Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА
КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
по специальности
13.00.01 – ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Омск, 2013
Программа составлена на основе типовой программы – минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» по педагогическим наукам, а также на основе исследований в русле научной школы кафедры.
Составители:
Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ
Щербаков Е.П., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.пс.н.
Поселягина Л.В., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, к.п.н.
Программа рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
Протокол № 4 от «29» ноября 2013г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)
Пояснительная записка
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования» является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов и соискателей педагогических университетов.
На современном этапе развития многоуровневого педагогического образования, поисков путей обеспечения его высокого качества, в том числе качества научно-исследовательских работ аспирантов, значимость целенаправленной профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает. В связи с этим актуальность разработки программы кандидатского экзамена по специальности не вызывает сомнений. Программа ставит целью обеспечить информационными ориентирами всестороннее, основательное и глубокое освоение аспирантами и соискателями экзаменационного материала по специальности.
Структурно содержание экзамена представлено двумя частями: часть I —«Основы общей педагогики. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований»; часть II — «История педагогики и образования», часть III – « Теория обучения», часть IV — «Теория воспитания», часть V— «Управление образовательными системами». Такое разделение соответствует сложившейся традиции проведения данного экзамена.
Каждая из частей программы завершается списком рекомендованной литературы.
Программа позволяет выявить у аспирантов и соискателей ученых степеней знания в области развития педагогической мысли России и за рубежом во взаимосвязи с историческим процессом общественного, экономического и политического развития общества, теоретических знаний по проблемам обучения, воспитания и управления школой в современных условиях.
Соискатель ученой степени должен показать глубокое знание трудов классиков педагогики, современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, проявлять самостоятельность и эвристичность в суждениях и выводах, в личном отношении к освоенному материалу.
Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре и соискателей к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание разделов программы
Раздел 1. Основы общей педагогики. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований
Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования.
Проблема соотношения обучения и развития в современной педагогике.
Проблема стадиальности развития личности. Гетерохрония развития. Факторы развития личности.
Научные теории в педагогике.
Смена педагогических парадигм в процессе развития педагогического знания.
Компетентностный и системно-деятельностный подход в образовании.
Наиболее распространенные современные отечественные концепции обучения. Наиболее распространенные современные отечественные концепции воспитания.
Эмпирические исследования и измерения. Шкалы измерений: номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений. Статистический анализ. Корреляция и регрессия: коэффициенты корреляции и шкалы измерения.
Требования к измерениям: надежность тестовых показателей, надежность оценок экспертов. Выборка: вероятностная, простая. Объем выборки. Сравнительная характеристика шкал измерений. Измерение корреляции в разных шкалах, толкование корреляции. Регрессивный анализ. Анализ тестов. Ошибки измерений. Надежность в различии показателей. Оценка содержания вопросов тестов.
Литература к разделу
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 339 с.
Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Просвещение, 1989. – 284 с.
Библер В.С. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы. – Кемерово: АЛЕФ. – 1993. – 414 с.
Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2002. – 160 с.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. – М.: УРАО, 1997. – 288 с.
Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М.: Мысль, 1985. – 215 с.
Гершунский Б.С. «Философия образования для ХХI века». – М., 1998.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб.: СП61У, 1992. – 288 с.
Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117–133.
Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991. – 201 с.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 216 с.
Елканов С.Б. Основы профессионального самосовершенствования учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989. – 189 с.
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: ЮНИТИ, 1990. – 168 с.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. – М.: Педаогичсеское общество России, 2006. – 144 с.
Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Ореол-Лайн, 1998. – 191 с.
Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). – М.: Исследовательский центр, 1993. – 114 с.
Закон РФ «Об образовании».
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
Кантор И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. – М.: Педагогика, 1980. – 123 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник/Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара: Сам ГПИ, 1994. – 165 с.
Краевский В.В. Методология педагогической науки. – М.: Школьная книга, 2001. – 230 с.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.
Кумарин В. Педагогика в пучине схоластики (методологический диагноз). – М.: Идея-Пресс, 2003. – 48 с.
Кузин Ф.Л. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 1998. – 208 с.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию. – Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 384 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск: КГПУ, 1998. – 167с.
Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240 с.
Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – 165 с.
Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.
Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 236 с.
Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М.: МОСУ, 1993. – 52 с.
Наин А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. – Челябинск: Урал ГАФК, 1996. – 144 с.
Никитин А.Р. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. – М.: Дрофа, 1993. – 120 с.
Новиков A.M. Как работать над диссертацией. – 4-е изд. – М.: Эгвес, 2003. – 104 с.
Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: АПО РАО, 1998. – 134 с.
Новиков A.M. Методология образования. – М.: Эгвес, 2008. – 320 с.
Новиков Д.А. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. – М.: МЗ-Пресс, 2003. – 67 с.
Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – 278 с.
Облицова З.Г. Исследовательская деятельность педагогов как фактор совершенствования профессиональной компетентности. – М.-Архангельск: Юпитер, 2004. – 156 с.
Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. – М.: МГУ, 1990. – 118 с.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Высшая школа, 1993. – 400 с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / СП. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1989. – 144 с.
Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Вып.1. – Екатеринбург: СВ-96, 1995. – 224 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы педагогики. – М.: Наука, 1949. – 222 с.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М.: Мысль, 1974. – 237 с.
Рягин, С. Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений [Текст]: монография / С. Н. Рягин. – М.: Флинта; Наука: 2009. – 245 с.
Сиденко А.С., Брусенцова Н.В. Рабочая тетрадь педагога-исследователя (пособие в помощь начинающему исследователю). – Ч.1, 2. – М.: АПК и ППРО, 2006. – Ч.1. – 68 с. – Ч.2. – 64 с.
Сиденко А.С, Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. – М.: АПКиПРО, 2002. – 94 с.
Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1986. – 150 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 576 с.
Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. – М.: Прометей, 1997. – 200 с.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 416 с.
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Детская литература, 1987. – 367 с.
Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1989. – 152 с.
Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 448 с.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Техника,1987. – 154 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
Фромм, Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. / Общ. ред. и посл. В.И. Добреньков / Э.Фромм. – М.: Просвещение, 1990. – 336 с.
Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М.: Педагогика, 1995. —116 с.
Раздел 2. История педагогики и образования
Место истории педагогики в истории мировых цивилизаций. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций. Педагогическая мысль в эпоху Средневековья и эпохи Возрождения.
Становление педагогической науки в XVII–XVIII веках. Педагогическая мысль в Древней Руси и Московском государстве в Х–XVII веках. Школа и педагогическая мысль в России XVIII в.
Педагогика и образование в XIX веке. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в. Образование в России во второй половине XIX в. Общественно-педагогическая мысль и педагогическая наука в России во второй половине XIX в. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX – начале XX в.
Педагогика и школа в первой половине ХХ века. Развитие школы и педагогики в Советской России в 1917–1920-е гг. Отечественная школа и педагогическая наука в СССР в 1930– 940-е гг.
Педагогика и школа во второй половине ХХ века.
Тенденции развития педагогики как науки в конце ХХ – начале XXI века. Школа и педагогика в СССР и России во второй половине ХХ – начале XXI века. Позитивный потенциал советской школы и ее негативные черты. Гуманистические подходы в отечественной педагогике ХХ века.
Принципы устройства системы образования в XIX веке.
Основные направления инновации педагогического процесса за рубежом в конце ХХ – начале XXI века.
Литература к разделу
Антология педагогической мысли в России XVIII в. – М.: Педагогика, 1985. – 608 с.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства. – М.: Педагогика, 1985. – 559 с.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990. – 608 с.
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М.: Педагогика, 1987. – 560 с.
Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2-х тт. / Сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 752 с.
Аристотель Политика // Древнегреческая философия. – Харьков: Фолио; М.: ACT, 1999. – 832 с.
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Перевод с франц. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. – 416 c.
Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1922–1927 гг.: становление «нового человека». – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 238 с.
Бим – Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М.: РОУнивер. 1994г. – 112 с.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с. – Т.2. – 399 с.
Богуславский М.В. XX век российского образования. – М.: ПЕР-СЭ, 2002. – 336 с.
Боревская Н.Е. Система императорских экзаменов в Китае // Педагогика. – 2005. – № 10. – С.78–88.
Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985–2005 гг.) // Педагогика. – 2006. – № 7.
Бутырных Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: АГТУ, 1994. – 223 с.
Брунер Дж. Культура образования: Перевод с англ. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. – М.: УРАО, 2003. – 232 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 c.
Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. – Т.1. – М.: Учпедгиз, 1940. – 290 с.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) Ред. – сост. Е.И. Соколова / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.
Дальман С.В. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века. – СПб.: Нестор-История, 2007. – 296 с.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.
Джуринский А.Н.История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. – 272 с.
Джуринский А.Н. Научные и методические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики. – М.: Прометей, 2005. – 193 с.
Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ. – М.: Прометей, 2006. – 158 с.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
Джуринский А.Н. Школа Франции: пора перемен: Учеб. пособие. – М.: УРАО, 1998. – 93 с.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.
Домострой. Юности честное зерцало. – М.: Азбука-Классика, 2007. – 208 с.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 510 с.
История воспитания и образования в России XVIII века. – Ч. 2 Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д.И. Латышина. – М.: Изд-во Российский открытый ун-т, 1992. – 136 с.
История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения: Учеб. пособие / Под ред. Т.Н. Маргулис. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. – 596 с.
История педагогики и образования: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007. – 395 с.
История педагогики и образования: Учеб. пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2004. – 490 с.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. 320 с.
Клепиков В.З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 73–80.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: М.: Педагогика, 1982. – Т.1. – 656с. – Т.2. – 576 с.
Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 269 с.
Конфуций и его школы. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. – 221 с. – (Антология гуманной педагогики).
Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учеб. пособие. – М.: УРАО, 2003. – 294 с.
Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1991. – 270 с.
Краткая хрестоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. И.П. Андриади. – М.: МГПУ, 2007. – 548 с.
Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева. – М.: МПГУ, 1998. – 144 с.
Локк Дж. – М.: Изд.дом Ш. Амонашвили, 2000. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).
Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573 с.
Мару А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с фр. – М.: Греко-латинский кабинет, 1998. – 432 с.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М.Митина. - М.: Дело, 1994. – 324 с.
Образование в Москве: История и современность/ Авт. кол.: И.Ф. Юшин и др. Ред. кол.: Л.И. Кезина. – М.: Мосгоархив, Моск. учебник, 2006. – 413 с.
От глиняной таблички – к университету: образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. – М.: РУДН, 1998. – 531 с.
Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3-х тт. – М.: МГУП, 2002. – 352 с.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917–1939) / Под ред. К.И. Салимовой и Б.М. Бим-Бада. – М.: Педагогика, 1982. – 161 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в./ Отв. ред. М.Ф. Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. – 605 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в./ Отв. ред. А.И. Пискунов. – М.: Педагогика, 1976. – 600 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. – М.: Педагогика, 1991. – 448 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. – М.: Педагогика, 1980. – 456 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941–1961 гг. – М.: Педагогика, 1983. – 270 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961–1986 гг. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. – 480 с.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1988. – 472 с.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – 334с. – Т.2. – 416 с.
Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.
Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – начала XX в. – М.: Педагогика, 1976. – 146 с.
Пономарёва В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII – начало XX века. – М.: Русское слово, 2006. – 320 с.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие/ Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. – М.: РОУ, 1996. – 412 с.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль: Пер. с фр. – М.: Худож. лит., 1973. – 782 с.
Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – 656 с. – Т.2. – 336 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1998. – Т. 1. – 1993; – Т. 2. – 1998. – 608 с.
Рыбин В.А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени. – Ч.1. – М.: Логос, 2006. – 456 с.
Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 576 c.
Степашко Л.А. Феномен советской педагогики // Педагогика. – 1998. – №6. – С. 72–76.
Сухомлинский В. А. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).
Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического движения в России конца XIX – начала XX века. – М.: Интеллект, 1996. – 256 с.
Толстой Л.Н. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2002. – 221 с. – (Антология гуманной педагогики).
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 томах. – М.: Педагогика, 1988–1990.
Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М.: Прометей, 1993. – 173 с.
Фрадкин Ф.А, Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ТЦ СФЕРА, 1995. – 160 с.
Хиллиг Г. Колония им. М. Горького – творческая лаборатория Макаренко // Педагогика. – 2003. – №8. – С. 78–87.
Хиллиг Г. Лаборатория и сцена воспитателя А.С. Макаренко // Народное образование. – 2003. – №2. – С.175–182.
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1980. - Т.1. – 304 с. – Т.2. – 416 с.
Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории отечественной педагогики. – СПб.: КАРО, 2003. – 432 с.
Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учеб. пособие. – М., – Ставрополь: Народное образование, Илекса, Сервисшкола, 2003. – 336 с.
Школа и педагогика в культуре Древней Руси. – Ч.I. Историческая хрестоматия / Сост. О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова. – М.: РОУ, 1992. – 208 с.
Раздел 3. Теория обучения
Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.
Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции, закономерности и принципы обучения. Принцип природосообразности, целесообразности, культуросообразности в построении образовательного процесса.
Теоретические основы и современная практика обучения.
Формы, методы и средства обучения.
Возрастная педагогика.
Методологических подход в построении образовательного процесса: отбор, анализ, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.
Стили учебной деятельности.
Педагогические технологии и методики обучения. Технологический подход к построению образовательного процесса.
Диагностика в современном образовании.
Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.
Концепции дифференциации и индивидуализации обучения.
Литература к разделу
Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей. – СПб.: Валери СПД, 2000. – 494 с.
Актуальные проблемы педагогики ХХI века: Сб. науч. трудов. – Оренбург: Б.и., 1999. – 224 с.
Александров Г.Н., Дзарасов А.А., Науменко А.И. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. пособие. – Владикавказ: СОГУ, 2001. – 146 с.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с.
Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Интерс, 1995. – 134 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Народное образование, 1995. – 261 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Курс лекция. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 141 с.
Брунер Дж. Процесс обучения / Дж.Брунер. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 83 с.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 208 с.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Выготский Д.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. – М., Л.: Учпедгиз, 1935. – С. 3–19.
Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. – М. «Школа-пресс», 1995. – 448 с.
Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие. – М.: «ВЛАДОС», 1999. – 96 с.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебник. – М.: «ВЛАДОС-Пресс», 2003. – 384 с.
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: Школьные технологии, 2004. – 122 с.
Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.
Гуманизм и духовность в образовании. – Н.Новгород: НГЛУ, 1999. – 160 с.
Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 476 с.
Дидактика в предчувствии III тысячелетия: Материалы пед. чтений памяти И.Я. Лернера. – Владимир: Изд-во ВОИУУ, 2000. – 140 с.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М..: Педагогика, 1982. – 140 c.
Дидактическая многомерная технология. Теория и практика. – Уфа: БИРО, 1999. – 86 с.
Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Нуч.ред. З.И. Равкин. – М.: ИТО и П РАО, 2001. – 150 с.
Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2002. – 496 с.
Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Филос.-методолог. аспекты. – М.: РАГС, 1996. – 160 с.
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2000. – 224 с.
Игнатьева Г.А. Дидактика развивающего обучения. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 136 с.
Извозчиков К. Школа информационной цивилизации «Интеллект ХХI». – М.: Просвещение, 2004. – 108 с.
Ильясов И.И., Галатенко И. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М.: Логос, 1994. – 210 с.
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – М.: Педагогика, 2003. – 256 с.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта/ М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для ВУЗов. – М.: Кнорус, 2007. – 744 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – М.: КАРО, 2003. – 368 с.
Крылова Н.Б., Александрова Е.А., Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003. – 450 с.
Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить. – М.: Народное образование, 2002. – 159 с.
Леднев B.C. Содержание образования. Сущность, структура перспектива. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 186 с.
Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 224 с.
Маркова А.Д. и др. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
Махмутов М.И Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 258 с.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. – М.: Педагогика, 1989. – 218 с.
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
Новиков A.M. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005. – 176с.
Новое время – новая дидактика. – М., Самара: Корпорация «Федоров», 2001. – 153 с.
Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Педагогика, 1990. – 256 с.
Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев: Риторика, 1989. – 141 с.
Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003. – 496 с.
Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: Путь к успеху: Учеб.пособие. – Казань: Изд-во КГУ, 1992. – 108 с.
Ричадсон Г. Образование для свободы: Проект школы человекоцентрированного направления / И. Иванов, П. Петров / Пер.с англ. – М.: РГГУ, 1997. – 210 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – Т.1. – 607 c. – Т.2. – 479 с.
Рудакова И.А. Методы обучения в педагогической теории и практике. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2001. – 228 с.
Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. – Чита: ЗабГПУ, 2000. – 286 с.
Седова Л.Н. Теория обучения: Краткий курс. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. – 56 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 192 с.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – 364 с.
Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». – М.: Народное образование, 2003. – 176 с.
Столяренко А.м. Общая педагогика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/А.М. Столяренко. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-479 с.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.
Теория и вариативные технология гуманистического обучения и воспитания. – Рязань: РГПУ, 1998. – 158 с.
Чередов И.М. Технология изучения учебного материала крупными блоками. – Омск: ОГПИ, 1999. – С.3-9.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения в школе. – М.: Педагогика, 1981. – 192 с.
Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 592 с.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. – М.: Гардарики, 1990. – 519 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
Чередов И.М. Технология изучения учебного материала крупными блоками. – Омск: Педагогика, 1999. – С.3-9.
Шишов С.О., Кальный В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М.: Academia, 1999. – 286 с.
Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. – М.: Народное образование, 2003. – 231 с.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 437 с.
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Народное образование, 2002. – 400 с.
Якунин В.Я. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л.: ЛГУ, 1988. – 159 с.
Раздел 4. Теория воспитания
Воспитание как общественное явление. Понятие цели воспитания. Проблемы и противоречия педагогического целеполагания. Цель и задачи воспитания в современных условиях.
Место теории воспитания в системе научного знания.
Основные этапы развития теории воспитания в контексте становления научно-педагогического знания.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Воспитание базовой культуры личности.
Теории воспитания. Содержание, формы и методы воспитания в условиях современной образовательной среды. Формы организации воспитательной деятельности.
Воспитание и развитие личности в онтогенезе.
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся в современной гуманистической концепции воспитания.
Диагностика и прогнозирование развития в современной теории воспитания и педагогической практике.
Характеристика воспитательных систем. Характеристика современной системы воспитания в России.
Проблемы семейного воспитания.
Социализация человека. Факторы социализации.
Проблема коллектива и личности в педагогике.
Литература к разделу
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 251 с.
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384 с.
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.
Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. – Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с.
Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога. – М.: Academia, 2008. – 336 с.
Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности. В контексте традиционных и современных концепций. – Майкоп, 2000.
Вентцель К.Н. Избранные труды. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1999. – 214 с.
Вопросы воспитания: теория и практика: Материалы для учителей, преподавателей вузов, студентов. – Пятигорск: ПГЛУ, 1998. – 223 с.
Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы. – Владивосток: ДВГМА, 2001. – 87 с.
Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях. – Ростов н./Д.: Изд-во Рост. Гос. пед. ун-та, 2000. – 85 с.
Воспитательная система школы, проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989. – 80 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
Газман О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). – М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. – 11 с.
Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: «Школа-пресс», 1995. – 448 с.
Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989. – 157 с.
Гриценко Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика: Учеб. пособие. – Волгоград: б.и., 2001. – 190 с.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.
Демакова И. Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. – Ижевск: РЦРО, 1999. – 44 с
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 225 с.
Духовность России: современный этап. Материалы научн.-практ. конференции. – Тюмень: ТюмГУ, 2002. – 228 с.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) Перевод с английского Н. М. Никольской. Редакция Ю.С. Рассказова/ Дж.Дьюи. – М.: «Лабиринт», 1999. – 192 с.
Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. Опыт создания демократической системы воспитания. – М.: Народное образование, 2004. – 432 с.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 114 с.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1998. – 208 с.
Кан-Калик В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А.Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
Караковский В.А. Воспитательная система: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Педагогика, 1992. – 124 с.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М.: Педагогическое общество России, 1996. – 256 с.
Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. – М.: Мысль, 1986. – 176 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для ВУЗов. – М.: Кнорус, 2007. – 744 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебник для ВУЗов. – М.: Академия, 2005. – 287 с.
Концепция воспитания студентов вузов Российской Федерации: Метод. пособие. – СПб.: СпбГУ, 1999. – 92 с.
Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.
Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 171 с.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. – 282 с.
Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. – Псков: ПГПИ, 2000. – 190 с.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С. 267 – 329.
Мехонцева Д.М. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1998. – 167 с.
Морева Н. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.
Мошер Р., Кенни Р., Раррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы. – М.: Народное образование, 2002. – 232 с.
Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. – М.: МП «Новая школа», 1993. – 224 с.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М.: Знание, 1988. – 78 с.
Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е. Щуркова, В.Н. Шнырева. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 237 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Кн.2. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 235 с.
Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике / Науч. ред. З.И. Равкин. – М.: ИТОП РАО, 2000. – 202 с.
Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 151 с.
Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1991. – 140 с.
Реан А., Бордовская Н. Педагогика: Учебник. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Учеб. пособие. – М.: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. – 140 с.
Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск: Беларуская навука, 1998. – 319 с.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М.: Народное образование, 2003. – 128 с.
Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 176 с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
Совершенствование образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе: Сб. науч. трудов. – Тверь: Изд-во ТГУ, 2000. – 128 с.
Современные технологии обучения и воспитания в школе и вузе. – Астрахань: Изд. АГПИ, 1996. – 76 с.
Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 288 с.
Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М.: Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 244 с.
Таланчук Н.M. Системно-социальная концепция школьного воспитания. - Казань, 1991.
Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первые шаги // Авторские школы. – М.: Политекст, 1991. – 476 с.
Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. – 77 с.
Щуркова Н.Е. Новые технология воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1991. – 112 с.
Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.
Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учеб. пособие. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 455 с.
Раздел 5. Управление образовательными системами
Понятие управления и менеджмента. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.
Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления.
Государственно-общественная система управления образованием.
Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением.
Педагогический коллектив и его роль в повышении эффективности деятельности образовательных учреждений. Управленческое общение.
Правовые основы деятельности образовательных учреждений.
Мониторинг качества образования: цель, задачи, виды и содержание.
Новые информационные технологии в управлении образованием.
Литература к разделу
Блейк P.P., Моутон Дж.С. Научные методы управления. – Киев: Наукова думка, 1990. – 247 с.
Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогика, 1991. – 268 с.
Вифлеемский А.Б. Экономика образования.: В 2 кн. – М.: Народное образоание, 2003. – 224 с.
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебн. – М.: Гардарика, 1996. – 310 с.
Вопросы теории и практики внутришкольного управления / Под ред. П.В. Худоминского. – М.: Педагогика, 1994. – 186 с.
Вудкок М, Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 1991. – 319 с.
Горбунова Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. – М.: Новая школа, 1995. – 109 с.
Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. – Калуга: Изд-во. Калужского института социологии, 1993. – 240 с.
Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
Дерзкова Н.П. Команда: внутренний мониторинг эффективности // Директор школы, 1996. – № 2. – С. 10-13.
Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М.: Новая школа, 1997. – 320 с.
Зубов Н. Как руководить педагогами. – М.: АРКТИ, 2003. – 144 с.
Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, 2002. – 40 с.
Кальней В.А., Шишов СЕ. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.
Канаев Б.И. Система внутришкольного управления. – М.: Магистр, 1997. – 190 с.
Капто A. Организация внутришкольного управления. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая школа, 1992. – 140 с.
Конаржевский Ю.А. Менеждмент и внутреннее управление школой. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 224 с.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию / Н.В.Кухарев. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.: Элник, 1995. – 491 с.
Лазарев B.C. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 207 с.
Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 416 с.
Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - Спб.: Образование и культура, 1998. – 344 с.
Маркова А.К. Психология труда учителя/ А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с
Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, 1994. – 192 с.
Мигаль В.И., Мигаль Е.А. Управление современной школой. – Вып. 1. – Внутришкольный контроль и сетевое планирование. – Ростов-н/Д.: Учитель, 2003. – 64 с.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал/ Л.М.Митина. – М.: Дело, 1994. – 216 с.
Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 432 с.
Педагогический совет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. – М.: Новая школа, 1992. – 352 с.
Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: Политиздат, 1989. – 346 с.
Сергеева В.П. Управление образовательными системами. – М.: 2000, 2004. – 136 с.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.
Третьяков П.И. Практика управления современной школой. – М.: Педагогика, 1995. – 204 с.
Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
Управление школой: теоретические основы и методы. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.
Управление образовательными системами: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2005. – 170 с.
Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М.: Сентябрь, 1995. – 128 с.
Франева Л.К. Организационные структуры. Методы диагностики. - СПб.: СПБГУЭФ, 1993. – 58 с.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.
Шамова Т.И. и др. Управление развитием инновационных процессов в школе. – М.: Прометей, 1995. – 286 с.
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин П.Н. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.
Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. – М.: Народное образование, 2004. – 432 с.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Народное образование, 2000. – 544 c.
Штейнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. – Калуга: Духовное познание, 1992. – 111 с.
Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. – М.: Знание, 1987. – 79 с.
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: