Программа по географии. 6-10 кл. / Под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2003
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Используемые программы:
1. География России: Примерная программа основного общего образования по географии. класс.
2. Авторская программа по географии. 6-10 кл. / Под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2003.
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 23, из них оценоч- 2.
Оценочные практические работы
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. .
2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, а также характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт -Петербурга.
5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
7. Определение по картам географического положения своего региона.
8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.
9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем
10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека .
11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. (Восточная экономическая зона.)
Учебник: Алексеев А. И. География России. Природа и население / А. И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2007.
УМК:
1. Географический атлас. 8 кл. - М.: Дрофа, 2007.
2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1. Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 кл. / В. П. Дронов, И.И.Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2007.
2. Дронов В. П. ,Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.- М.: Дрофа ,2007.
3. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.
4. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.
5.Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х томах/ Е.Л. Плисецкий. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
6. Пятунин Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 кл. / Б. Б. Пятунин.  М.: Дрофа ,2005.
7. Родионова И. А. Экономическая география России / И. А. Родионова. - М., 2001.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|   №  |    Тема урока  |    К-во часов  |    Тип урока  |    Элементы обязательного минимума образования  |    Требования к уровню подготовки обучающихся  |    Дополнительный материал  |    Формы контроля  |    Практические работы  |    Домашнее задание  |    Дата проведения  |  |
|   План  |    Факт  |  ||||||||||
|   ВВЕДЕНИЕ (1 час)  |  |||||||||||
|   1.  |    Введение  |    1  |    Урок изуче- ния нового материала  |    Вторичный сектор экономики  |    Знать состав вторичного сектора экономики  |    Вводная беседа  |    |    |    |    |    |  
|   Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ  |  |||||||||||
|   Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (З часа)  |  |||||||||||
|   2.  |    Понятие«хозяйство». Структура хозяйства  |    1  |    Урок изуче- ния нового материала  |    Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первич-ная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотрасле- вые комплексы и сек-тора. Принципы разме-щения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная струк-тура хозяйства  |    Ученик должен знать изменения пропорций между сферами, секто-рами, межотрасле-выми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения  |    |    Частично- поисковая беседа  |    |    |    |    |  
|   З.  |    Этапы развития хозяйства  |    1  |    Урок актуа-лизации знаний и умений  |    |    Эвристическая беседа  |    |    |    |    |  ||
|   4.  |    Географиче ское райо-нирование  |    1  |    Урок акту-ализации знаний и умений  |    |    Беседа по ре- зультатам анализа карт  |    |    |    |    |  ||
|   Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (14 часов)  |  |||||||||||
|   5.  |    Сельское хозяйство. Растение-водство  |    1  |    Практикум  |    Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отрас-лей. Земля -главное богатство России. Сель-скохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Веду-щая роль зернового хозяйства. География выращивания важней-ших и технических культур, картофеля, Садоводство и виноградорство.  |    Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Ученик дол-жен знать основные районы выращивания зерновых и техни-ческих культур, кар-тофеля, районы садоводства и виноградорства. Уметь объяснять принципы их размещении  |    Анализ экономии-ческих карт России для определения типов терри-ториальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям  |    Учебное исследова-ние по картам, решение географи- ческих задач, сос-тавление таблицы по резуль-татам сравнения карт,индиивидуальная работа по заполне-нию контурных карт  |    Анализ карт: «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклимати ческие ус- ловия»  |    |    |    |  
|   6.  |    Животно-водство. Зональная специали- зация сель- ского хо-зяйства  |    1  |    Практикум  |    Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства  |    Ученик должен знать основные районы разведения крупного рогатого скота,свиней, овец и дрyгих видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения  |    |    |    Анализ кар- ты «Живот- новодство»  |    |    |    |  
|   7  |    Агропро-мышлен-ный ком- плекс. Лег-кая и пище-вая промы-шленность  |    1  |    Исследова- ние  |    Понятие об агропро-мышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК  |    Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства  |    |    |    |    |    |    |  
|   8  |    Лесной комплекс  |    1  |    Урок акту- зации зна-ний и умений  |    Роль леса в жизни лю-дей. Российские леса - важная часть нацио-нального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов экс-плуатационного назна-чения. Охота. Заготовка пушнины – традицион-ная отрасль российской экономики  |    Ученик должен знать: о роли леса в россий-ской экономике, ос-новные лесопромыш-ленные районы стра-ны, географию пуш-ного промысла. Уметь объяснить проблемы этих от отраслей  |    |    Составле-ние таб-лицы по Результа-там срав-нения карт, инди-видуальная работа по заполнению контур- ных карт  |    Анализ карт «Расти- тельность» , «Животный мир»  |    |    |    |  
|   9  |    Топливно- энергетиче- ский комплекс. Топливная промышлен ность  |    1  |    Урок изуче- ния нового материала  |    Состав и значение ком- плекса в развитии хозяй ства. Связь с другими комплексами. Топли-вно- энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды  |    Знать состав и специ-фику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные  |    Анализ экономии-ческих карт России для определения типов тер-риториальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по разлиным показателям  |    Частично-поисковая беседа. Сопостав- ление карт атласа  |    |    |    |    |  
|   10  |    Электроэнер- гетика  |    1  |    Практикум  |    Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их осо- бенности и доля в про-изводстве электро-энергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России  |    Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС)  |    |    Частично-поисковая беседа. Анализ карт, сос-тавление таблицы по резуль-татам сравнения карт  |    |    |    |    |  
|   11.  |    Металлур-гический комплекс  |    1  |    Практикум  |    Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения метал- лургических предприя-тий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургически е базы  |    Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различ-ные источники географиче- ской информации для составления характе-ристики баз  |    Анализ экономии-ческих карт Рос-сии для опреде- ления ти-пов тер-ритори- альной структуры  |    Анализ карт,соста-вление таблицы по резуль-татам срав-нения карт, инди-видуальная работа по заполне-нию кон-турных карт  |    Составлять характери- стику одной из метал- лургических баз по кар- там и ста- тистиче- ским мате- риалам  |    |    |    |  
|   12.  |    Машино- строительный комплекс  |    1  |    Исследова- ние  |    Состав и значение ком- плекса, связь с другими отраслями. Факторы раз- мещения машинострои- тельных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии  |    Объяснять роль маши-ностроения в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоёмкого, трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения  |    Анализ экономи-ческих карт России для опреде- ления ти-пов территориаль-ной структуры  |    Работа с контурны-ми карта-ми. Анализ карт, сос-тавление таблицы по резуль-татам сравнения карт, рабо-та по за-полнению контурных карт  |    Определе- ние глав- ных рай- онов раз- мещения отраслей наукоёмко- го и метал- лоёмкого машино- строения  |    |    |    |  
|   13.  |    Военно- промышлен ный комплекс  |    1  |    Исследова- ние  |    ВПК, его состав, место и роль в жизни совре-менного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы  |    Показывать на карте России города науки и технополисы. Приводить примеры наукоёмкости производства в России  |    |    Учебное исследова-ние по картам, решение географи- ческих задач  |    |    |    |    |  
|   14.  |    Химичес-кая ромыш-ленность  |    1  |    Урок акту-ализации знаний и умений  |    Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промыш-ленности. Значение химизации  |    Знать специфику химической промыш-ленности, важнейшие центры. Приводить примеры по сохранению природы  |    Анализ экономии-ческих карт России с целью опре-деления ти-пов террито-риальной структуры  |    Частично-поисковая беседа. Сопостав- ление карт атласа  |    Составле- ние характе-ристики одной из баз химиче-кой промыш-ленности по картам и ста-тистическим материалам-  |    |    |    |  
|   15  |    Транспорт  |    1  |    Урок изуче- ния нового материала  |    Роль транспорта в разме щении населения и хозяйства. Преиму-щества и недостатки. Важнейшие тран-спортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития  |    Знать различные виды транспорта, их пре-имущества и недо-статки. показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы  |    Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры  |    Учебное исследова-ние по картам, со- ставление таблицы по резуль-татам сравнения карт  |    |    |    |    |  
|   16  |    Информационная структура  |    1  |    Урок актуали- зации знаний и умений  |    Состав, особенности вхо дящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития  |    Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития  |    |    Эвристическая бесе-да с ис пользованием и со-поставлением карт атласа  |    |    |    |    |  
|   17  |    Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство  |    1  |    Урок изуче- ния нового материала  |    Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяй-ства, проблемы их развития в России  |    Объяснять значение отраслей сферы обслу-живания в повышении качества жизни насе-ления, географические различия обеспечения россиян жильём, зна-чение для экономики России развития рекреационного хозяйства  |    |    Эвристическая бесе-да с ис- Пользова-нием и сопоставле нием карт атласа  |    |    |    |    |  
|   18  |    Территори- эльное разделения труда  |    1  |    Урок изуче- ния нового материала  |    Районирование России, основные задачи, прин-ципы и проблемы. Виды районирования.Зоны России: основная зона хозяйственного освое-ния, зона Севера, их особенности и про- блемы  |    Объяснять значение районирования и зони-рования России. При-водить примеры эко-номических районов, федеральных окру- гов  |    Учебное исследование по картам, решение географи- ческих задач  |    Моделиро- вание ва- риантов нового рай онирова-ния  |    |    |    |    |  
|   Раздел 11. РАЙОНЫ РОССИИ (35 часов)  |  |||||||||||
|   Тема 3. Европейская часть России (29 часов)  |  |||||||||||
|   19.  |    Восточно- Европейская равнина  |    |    Урок изуче- ния нового материала  |    Европейская Россия - ос нова формирования тер- ритории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятель- ность населения  |    Давать оценку геогра-фического положения региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения  |    |    Учебное исследова-ние по картам. Индиви-дуальная работа по заполне-нию кон-турных карт  |    Экологиче- ские и вод- ные проблемы Волги: оценка и пути реше- ния  |    |    |    |  
|   20  |    Волга  |    |    Урок актуали- зации знаний и умений  |    |    |    |    Групповая работа. Составле-ние по карте маршрута путешест-вия. Беседа по резуль-татам ана- лиза карт  |    |    |    |    |  
|   Центральная Россия  |  |||||||||||
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: