Программа духовно-нравственного воспитания I пояснительная записка Общие данные о школе
МОУ «Рыбинская СОШ»
«Вокруг меня мир»
Программа
духовно-нравственного воспитания
I Пояснительная записка
Общие данные о школе
Рыбинская средняя общеобразовательная школа.
Наша школа расположена в селе Рыбном Каменского района Алтайского края. Попробуем представить микрорайон школы в виде схемы.
Администрация сельского совета
![]() | ![]() | ООО «Рыбинское» |
МДОУ ![]() | РСШ | ![]() |



Культурно Просветительское Объединение | Центр социальной помощи семье и детям |
Всего семей - 84
85% семей учащихся – малообеспеченные,
29% - неполные,
7% - неблагополучные,
5% - многодетные,
10% - не работают оба родителя,
5% - опекунские семьи,
4% семей имеют детей инвалидов.
Село наше «молодое» - образовалось 97 лет назад переселенцами из Волгоградской области. Большинство населения – русские. Хотя представлены в селе многие национальности. Это украинцы, белорусы, немцы, чуваши, цыгане и т.д.
В школе накоплен богатый опыт взаимодействия и плодотворного сотрудничества с музыкальной школой, Домом Культуры, сельской библиотекой. Нас объединяют совместные концерты, читательские конференции, кружки, конкурсы чтецов, клубы, смотры, песенные фестивали и т.д. Неоценимую помощь в работе с семьей и детьми «группы риска» оказывает нам «Центр помощи семье и детям». Мы организовываем совместные рейды, заседания, на базе центра работают кружки, проводятся занятия с детьми «группы риска».
В качестве отрицательного внимания на учащихся можно отметить: пьянство родителей, не работающую молодёжь, ведущую аморальный образ жизни, процветающую торговлю самогоном.
Школа наша малокомплектная. В ней 11 классов. 99 детей посещают школу на сегодняшний день. В школе работают 25 учителей, 18 из них выпускники нашей школы.
Директор школы Хох Игорь Николаевич.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно – воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъекты и объекты процесса.
Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как к личности, стремящийся от самопознания к самоопределению и самореализации.
Любой ребёнок требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, но, прежде всего, личность.
Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умение жить в социуме. Основными параметрами личностного развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Показателем сформированности социальной компетентности и социального становления личности является уровень развития всех этих качеств.
Для реализации на практики, предъявляемых государством требований к воспитанию всесторонне-развитой личности, способствующей внести свой вклад в развитие страны, путем конструктивного взаимодействия с обществом, была разработана программа «Открытый мир».
В её основу легли материалы таких авторов, как:_М.Н.Комова, Н.Д.Купряшина, Е.Ю.Ижогина, Г.Д.Ефименко, Т.С.Юрлова; технологии воспитания Щурковой, Газмана, Иванова, Селевко.
Актуальность данной программы определяется несколькими факторами.
Во-первых, создание программного обеспечения в воспитательном процессе - это требование времени. Программа – это содержание деятельности по достижению цели, то, чем наполнена совокупность самой разнообразной деятельности субъекта, идущего к цели. Работа без программы бессодержательна, и педагог может лишь интуитивно выйти в ходе совместной деятельности с детьми на решение своих воспитательных задач.
Во-вторых, в настоящее время в стране проблемам воспитания уделяется особое внимание. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01г. №1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В-третьих, достичь совершенства в развитии ребенка должен помочь классный руководитель в современной школе. От его деятельности в значительной мере зависит определение конкретной программы действий для того коллектива, в котором он работает.
В-четвертых, программа, по которой работали в течение предыдущих пяти лет, наглядно показала, что одним из ведущих приоритетных направлений, способствующих полноценному развитию личности,- гражданско-патриотическое. Соответственно, работа в этом русле будет организована и дальше.
На основании программы воспитания классный руководитель составляет план работы, который отличается содержательной наполненностью разнообразной по форме деятельности, которая отвечает потребностям общества, актуальным проблемам класса, трудным вопросам личной жизни подрастающего поколения.
Цель программы - формирование культурной, самостоятельной личности, стремящейся руководствоваться законами нравственного поведения в жизни; воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, район, край, Отечество.
Задачи:
Оказать помощь в формировании жизненного опыта ребенка на основе его приобщения к духовным и материальным ценностям культуры.
Сформировать умение адаптироваться к изменению в социокультурном пространстве.
Развивать способность к взаимопониманию и сотрудничеству с различными религиозными и социальными группами.
Создать условия для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов, как ценностей.
Активно использовать возможности семьи как субъекта воспитательного процесса.
Данная программа рассчитана на 5 лет - с 2010-2015 уч.г.
Программа открытая. Это позволяет её уточнять, дополнять, совершенствовать, корректировать.
Прогнозирование ожидаемых результатов:
повышение уровня воспитанности старшеклассников;
развитие социально ценных интересов учащихся;
развитие самостоятельности, творческих особенностей учащихся, повышение активности учащихся в жизнедеятельности школы;
развитие навыков самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями;
полноценное физическое развитие личности в соответствии с возрастными и половыми особенностями и в соответствии с нормами общества.
формирование гуманистической ориентации ценностно-смысловой сферы.
II Содержание программы
2.1 Концепция программы
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот – человек, одушевленный патриотизмом. [6]
Патриотизм (от греческого - соотечественник, - родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Патриотизм (греч., patris – отечество, родина) Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её.
Проблема патриотизма приобретает особую актуальность в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета. Патриотизм нельзя противополагать интернационализму и космополитизму. Патриотизм, основанный на противопоставлении своего народа (этноса), своей страны другим народам и странам не является подлинным, конструктивным и сравнительно легко перерастает в национализм и шовинизм.
По природе своей человек существо социальное. Он может осознать себя, оценить себя, реализовать свои потенциальные возможности только в обществе. Но при этом общество не воспринимает как внешнюю силу, посягающую на его свободу принимать решения в соответствии с собственными потребностями, интересами, целями, а потому всячески стремиться к автономии, к независимости от него, не осознавая неразрывности этой связи. Как помочь подрастающему человеку понять его неразрывность с обществом, принять и оценить её?
Проблема гражданского воспитания волновала общественность и педагогов разных стран и разных эпох. Образ идеального гражданина наделялся такими качествами, как: законопослушность, любовь к Отечеству и государству, осознание долга перед Отечеством и государством, жертвенность, следование этическим и нравственным нормам и их активное воспроизведение.
В механизмах такого воспитания главное место нередко отводилось формированию умения безусловно, безоговорочно подчиняться воле воспитателей (английский педагог Д.Локи, немецкие педагоги И.-Ф.Гербарт, Г.Мершенштейнер, например). Российские педагоги приоритет отдавали развитию глубинного эмоционального отношения к Отечеству и вырастающей из него преданности, нравственного долга и ответственности, которые, в сою очередь, предполагают взаимодействие людей между собой и отдельной личности с обществом и его социальными институтами. Воспитание социальной гражданственности возможно и результативно при следующих условиях:
наличие доверия личности (в том числе личности ребенка) к обществу и общества к личности;
уважение, соблюдение и охрана прав личности вообще и ребёнка в том числе со стороны общества и его институтов;
предоставление всяческих возможностей для развития и реализации личностью (и ребёнком!) собственных способностей, потребностей, жизненных целей;
признание ценности человеческой жизни и детства как её особого самоценного периода.
В русской педагогике всегда подчеркивалась необходимость и важность ярких и приятных для ребёнка переживаний при воспитании гражданина, считалось, что иначе невозможно воспитание осознанных гражданских качеств. Особенно последовательным и убедительным был опыт В.А.Сухомлинского. И именно эта его позиция подвергалась резкой критике со стороны официальной педагогики и политической идеологии в 70-е годы ХХ века. В атмосфере распространения и укрепления в общественном сознании гуманистической педагогической парадигмы следует предельно внимательно отнестись к идеям этого педагога – гуманиста, связывавшего гражданское воспитание с воспитанием гражданских чувств, чувства любви к матери, к семье. К родному селу или городу как самому надёжному фундаменту воспитания настоящего гражданина. Предлагаемая программа основывается именно на этой концепции.
Так же одним из главных направлений в работе педагогов является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. Методическое проектирование программы опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
2.2 Принципы реализации программы
Принцип гуманности. Из всех показателей оценки воспитательного процесса в учебном заведении главным считают самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо и комфортно каждому ребенку и взрослому. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения – подавление.
Принцип личностно ориентированного воспитания. В основе лежит признание личности ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но наличие умения влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии воспитанников.
Принцип культуросообразности обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса. Воспитание осуществляется в соответствии с культурным наследием общества.
Принцип креативности. Воспитание и обучение эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Важнейший признак педагогической культуры – творчество учителя. Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке.
Принцип коллективности. Воспитывать социально значимые качества у воспитанника, развивать его, как члена общества, коллектива.
Принцип патриотизма. Воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, район, край, Отечество, человека культуры и нравственности.. Принцип толерантности. Терпимость к окружающим, уважение мнения других людей.
2.3 Основные направления программы
гражданско-патриотическое;
спортивно-оздоровительное;
содержательно-досуговое.
Программа состоит из трех блоков, которые на основе расширения сфер и способов взаимодействия школьников с окружающим миром способствуют формированию культурной, самостоятельной личности.
I блок – «Пестрый мир» - для учащихся 1-4 классов.
Цель – приобщение к законам современного мира через его познание.
Задачи:
Формирование социального опыта младшего школьника.
Воспитание его эмоционального взгляда на мир, гуманистического мировоззрения.
Формирование этических и эстетических норм и чувств.
II блок – «Здравствуй мир, здравствуй друг!» - для учащихся 5-7 классов.
Цель – помочь понять себя, окружающий мир, найти свое место в коллективе.
Задачи:
Создание образа достойного человека.
Формирование правил социального поведения.
Создание условий для приобретения опыта совместного общении.
III блок – «Я в мире людей» - для учащихся 8-11 классов.
Цель – создать благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения школьников.
Задачи:
Воспитание культуры речи, общения, поведения в общественных местах.
Создание условий для обретения школьниками опыта взаимодействия с социумом.
Формирование у учащихся профессиональных и жизненных планов.
Каждый блок имеет шесть подпрограмм, преследующих свои цели и задачи.
Гражданин
Окружающий мир
Здоровье
Семья
Досуг
Труд
Гражданин
Цель: формирование гражданской позиции, патриотизма, знание законов, своих прав и обязанностей, знание о правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе.
Задачи:
формирование правовой культуры, гуманистического мировоззрения, правовое воспитание;
создание условий по формированию гражданской компетенции как условия воспитания гражданственности.
Формы работы: беседы, КТД, планирование и проведение героико-патриотического месячника.
Мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
Урок России | кл. часы | кл. рук |
Реализация проекта «Память поколений» | | Зам. по ВР |
Декада правовых знаний | Кл.часы | Кл. руковод. |
День юнармейца | | Штаб ВПК «Патриот» |
Вахта Памяти -поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла; -операция «Забота»; -возложение гирлянды к мемориалу Славы; -участие в митинге; -конкурс рисунков; -праздничная программа. | КТД, шефская помощь | ВПК «Патриот» учитель ИЗО Кл. руковод. |
Вахта памяти, посвященная воинам интернационалистам | встречи с ветеранами афганской, чеченской воин | Зам. по ВР |
Героико-патриотический месячник | Викторина, урок мужества, смотр песни и строя, конкурс стихов. | Организатор ОБЖ Зам. по ВР |
Ожидаемые результаты:
сформировать у учащихся убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, краем, городом, школой, семьёй, изучает их историческое наследие; потребность в изучении историко-культурного, духовного наследия своей семьи, своей родины, уважение к членам своей семьи, осознание учащимися ответственности перед членами своей семьи.
Окружающий мир
Цель: способствовать развитию у детей представления о себе как части природы, части человечества.
Задачи:
воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, воспитание экологического сознания;
развивать в детях человечность, доброжелательность, уважение к людям, сочувствие, доверие, великодушие, способность к самопожертвованию ради других людей, скромность, искренность, сознательное стремление к добру и дружбе;
помощь учащимся в оценивании собственных потенциалов, в познании собственного «Я», в определении смыслов и целей собственной жизни путей их достижения, в понимании того, что отношение к себе определяет отношение к миру.
Формы работы: экскурсии, беседы, КТД, занятия в кружках.
Мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
Экскурсии | | Кл. руковод. |
Участие в экологических акциях | Создание видеороликов; создание МП; | Учитель биологии, зам.по ВР., кл. руковод. |
КВН | конкурс | Кл. руковод. |
Участие в конкурсах различного уровня | Исследовательские работы; реферат | Учитель-предметник |
Конкурс рисунков | рисунок | Учитель ИЗО; кл.руковод. |
Ожидаемый результат: настоящий патриот любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле; осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, владение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащихся обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся; умение культурно вести себя в обществе, сформированность культуры поведения.
Здоровье
Цель: формирование осознанного понимания учащимися в необходимости вести здоровый образ жизни, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья;
популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
организация системы профилактической работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, профилактика вредных привычек.
Формы работы: спортивные конкурсы, родительские лектории, работа спортивных секций
Мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
ежегодный осенний кросс | Соревнования | - учитель физкультуры; - кл. руководитель |
Организация и проведение соревнований по различным видам спорта | Соревнования | Учитель физкультуры |
Туристический слет «Тропотопы» | Спортивные игры | Медведев В.И. Милованов А.Н. |
Участие в соревнованиях различного уровня | соревнования | Учитель физкультуры |
Тематические кл. часы по профилактике вредных привычек, по ведению здорового образа жизни | Беседы, встречи с медперсоналом Рыбинской врачебной амбулатории | - кл. руководители |
Разработка плана и проведение месячника по ЗОЖ | Подвижные игры, конкурс плакатов, круглый стол, беседа | Зам. по ВР. |
Участие в районной акции профилактической работы | По плану | Зам. по ВР. |
Занятия в спортивной секции | Посещение секции | Учитель физкультуры, кл. руководители |
Проведение общешкольных мероприятий по ЗОЖ | Викторины, конкурсы рисунков | Зам. по ВР. |
Ожидаемый результат: формирование отношений детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Семья
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по вопросу формирования развитой личности, а также формирование у учащихся представления о семье как о важнейшей единице передачи культурного и нравственного багажа.
Задачи:
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
создание условий для формирования нового качественного уровня во взаимоотношениях «семья – школа – семья», обеспечивающих творческое сотрудничество детей и взрослых.
Формы работы: родительские собрания, родительский лекторий, совместные праздники, дни открытых дверей, встречи с администрацией, посещение семей.
Мероприятия | Форма работы | Ответственный |
«Первый звонок», «Последний звонок» | Линейка | Зам. по ВР |
День матери | Конкурсная программа | Зам. по ВР |
Месячник пожилого человека | Поздравление ветеранов педагогического труда, шефская помощь | Зам. по ВР |
Родительские собрания | Конференция, Беседа | Зам. по ВР Кл. руковод. |
Школа для родителей | Беседа | Зам. по ВР |
Дни открытых дверей | Встречи с педагогами, администрацией, беседа | Зам. по ВР |
Рейды в семьи, находящиеся в СОП | Беседа | Зам. по ВР кл. руковод. |
Заседания родительского комитета | Семинар, круглый стол, анкетирование | Зам. по ВР |
Ожидаемый результат: удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе.
Досуг
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
создание условий для равноправного проявления учащимися индивидуальности во внеурочной деятельности;
использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей учащихся;
оказание помощи детям в выборе кружков, секций, студий.
Формы работы: КТД, праздничные мероприятия, линейки, вечера.
Мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
День знаний | линейка, праздничная программа | Зам. по ВР, Кл.руковод. |
Смотр школьных талантов | Конкурсная программа | Зам. по ВР |
День учителя | Концерт | Зам. по ВР |
Посвящение в восьмиклассники | Праздник | Зам. по ВР кл. рук. |
Новый год | Бал-маскарад | Зам. по ВР кл. рук. род. комитет |
Школьная научно-практическая конференция | Викторины, интеллектуальные игры | Кл. рук. |
Выпускной бал | Вечер | кл. рук. род. комитет |
Ожидаемый результат: активное участие в мероприятиях школы и класса.
Труд
Цель – формирование потребности у подростков в общественно – полезном труде, рациональном использовании своего и чужого времени.
Задачи:
воспитание ответственности за выполняемую работу;
развитие организаторских способностей;
создание условий для профориентационной работы.
Мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
генеральные уборки в школе, организация дежурства по школе | Санитарный час | Совет школы актив класса |
Операция «Забота» | Посещение | Штаб ВПК «Патриот» |
«Все работы хороши – выбирай на вкус» | Конкурсная программа | Зам. по ВР |
субботник | Санитарный час | Совет школы |
Отработка летней трудовой практики | Работа на ПУ | Отв. за пришкольный участок, Кл. руковод. |
Ожидаемый результат: способность и стремление к самообслуживанию, к сохранению и приумножению материальных ценностей, сформировано трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей
2.4 Воспитательные технологии
Воспитание в МОУ «Рыбинская СОШ» осуществляется посредством следующих воспитательных технологий:
КТД
Групповая проблемная работа (создание проблемной ситуации, постановка задач, правила, от индивидуального к групповому продукту). Шоу – технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
«Информационное зеркало» - (различные формы настенных объявлений, стенды и т.д.)
2.5 Работа с родителями
Важным звеном воспитательной работы школы является работа с родителями как с наиболее заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачами такой работы являются:
просвещение родителей в вопросах семейной педагогики;
распространение новостей и пропаганда идей, связанных с развитием инновационных процессов в школе;
привлечение родителей к активному участию в общественной жизни школы;
изучение общественного мнения с целью выяснения степени удовлетворенности школой.
Решение этих задач реализуется через следующие мероприятия:
общешкольные и классные родительские собрания;
работа родительского комитета и участие родителей в работе Совета школы;
организация постоянно действующей консультационной службы для родителей;
ежегодные отчеты перед родителями и представителями общественности о результатах работы за год и ходе реализации Программы развития;
выставки творческих и исследовательских работ учащихся для родителей;
мероприятия, организуемые и проводимые школой для родителей и жителей села;
2.6 Ожидаемые результаты
Практическим результатом реализации данной программы являются:
«Видимое» расширение социального опыта ребенка в его общественных связях, разнообразии социальных действий.
Рост социальной и личностной активности.
Рост актуальных социальных знаний, умений и навыков.
Наличие четкой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов).
2.7 Критерии эффективности программы:
Сформированность познавательного потенциала личности выпускника (учащегося).
Сформированность нравственного потенциала личности выпускника (учащегося).
Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника (учащегося).
Сформированность физического потенциала личности выпускника (учащегося).
Сформированность эстетического потенциала личности выпускника (учащегося).
III Реализация программы
3

3.2 Формы реализации программы
Мероприятия, направленные на реализацию Программы:
Ежегодно заместителем директора школы совместно с педагогом-организатором разрабатывается план воспитательной работы, который обсуждается на Совете школы и утверждается директором школы.
Вопросы воспитательной работы школы регулярно обсуждаются на педагогических советах.
Организуется работа МО классных руководителей.
Педагогические исследования в целях совершенствования и корректировки воспитательной работы.
Организация внутришкольного контроля
Контроль реализации Программы осуществляет администрация школы в форме обязательного присутствия на всех общешкольных и некоторых классных мероприятиях, проверки документации, собеседований и др. Результаты контроля обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заместителе директора и директоре.
IV Механизм определения эффективности программы
Механизм определения результативности программы осуществляется путем психолого-педагогического мониторинга развития личности всех участников процесса:
Дети:
состояние психофизического здоровья;
развитие личностной сферы;
развитие познавательной сферы;
количественный и качественный компонент;
уровень развития школьного коллектива;
результаты творческой деятельности;
нравственно-психологическая результативность.
Педагоги:
количественные показатели;
качество реализации воспитательных акций, мероприятий;
личностные отношения между педагогом и ребенком;
качество дополнительных образовательных услуг;
качество взаимодействия с социумом в решении воспитательных задач;
уровень профессиональной подготовки.
Родители:
количественные и качественные показатели;
личностные отношения между родителями и детьми;
уровень взаимодействия педагогов и родителей учащихся в решении воспитательных задач;
Администрация:
оценка профессионального уровня знаний, умений и продуктивности управленческой деятельности;
уровень и качество ресурсного обеспечения воспитательного процесса.
качество управления педколлективом.
Методы определения результативности
Наблюдение
Опрос
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Анализ конкретных дел
V Условия успешной реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение, на основе которого в том числе разработана программа:
Конституция РФ;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
«Концепция модернизации Российского образования» на период до 2010года.;
Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае», принятый Краевым Советом народных депутатов (Постановление от 29.11.2004 г.
№ 432).
Устав школы;
Настоящая программа «Вокруг меня мир».
Методическое обеспечение реализации программы
Изучение и сбор материала, методик для создания программы
Разработка программы
Составление и оформление необходимой рабочей документации
Исследование контингента детей (их увлечения, интересы, настроение)
Анализ программы
Материально-техническое обеспечение
Для организации воспитательной работы в школе имеется необходимая материальная база:
Наличие актового зала для проведения внеклассных мероприятий.
Наличие технических средств: фото, видеокамеры, телевизор, видео и аудиомагнитофон.
Рабочий инвентарь
Туристское снаряжение
Канцелярские товары
Кадровые условия:
организатор внеклассной воспитательной работы;
библиотекарь;
классные руководители;
директор школы;
зам. поУВР;
учитель ОБЖ
Методические условия:
постоянно пополняемая методическая копилка;
методическая литература.
Партнеры в воспитательном процессе:
КПО;
медицинский работник;
Совет школы;
родительский комитет;
ЦСПСиД;
администрация Рыбинского сельского совета;
сельская библиотека;
школа искусств.
Руководство выполнением программы
Функции директора школы:
анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе;
внутришкольный учет и контроль за ходом работы по гражданско- патриотическому воспитанию;
создание необходимых материальных, социальных и морально-психологических условий для организации гражданско-патриотического воспитания;
помощь детскому самоуправлению по гражданско- патриотическому воспитанию.
Заместитель директора по УВР:
выявляет возможности учебных программ для решения задач гражданско-патриотического воспитания;
заботиться о методическом обеспечении гражданско- патриотической направленности учебно-воспитательного процесса;
выявляет, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт по гражданско-патриотическому воспитанию членами педагогического коллектива школы.
Заместитель директора по воспитательной работе:
осуществляет руководство гражданско-патриотической работой во внеурочное время, в том числе и по месту жительства учащихся;
оказывает методическую помощь;
осуществляет контроль за планированием гражданско-патриотической работы классными руководителями и анализирует её.
Классный руководитель:
осуществляет руководство гражданско-патриотическим воспитанием классного коллектива;
планирует и координирует совместную работу учителей и воспитателей, занимающихся с данным классом, ученического самоуправления;
ведет систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества.
Преподаватель ОБЖ:
обеспечивают гражданско-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса;
совместно с заместителем директора по воспитательной работе участвует в планировании мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;
оказывает методическую и практическую помощь классным руководителям в подготовке молодёжи к защите Отечества;
создаёт вместе с директором школы, спонсорами необходимую материальную базу для работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
руководит подготовкой и проведением военно-спортивных игр;
возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует развитие склонности у учащихся к военной службе;
VI Список литературы
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
Государственная программа
Интернет- ресурсы.
Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 2, Москва, Ставрополь 2003 год.
В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание… Воспитание! /Теория и практика воспитательных систем.- М.: Новая школа,1996.
Классный руководитель. ж-л №2, 2010.
Купряшина Н.Д. Анализ и планирование в вспитательной деятельности классного руководителя: Практические материалы.- 2 изд.,дополн. –Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007.-56с.
Н. Мазыкина «Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности Ж. «Воспитание школьников» № 6 /2002 г.
Обсуждение проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов. Редактор Е.Н. Степанова, Творческий центр Москва 2003 г.
С.И. Ожегов Москва, «Русский язык» 1983 г., словарь русского языка.
Н. Семёнова Педагогические рекомендации по созданию программы «Я – гражданин», Журнал «Воспитательная работа в школе» 2\03
Спутник классного руководителя. ж-л №2, 2008.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми, М., 1994.
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
П.А. Шептенко, С.И. Черниченко, Г.А. Воронина. Классный руководитель в современной школе. – Барнаул, 2006.


страница 1
скачать
Другие похожие работы: