Программа дополнительного образования детей «Одарённые дети» Срок реализации: 2012-2016 гг
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Курьинского района Алтайского края
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУДОД
«Дом детского творчества»
__________ Г.А. Сметюкова
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Одарённые дети»
Срок реализации:2012-2016 гг.
Составитель: Сметюкова Галина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Курья, 2012
Общие положения
Современные тенденции развития цивилизации связаны с ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями и формированием в экологически наиболее развитых государствах постиндустриальное общество. Отличительной чертой такого общества является высокий уровень наукоемких технологий и доминирование последних в экономике государства.
Интеллект по праву считается неисчерпаемым единственным богатством, данным человеку природой. Однако до настоящего времени имеется явное не соответствие между регистрируемыми многочисленными исследованиями числом людей с потенциально высокими интеллектуальными способностями и их реальным количеством.
Социально-экономическая ситуация в стране негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей.
В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развития и социализация одаренных детей становится приоритетной задачей общества в целом и образовательных учреждений в частности. Становление в человеке творческого потенциала, развитие личностных качеств исследователя – актуальная социально-педагогическая задача, решение которой возможно в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования на сегодняшний день позволяет создать условие и образовательную среду для перевода потенциальных способностей учащихся к интеллектуальному творчеству в реальные.
Деятельность учреждения дополнительного образования в данном направлении способствует совершенствованию системы работы с данной категорией детей, создание условий для ее устойчивого существования, а также увеличению числа одаренных детей, которым оказывается своевременная квалификационная педагогическая помощь и государственная поддержка.
Проведенные учеными исследования подтвердили, что интеллектуальная одаренность включает интеллект, креативность и духовность, и высокоодаренные личности в современных условиях являются носителями национальной культуры. Они поддерживают и сохраняют целостность российский традиций, и для детей важно создать среду, в которой в условиях размывания и вестернизации ценностей доминируют духовные и коллективистские ориентации, отражающие ядро российской культуры.
В связи с этим в тезаурус педагога дополнительного образования должны входить: аксиологический аспект (назначение человека и его жизненные смыслы и ценности, свобода, демократичная в том числе, как общие цели и ориентиры образования); образованность ( общая культура в сочетании с профессионализмом); творчества как ведущие элемент содержания и развития образования; разработка способов прогностического развития ребенка, отвечающего социальному заказу государства и общества.
Этапы реализации программы:
создание координационного центра взаимодействия Дома детского творчества и общеобразовательных школ по данной проблеме (2012-2013 уч. год);
отработка модели учебно-воспитательного процесса на принципах открытого образования (2012-2013 уч год);
проведение организационных мероприятий, направленных на функционирование Дома детского творчества (2012-2016 уч. годы);
подготовка учебно-методического комплекса для педагогов и учащихся (2013-2016 уч. год).
Программа «Одаренные дети» учреждения дополнительного образования реализуется при поддержки отдела по образованию администрации района в рамках краевой программы «Одаренные дети» и направлена на развитие и удовлетворение образовательных потребностей подрастающего поколения в области интеллектуального и художественного творчества в условиях дополнительного образования.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи:
выявление юных дарований, развитие их творческих способностей, оказание своевременной профессиональной поддержки;
поиск новых форм по развитию детского творчества в области интеллектуально-познавательной деятельности, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
развитие художественного вкуса юных талантов;
создание комфортной психологической обстановки, поля интеллекта, необходимых для духовного развития ребенка;
создание ориентации учащихся в познании на общечеловеческие культурные ценности и нравственность;
методическая помощь педагогам, работающих с одаренными детьми;
обобщение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
Организаторы и учредители.
Учредитель: отдел по образованию администрации Курьинского района.
Организатор: МБОУДОД «Дом детского творчества».
Срок реализации программы: январь 2012 года - декабрь 2016 года
Участники программы: учащиеся общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования.
Содержание деятельности, определяемое программой, включает:
Проведение районного слета трудовых объединений школьников «Молодые хозяева земли».
Участие в краевом слете трудовых объединений школьников «Молодые хозяева земли».
Проведение районной конференции учебно-исследовательских работ «Первые шаги в науку».
Участие в краевом конкурсе учебно-исследовательских работ «Первые шаги в науку».
Участие в краевой туристско-краеведческой олимпиаде «Алтай».
Участие в краевом туристическом слете педагогических работников.
Участие в открытом краевом конкурсе для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая».
Участие во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Первые шаги».
Проведение районного конкурса социально значимых проектов.
Участие в краевом конкурсе социально значимых проектов «Я – Гражданин России».
Участие в краевом заочно экологическом марафоне «Сохраним биосферу».
Участие в краевой олимпиаде по натуралистическому направлению среди учреждений дополнительного образования.
Участие в краевом конкурсе «Подрост».
Участие в краевом смотре районов, образовательных учреждений по экологическому образованию учащихся и воспитанию детей дошкольного возраста.
Участие в краевом конкурсе творческих работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Сторона моя родная».
Участие в краевом литературном конкурсе «Слово о природе».
Участие в краевом конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Весенние мелодии».
Участие в краевом конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Веселые краски».
Участие в краевом конкурсе творческих работ «Радуга профессий».
Проведение районного конкурса социально значимых плакатов «Творим добро».
Участие в краевом конкурсе социально значимых плакатов «Творим добро».
Участие в краевом конкурсе творческих работ по журналистики.
Участие в краевом конкурсе исследовательских работ и научно-практической конференции «Судьба человека в истории двадцатого века».
Участие в краевом конкурсе творческих работ «Прав человека в современном мире».
Участие в краевом конкурсе литературных и литературоведческих работ «Золотое перышко».
Участие в краевом конкурсе вокалистов «Курьинские звездочки».
Проведение районного фестиваля патриотической песни.
Участие в зональном, краевом конкурсе патриотической песни «Пою мое отечество».
Проведение районного конкурса «А ну-ка парни!».
Проведение районной выставки декоративно-прикладного творчества.
Участие в краевой декоративно-прикладного творчества «Сибириада».
Проведение районного фестиваля детского творчества.
Проведение районного слета детского движения
Проведение районного туристического слета.
Участие в краевом фестивале «Золотые колокола».
Участие в краевом МЛДД «Алтай».
Участие в краевой профильной смене «Моя малая Родина».
Финансирование программы:
Реализация программы осуществляется за счет районного бюджета, средств внебюджетных источников.
Ожидаемые результаты программы:
Создание условий для функционирования образовательного центра по работе с детьми, обладающими способностями в различных сферах.
Увеличение числа одаренных детей.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для ее устойчивого существования.
Расширение и укрепление связей между учреждениями дополнительного образования и обще образовательными школами по вопросам работы с одаренными детьми.
Организация коммуникационного пространства между субъектами реализации программы (Дом детского творчества – Образовательная школа).
Выделение наиболее значимых проблем в развитии работы с одаренными учащимися.
Переход к системе индивидуальной проектной деятельности учащихся по принципу «каждому учащемуся – собственный проект развития».
Механизм реализации программы – выявление, направленное «выращивание» и распространение образовательных практик, работающих в области одаренности и развития творческих способностей, учащихся на основе исследовательской деятельности учащихся, внедрение различных форм инновационной педагогической практики.
Умственный возраст одаренных детей может значительно опережать фактический, а область интересов существенно отличатся от возрастных интересов сверстников, но возрастные закономерности развития носят универсальный характер. В связи с этим своеобразие и способности проявления этих закономерностей у одаренных детей происходит в процессе обучения по междисциплинарным программам, направленным на развитие творческого мышления, расширения познавательных интересов, развитие мотивационной сферы и навыков самостоятельной работы у каждого ребенка. Дом детского творчества – это место для развития одаренности и поэтому в группах обучающихся удовлетворяются запросы всех детей, как «обычных» так и «одаренных».
Образовательные программы направлены на многоуровневое образование и контрольно-диагностическая функция осуществляются в рамках индивидуального подхода в обучении.
Последовательность этапов целостного процесса обучения:
диагностическое исследование личности учащегося,
целеполагание,
организационно-деятельностный этап,
этап контроля переходящего в самоконтроль, и оценка, переходящая в самооценку,
анализ конечного результата и рефлексия.
Совокупность этих технологических этапов обеспечивает овладение каждым учащимся определенным объемов знаний, умений, навыков, как средством становления личности.
Педагогические технологии разноуровнего обучения:
диалоговое обучение,
«культурологический подход к обучению»,
«через игру к творчеству»,
«обучение творчеству»,
«метод проектов»,
«малые группы в учебном процессе»,
«технология проведения мастер-классов».
Результаты развитие творческих способностей ребенка, его личностных качеств, формирование его общей и профессиональной культуры, обозначенные в программах, соотносятся с целями программы, реальными и проверенными, то есть, заложен механизм проверки уровня достижения обозначенного результата.
Задача 1 ступени в основании программы.
формирование познавательных интересов обучающихся, освоение способов поиска информации, самообразовательных навыков;
развитие основных характеристик творческог о мышления;
гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогами;
приобретение учащимися опыта общения и сотрудничества;
формирование первых навыков творчества на основе положительной мотивации на учение, прочной подготовки по образовательным программам;
создание условий для самовыражения учащегося в различных видах творческой деятельности, развитие его исследовательской активности.
Задача 2 ступени в основании программы.
дальнейшее развитие творческого мышления, мотивационно-личностной сферы детей;
формирование фундамента общей подготовки, необходимой для продолжения образования на 3 ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
развитие стремления и способностей к большей самостоятельности в обучении, постановке и решению проблем, возникающих в окружающем мире и обществе;
развитие нравственного, физического становление обучающихся.
Задача 3 ступени в основании программы.
стимулирование творческой самореализации;
организация поисковой, исследовательской деятельности старшеклассников;
завершение начатого ранее нравственного, духовного, физического становления выпускников, полное раскрытие их способностей, психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению, обеспечение высокого уровня общекультурного развития, теоретического мышления, полная реализация творческого потенциала детей, в том числе одаренных.
Поскольку индивидуальные различия среди одаренных детей выражены столь сильно, что они фактически нивелирует возрастные, то уровни освоения программ не совпадают возрастным подходам:
-1 уровень: начальный (для детей 7-9 лет),
-2 уровень: основной (для детей 9-12 лет),
-3 уровень: авторский (для детей 14-16 лет и выше).
Особенности методики преподавания на разных ступенях обучения одаренных детей. При организации входного, текущего, итогового контроля педагогом определяется, на какой ступени образования находится тот или иной обучающийся и момент перехода от одной ступени к другой. Определение уровня (ступени) образования осуществляется через наблюдение, анкетирование, тестирование, творческие задания (проекты), карты личностного роста и т.п. естественность обучения достигается, прежде всего, за счет применения метода исследования как основы приобретения новых знаний и, конечно, отбора содержания адекватного возрастным и индивидуальным особенностям одаренных детей.
В дополнительном образовании реализуется подход к определению педагогической цели, который ориентирован на формирование у ребенка социальной компетентности, готовности к общественной и профессиональной деятельности.
Инфраструктура учреждения в системе открытого образования должна обладать такими качествами, как:
эффективность,
устойчивость, стабильность,
доступность,
переносимость (возможность перенося прикладных систем с минимальными изменениями),
масштабируемость,
множественность применения,
разделяемость,
технологичность учебно-методического обеспечения и образовательных технологий.
Сегодня система дополнительного образования готова к тому, чтобы дать возможность школьнику получить начальное профессиональное образование в стенах Дома детского творчества.
Существует объективная необходимость развития системы непрерывного профессионального образования, определяемое в содержании и характере труда, его растущей интеллектуализации, мобильностью, дифференциацией спроса на рынке труда. Сегодня требуется дисциплинированный, компетентный профессионал, обладающий высоким чувством ответственности за свое дело, владеющий достижениями науки, техники и культуры.
На базе учреждения дополнительного образования более десяти лет существует объединения учащихся, на базе которых осуществляется допрофессиональная подготовка. Система обучения позволяет школьникам района удовлетворить интерес к определенной области знаний, способствует профессиональному самоопределению. В качестве эксперимента по созданию новой образовательной модели непрерывного профессионального образования выбрана музыкальное и эколого-биологическое направление.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: