Программа детского объединения «Юные друзья леса»
Сдвижкова Г.И.
Защита образовательной программы «Юные друзья леса»
1. Программа детского объединения «Юные друзья леса» создана в 2006 году и рассчитана на 3-х летний срок реализации с воспитанниками в возрасте 12-15.
Программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым Министерством образования Московской области к программам дополнительного образования детей.
За это время дети проходят все ступени работы в природе: от знакомства с лесом до комплекса навыков исследования природы. Таким образом, эту программу можно рассматривать как одно из звеньев подготовки к предпрофильному обучению и личностной ориентации воспитанников в обществе.
Наша программа дополнительного образования «Юные друзья леса» соответствует социальному заказу Городского округа Балашиха приоритетным направлением которого является воспитание экологической культуры его жителей. Главными союзниками Администрации округа в таких ответственных делах становятся воспитанники муниципальных образовательных учреждений. Одним из основных направлений нашей работы является становление экологической ноосферной культуры и ответственности за состояние естественного природного окружения своей Малой Родины.
Ещё одним важным признаком актуальности программы является то, что она личностно ориентирована не только на социальный заказ, но и на потребности личности воспитанника, выраженные в запросе на образовательные услуги. В связи с этим содержание программы вызывает устойчивый интерес у воспитанников, о чем свидетельствует наполняемость учебных групп.
В процессе составления этой программы основной канвой послужила программа факультативного курса «Лес и человек». (Программно – методические материалы. География 6 – 9 класс. Сиротин В.И., М., Дрофа, 2002г.). В этом факультативном курсе, с нашей точки зрения, недостаточное внимание уделено практической направленности, программа в этой части была подвергнута модификации. Было увеличено общее количество часов на исследовательский и экскурсионный блоки, на походы, экспедиции. Особым звеном являются совместные с ГУ «Спецлесхоз Балашихинский» природоохранные акции в рамках школьного лесничества. В процессе работы над программой мы сделали вывод, о том, что направление выбрано правильно и приоритеты расставлены верно.
В объединении сложился постоянный актив обучающихся, и в этом учебном году работают две группы – 2 года обучения (15 человек) и новая группа 1 года обучения (15 человек). Занятия в объединении помогают воспитать активную жизненную позицию подростков и способствуют пропаганде здорового образа жизни, сплоченного детского коллектива.
2. Программа разработана по годам обучения и состоит из разделов:
пояснительная записка
учебно-тематическое планирование
содержание
ожидаемые результаты по годам обучения
список литературы, использованный для написания программы
список литературы, рекомендованный для воспитанников
Для максимального достижения поставленных целей используются различные педагогические технологии:
развивающего обучения
педагогика сотрудничества
проблемное обучение
игровые технологии
экспериментальные
новые информационные
здоровьесберегающие
Подготовка к реализации программы начинается с создания для воспитанника комфортных условий в коллективе, обеспечения стойкого интереса к общению, положительного настроя на занятия. Это позволяет закрепить ребенка в коллективе на длительное время, за которое ребенок может самореализоваться. Каждый педагог знает, как трудно заставить детей заниматься тем, что им не интересно и именно программа дополнительного образования (без оценок) позволяет в игровой форме, через массовые мероприятия, праздники, экскурсии вовлечь воспитанников в природоохранительную и исследовательскую деятельность.
Программа построена таким образом, что в ней рационально сочетаются и тесно переплетаются блоки:
теоретический
практический, исследовательский
нравственно – эстетический
экспедиционно – экскурсионный
В процессе работы программа постепенно корректируется с учетом возрастных, психофизических особенностей каждого воспитанника, создавая для каждого индивидуальную траекторию обучения, воспитания и развития. В перспективе рассматривается возможность создания этой основе авторской программы «Юные друзья леса».
Содержание программы.
Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии и практической деятельности по сохранению окружающей среды. В ходе реализации программы воспитанники овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и активно включиться в природоохранную деятельность. В практической части программы воспитанники знакомятся с принципами рационального природопользования и приемами исследовательской работы, вносят свой вклад в сохранение природы.
В рамках данной программы воспитанники приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры и занятия на местности, экскурсии, туристические походы.
Направления работы:
познавательное
природоохранное
здоровьесберегающее
Ожидаемые результаты:
Формирование целостного отношения к природе родного края.
Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями; расширение кругозора.
Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости.
Воспитание экологической культуры.
Оценка результативности программы на промежуточном этапе осуществляется при помощи тестирования и диагностики по сводной таблице ЗУН на начало и конец учебного года. А так же по результатам практических исследовательских и творческих работ воспитанников, по их участию в городских экологических мероприятиях:
2005г. Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета», спектакль агитбригады «Болото» - Диплом III степени.
2005г. Городской конкурс агитбригад и экологических театров – 2 место
2006г. Интеллектуальная экологическая игра «Знатоки природы» – 2 место.
2006г. Программа «Внутренний дворик – патио» в конкурсе по благоустройству «Лучший школьный дворик» – Диплом Главы городского округа Балашиха – 3 место.
2007г. Конкурс «Зеленый мир», плакат – 3 место, поделка из природного материала – 2 место.
2007г. Экологическая конференция учащихся Городского округа Балашиха «Я – Балашихинец» (дипломанты: Васильева Т., Еремина Д., Галанин Д.)
2008г. Участие в Экологическом форуме Восточной зоны Московской области(Дипломанты).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: