Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования
6.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ СОШ с. Пушкино на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся образовательного учреждения разработана в целях более полного достижения национального воспитательного идеала развития и воспитания учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Данная программа образовательного учреждения содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). Образовательное учреждение создаст условия для реализации разработанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Для организации и полноценного функционирования данного образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.
6. 2. Актуальность программы духовно-нравственного развития и воспитания
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
6. 3. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
6. 4. Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
6. 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнерства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
1. 6. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы
Общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
6. 7. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
У каждого ребенка есть свой дом, но в школе в течение четырех первых лет мы постараемся «построить» макет нашего общего будущего дома. Проект называется ТРИ «Д» («Дом добра и дружбы»). Каждый год определяется одно основное направление. Другие направления развития и воспитания пропитывают его, тем самым образуя единое воспитательное пространство, реализуя выполнение целей и задач данной программы. Для «строительства» Дома добра и дружбы мы отберем прочный, долговечный материал.
Для фундамента (1 год обучения) возьмем опыт, знание истории своей малой Родины.
Основное направление воспитательной деятельности: общеинтеллектуальное, социальное (краеведение, блок «Моя Родина»).
Стены дома добра и дружбы (2 год обучения) должны быть прочными, крепкими, и для них возьмем здоровье.
Основное направление воспитательной деятельности: спортивно-оздоровительное (блок «Хочу быть здоровым!»).
Крышей дома добра и дружбы (3 год обучения) будет служить экология.
Основное направление воспитательной деятельности: общекультурное (экология, блок «Мы и природа»).
В дом мы возьмем свет и тепло семьи, дружбу, добро, гостеприимство (4 год обучения).
Основное направление воспитательной деятельности: духовно-нравственное (блок «Школа вежливости»).
«Моя Родина» (2011-2012 уч. год)
Направ- ления в работе | Мероприятия | Ожидаемые результаты |
«Моя Родина» | Экскурсии в школьный музей Праздник «Посвящение в ученики» День Единства Беседы: «Славные страницы истории» «Я – гражданин» «Сыны Отечества – защитники земли русской» Встреча с ветеранами ВОВ Акция «Цветок ветерану» Линейка «Памяти жертв Беслана» Классные часы: «Есть такая профессия – Родину защищать» «История Георгиевской ленточки» | Формирование представлений о малой и большой Родине, воспитание гордости за героическое прошлое Отечества |
«Школа вежливости» | Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия», Телефонный этикет» и др. Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме». Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости». | Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности |
«Хочу быть здоровым!» | Русские национальные игры. Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. Соревнования: «Веселые старты» «Олимпийские игры» «Мой безопасный маршрут в школу» Конкурс рисунков « Если хочешь быть здоров!» | Формирование у школьников культуры здоровья и интереса к спорту и оздоровлению |
«Мы и природа» | «Зеленая планета» - проект ( создание живого уголка в классе). Экскурсия «Природа и поэзия» «Вместо елки – новогодний букет Акция « Поможем птицам» | Формирование культурного отношения к природе Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика |
«Хочу быть здоровым!» (2012-2013 уч. год)
-
Направления в работе
Мероприятия
Ожидаемые результаты
« Хочу быть здоровым!»
Организация физкультминуток
Выставка рисунков « Нет вредным привычкам»
Праздник «Друзья Мойдодыра»
Общешкольное мероприятие
«Тропинка здоровья»
Занятия- практикумы:
«Опрятно и красиво одеваться»,
«Как оформить свою комнату»,
«Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?»
Беседы: « Зачем делать «Утреннюю зарядку?»,
«Умеешь ли ты пить и есть?»
«Глаза – главные помощники человека»
«Что такое хорошо, что такое плохо?»
Осознание учащихся заботиться о своем здоровье, укрепление здоровья школьников.
«Школа вежливости»
Беседы:
«Какой я? Кто я?», « Хочу все знать», « Я и мы», « Золотое правило уважения» и др.
Игра-экспромт: «Наш портфель»
Праздник «Свет дружбы»
Понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, доброжелательности, развитие
способности к сопереживанию.
«Моя Родина»
Праздник первого звонка
Акция «Подарок ветерану»
Конкурс «Дорога глазами
детей»
Беседы «С чего начинается Родина?», «Русский богатырь Илья Муромец», «Моя малая Родина»
Экскурсия в школьный музей
«История Липецкой области»
Выставка рисунков « Краски земли Добринской»
Конкурс стихов «Пою мое Отечество»
Праздник «Я - гражданин России»
Формирование убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордится своей Родиной, изучает историко-духовное наследие.
« Мы и природа» жизни»
Проект «Школа трудолюбия»
(озеленение начальной школы, цветник у школы)
Заочное путешествие «Наш дом- планета Земля»
Экскурсия в библиотеку:
«Красная книга Липецкой области»
Эстетическое отношение детей к окружающему миру и труду, как к источнику радости и творчества
«Мы и природа» (2013-2014 уч. год)
-
Направления в работе
Мероприятия
Ожидаемые результаты
«Мы и природа»
Конкурс рисунков: «Береги природу наш дом»
Занятия:
«Этот удивительный мир животных»
«Кошачий остров»
«Кукушкины секреты»
«Знакомые незнакомцы»
Экскурсии:
«Палитра леса»
«Сезонные явления в жизни растений»
Игры, викторины:
«В мире безмолвия»
«Удивительное рядом»
«Конкурс эрудитов»
«Путешественник-отличник»
«Знаешь ли ты рыб?»
«Биоком»
«Дом, где мы живем»
Формирование мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающей среды.
« Школа вежливости»
Беседы:
«Бабушки и дедушки- источники мудрости»,
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью?»
Экскурсия «Быт и жизненный уклад русской семьи»
Неделя православной культуры
«Традиционные праздники русской семьи»
Игра «Давайте говорить друг другу комплементы»
Конкурс сочинений: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением»
Устный журнал «Моя родословная»
Формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, основанных на уважениях к семье и её традициям.
«Моя Родина»
Благотворительная акция « Звезды Победы»
Заочное путешествие « Здесь живет моя семья»
Беседы: « Русское народное творчество», «Сыны земли Пушкинской»
Конкурс театрализованной песни
« Песни в солдатских шинелях»
Встречи с ветеранами войны и труда «Мы вместе»
Экскурсия в школьный музей
«Подвиги земляков в годы ВОВ»
Формирование уважения к членам семьи, привлечение родителей к жизни класса и школы, расширение знаний традиций Русской культуры.
« Хочу быть здоровым!»
Семейный праздник: «Большие гонки»
Встречи родителей со специалистами- врачами «Здоровье детей в наших руках»
Практикум «Секрет голливудской улыбки»
Экскурсия в аптеку «Мои друзья витамины»
Конкурс «Смак» (любимые блюда нашей семьи)
Поход «Вместе весело шагать…»
Вовлечение всех членов семьи в спортивно- оздоровительные мероприятия, формирование основ здорового образа жизни.
«Школа вежливости» (2014-2015 уч. год)
-
Направления в работе
Мероприятия
Ожидаемые результаты
« Школа вежливости»
Конкурс сказок, услышанных от бабушек
Встречи с настоятелем Пушкинского храма, отцом Олегом «Божьи заповеди»
День открытых дверей «Школьный день вместе»
Беседы:
«Традиции моей семьи», «Как проживешь, так и прослывешь»
«Старайся делать добро!»
Осознание учеником роли вежливого человека, привитие ему основополагающих принципов нравственных на основе православных и культурно-исторических традиций России, семейного уклада.
« Моя Родина»
Беседы и кл. часы: «Овеянные славой, Флаг наш и герб»,
«Духовное наследие России»,
«Что значит любить Родину?»
Акция « Гайдарики» (помощь пожилым людям)
Конкурс рисунков « Наша армия»
Конкурс песни « Песнь могучая, песнь раздольная»
Митинг «День юного героя -антифашиста»
Уроки мужества
Литературно-поэтический салон
«Русь - моя малая Родина!»
Развитие общественной активности учащихся, расширение знаний о своем крае и России.
« Хочу быть здоровым!»
Беседы: «Спорт и здоровье»
«В здоровом теле - здоровый дух!»,
«Не навреди себе, не навреди Земле»
Общешкольный праздник «Малые Олимпийские игры»
Военно-спортивный праздник «Богатырские забавы»
Соревнования по лыжам
«Олимпийцы среди нас»
Поход «За здоровьем на природу»
Выработать у учащихся потребность в постоянном укреплении своего здоровья и занятиям разными видами спорта.
« Мы и природа»
Проект «От детской игрушки до изобретения»
Беседы:
«Первоцветы»
«Путешествие за капелькой воды»
Праздники:
«Птицы - наши друзья»
«Полюбуйся, весна наступает»
Выставка творческих работ детей «В гармонии с природой»
Формировать представления о природе как величайшей ценности, систематизировать знания детей об условиях жизни организмов.
6. 8.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно- нравственного
развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения. Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку
уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей). Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях
Работа ОУ с семьей по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников планируется проводить по следующему плану:
направления работы | формы работы | тема |
Повышение педагогической культуры родителей | Родительские собрания | 1.Нравственное воспитание младшего школьника. 2. Психология семейных отношений и их влияние на личность ребенка. 3. Воспитание толерантности и др. |
Конференции, обмен опытом, круглые столы | 1.Воспитание доброты. 2. Воспитательный опыт пап. 3. Почему дети бывают эгоистами и др. | |
Наглядная агитация для семьи и родителей | Выставки | Детских рисунков, сочинений, фотовыставки и др. |
Консультации для родителей | Консультации педагогов, администрации школы | Консультации по актуальным вопросам воспитания. |
6. 9.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
По каждому из направлений духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения родного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: