NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие узкими специалистами центра «Доверие», социального педагога, медицинского работника, обеспечивающее системное сопровождение детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоциональной-волевой сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

Формой организованного взаимодействия специалистов является ПМПК школы, который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), учителю в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья.
П Л А Н

работы педагога – психолога

п/п

Вид деятельности

Срок

проведения

Предполагаемый результат

1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

1.

Диагностика познавательных процессов.

Сентябрь-октябрь

Оценка основных познавательных процессов

2.

Групповая диагностика адаптации учащихся 1-х классов.

Сентябрь-октябрь

Оценка уровня адаптации, выявление дезадаптированных учащихся

3.

Повторная диагностика дезадаптированных уч-ся 1-х классов.

Ноябрь, апрель.

Отслеживание динамики развития, эффективности коррекционной работы.

4.

Групповая диагностика учащихся 4–х классов при переходе в среднее звено.

Октябрь-ноябрь.

Исследование уровня интеллектуального развития учащихся при переходе в 5 класс.

5.

Групповая диагностика учащихся 4–х классов при переходе в среднее звено.

Октябрь-ноябрь.

Исследование уровня тревожности.

6.

Индивидуальная диагностика учащихся по запросу педагогов и родителей.

в течение года

Психолого – педагогическая помощь.

7.

Индивидуальная диагностика учащихся, состоящих на профилактическом учете.

в течение года

Исследование личностных особенностей, поведения учащихся.

8.

Индивидуальная диагностика неуспевающих учащихся.

в течение года

Выявление уровня интеллектуального развития, причин низкой успеваемости.

9.

Групповая диагностика одаренных детей

Октябрь-ноябрь

Выявление одаренных детей

10

Обследование учащихся младших классов к ПМПК.

в течение года

Определение вида и степени выраженности отклонений в развитии

11.

Посещение уроков.

в течение года

Изучение коммуникативной деятельности учителя и учащихся. Заключение.

2. КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1.

Индивидуальная коррекционная работа с дезадаптированными учащимися 1-х классов.

ноябрь-март

Коррекция познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы.

2.

Индивидуальная коррекционная работа с дезадаптированными учащимися 4-х классов.

в течение года

Коррекция познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы.

3.

Индивидуальные занятия с дезадаптированными учащимися 1-х классов.

в течение года

Снижение тревожности.

4.

Индивидуальные занятия с учащимися «группы риска», опекаемыми.

в течение года

Коррекция психологических проблем.

5.

Индивидуальная коррекционно - развивающая работа по запросу педагогов.

в течение года

Внесение коррекции в проблемные зоны

6.

Индивидуальная коррекционно - развивающая работа с неуспевающими учащимися

в течение года

Внесение коррекции в проблемные зоны

7.

Индивидуальная коррекционно - развивающая работа учащихся (ПМПК).

в течение года

Внесение коррекции в проблемные зоны

3. КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1.

Психологическое консультирование педагогов, учащихся и их родителей.

в течение года

Рекомендации по преодолению выявленных нарушений.

1.

Консультации педагогов, учащихся и их родителей по итогу адаптационного периода 1, 5  классов.

Ноябрь, апрель.

Преодоление школьной

дезадаптации.

2.

Психологическое консультирование родителей детей «групп риска» и опекаемых детей.

в течение года

Рекомендации по преодолению выявленных нарушений в психическом и личностном развитии детей.

3.

Психологическая поддержка одаренных учащихся и детей с ограниченными возможностями.

в течение года

Психолого – педагогическая помощь.

4. ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

1.

Оформление информационных стендов.

в течение года

Информационные листы

2.

Выпуск памяток для учащихся, родителей и педагогов.

в течение года

Памятки

3.

Участие в работе РМО

При необходимости.

Повышение профессионального уровня.

Обмен опытом работы.

4.

Работа с документацией.

в течение года

Рабочие материалы, планы и отчеты

5.

Профессионально – аналитическая деятельность.

в течение года

 

6.

Проведение классных часов, бесед.

в течение года

Создание ситуации сотрудничества, повышение психологической культуры учащихся.

В плане возможны изменения и дополнения.

Условия реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:


1.

Обеспечение дифференцированных условий

  • оптимальный режим учебных нагрузок,




2.

Обеспечение психолого-педагогических условий

  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

  • использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности).

•обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

  • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

3.

Обеспечение специализированных условий

наличие психолого-педагогической службы (ПМП-консилиум).

4.

Обеспечение здоровьесберегающих условий

•соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

•наличие спортивного зала, медицинского пункта.

5.

Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий

  • проведение совместных мероприятий.

Материально техническое обеспечение




Материально технические условия

  • спортивный зал;

  • библиотека;

  • наличие компьютерного кабинета, работающего в единой локально-вычислительной сети (ЛВС) и имеющий доступ к сети Интернет;

  • кабинет СБО;

  • кабинет ГКП;

  • столовая.




Информационное обеспечение


  • доступ педагогов и учащихся к сетевым источникам информации;

  • методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности,

  • наглядные пособия,

Методы, средства и способы оценки эффективности программы

Эффективность работы отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных методик по параметрам:

работоспособность;

познавательная активность;

настроение;

тревожность;

защита;

агрессия;

самооценка;

коммуникативные навыки.

Дети 1-го года обучения должны:

удерживать произвольно свое внимание в течение 10-15 мин.;

удерживать в слуховой и зрительной памяти до пяти-семи смысловых единиц;

уметь сравнивать, обобщать, устанавливать аналоги;.

уметь жить в мире с самим собой и другими, ценить себя и уважать мнение и

чувства других людей;

уметь слушать другого человека и находить подход к решению проблемы;

развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т.д.

уметь понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;

научиться элементарным методам саморасслабления.

Дети 2-го года обучения должны:

удерживать произвольно внимание в течение урока;

пользоваться приемами запоминания;

уверенно пользоваться мыслительными операциями: сравнением, обобщением,

классификацией, аналогией

уметь говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников;

уметь работать в группе прислушиваясь к мнению других;

знать и понимать смысл и цель саморасслабления.

Формы и методы оценивания результатов

Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с

помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования.

Результаты тестирования фиксируются в журнале учебной группы.

Критерии оценки:

1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А.М. Прихожан)

2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов).

3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы Понимание текста.

4. Диагностика концентрации внимания с помощью методики Корректурная проба.

5. Диагностика слуховой памяти. Методика Десять слов.

6. Диагностика зрительной памяти. Методика Запомни фигуры.

7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени-Подобед.

Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов с использованием материалов педагогической диагностики обучения младших школьников, разработанных авторами УМК «Начальная школа XXI века», проверочные тестовые работы, материалы методических пособий для учителей, работающих по УМК.


Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

• отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

• перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы, который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Внутренний механизм взаимодействия

психолого-медико-педагогический консилиум
«Доверие»

педагоги

логопед

Медик Грузенского

психолого-медико-педагогическая служба сопровождения
Педагогический совет,

Администрация школы

Индивидуальный режим обучения

Дети, занимающиеся в центре «Доверие»

Дети, занимающиеся под контролем мед. работника

Родители детей с огранич. возможностями здоровья

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

динамика индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;

— другие соответствующие показатели.

1 Изучается во всех разделах курса.

2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».

3 В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно-прикладном творчестве.


страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: