниях; при укусах насекомых и пресмыкающихся; при пищевых отравлениях.
Практические занятия
Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обеззараживание питьевой воды различными способами.
3.3. Приемы транспортировки пострадавшего
Переноска пострадавшего при травмах различной локализации. Орга-низация транспортировки и переноски пострадавшего в зависимости от характера и места получения травмы, его состояния, количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках, переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Практические занятия
Изготовление носилок, волокуш, отработка навыков переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Общая и специальная физическая подготовка
4.1. Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на
укрепление здоровья, повышение работоспособности
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система, сердце и сосуды. Дыхание. Органы пищеварения. Нервная система. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Совершенствование функций организма человека под воздействием занятий туристским многоборьем.
4.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма
Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Режим питания.
Практические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.
4.3. Общая физическая подготовка
Практические занятия
Легкая атлетика
Бег на дистанции 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег на длинные дистанции: девочки - 2000 м, мальчики - 2500 м; бег по пересеченной местности (кросс) 2,5-5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.
Подвижные игры и спортивные игры
Баскетбол, футбол, русская лапта, пионербол, эстафеты.
Гимнастические упражнения
Упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на гимнастическом бревне, опорные прыжки, лазание по канату. Элементы акробатики: кувырки вперед, назад, в стороны, в группировке, перекаты, стойка на лопатках, мост.
Лыжный спорт
Изучение попеременного и одновременного способов ходьбы на лыжах, изучение техники поворотов на месте и в движении, прохождение на лыжах дистанции 1500 м, 3000 м на время, катание с гор, спуски и подъемы на склонах различной крутизны, повороты и торможение во время спусков. Ложные падения.
Плавание
Освоение одного из способов плавания: старты и повороты, заплывы на 25 м, 50 м на время.
Скалолазание
Индивидуальное лазание по скальным стенкам на скорость и сложность; страховка партнера.
4.4. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие выносливости
Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности на дистанции от 2,5 до 5 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 3 до 5 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 300 м. Бег с изменением скорости, темпа и продолжительности в различных условиях местности.
Бег по дистанции «Техника пешеходного туризма» в среднем темпе до 300 м, с преодолением не менее 5 технических этапов.
Упражнения на развитие быстроты
Бег на скорость на дистанции 30 м, 60 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Быстрое приседание и вставание. Прыжки через препятствия. Лазание по канату на скорость.
Преодоление этапа «Параллельная переправа» (15-20 м) с максимальной скоростью с интервалами отдыха - 4-6 раз. Преодоление этапа «Подъем» (20 м) - 4-6 раз.
Упражнения для развития ловкости
Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движений. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне.
Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты. Переправа по бревну через канаву; переправа по качающемуся бревну. Расхождение двух участников на одном бревне.
Командное прохождение этапов «Параллельная переправа», «Гать», «Кочки».
Упражнения для развития силы
Подтягивание на перекладине: мальчики - на высокой, девочки - на низкой. Брусья: сгибание, разгибание рук в упоре.
Сгибание и разгибание рук в упорах. Приседание на одной и двух ногах. Упражнения с отягощениями. Перетягивание каната.
Подтягивание, поднимание ног из положения в висе на натянутых веревочных перилах. Конкурсы на натянутых веревочных перилах: «Кто самый сильный?», «Рукоход», «Переправа без снаряжения».
Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц
Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Скалолазание на искусственном и естественном рельефе.
Организация проведения походов
5.1. Подготовка к походу
Туристский поход - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Определение цели и района похода. Самостоятельное распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута.
Практические занятия
Изучение района похода: изучение литературы, карт, маршрута, отчетов о походе. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения.
5.2. Краеведение
Рельеф, реки, полезные ископаемые. Административное деление края. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Транспортные магистрали.
Охрана природы, исторические и памятные достопримечательности.
Видео- и фотосъемка в туристском походе.
Практические занятия
Знакомство с достопримечательностями родного края, изучение литературных источников. Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей.
5.3. Организация туристского быта
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток, размещение в них вещей. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы.
Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Организация ночлега. Поведение на водоемах.
Практические занятия
Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.
5.4. Питание в туристском походе
Значение правильного питания в походе. Организация питания в многодневном походе. Самостоятельное составление меню и списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Практические занятия
Составление графика дежурств. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
5.5. Подведение итогов похода
Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Обработка собранных материалов.
Практические занятия
Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Отчетный вечер. Оформление спортивных разрядов участникам поход
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: