Программа дополнительного образования «Персональная экологическая культура»
возврат к web-странице
Программа дополнительного образования
«Персональная экологическая культура»
Содержание
Состояние и актуальность проблемы. Аргументация создания программы «Персональная экологическая культура».
Концептуальные основы программы
Ключевые понятия.
Цели, задачи, дидактические принципы.
Тематическое планирование (модули программы).
Содержание программы (по модулям).
Основы экологических знаний.
Профилактика и преодоление экологических рисков в повседневной жизни.
Экологически ориентированное взаимодействие с природой.
Рациональное природопользование в быту.
Организация экологической среды ближайшего окружения.
Методические приложения (формы и методы реализации программы)
Встроенность содержательных линий программы в реализацию предметов базового обучения (в школах).
Реализация в качестве программы дополнительного образования
Сочетание интерактивных методов в работе с коллективом учащихся с индивидуальным подходом к их деятельности. Партнёрство с семьёй.
Мониторинг эффективности образовательной деятельности.
Сегодня всё более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию природосберегающих технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в решении проблем окружающей среды.
«Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет, а будет опираться только на технические решения».
Н.Н. Моисеев
1. Состояние и актуальность проблемы.
Аргументация создания программы
«Персональная экологическая культура»
Движение к устойчивому будущему предполагает не только экологизацию экономики, создание деятельностного законодательства в области природопользования, но и участие населения в процессе выработки и принятия решения, преодоление пассивности с одной стороны, и декларативности в оценке экологических проблем с другой.
В решении экологических проблем учёными выделены две ведущие стратегии. Первая – технологическая – предусматривает разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий во всех отраслях хозяйства, связанных с использованием природных ресурсов. Вторая стратегия – гуманитарная. Её цель – содействовать «преобразованию» самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни, становление нового типа культуры – культуры экологической.
Системе образования в этом процессе принадлежит главная роль. Последние 20 лет в отечественном образовании идёт поиск психолого-педагогических подходов к экологическому образованию.
В 80-х годах минувшего столетия российскими идеологами (И. Зверевым, А. Захаровым, И. Суравегиной) были разработаны концептуальные основы и модели экологического образования. На протяжении ряда лет велась работа в экспериментальных школах регионов, апробировалась экологизация учебных дисциплин, разнообразные аспекты внеклассной работы по экологии и природосбережению.
Закон «Об охране окружающей среды» (1991) провозгласил систему непрерывного экологического образования и воспитания, создал предпосылки для активизации экологического образования.
Сегодня учёные и методисты выделяют несколько приоритетов экологического образования учащихся в России. Анализ, проведённый Д.С. Ермаковым, позволяет показать основные тенденции экологического образования в современном учебно-воспитательном процессе:
Изучение основ экологии как научной дисциплины («знаниевый подход»);
Проведение экологических исследований, экологический мониторинг (исследовательский подход);
Традиционные природоохранные мероприятия (природоохранный подход);
Взаимосвязь здоровья человека с состоянием окружающей среды (эколого-валеологический подход).
Несмотря на разнообразие содержания и форм деятельности, эффективность современного экологического образования оценивается экспертами как недостаточная. Знания научных основ экологии, осведомлённость учащихся об экологических проблемах не отражается существенным образом на мотивации, практических результатах поведения и деятельности молодёжи в аспектах природосбережения и рационального природопользования в быту.
Проведённый нами на региональном уровне (Пермский край) анализ альтернативных программ и учебных пособий, с одной стороны, реальной образовательной ситуации в опорных школах – с другой, позволяет убедиться в противоречивости современного этапа экологического образования и выделить причины, тормозящие освоение учащимися экологической культуры. Условно их можно разделить на «внешние» (социально-психологические) и внутренние (методологические, выходящие на содержание и организационные формы самого образования):
Ломка социальных устоев перестроечного периода и ослабление духовно-нравственных аспектов общественного сознания;
Отсутствие последовательности и преемственности социального заказа на экологическое образование;
Приоритет теоретических знаний в ущерб практико-ориентированному экологическому образованию, оторванность обучения от непосредственных интересов личности подростка, его семьи, микросоциума;
Слабая разработанность психолого-педагогических основ экологического образования;
Методологическая «размытость» структуры и содержания формирования экологической культуры личности в условиях школьного и дополнительного образования.
Насколько сложными в условиях сегодняшних реалий не казались бы приведённые позиции, ясно одно – преодоление этих трудностей необходимо. Без принятия новой экоцентрической идеологии и освоения практики экологически ориентированного поведения не преодолеть экологический кризис, не поставить заслон здоровьеразрушению.
Нужен спектр программ, создающих возможности формирования у детей опыта экологически сообразного поведения и здорового образа жизни.
Разработанная нами программа «Персональная экологическая культура – ступени освоения» - из их числа. Она призвана фокусировать разрозненные экологические знания на жизненных проблемах, соотносить с индивидуальным опытом детей и их семей.
Мотивировать решение экологических проблем повседневной жизни на основе полученных знаний, анализировать результаты – значит, содействовать формированию персональной экологической культуры личности. Кроме того, опыт решения экологических проблем поможет молодёжи приобрести уверенность в том, что позитивные результаты в определенной степени зависят от их знаний, убеждений, и, что особенно важно, усилий.
2. Концептуальные основы программы
2.1. Ключевые понятия
Понятие «культура» (в переводе с латыни – возделывание, воспитание, образование, развитие) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельность, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Приведённое определение культуры даёт нам энциклопедический словарь (1990). Необходимо подчеркнуть, что определений культуры встречается множество (не менее 500).
Экологическая культура рассматривается многими учёными как составная часть общей культуры, при которой экоцентрическое сознание и экологически целесообразное поведение людей обеспечивают возможность коэволюции общества и природы.
Наиболее распространённо следующее определение.
«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этнических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» («Московская международная декларация об экологической культуре», Москва, 1998 г.).
Применительно к экологической культуре отдельной личности (назовём её персональной экологической культурой) нам представляется наиболее предпочтительным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умения в практической деятельности».
Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не пользоваться ими. Экологическая культура включает их экологическое сознание и экологическое поведение.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.
Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования.
Следует согласиться с методологами экологического образования, в частности с В.В. Мосоловым, который ядро содержания процесса формирования экологической культуры личности рассматривал в единстве трёх компонентов: когнитивного, эмоционольно-ценностного и деятельностного.
Под когнитивным компонентом содержания процесса формирования экологической культуры учащихся понимают психолого-педагогический процесс сознательного усвоения учащимися системы экологических знаний и развитие экологического мышления.
По определению Г. Клауса, к когнитивным процессам относятся: восприятие, запоминание и воспроизведение, понятийная обработка, мышление и решение задач [Клаус Г. Введение в дифференцированную психологию учения. – М.: Педагогика, 1987].
Когнитивный компонент содержания экологического образования реализуется через введение в образовательный процесс курса «Экология», факультативных курсов экологической направленности, а также актуализацию экологического компонента в рамках отдельных предметов базового образования, программах дополнительного образования детей, разнообразную внеклассную деятельность.
Ведущие элементы эмоционально-ценностного компонента формирования экологической культуры личности: потребности, мотивы, эмоции и отношение к природе.
Деятельностный компонент является ключевым, системообразующим элементом формирования экологической культуры, он подразумевает готовность и умение проявлять активность в решении повседневных экологических проблем.
2.2. Цели, задачи, дидактические принципы
Цель программы: содействовать формированию личностной (персональной) экологической культуры детей и подростков на основе использования знаний и ценностных ориентаций в опыте решения конкретных экологических проблем повседневной жизни.
Задачи:
Определение информационно-смыслового поля решения реальных экологических проблем. Актуализация содержательных линий формирования персональной экологической культуры учащегося.
Поэтапное освоение содержательных модулей программы в контексте обучения решению жизненных проблем экологически ориентированного поведения и здорового образа жизни.
Использование субъект-субъектного подхода к обучению учащихся и интерактивных методов обучения.
Интеграция с семьёй в ходе практических и учебных занятий.
Разработка диагностических позиций для отслеживания динамики личностной экологической культуры учащихся.
Принципы формирования экологической культуры учащихся:
Систематичность и последовательность в овладении достижениями науки, культуры, опыте деятельности.
Связь обучения с жизнью.
Развивающий и воспитывающий характер обучения.
Творческая активность и самостоятельность учащихся при руководящей роли педагога.
Единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.
Сочетание научности и доступности обучения.
Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Ориентация воспитания на ценностные отношения.
Тематическое планирование (модули программы).
Содержание программы представлено пятью содержательными линиями – модулями:
Основы экологических знаний.
Профилактика и преодоление экологических рисков в повседневной жизни.
Экологически ориентированное взаимодействие с природой.
Рациональное природопользование в быту.
Организация экологической среды ближайшего окружения.
Деятельность педагогов по программе может быть встроена в работу объединения (кружка), либо ей отводится отдельное место в учреждении дополнительного образования. В рамках общеобразовательной школы на каждый модуль программы выходит целая группа предметов (учителя могут актуализировать темы персональной экологической культуры через базовое образование, а также работу кружков). В тематическом плане обозначено количество часов для варианта, когда программа реализуется в учреждении дополнительного образования в качестве отдельной программы или обязательного регионального компонента в составе другой программы дополнительного образования.
№ модуля | Тематический модуль | № темы | Тема | Кол-во часов |
1 | Основы экологических знаний | 1 | Введение. Предмет, задачи и структура экологии | 1 |
2 | Экологические факторы | 2 | ||
3 | Среда и условия существования организмов. Экосистема. Биогеоценоз. | 6 | ||
4 | Учение о популяции | 2 | ||
5 | Круговорот веществ в природе | 3 | ||
6 | Антропогенное воздействие на природу. Ноосфера | 3 | ||
7 | Глобальный экологический кризис и региональные экологические проблемы | 3 | ||
8 | Экологическое равновесие. Устойчивое развитие. | 3 | ||
9 | Природоохранное законодательство. Контроль качества окружающей среды, основные направления охраны окружающей среды | 6 | ||
2 | Профилакти-ка и преодоление экологических рисков в повседневной жизни | 1 | Экологические риски в повседневной жизни. Дефицит общения с природой | 1 |
2 | Питание и токсины. Качество питьевой воды. Источники загрязнения, меры предосторожности | 3 | ||
3 | Экология жилища. Строительные и отделочные материалы. Предотвращение вредных влияний | 3 | ||
4 | Косметика и парфюмерия. Моющие средства. Красота – не любой ценой | 2 | ||
5 | Бытовая техника. Санитарные требования использования электромагнитных излучений | 2 | ||
6 | Шумовое загрязнение. Последствия длительного воздействия. Санитарно-гигиенические нормы | 1 | ||
7 | Визуальная среда в городе. «Зрительный голод». Способы улучшения визуальной городской среды | 1 | ||
8 | Природа вокруг нас. Дикорастущие съедобные и лекарственные растения. Распознавание, хранение, применение | 1 | ||
9 | Природа таит опасность. Клещевой энцефалит и другие риски. Профилактика | 1 | ||
10 | Заключительное занятие модуля «Что в моей власти?». Спектр личных возможностей | 1 | ||
3 | Экологически ориентиро-ванное взаимодейст-вие с природой | 1 | Природная эстетика (цветы, деревья, ландшафты) в моей жизни и жизни моей семьи. Проекты «Благодарение за наслаждение» | 3 |
2 | Проекты любознательных | 2 | ||
3 | «Открываем» природные взаимосвязи. Моё исследование | 2 | ||
4 | Моё природопользование без ущерба миру природы | 1 | ||
5 | «Диалоги» с природными объектами | 1 | ||
6 | Внутренний запрет (наши краснокнижники) | 1 | ||
7 | Охрану диктует закон. Экологическое право в моей жизни и жизни моей семьи | 1 | ||
8 | «Растения, птицы и звери заботу мою захотели!» (кому из них я больше всего нужен?) | 2 | ||
9 | Проблема мусора в твоём доме и доме природы. Есть проблема – ищем решение! | 2 | ||
10 | Цепочка «понимание – отношение – действие» (проект моей природоохранной или просветительской деятельности) | 3 | ||
4 | Рациональное природополь-зование в быту | 1 | Азбука природопользования | 1 |
2 | Путь человечества к бумаге, современное её использование. Индивидуальные проекты «Бумага и мы» | 2 | ||
3 | Вода в обыденной жизни. Расход воды в моей квартире (доме) | 2 | ||
4 | Газ у нас дома. Экономное расходование – забота о себе и будущих поколениях | 1 | ||
5 | Современные источники энергии. Электроэнергия в жизни твоей семьи – проект бережливых | 2 | ||
6 | Автомобиль сегодня. Уровень расхода топлива и экологичность машины | 1 | ||
7 | Тепло в доме. Проект сохранения тепла в доме, школе | 1 | ||
8 | «Лес и луг – добрый друг». Дары природы: умение принять и распорядиться | 1 | ||
9 | Здоровое питание и рациональность хорошей хозяйки | 1 | ||
10 | Усадьба сельского жителя. Отходы – в доходы | 1 | ||
11 | Жизнь вещей. Цепочка рационального использования твёрдых бытовых отходов | 2 | ||
5 | Организация экологической среды ближайшего окружения | 1 | Экологический «паспорт» образовательного учреждения и возможности улучшения пространственной среды (групповые проекты) | 3 |
2 | Экологический «паспорт» дома (квартиры) и наши резервы (индивидуальные и семейные проекты) | 2 | ||
3 | Комнатное цветоводство, оптимальные варианты | 1 | ||
4 | Профилактика замусоривания территории (улицы, микрорайона). Реальные и фантастические проекты | 1 | ||
5 | Ландшафтное строительство во дворе, в микрорайоне. Фантастические и реальные проекты. Уроки видеоэкологии | 2 | ||
6 | Общественный экологический контроль: преодолеваем равнодушие и пассивность | 1 | ||
7 | Иск домоуправлению о ненадлежащем исполнении коммунальных услуг | 1 | ||
8 | «Автомобиль под окном и ночью и днём» (проект «Вместо двора – парковка. Наши действия») | 1 | ||
9 | Социально-экологические акции населения. Подготовка и проведение групповых проектов конкретных экологических акций | 3 |
Содержание программы (по модулям).
Основы экологических знаний.
Предмет экологии как науки. Структура экологии. Из истории развития экологии. Роль экологии в жизни современного общества.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Закон экологического оптимума, закон ограничивающего фактора. Меры воздействия на организмы в практической деятельности человека.
Основные среды жизни, условия существования в них. Водная среда. Наземно-воздушная. Почва как среда жизни. Живые организмы как среда жизни.
Основные пути приспособления организмов к среде. Поддержание постоянства внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий.
Биотические связи. Прямое и косвенное воздействия человека на живую природу через изменение биотических связей.
Законы и следствия пищевых отношений. Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Зависимость численности хищника от численности жертв. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов. Решение экологических задач.
Законы конкурентных отношений в природе.
Популяции. Понятие популяции. Типы популяций. Взаимоотношения особей внутри популяции. Количественные характеристики популяций.
Биоценоз и его устойчивость. Биоценоз - сложная природная система. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Распределение видов в пространстве. Экологическая ниша вида. Устойчивость биоценозов.
Понятие экосистемы. Основные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Потоки вещества и энергии. Биологический круговорот. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.
Законы биологической продуктивности. Цепи питания в экосистемах. Правило 10%. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Пути увеличения биологической продуктивности Земли
Биосфера как глобальная экосистема. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. Глобальные круговороты веществ в биосфере. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на Земном шаре. Роль человечества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы. Понятие Ноосферы.
Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы на примере местного сообщества. Меры по преодолению экологического кризиса. Устойчивое развитие.
Природные ресурсы. Основные аспекты охраны природы. Правила и принципы охраны природы. Правовые основы охраны природы. Современное состояние и охрана биосферы. Состав и баланс газов в атмосфере, нарушение баланса. Естественные и искусственные источники загрязнения. Тепловой эффект. Проблемы озонового экрана. Меры по охране атмосферного воздуха.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Профилактика и преодоление экологических рисков в повседневной жизни
Понятие экологического риска. Экологические риски в повседневной жизни. Экологические риски в городе. Экологические риски в сельской местности.
Питание современного человека. Сбалансированное питание. Жиры, белки, углеводы, микроэлементы и витамины – биологическая и энергетическая ценность продуктов питания. Совместимость продуктов.
Понятие экологически чистый продукт. Источники загрязнения продуктов. Токсины. Генетически модифицированные продукты. Пищевые добавки. Типы добавок (питательные, консерванты, пищевые красители и др.) и их назначение. Глутамат натрия (Е 621) – воздействие на организм и побочные эффекты. Как избежать риска. Другие Е-добавки. Российский, европейский и американский стандарты.
Экологическая разведка в местном супермаркете. Анализ продуктов, употребляемых в семье. Ликбез для родителей.
Питьевая вода и её запасы. Дефицит пресной воды. Среднесуточное потребление питьевой воды. Качество питьевой воды. Болезни, обусловленные низким качеством воды. Меры преодоления и снижения риска.
Экология жилища. Риски дома: домашняя пыль, бактериальные и прочие биологические загрязнения, антропотоксины – продукты жизнедеятельности организмов, химические испарения, электромагнитные излучения и их воздействие на ионный баланс жилища.
Понятие о предельно допустимой концентрации.
Меры по улучшению качества воздуха в помещении. Проветривание и предпочтительное время проветривания. Значение уборки помещения. Экологически безопасные бытовые приборы и отделочные материалы. Правила хранения и использования бытовой химии.
Роль комнатных растений в детоксикации жилища. Виды - рекордсмены. Уход за комнатными растениями. Биостимуляторы.
Аквариум и фонтанчики – повышение влажности воздуха и ионизация.
Технические средства очистки воздуха. Вентиляция. Фильтры. Сорбционные фильтры. Люстра Чижевского. Озонаторы - польза и риски.
Экологическая безопасность моющих средств. Хлорорганические соединения, диоксины, алкифеноны, триклозаны – влияние на организмы, природу. Загрязнение окружающей среды вредными для живых существ веществами. Эвтрофикация (зарастание водоёма) и её причины.
Безопасные рецепты для уборки и стирки (уксус, соль, сода, хозяйственное мыло).
Косметика ухода и декоративная косметика. Косметика без ущерба здоровью и окружающей среде. Тестирование воздействия косметики и бытовой химии на природу и организм человека. Этическая составляющая тестирования (на животных).
Техногенная среда. Понятие электромагнитное поле. Электромагнитное загрязнение – актуальная экологическая проблема современности. «Электромагнитный смог» и его воздействие на организм. Симптомы вредного воздействия. Основные источники в быту: компьютер, электропроводка, электрические бытовые приборы, сотовые телефоны, геопатогенные зоны. Режим использования бытовых приборов и способы снижения вреда. Энергосберегающие приборы, сертификация. Санитарные нормы.
Шум, шумовое загрязнение. Чувствительность человеческого уха. Действие шума на организм человека. Последствия воздействия шума на человека. Источники шума в городе и сельской местности. Современные способы шумоизоляции. Правила общежития. Законы во имя тишины. Тишина и её воздействие на организм. Санитарные нормы.
Идеальная визуальная среда. Понятия природного и городского пейзажа, ландшафт. «Зрительный голод». Особенности визуальной городской среды: гомогенность, агрессивность. Примеры «экологичного» строительства. Корректировка цветом гомогенного пейзажа. Экологические истоки городского граффити. Озеленение городской среды. Архитектурная бионика (примеры). Коттеджное строительство. Зонирование города (деловая и жилая зоны). Красота в собственной квартире. Физиологические требования органа зрения. Как сохранить зрение.
Дикорастуще съедобные и лекарственные растения. Использование дикорастущих растений в кулинарии. Способы и сроки сбора, заготовки. Основные виды, произрастающие в нашей местности. Как не нанести ущерба природе. Использование лекарственных растений. Основные виды. Рецепты здоровья и красоты. Что содержат лекарственные растения. Алкалоиды и другие вещества – лекарство или яд. Где содержится яд. Ядовитые растения. Что нужно знать, чтобы не навредить. Эфирные масла. Витамины и минеральные вещества в дикоросах.
Животные, таящие опасность. Хищники наших лесов. Ядовитые животные. Профилактика. Переносчики заболеваний, опасных для человека.
Клещевой энцефалит и болезнь Лайма – природно-очаговое вирусное заболевание. Переносчики – иксодовые клещи. Способы заражения. Протекание заболевания, последствия для организма человека. Профилактика. Прививки против клещевого энцефалита. Первая помощь при укусе клеща. Экстренная профилактика (иммуноглобулины).
4.3. Экологически ориентированное взаимодействие с природой.
Психология отношения к природе. Перцептивно-эмоциональный, когнитивный и практический каналы развития субъективного отношения к природе. Диагностики «Доминанта» и «Эзоп».
Эстетическое восприятие природы. Природная эстетика. Красота живых объектов. Особенности индивидуального восприятия. Природные и рукотворные ландшафты. Первый сад (Эдем). Сад как воплощение Рая на Земле. Русский сад. Парковое и ландшафтное искусство. Сочетание эстетического и практического. Знаменитые сады и парки Пермского края. Эстетика приусадебного участка, дачи моей семьи. Семейные проекты.
Рациональное природопользование. Взаимосвязи в мире природы. Экологические проблемы как следствие истребления растительного покрова чрезмерным выпасом, вырубкой деревьев, горными разработками (отвалы, промышленные отходы, сточные воды), загрязнение тепловыми выбросами и выбросами СО2 и т.д. Меры предотвращения экологических проблем. Личный посильный вклад и вклад моей семьи: посадка деревьев, контроль за объёмом твёрдых бытовых отходов, экономия энергии, переработка пищевых и растительных отходов (компостирование). Экологичный дом, экологичное хозяйство.
Экологическая разведка дома и в образовательном учреждении: исправность системы водоснабжения, энергосберегающие лампочки, продолжительность работы электроприборов, сохранение тепла, экономия семейного и школьного бюджета, вторичное использование твёрдых бытовых отходов. Проекты. Ярмарка экономных идей.
Ценность жизни и равноправие видов. Сохранение биоразнообразия. Субъектификация природных объектов. Тренинги: Контакты с животными», «Подарок на день рождения», «Внуки Карла Линнея» и др. Трудные периоды в жизни животных. Проекты «Растения, птицы и звери заботу мою захотели!».Кому и чем я могу помочь. Подкормка животных и пр.
Исчезнувшие и исчезающие виды. Причины исчезновения. Охрана растений и животных. Охраняемые растения и животные Пермского края. Заповедники Пермского края. Мои краснокнижники. Красная книга и Закон, мера ответственности.
Экологические права и обязанности гражданина РФ. Конституция РФ об экологических правах. Законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и др.
Право на благоприятную среду обитания. Зоны экологического бедствия. Локальные экологические катастрофы.
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Экологические правонарушения. Экологический авантюризм (необдуманность принимаемых решений).
Причины, затрудняющие реализацию экологических прав. Экологическая неграмотность, социальная пассивность граждан, противоречивость существующих законов.
Проблема мусора. Сроки разложения. Утилизация мусора. Традиционные способы утилизации мусора: организация свалок, переработка (вторичное использование), сжигание. Достоинства и недостатки способов. Проблемы вторичного использования. Характеристика основных типов мусора и рекомендуемая утилизация. Пищевые отходы – компостирование. Макулатура – вторичная переработка, компостирование. Ткани – компостирование (натуральные), сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания. Дерево – переработка, сжигание. Различный металлолом (включая металлические банки, фольгу) – переплавка, захоронение после предварительного обжига (для тонкого листа), захоронение. Стеклотара – использование по прямому назначению, переплавка. Кирпичи – переработка в крошку, захоронение. Изделия из пластмасс – переплавка. Упаковка пищевых продуктов – захоронение. Батарейки – вывоз на свалку.
Индивидуальные проекты «Есть проблема – ищем решение».
4.4. Рациональное природопользование в быту
Основные ресурсы, которые мы потребляем в повседневной жизни.
Бумага. История происхождения бумаги. Сырьё для производства бумаги. Современные способы и масштабы производства. Ресурсо- и энерго- ёмкость производства. Способы рационального использования бумаги, проекты.
Исследования расхода воды дома (в течение недели). При наличии прибора учёта по показаниям счётчика, при отсутствии – с помощью мерной колбы. Мероприятия экономии воды: ремонт сантехники, изменение привычек. Составление памятки для членов семьи по расходу воды.
Газ у нас дома. Для каких целей используется – приготовление пищи, отопление. Газовые счётчики. Способы экономии газа.
Источники энергии. Электрическая энергия. Типы электростанций. Солнечные батареи, энергия ветра, воды. Атомная энергетика – достоинства и опасность. Чернобыльская катастрофа.
Приёмы энергосбережения в быту: при приготовлении пищи, пользовании электроприборами, освещение. Проект «Считаем – и экономим».
Автомобили. Проблема глобальной автомобилизации. Двигатель внутреннего сгорания – преимущества и недостатки. Выхлопные газы – главный загрязнитель атмосферы. Почему образуются вредные выбросы. Оценка экологичности автомобиля. Зависимость количества выбросов от технического состояния автомобиля. Каталитические нейтрализаторы. Виды и экологичность топлива. Расход топлива. Бензин, газ, дизельное топливо, спиртовое топливо, водород. Законодательные ограничения.
Комфортная температура в доме. Система теплоснабжения. Способы регулирования температуры в помещении. Проблема теплопотерь. Удельный расход тепловой энергии на квадратный метр жилья. Как теряется тепло. Как беречь тепло. Проект.
Дары леса и луга на столе нашей семьи. Правила сбора дикорастущих плодов и грибов. Охота – за и против. Рыбалка. Бабушкины рецепты. Презентация. Дегустация.
Рацион питания. Сбалансированное питание. Стоимость продуктов. Упаковка или качество. Сроки хранения продуктов. Как хранить продукты. Еда в моей семье, наши предпочтения. Как экономить хорошо питаясь.
Рациональная организация усадьбы. Уроки бережливых.
Проекты Вещам вторую жизнь.
4.5. Организация экологической среды ближайшего окружения
Экологический «паспорт» образовательного учреждения, классной комнаты. Основные подразделы паспорта. Методики определения показателей экологического состояния школы. Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты. Групповые проекты улучшения экологического состояния и пространственной среды.
Экологический «паспорт» дома (квартиры). Семейный проект.
Роль растений в гармонизации пространственной среды. Лидеры среди комнатных растений. Декоративно-лиственные и красивоцветущие. Уход за ними. Композиции из горшечных цветов.
Ландшафт нашего двора. Что имеем. Чего хотим. Фантастические и реальные проекты благоустройства дворовой (придомовой) территории.
Проблемы нашего двора: мусор, автомобили, отсутствие освещения – что ещё? Как изменить ситуацию. Что мы можем сделать сами. Кто нам поможет.
Обязанности коммунальных служб по благоустройству придомовых территорий. Кто хозяин в нашем дворе. Что должно обеспечить домоуправление. Как заставить коммунальные службы выполнять свои обязанности.
Технологии работы с населением. Социальный опрос. Общественный экологический контроль. Экологические акции.
Методические приложения (формы и методы реализации программы)
Встроенность содержательных линий программы в реализацию предметов базового обучения (в школах)
В рамках одного школьного предмета реализовать программу в полном объёме невозможно. Оптимальным представляется использование данной программы в школах опорных (по экологии), в школах с углублённым изучением предметов эколого-биологического цикла.
Исходя из того, что отдельные темы и вопросы содержательных линий персональной экологической культуры находят своё место в разных курсах базового образования, необходимо сгруппировать их относительно приведённых пяти направлений. Это позволит соответствующим проблемным группам учителей, работая каждый по программе того или иного школьного курса (или факультатива, элективного курса) осуществлять «наполнение» пяти составляющих персональной экологической культуры (не перегружая учащихся и себя).
Возможная группировка предметов базового образования по содержательным линиям формирования персональной экологической культуры
Основы экологических знаний | Профилактика и преодоление экологических рисков в повседневной жизни | Экологически ориентированное взаимодействие с природой | Рациональное природопользо- вание в быту | Организация экологической среды ближайшего окружения |
Окружающий мир Биология География Химия Физика | ОБЖ Окружающий мир Биология Химия Физика География Технология С/х труды Обществознание История | Окружающий мир Биология Развитие речи Литература ИЗО Иностранный язык Технология История Обществознание МХК | Технология Физика Биология География Математика С/х труды | Технология Биология Физика Химия С\х труды |
Материал программы включается в разные учебные дисциплины (многопредметная модель экологического образования). Хотелось бы подчеркнуть, что данный курс не претендует на роль регионального экологического компонента для базового образования (тем более в региональном компоненте экология не обозначена). Программа может быть использована в качестве школьного компонента, ориентирующего на развитие экологической культуры учащихся, формированию у них навыков практической природоохранной и проектной деятельности, активной социальной позиции, воспитанию патриотических и эстетических чувств к малой родине.
Реализация в качестве программы
дополнительного образования
Анализ ситуации с экологическим образованием в России, приведённый в материалах по итогам проведения общественных слушаний Общественной палаты Российской федерации, прошедших в формате Всероссийской конференции «Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач» (г. Санкт-Петербург, 10-12 октября 2007 года), показал, что в 70% регионов России основная деятельность по экологическому образованию сосредоточена вокруг учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля (СЮН, ЭБЦ). Среди таких регионов назван и Пермский край. Предмет «Экология» не вошедший в федеральный компонент, не является региональным компонентом в Пермском крае, поэтому, количество школ, являющихся опорными (базовыми) по экологии весьма незначительно. К сожалению, в Пермском крае сократилось и количество учреждений дополнительного образования детей эколого-биологического профиля: часть учреждений закрыто, часть реорганизовано. Однако, внушает надежду то, что наблюдается «экологизация» многопрофильных учреждений дополнительного образования через введение экологической составляющей в программы художественно-эстетической, краеведческой, туристической и др. направленностей. Также, благодаря поддержке Управления по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края получила широкое распространение экологизация программ летнего отдыха учащихся (экологические лагеря), развивается детское экологическое движение.
Для учреждений дополнительного образования детей, где отсутствуют государственные стандарты образования, и, соответственно, нет утверждённых государством «измерителей», определяющих качество образования, данная программа может быть принята в качестве регионального компонента по формированию экологической культуры личности. В данном случае, содержание курса встраивается в образовательную программу УДОд, темы из содержательных модулей распределяются по программам дополнительного образования, реализуемым в учреждении. Часть тем может быть обязательна для всех программ, часть может использоваться по выбору.
Возможная группировка программ дополнительного образования
по содержательным линиям формирования
персональной экологической культуры
Основы экологических знаний | Профилактика и преодоление экологических рисков в повседневной жизни | Экологически ориентированное взаимодействие с природой | Рациональное природопользо- вание в быту | Организация экологической среды ближайшего окружения |
Рекомендовано для всех программ дополнительного образования эколого-биологической направленности | Программы по медицине, «ЗОЖ», валеологии, туризму, фармакологии, химии, растениеводству, животноводству | Программы по туризму, растениеводству, ландшафтному дизайну, зоологии, охотоведению, заповедному делу, лесоведению, флористике, фотоделу; социально-педагогические, художественно-эстетические и исследовательские кружки любых естественно-научных направлений | Программы по растениеводству, животноводству, фермерскому делу, медицине и ЗОЖ, флористике; программы технического и художественно-эстетического творчества | Программы по медицине, растениеводству, ландшафтному дизайну, домоводству; программы технического, социально-педагогического, туристического, художественно-эстетического направлений |
Сочетание интерактивных методов в работе с коллективом учащихся с индивидуальным подходом к их деятельности. Партнёрство с семьёй
В качестве форм работы по реализации данной программы эффективны те формы, которые принято относить к активным: тренинги, самоанализ, практикумы, исследовательская и проектная деятельность, акции и т.п. В таком случае, выдвинутые составляющие персональной экологической культуры носят практико-ориентированный характер, отвечают личностным потребностям учащихся и их семей (а также формируют эти потребности). Целенаправленная работа с детьми и их родителями потребует участия многих педагогов, интеграции предметов (объединений) вокруг содержательных линий персональной культуры, организационно-методических и управленческих усилий администрации образовательного учреждения.
Технологической единицей организации и построения педагогического процесса в личностно-ориентированном образовании выступает личностная ситуация.
В.И.Лещинский (Педагогическая технология личностной ориентации, Воронеж, 2001) определяет личностную ситуацию как «центральный момент, стержень личностно-ориентированного обучения. Ситуация рассчитана на то, чтобы затронуть личностные струны сознания, личностный опыт учащегося, поэтому, здесь предполагаются вопросы, задания, ситуации, задевающие за «живое», заставляющие не просто думать, но и переживать, обращённые к ребёнку лично, к его актуальным интересам.
Главный механизм создания личностной ситуации в педагогическом взаимодействии – не научение, запоминание, действие по образцу, а переживание или творческие действия самого ученика.
Поэтому. Педагогу необходимо моделировать личностную ситуацию по тому или иному экологическому вопросу, а не просто акцентировать «правильное или неправильное» поведение.
Конструирование личностной ситуации предполагает использование трёх приёмов:
Представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных заданий.
Усвоение содержания в условиях диалогов как особой коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности.
Использование ситуативных игр.
Нам видится необходимость предусмотреть фиксирование детьми работы над заданием (личностной ситуацией) в специальном дневнике, который может называться «Моя экологическая культура».
Этот дневник должен иметь пять разделов (соответствующих содержательным линиям персональной экологической культуры). Когда педагог даёт задание, он отмечает, в каком разделе Дневника его выполнять. Учащиеся начальной школы могут выполнять задания в рисунках, небольших таблицах и кратких описаниях. Учащиеся средних и старших классов могут использовать разные способы выполнения задания, главное, чтобы оно было не заимствованное.
Таким образом, в разделах Дневника должен накапливаться свой опыт раздумий, переживаний, творческой практической деятельности по важным экологическим вопросам обыденной жизни. В условиях школы, Дневник – это тетрадь не по какому-то одному предмету, в идеале это Дневник роста ребёнка по аспектам экологической культуры, здоровьесбережения, гражданственности.
В организационной структуре работы по формированию экологической культуры учащихся, укреплению их гражданских позиций и ЗОЖ не эпизодическая роль, а роль постоянных партнёров должна отводиться семье. Поясним эту позицию краткими теоретическими тезисами.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. В семье закладываются жизненные устремления, определяющие стиль жизни.
Есть два подхода к организации взаимодействия с семьёй – традиционный и партнёрский. В традиционном - роль родителей ограничена функцией спонсоров и помощников в обеспечении дисциплины и успеваемости.
В партнёрском – образовательное учреждение и семья моделируют процесс взаимодействия, прислушиваясь к предложениям и точке зрения друг друга: подразумевается совместное планирование и принятие решений. Работа с семьёй возможна в трёх направлениях:
В условиях непосредственных встреч (родительские собрания, тематические массовые мероприятия, совместные походы, акции, экскурсии, клуб и др.).
Создание информационной среды через оформление пространственно-предметной среды, через печатную продукцию (обращения, газеты, опросники, информирование об успехах детей).
Совместное выполнение с детьми практических заданий, заданий в Дневнике «Моя экологическая культура».
Мониторинг эффективности образовательной деятельности
Для диагностики результатов обучения можно использовать: наблюдения, открытые и закрытые («скрытой камерой»), ситуативные задания, беседы с учащимися, родителями, творческие работы, презентации и анализ детьми своих дневников «Моя экологическая культура».
Обучение можно считать успешным, если учащиеся:
Контролируют своё поведение, чтобы не причинить вред (ущерб) окружающей среде.
Охотно анализируют взаимосвязи человека с окружающей его социоприродной средой.
Знакомы с экологическими правами и обязанностями граждан РФ, со способами участия населения в решении местных экологических проблем, разрешённых законодательством.
Осведомлены о глобальных и локальных экологических проблемах, знакомы с возможными путями решения и примерами;
Выявляют местные экологические проблемы, формулируют, оценивают и выбирают варианты их решения.
Проявляют инициативу в проведении экологических акций, с желанием участвуют в них и привлекают других.
Распространяют экологическую информацию.
Оценивают красоту отдельных природных объектов и ландшафтов.
Умеют использовать знания для экономии природных ресурсов в условиях дома, школы, ближайшего природного окружения.
Имеют знания и навыки по преодолению экологических рисков, понимают их опасность для своего здоровья.
Принимают участие в озеленении своего двора, своей улицы и образовательного учреждения.
возврат к web-странице
страница 1
скачать
Другие похожие работы: