Программа курса «Окружающий мир»

Планируемые результаты освоения программы начального образования

Программа курса «Окружающий мир» в модели «Перспективная начальная школа»
Авторский коллектив:
Федотова Ольга Нестеровна (к.п.н.,доцент);
Трафимова Галина Владимировна (к.п.н.);
Трафимов Сергей Анатольевич;
Царёва Лора Александровна (к.п.н., доцент);
Кудрова Лариса Геннадьевна (кпн).

Окружающий мир
Человек и общество (исторические источники, историческое время и пространство, работа с историческими фактами; Я – человек, Моя семья, Я и моя школа, Я и моя страна, Я и мои права);
Человек и природа (изучение природы, здоровье и безопасность; природные объекты, явления и процессы, планета Земля).


Основная идея УМК «Перспективная начальная школа»
Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интереса, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

ЦЕЛИ
СТАНДАРТ
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

УМК «Перспективная начальная школа»
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
Последовательное формирование у школьников обобщенных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой;
Проведение фенологических наблюдений, опытов, измерений;
Изучение взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
Воспитание бережного отношения к природе, результатам труда людей, формирование экологической культуры.





Содержательные компоненты модели обучения «Перспективная начальная школа»
Аксиологический ( имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказания им помощи в выборе личностно значимой системы ценностный ориентиров);
Когнитивный ( обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, природе, истории, ноосфере как основе духовного развития);
Деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);
Личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самоопределения, формирование жизненной позиции)

Дидактические принципы
Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка
Принцип целостности картины мира
Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников
Принцип прочности и наглядности
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей

Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»
Комплектность – единство требований и
установок к УМК каждой предметной области
Воспитание средствами УМК (УМК – как способ организации жизненного пространства школьника).
Инструментальнось – методический «инструмент» школьника (аппарат самообразования и саморазвития).
Интерактивность – общение ученика, организованное учебником за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки с активом школьных клубов «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир».
Интеграция – интегрирование курсов образовательных областей с целью создания общей картины мира.

Содержательные линии
Формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности ; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание уважения к эрудиции и предметной компетентности;
Воспитание социально-психологической адаптированности к УВП и жизни в коллективе;
Воспитание физической культуры;
Социально-нравственное воспитание;
Формирование эстетического сознания младшего школьника и его художественного вкуса.













3 класс (68 часов)
Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 ч)
Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приемами использования: микроскоп (система увеличительных стекол), термометр, часы, флюгер, компас и др.
Примечание. Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов.




















Клуб «Мы и окружающий мир»

Хрестоматия 1 класс







Тетрадь







Содержательные линии
1 класс
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окр.мире(8 ч.)
Окр.мир;
Органы чувст;

Содержательные линии
2 класс
Планеты и звёзды (4ч.)
Земля;
Глобус;
Вращение Земли вокруг своей оси;
Звёзды, созвездия;
Планеты;
Вращение Земли вокруг Солнца;
Условия жизни на Земле.

Содержательные линии
2 класс
Неживая природа (5ч.)
Воздух и его свойства;
Вода и её свойства;
Значение воды и воздуха для человека.

Содержательные линии
1 класс
Живая природа (10 ч.)
Признаки живой пр.;
Животные (звери, рыбы, птицы, насекомые; дом.и дикие)
Растения (дер., куст., трав.; части растений; сп.распр.сем.)


Содержательные линии
1 класс
Природа и её сезонные изменения (38ч.)
Смена времен года;
Осень;
Зима;
Весна;
Лето.


Содержательные линии
1 класс
Наша Родина - Россия (10ч.)
Россия – многонациональное государство;
Государственная символика;
Москва – столица нашей Родины;
Малая родина.









Характеристика общих учебных умений и навыков I. Познавательная деятельность
1. Наблюдение объектов и явлений окружающего
мира; обнаружение изменений, происходящих
с объектами и явлениями .
Наш мир 2 класс
Рассмотри рисунки. Объясни, чем опыт отличается от наблюдения.
Миша заметил, что днём сосульки тают.
Миша изменил условия, и лёд быстро превратился в воду.
Вспомни, какие опыты и наблюдения ты проводил в 1-м классе?

2. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения
Разнообразие животных
Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воде, в воздухе. Сравни их с растениями. В чём сходство животных с растениями?
Про тебя
Рассмотри портрет Маши и её родителей. На кого она похожа? А на кого похож Миша? Похожи ли брат и сестра? А кто на кого похож в вашей семье ?

3. Проведение измерений разными способами
3. Проведение измерений разными способами
с помощью простейших приборов
Русский язык, литературное чтение:
цветные карандаши, маркер, лупа, рамочки
Математика:
циркуль, линейка, угольник, цветные карандаши, палетка, модели плоских и объемных геометрических фигур
Окружающий мир:
лупа, бинокль, часы, компас, пробирки, темные очки, цветные стекла, флюгер, водомер, рамочка, цветные карандаши, маркер, глобус, электрический фонарик, модели и др.+ компьютер
Технология: все необходимы инструменты для трудового обучения + компьютер (3-4 кл.)

4. Творческие работы: сообщения, сочинения
4. Творческие работы: сообщения, сочинения
(устные и письменные), графические работы,
разыгрывание воображаемых ситуаций
1.Учимся составлять план доклада.
2.Учимся составлять устные доклады (сообщения).
3.Учимся в таблицу заносить результаты наблюдений, опытов.
4.Учимся выполнять групповые проектные работы (за год 2: 1 полугодие – «Есть ли в вашем крае места, где природу специально охраняют?»
2 полугодие – «Есть ли в вашем крае исторические достопримечательности?»)
5.Учимся писать письма.

II. Речевая деятельность, работа с информацией
1. Работа с учебными, художественными
и научно-популярными текстами
Наш мир. 2-3 класс
2 класс Изучи таблицу. Какие тексты из хрестоматии ты уже прочитал(а)? Отметь их значком V.
Найди по Содержанию хрестоматии, на каких страницах они находятся. Проставь в таблице номера страниц.
Если ты прочитал(а) больше трёх текстов, го можешь поместить на эту страницу картинку с белым аистом. 3 класс Познакомься со списком книг, которые прочитали Маша и Миша при изучении темы «Человек — защитник природы».
Красная книга России. Животные и растения. М.: Росмэн, 2002. Атлас природы. Смоленск: РУСИЧ,
Экология. Школьная энциклопедия : РУСИЧ, 2003.
Паустовский К.Г; Кот-ворюга. М.: Белгород, 2003.
Напиши названия книг на эту тему, которые есть в вашей школьной или в твоей домашней библиотеке.



Задание 1. Обозначь вес колибри буквой х. Запиши произведение, с помощью которого можно вычислить вес суточного рациона колибри.
Задание 1. Обозначь вес колибри буквой х. Запиши произведение, с помощью которого можно вычислить вес суточного рациона колибри.
Задание 2. Вычисли сколько грамм пищи в день нужно съесть колибри, если она сама весит 3 г.
Задание 3. Сколько цветков нужно облететь колибри, чтобы набрать свой суточный рацион, если со 100 цветков этой маленькой птичке удается собрать не более 1 г нектара?
Задание 4. Кого из таких же «прожорливых» животных ты знаешь? (За ответом можешь обратиться к учебнику «Наш мир»).
Колибри настоящие воздушные акробаты: они умеют летать в любом направлении – верх и вниз, вперед и назад. Птица то и дело зависает в воздухе неподвижно, после чего может двинуться куда угодно. Такого мастерства полета эти маленькие птички достигают из-за очень частого махания крыльями. Если число взмахов крыльями колибри в секунду уменьшить на 187, то получим число взмахов крыльями воробья за 1 секунду.

Задание 5. Вычисли число взмахов крыльями колибри в секунду (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень).
Задание 5. Вычисли число взмахов крыльями колибри в секунду (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень).
Полет колибри еще и очень быстрый. Если расстояние, которое пролетает колибри за час увеличить на 40 км, то мы получим расстояние в 120 км, которое пролетает за час стриж. Стриж самый быстрый из всех пернатых.
Задание 6. Вычисли расстояние, которое колибри пролетает за час (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень).
При необходимости колибри могут летать очень долго. Например, крохотная рубиновогорлая колибри весной и осенью пролетает над морем без посадки огромные расстояния. Если это расстояние уменьшить на 100 км, то оно будет равно, например, расстоянию Москвы до Санкт-Петербурга в 700 км.
Задание 7. Вычисли расстояние, которое колибри пролетает без посадки (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень).
Задание 8. Подготовь рассказ о маленькой птичке колибри для первоклассников.

2. Элементарное обоснование высказанного суждения
2. Элементарное обоснование высказанного суждения
Рассмотри с соседом по парте рисунок «Возрождение жизни на берегу реки Татьянки», который прислали экологам члены клуба «Мы и окружающий мир».
Расскажи, какой труд выполняют взрослые и дети на берегах. А сосед по парте расскажет тебе, в чём важность их труда.
Какой водой вы пользуетесь: из колодца или из-под крана? По результатам опыта напишите нам с соседом по парте, чистая ли это вода.
Что ещё человек изобрёл для хранения продуктов?

3. Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается




III. Организация деятельности
1. Выполнение инструкций, точное
следование образцу и простейшим
алгоритмам
Составь и запиши расписание уроков на понедельник и вторник. Отметь V свои любимые уроки. Продумай такой порядок уроков, чтобы твои одноклассники не уставали.
Вместе с классом ты принимаешь участие в длительном опыте – проверяешь семена на всхожесть. Приготовьте 4 ящичка с землёй. В один день посейте по 100 семян в каждый из них. Запиши в таблицу дату посева и дату появления всходов.

2. Определение способов контроля,
2. Определение способов контроля,
нахождение ошибок в работе и их
исправление.
Готовимся в школьной олимпиаде

3. Учебное сотрудничество: умение
3. Учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

страница 1
скачать
Другие похожие работы: