NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Патриотическое воспитание учащихся»

Тематика классных часов и бесед патриотической направленности для учащихся 1-11 классов школы
1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я – Россиянин».

2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»

3 класс
1. «История моего поселка ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».

4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»

5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».
3. «Защищать Родину – это почётный долг».


6 класс
1. «Литературное наследие России».
2. «Отец, Отчизна, Отечество».
3. «Праздники русского народа».

7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли самарской»
3. «Жители Большечерниговского района в годы Великой Отечественной войны».

8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».

9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».

10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».
2. «Достижения русских учёных и изобретателей».
3. «Мои замечательные земляки».


11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
2. «За что я люблю Россию?».
3. «Народ и я – единая семья».

Приложение 7

Программа деятельности историко-краеведческого музея

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.

Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

• развитие их творческих способностей;

• приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям удмуртского народа, привитие чувства любви к родному краю;

• воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;

• привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Основные принципы осуществления программы:

• принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;

• принцип совместной деятельности учащихся;

• принцип целесообразности («все делать с пользой»);

• принцип творческого отношения к делу.

Срок реализации программы — 5 лет.

НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

Программа реализуется по следующим направлениям:

• поисково-исследовательская деятельность;

• учет и хранение фондов;

• экспозиционная деятельность;

• просветительская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

• экспедиционный сбор;

• прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;

• проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

• участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

• создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы музея:

• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

• организовать прием и выдачу музейных предметов;

• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления —способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

• использовать в работе выставки-передвижки;

• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.

Планируется создание экспозиций

1. Летопись Великой Отечественной войны…

- «Наши земляки»

- «Участники трёх войн» - о ветеранах войны ….

- Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

2. История школы:

Альбомы по истории школы

- Летопись школы: праздники и будни.

3. История в лицах… (это учителя, ученики)

-становление совхоза Красный Октябрь

«Герои нашего времени»

- Выпускники школы

- Классные летописи 

Просветительская работа

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

• организовать проведение на базе музея районных семинаров учителей истории, краеведения, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

УЧАСТНИКИ  ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах юных экскурсоводов, а также учителей и родителей.

Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе сформирован актив музея.

Актив музея и учащиеся школы:

  1. Пополняют фонды музея путем организации исследований,  переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;

  2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

  3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

  4. Оформляют экспозиции и выставки;

  5. Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;

  6. Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

  7. Принимают активное участие  в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.

В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея, назначаемый приказом директора школы.

Перечень обязанностей руководителя школьного музея

  1. Планирует работу школьного музея и актива музея.

  2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.

  3. Ведет документацию школьного музея.

  4. Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.

  5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.

  6. Курирует работу Совета музея.

  7. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Первый этап — информационно-познавательный (2011–2012 гг.)

На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея.  На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.

Второй этап — операционно-деятельностный (2012–2014 гг.)

 На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.

Третий этап — практико-ориентационный (2014–2015гг.)

Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ  ПРОГРАММОЙ

Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, учитель краеведения, учитель истории, библиотекарь,  председатель местного Совета ветеранов, заведующая сельской библиотекой, учителя школы, родители учащихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.

2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.

3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, села.

План работы по краеведению ГБОУ СОШ п. Краснооктябрьский



Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Приобретение необходимого оборудования

-Создание или обновление состава инициативной группы.

С 2011 г.

Ежегодно

2.

Работа с фондами школьного музея.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение

- Обработать воспоминания участников об участниках ВОВ и начать создание Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- Создание архива музея в электронном варианте;
- Создание картотеки музейных предметов.

2011-2013г.

С 2011 г.

Постоянно.
2011 г.
С 2010г.
С 2013 г.

2011 г.

3.

Поисковая работа.

- Работа в районном и городском архивах.

- Работа в школьной библиотеке.

- Работа в сельской библиотеке.

- Работа в районном отделе ЗАГС.

- Работа с документами в сельской администрации

Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Поиск материалов и документов об учителях и директорах.

- Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними.

- встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Летопись Великой Отечественной войны…

- «Наши земляки»

- «Участники трёх войн» - о ветеранах войны ….

- Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

2. История школы:

Альбомы по истории школы

- Летопись школы: праздники и будни.

3. История в лицах… (это учителя, ученики)

-становление совхоза Красный Октябрь

«Герои нашего времени»

- Выпускники школы

- Классные летописи

4. «Традиции провинциальной старины»

- предметы быта

- утварь

- одежда

- фотографии

2011-2015 гг.
Ежегодно

2012 -2013

2013-2014
2014-2015

Ежегодно

Ежегодно

2013-2014

2012-2013

2012-2013

Ежегодно
С 2010
2011-2012

2012-2013
2013-2014
С 2013 года

5.

Просветительская работа.

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- История школы

- Летопись Великой Отечественной войны

- Воины - интернационалисты

- Старинные деньги

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- День согласия и примирения,

- День Конституции,

- День воина – интернационалиста,

- День Победы,

- Акция «Подарок солдату»,

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны

- научно-практическая конференция, краеведческая олимпиада

- конкурсы исследовательских работ

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.

4. Размещение информации на сайте.

5. Сотрудничество со школьными музеями школ района и города.

Ежегодно

По заявкам

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2014 г.

В течение периода


Ежегодно
С 2013 г.

Постоянно

6.

Исследовательская деятельность учащихся.

Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- История школы в годы Великой Отечественной войны

- Летопись Великой Отечественной.

- Великая Отечественная война в истории моей семьи

- «Герои нашего времени»

История школьного музея

В течение периода




Переписка музея:

с выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами ВОВ и их родственниками

По мере необходимости.

7.

Методическая работа.

Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.

Выступление на МО «Исследовательская деятельность учащихся».

Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:

- «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- «Жизнь пройти не поле перейти…»

- «Счастье себя стране отдать»

- «И не помнить об этом нельзя»

- История школы

- история в лицах (по мере поступления материала)

Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея.


2013
Обновление ежегодно

С 2012 г.
Ежегодно с 2011 г.
2011-2015 гг.


Положение о школьном музее

 1. Общие положения

1.1 Школьный музей (далее – музей)  действует на основании Закона РФ «Об образовании», в части учета и хранения фондов Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

1.2 Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3 Профиль и функции музея определяются задачами ОУ.

1.4 Школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроком и другими формами учебно-воспитательного процесса школы.

1.5 Школьный музей работает на общественных началах. Он создан в общеобразовательной школе под руководством педагогов при участии общественности. 

2. Цели и задачи.

2.1   Школьный музей ставит своей целью создание оптимальных условий в использовании краеведения в воспитании и обучении подрастающего поколения.

2.2   Задачами школьного музея являются:

-         воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе;

-         формирование у школьников исследовательских навыков, основ научного мышления;

-         организация проектной деятельности обучающихся

.3. Основные понятия

3.1 Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной  профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

3.2 Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

3.3 Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

3.4 Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

3.5 Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

3.6 Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

4. Функции музея

4.1 Основными функциями музея являются:

-         документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

-         осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

-         организация культурно-просветительной, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

-         развитие детского самоуправления.

5. Содержание и формы работы

5.1 Школьный музей в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ , законом РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Положением о музейном фонде РФ, Положением о Государственном архивном фондом РФ, Типовым положением о музее, работающем на общественных началах, нормативными актами, инструктивно методическими документами Министерства образования РФ и настоящим положением.

5.2 Актив музея проводит следующую работу:

-         изучает литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея тематики;

-         систематически пополняет фонды музея путем активного поиска в туристических походах, путешествиях, экспедициях, экскурсиях и используя другие формы работы;

-         обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;

-         создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

-         оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;

-         участвует в работе штаба школьного самоуправления;

-         принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея зданий общественных организаций. 

6. Организация и деятельность музея

6.1 Организация школьного музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской туристической и экскурсионной работы школьников, педагогов, родителей и общественности

6.2 Деятельность музея регламентируется Положением, утвержденным директором школы.

6.3 Обязательные условия создания музея:

-        актив музея, способный осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу;

-         руководитель - педагог, активное участие в этой работе педагогического коллектива;

-         собранные и зарегистрированные в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;

-         экспозиция, отвечающая по содержанию и формированию современным требованиям;

-         помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.

6.4 Учет и регистрация музея осуществляются в соответствии с действующими правилами.

7. Руководство деятельностью музея

7.1 Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель школы.

7.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.

7.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы

 -         о включении в фонды музея памятников истории, культуры и природы, поступивших в процессе комплектования, при участии в этой работе специалистов из государственных музеев, архивов и других научных учреждений;

-         рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы;

-         заслушивает отчеты поисковых групп;

-         обсуждает основные вопросы деятельности музея;

-         организует подготовку экскурсоводов, лекторов и учебу актива.

7.4 В целях организации работы музея из числа его активов могут создаваться группы во главе с членами совета музея:

 поисковая,

переписки,

фондовая,

экскурсионная,

 лекторская,

 экспозиционная или художественно-оформительская.

8. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

8.1 Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

-         учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

-         учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

8.2 Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель ОУ.

8.3 Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

8.4 Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

8.5 Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

8.6 В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и в общественные музеи решает школа и оформляется соответствующим приказом.

Приложение 5


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КЛУБА ОБЩЕНИЯ «ДАВАЙ ПОГОВОРИМ»

(автор-составитель: Макарова Т.Е., к.п.н.,

доцент кафедры педагогики ПГСГА, научный консультант школы)

Визитная карточка программы клуба общение «Давай поговорим»

Воспитательная, общекультурная программа Клуба общения «Давай поговорим» по содержанию относится к дополнительным образовательным программам социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации. Она имеет свои особенности и специфику, которые подчеркивают ее нацеленность на общекультурное развитие и формирование культуры общения воспитанников

Возраст воспитанников – 13- 18 лет

По полу – программа смешанная (для юношей и девушек)

По продолжительности реализации – программа краткосрочная, количество часов может варьироваться от 9 до 16.

По формам реализации – программа групповая

По видам деятельности – культурологическая, ценностно-ориентационная.

По образовательной области – социальная практика

По уровню освоения – программа общекультурная

Цель: общекультурное развитие, формирование культуры общения у обучающихся в школе.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА

КЛУБА ОБЩЕНИЯ «ДАВАЙ ПОГОВОРИМ»

Пояснительная записка

Развитие общей культуры, культуры общения, воспитание у каждого ребенка, особенно подростка и старшеклассника, уважительного отношения к другим людям являются важными задачами гуманизации образовательных учреждений и воспитания.

Общение – побудительная сила личности, источник ее активности, условие формирования характера и способностей. В широком смысле общение представляет собой специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в процессе которого осуществляется взаимный обмен информацией, суждениями, представлениями, идеями и т.д.

Влияние общения на развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности отечественные психологи рассматривают через основные его компоненты. «На любом уровне и при любой сложности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношениях, б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения».

Гуманность общения обязательно предполагает наличие у человека определенной психологической культуры. Он разбирается в людях, верно оценивает их психическое состояние и адекватно откликается на это состояние, выбирает такой способ общения, который, не расходясь с моральными требованиями, наилучшим образом отвечает индивидуальным особенностям того, с кем приходится общаться.

Качества, необходимые для успешного общения с другими людьми, у воспитанников формируются в процессе накопления личного опыта. Он складывается из непосредственного познания людей, личных переживаний по поводу их поведения и собственных действий в ответ на это поведение. Возможен и другой путь – обогащение воспитанника сведениями, относящимися к различным областям человекознания, психики человека. Этот путь проходит через чтение подлинно художественной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, знакомство с научной литературой. Возможны и специальные упражнения по культуре общения и поведения, которые учат уважать человеческое достоинство, избегать напряжения во взаимоотношениях с людьми.

Чтобы овладеть такими формами отношений, человеку нужно видеть определенный образец (нередко неосознаваемый), принимаемый за эталон общения. Если ребенок с раннего возраста, особенно в школьные годы, не приучится к культуре общения, то позднее ему придется затратить на это много времени и сил.

Задача педагога образовательного учреждения – организовать обучение в такой форме, чтобы юноши и девушки сами проникали в сложные пласты психики человека, «открывали» себя и других и через самопознание учились строить отношения с товарищами, педагогами и родителями.

С ориентацией на эти задачи воспитания разработаны предложенные ниже программа и методика работы клуба общения «Давай поговорим». Программа включает 9-16 занятий-встреч. Программа рекомендуется педагогам дополнительного образования детей, классным руководителям ОУ, которые ставят перед собой задачу формирования общей культуры, культуры общения у своих воспитанников.

Клубная форма общения располагает возможностью показать его членам образцы общения и помочь ребятам выразить себя в разных его ситуациях.

Члены клуба имеют реальную возможность развивать личный опыт культуры общения, дружеские межличностные отношения, познавать других людей и самих себя.


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: