Программа для учащихся начальной школы «Мир семейного очага»
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
для учащихся начальной школы
«Мир семейного очага»
(36 часов)
г. Санкт- Петербург
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа адресована учащимся начальной школы и реализуется на протяжении трех лет обучения – со 2 по 4 класс.
Цель программы: помочь ребенку освоить мир семейных ценностей, осознать роль и место семьи в жизни человека.
Задачи программы:
дать представление о семье, как исторически сложившемся социальном институте, обладающего одной из важнейших функций культурного наследования;
познакомить с моделями существования Семьи в нашей стране на примере истории различных петербургских семей;
помочь узнать историю своей семьи;
помочь осознать ценность семьи в жизни каждого человека;
дать навыки работы в музейном пространстве;
научить считывать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций.
По окончании курса учащиеся:
имеют представление о семье и семейных традициях прошлого и настоящего;
обладают опытом музейного зрителя;
имеют навык самостоятельного исследования предметов окружающей среды, как обыденных вещей, так и музейных экспонатов
Системообразующие понятие, которое предлагается изучать и исследовать ученикам в ходе освоения программы – Семья. Выбор данной темы осуществлялся в соответствии с естественными потребностями ребенка 7-9 лет, который осваивает окружающий мир, начиная со своего ближайшего окружения, прежде всего, семьи. В семье он обретает первый опыт взаимоотношений, постигает нравственные ценности и этические принципы, приобщается к миру культурных традиций, что и закладывает в дальнейшем основы его характера, мировоззрения, ценностных ориентаций.
Специфика программы: Равноправным партнером Школы в реализации данной программы выступает Музей, который позволяет расширить представления ребенка о семейных устоях и традициях и приобщить к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции музеев Санкт-Петербурга. При этом освоение новых для ребенка понятий и представлений проходит ненавязчиво и органично, т. к. позволяют это делать музейные формы познания.
Структура программы:
Цели и задачи программы реализуются посредством комплекса занятий, особенность которых заключается в том, что часть из них проводится на экспозиции музеев Санкт-Петербурга. Программа выстроена по концентрическому принципу. Каждая из предложенных тематических линий развивается на протяжении трех лет обучения. Первый год посвящен освоению мира своей семьи, второй – дает возможность перенести накопленный опыт в пространство музеев и осознать Семью, как особый феномен культуры. Третий год обучения позволяет конкретизировать накопленные учащимися представления, перенести их на «петербургскую почву».
Учебно-тематический план
Разделы (тематические линии) | Темы занятий 1 год | Кол-во часов | Темы занятий 2 год | Кол-во часов | Темы занятий 3 год | Кол-во часов |
1.Раздел 1. Семья в прошлом и насто-ящем |
3. Дом для большой семьи (Александрия. Коттедж, Исторический центр на Болотной)
| 2 3 2 1 |
| 2 2 | 1.Семейные династии
| 1 2 3 |
Итого раздел 1: | | 8 | | 4 | | 6 |
Форма подведения итогов | Минипроект «Семейный альбом» | | Минипроект «Кинохроника» (кары истории с семейными фотографиями учащихся) | | Презентация семейных династий своего города, района, школы | |
Раздел 2. Семейные реликвии |
| 1 2 2 2 2 |
(мир дома и мир музея)
(музейное занятие в одном из музеев города) | 1 2 1 2 2 |
| 1 2 2 2 2 2 |
Итого раздел 2: | | 9 | | 8 | | 11 |
Форма подведения итогов | Выставка «Семейные реликвии» | | Выставка одного предмета» | | Минипроект «Коллекция моей семьи» | |
Раздел 3. Семейные традиции |
(Этнографический музей)
| 3 2 2 |
| 1 2 1 2 2 2 2 |
(Музей-квартира Ф. М. Достоевского)
| 1 2 2 2 2 |
Итого раздел 3: | | 7 | | 12 | | 9 |
Форма подведения итогов | Минипроект «Семейные традиции, которые мы бы хотели сохранить» | | Минипроект «Золотые правила моей семьи» | | Выставка картин на тему: «Взрослые и дети» | |
Раздел 4. Семей-ный досуг |
| 2 3 |
| 1 2 2 2 |
| 1 2 2 |
Итого раздел 4: | | 5 | | 7 | | 5 |
Форма подведения итогов | Выставка семейных достижений «Это сделали мы» | | Разработка маршрута семейного путешествия по городу | | Конкурс «Семейные таланты» | |
Раздел 5. Семейные забавы и праздники |
| 1 2 2 2 |
| 1 1 2 1 |
| 1 2 2 |
Итого раздел 5: | | 7 | | 5 | | 5 |
| Создание открытки: «Мой любимый праздник» | | Альбом «Семейные игры» | | Карта «Маршруты наших путешествий» | |
ИТОГО | | 36 | | 36 | | 36 |
| Итог: Семейный праздник «Петербургская семья» |
Модельное занятие
Что могут рассказать обычные вещи?
Цель: показать, что многие предметы, окружающие нас, могут иметь не только функциональное (практическое) назначение, но и обладают символическим значением, являются своеобразными «памятниками», хранящими память о нас или значимых для нас событиях.
Оборудование:
несколько вещей / предметов, которые не имеют особой материальной ценности, но могут представлять ценность с точки зрения памяти;
отрывок из рассказа Г. Х. Андерсена «Бабушка»;
отрывок из стихотворения С. Михалкова «Любимые вещи».
Ход занятия:
Не обозначая тему занятия, предлагаем учащимся пофантазировать. Описываем следующую ситуацию: «Представьте себе, что вам предстоит уехать из родного города и прожить какое-то время вдали от дома, семьи. Вы собираете чемодан. Что, кроме одежды и предметов личной гигиены, вы бы взяли с собой? Какую важную для вас вещь вы обязательно положили бы в свой чемодан и почему?». Организуем обсуждение.
Записываем на классной доске перечень нужных, важных, значимых для детей вещей, предметов. По возможности обобщаем ответы детей: акцентируем их внимание на том, что часть названных предметов имеет функциональное, утилитарное назначение – они необходимы для жизни; другие – помогут как-то развлечься, провести интересно свободное время (например, магнитофон, книга и пр.); третьи – позволят вынести разлуку с дорогими людьми, необходимы для связи с родными (например, семейная фотография, сотовый телефон) и т.д.
Демонстрируем учащимся ряд предметов, например, чашку с отбитой ручкой, мятый детский рисунок, засушенную розу. Предлагаем учащимся подумать: а могли бы такие предметы оказаться в чемодане человека, уезжающего на какое-то время из дома? Почему? Принимаем все высказанные версии, если они доказаны.
3. Обращаем внимание детей на то, что и такие вещи, на первый взгляд абсолютно бесполезные, неказистые с виду, не имеющие особой материальной ценности, могли бы оказаться в чемоданах людей. Зачитываем фрагмент рассказа Г.-Х. Андерсена «Бабушка»:
«Бабушка такая старенькая, лицо все в морщинах, волосы белые-белые, но глаза что твои звезды – такие светлые, красивые и ласковые! И каких только чудных историй не знает она! А платье на ней из толстой шелковой материи крупными цветами – так и шуршит! Бабушка много-много чего знает; она живет ведь на свете давным-давно, куда дольше папы и мамы – право! У бабушки есть псалтырь – толстая книга в переплете с серебряными застежками, и она часто читает ее. Между листами книги лежит сплюснутая высохшая роза. Она совсем не такая красивая, как те розы, что стоят у бабушки в стакане с водою, а бабушка все-таки ласковее всего улыбается именно этой розе и смотрит на нее со слезами на глазах. Отчего это бабушка так смотрит на высохшую розу? Знаешь?
Всякий раз как слезы бабушки падают на цветок, краски его вновь оживляются, он опять становится пышною розой, вся комната наполняется благоуханием, стены тают, как туман, и бабушка – в зеленом, залитом солнцем лесу! Сама бабушка уже не дряхлая старушка, а молодая, прелестная девушка с золотыми локонами и розовыми кругленькими щечками, которые поспорят с самими розами. Глаза же ее... Да, вот по милым, кротким глазам ее и можно узнать! Рядом с ней сидит красивый, мужественный молодой человек. Он дает девушке розу, и она улыбается ему... Ну, бабушка так никогда не улыбается! Ах нет, вот и улыбается! Он уехал. Проносятся другие воспоминания, мелькает много образов; молодого человека больше нет, роза лежит в старой книге, а сама бабушка... сидит опять на своем кресле, такая же старенькая, и смотрит на высохшую розу…»
Предлагаем поразмышлять, почему бабушка хранила засушенную розу? Какая история «скрывалась» за этим странным предметом?
Делаем вывод о том, что некоторые вещи важны и ценны для нас тем, что напоминают нам о каких-то эпизодах нашей жизни. Такие, «дорогие» вещи, человек не выбрасывает, а бережно хранит.
4. Обсуждаем, есть ли у учащихся такие предметы, которые они берегут именно потому, что те, в свою очередь, хранят память о чем-то важном для детей. Выслушиваем истории «памятных» вещей.
5. Подчеркиваем, что подобные вещи важны и значимы, прежде всего, тем, кто связан с ними. В подтверждение этого тезиса зачитываем стихотворение С. Михалкова «Любимые вещи».
Вот ящик.
Расстаться я с ним не могу:
Любимые вещи
Я в нем берегу…
Свисток.
Я не слышал такого свистка!
Я сам его вырезал
Из тростника.
Я каждое утро
Его мастерил,
Мой ножик со мной
Выбивался из сил.
Однажды
Я к берегу моря пошел,
Я в море купался
И камень нашел.
Пусть все говорят мне,
Что камень — пустяк.
Я твердо уверен,
Что это не так.
Но больше всего
Из любимых вещей
Горжусь я
Железной стамеской своей.
Знакомый столяр
Мне ее подарил.
Он ею работал
И трубку курил.
Обращаем внимание детей на то, что в наших домах и такие предметы, которые хранятся и передаются из поколения в поколение, так как напоминают нам о предках и каких-то событиях из истории всей семьи, рода. Речь идет о так называемых «семейных реликвиях». В качестве задания «на дом» предлагаем учащимся узнать у родителей: есть ли в семье какая-то особо почитаемая, дорогая для всех, вещь: что это за вещь? Как она попала в семью? Какие истории хранит? Просим по возможности принести этот предмет в школу или сфотографировать его.
Методические рекомендации по работе на экспозиции музея.
Работа на экспозиции музея является одним из важнейших компонентов данной культурно-образовательной программы, и вызывает наибольшие трудности как с точки зрения методики проведения подобных занятий, так и их организации. Большинство предложенных разработчиками тем музейно-педагогических занятий реализуется сотрудниками указанных музеев, входит в их музейные программы. Однако для того, чтобы сделать посещение музея наиболее эффективным и достичь поставленных целей – воспитание зрительской культуры младших школьников, – педагогу необходимо сосредоточиться на трех составляющих музейного посещения: подготовка к музейной работе, самостоятельная работа на экспозиции музея, подведение итогов работы в музее
Рассмотрим возможную модель организации такого занятия.
Подготовительная работа.
Занятие «Мир семьи в прошлом и настоящем»
Цель: дать представление об изменении представления о семье в истории
Ход занятия:
Предложите ученикам рассмотреть произведения искусства разных времен и народов с изображением семьи. Например: Ф. Гойя «Семья короля Карла IV», Баюскин В. С. «За обедом», Иванов С. «Семья», П. Гоген «Семья таитянки». Обсудите, что общего в изображении семей, что их различает.
Создайте портрет идеальной современной семьи, используя карточки с наименованием членов семьи (ребенок, мама, папа, бабушка, прадедушка, двоюродный брат и пр.). Поразмышляйте, что делает сообщество всех обозначенных школьниками людей, – семьей.
Напишите на доске слово «семья». Попросите школьников подобрать несколько слов, которые возникают у них в связи с этим понятием. Выпишите на доске те слова-ассоциации, которые повторяются чаще всего. Предложите учащимся, используя выписанные слова, дать определение понятию «семья».
Организуйте работу в группах. Предложите каждой из групп рассмотреть старинную фотографию, на которой запечатлена семья и поразмышлять – что за люди изображены на фотографии? Кем они были? Какую память о них сохранила фотография.
Выслушайте ответы учащихся. Выведите на экран одну из фотографий и предложите сравнить ее с фотографией современной семьи. Обсудите, изменилось ли современное представление о семье?
Выведите на экран изображение семьи Николая I? Рассмотрите ее вместе с детьми. Попросите их высказаться по поводу того, кто изображен на фотографии? Где она была сделана? Дополните высказывания детей рассказом об императорской семье.
Предложите ученикам пофантазировать над тем, каким они видят идеальный дом для большой семьи. Поясните, что с таким домом они познакомятся в ходе посещения музея «Коттедж» в Александрии».
Попросите учащихся вспомнить, что такое музей? Чем отличается он от школы? Вместе сочините правила посещения музея.
Работа на экспозиции музея «Дом для большой семьи»
Перед посещением Коттеджа необходимо обговорить с сотрудниками музея, основные доминанты данного занятия, цель которого не столько познакомить учащихся с экспозицией, сколько ввести их в пространство музея – дать первые умения рассматривать музейные объекты, исследовать их и делать на этом основании собственные предположения об обитателях дома – их занятиях и образе жизни.
В завершении занятия предложите ученикам провести самостоятельное исследование в группах. Каждая группа выбирает одного персонажа – обитателя этого дома и находит 1-3 экспоната, которые наилучшим образом характеризуют их «героя». Напомните ученикам о необходимости аргументировать свою версию.
Заключительная работа
«Гостиная для большой семьи»
Групповая работа. Предложите ученикам создать проект гостиной для современной большой семьи. Каждая группа выбирает из подборки фотографию семьи, для которой будет создавать проект. Обсудите, как должна выглядеть гостиная, какие предметы в ней должны находиться и для чего они могут быть использованы? Как будет украшена гостиная.
Презентация проектов. Оцените, насколько комфортно будет всем членам семьи собираться в гостиной? Чем будет заниматься каждый из них?
Информационное обеспечение
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке: Пер. с фр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 415 с.: ил. - (Сер.: Другая история).
Дворянская семья: Из истории дворянских фамилий России / Сост. и науч. ред. В.П.Старк. - СПб.: Набок. фонд, 2000. - 239 с.: ил. - (Петерб. сезоны).
- Ершова А.П. Театральные занятия для младших школьников. Пособие для учителя. - Просвещение, 1995.
3. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
4. Семья. Книга для чтения в двух томах / Составители И.С.Андреева, А.В. Гу-
лыга. М., 1990.
Ребенок в музее : новые векторы детского музейного движения / Рос. ин-т культурологии ; [отв. ред. М. Ю. Юхневич]. - Москва : Академический Проект : РИК, 2006. - 174 с.
Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Музей и Школа: шаг навстречу. – Учебно-методическая газета «Искусство». – 2007. – № 17 (377).
Музей и образование: материалы для обсуждения / М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю. Юхневич. – М., 1989.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: