NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа курса для 9-11 классов общеобразовательных учреждений М., «Русское слово» 2007





Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана для 9 класса на основании Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г. В основу планирования курса взята рабочая программа: А.И. Кравченко .Обществознание. Программа курса для 9-11 классов общеобразовательных учреждений М., «Русское слово» 2007
Рабочая программа составлена для учащихся 9 класса , рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю. Изучение курса призвано содействовать формированию у обучающихся основной школы целостного представления о тенденциях и закономерностях развития чело­веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов­лению правосознания и гражданской позиции. Данная дисцип­лина призвана помочь им также ориентироваться в текущих со­бытиях общественно-политической жизни.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержат основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социологии, психологии, права, политологии и культуро­логии.

Цель

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Задачи.

Обучающие

Овладение знаниями по указанным темам. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Развивающие.

  • правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; развивать у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

Воспитательные

  • формировать правовую культуру и гражданскую грамотность через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующ

  • формировать законопослушное поведение подростка посредством твердого убеждения,

что прав не существует без обязанностей;

  • формировать активную гражданскую позицию и сознание приоритета прав личности.



Сроки и этапы реализации программы
Рабочая программа реализуется в течение года. Авторская программа рассчитана на 35 часов, календарное планирование состоит из 34 уроков. В течение года изучаются 3 темы, в конце каждой проводится контрольная работа.
.Содержание тем учебного курса
Раздел: «Политическая сфера» (11ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел: «Право. Человек и его права» (11ч)


Право и его роль в жизни общества и государства. Правосознание. Правовая культура.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Раздел: «Духовной культура» (13ч)

Сфера духовной культуры, сущность, особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Искусство, виды искусства.

Культурные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).


Календарно- тематическое планирование

Обществознание 9 класс.(34 час.)


урока

п/п

Название тем, уроков

Количество

часов

Дата




Тема I: Политическая сфера.

11




1

Власть.

1

3.09

2

Государство.

1

10.09

3

Объединение и отделение наций.

1

17.09

4

Централизованное и национальное государство, их сходство и различие

1

24.09

5

Формы правления.

1

1.10

6

Политические режимы.

1

8.10

7

Гражданское общество

1

15.10

8

Правовое государство

1

22.10

9

Голосование, выборы.

Референдум.

1


29.10

10

Политические партии.

1

12.11

11

Урок обобщения: «Политическая сфера».Контрольная работа.

1

19.11




Тема II: Человек и его права.

11




12

Право .Функции и сущность

1

26.11

13

Отрасли права

1

3.12

14

Закон и власть.

1

1012

15

Конституция.

1

17.12

16

Право и имущественные отношения.

1

24.01

17

Потребитель и его права.

1

21.01

18

Труд и право.

1

14.01

19

Кодекс законов о труде РФ

1




20

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ.

1

21021

21

Классификация прав и свобод ребенка.

1

11.02

22

Преступление.

1

18.02

23

Урок обобщения: «Человек и его права».Контрольная работа.

1

25.02




Тема III: Духовная сфера.

13




24

Что такое культура.

1

4.03

25

Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

1

11.03

26

Культурные нормы.

1

18.03

27

Нравы и мораль

1

1.04

28

Формы культуры.

1

8.04

29

Религия.

1

15.04

30

Искусство.

1

22.04

31

Критерии произведений искусства

1

29.04

32

Образование.

1

6.05

33

Наука.Контрольная работа.

1

13.05

34

Урок обобщения: «Духовная сфера».

1

20.05


Учебно-методические средства обучения
Список литературы для учителя.

  1. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 9кл. М: «Русское слово» .2012 г.

  2. Н.С. Кочетов. «Поурочные планы по обществознанию». Волгоград, Учитель, 2011 год.

3 А. В. Поздеев Поурочные разработки по обществознанию 9 класс. Москва.

« ВАКО». 2010г.

4. Е. А. Певцова Поурочные методические разработки « Обществознание» 9класс М. «Русское слово» 2007

5. И. С. Хромова Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание» М., «Русское слово», 2010

6 Гражданский Кодекс РФ

7.Конституция РФ.

8 Семейный Кодекс

9.Трудовой Кодекс

10.Демонстрационные таблицы:

Человек познает мир

Внутренний мир и социализация человека

Человек, природа, общество

Рыночная экономика

Развитие общества

Политическая система общества

Политическая жизнь общества

Право

Социальная система общества

Взаимодействие людей в обществ

Культура и духовная жизнь

11.Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий. Летнева О.В. Волгоград., 2006

УМК:

1. А. И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М.. «Русское слово» 2009

2.Рабочая тетрадь к учебнику
Список литературы для ученика:

1. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 8 кл. М: «Русское слово» 2009 г. .

2.Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию. Ростов н/Д; Феникс, 2010

3.Сазонова Г.Г.Обществознание в таблицах и схемах. -М., Виктория Плюс, 2007
Интернет - ресурсы:

  1. http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm

  2. http://www.rusedu.ru/category_9.html

  3. http://www.proshkolu.ru/user/Elenarop/

  4. http://www.prosv.ru/ebooks/danilov8/index.htm



страница 1


скачать

Другие похожие работы: