Программа «здоровье»
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Питкяранта
Республики Карелия
«Утверждаю»
_________________________
____сентября 2012г
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
« ЗДОРОВЬЕ»
на 2013-2015г.г.
Рассмотрено Принято педагогическим Методическим Советом советом педагогическом Протокол №_ от ______ Протокол №__ от______
Программа "Здоровье"
Программа деятельности школы по сохранению и развитию
здоровья учащихся на 2013-2015 г.г.
Сроки реализации: 2012-2015 гг.
Цель программы: Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
Задачи программы:
Сохранение и поддержание здоровья детей.
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
Обучение основам здорового образа жизни.
Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
Мониторинг здоровья.
Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.
Профориентация подростков.
Раздел 1. Общие положения. Основные проблемы охраны здоровья детей и необходимость их решения.
1.1 Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей - главная цель школы.
В современных условиях сложились неблагоприятные тенденции в демографических процессах и состоянии здоровья детей; их острота требует безотлагательного решения.
В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.
Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей. Медицинские осмотры юношей призывного возраста показывают, что половина из них нездорова.
Росту заболеваемости и инвалидности, способствует ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.
Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.
Раздел 2. Основные принципы Программы.
Программа основывается на следующих принципах:
Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.
Раздел 3. Основные направления Программы.
3.1. Повышение квалификации педагогов и медицинских сестер общеобразовательного учреждения;
3.2. Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей;
3.3. Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
3.4. Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в контексте сохранения здоровья детей.
3.5. Корректировка школьного банка информации о состоянии психического и физического здоровья детей.
3.6. Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
Раздел 4. Основные мероприятия программы
4.1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения в целях сохранение и развитие здоровья учащихся.
№ | мероприятия | сроки | Исполнители |
1 | Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе. | Каждое полугодие | Завуч, мед. работник |
2 | Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся. | ежегодно | Администрация |
3 | Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике ЗОЖ. | 2012-15 год, + ежегодное дополнение | Заведующий библиотекой |
4 | Отслеживание результатов выполнения Программы через работу МО учителей физкультуры, Методического Совета, Педсовета, МО классных руководителей. | ежегодно | администрация |
4.2. Внедрение оптимальной системы медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки) | Ежедневно | Учителя-предметники |
2 | Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке). | Ежедневно | Учителя-предметники |
3 | Продолжение работы классов коррекционно – развивающего обучения. | Весь период | Администрация |
4 | Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся. | Начало четверти | Завучи |
5 | Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха. | Начало четверти | зам.директора по ВР |
6 | Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья. | Один раз в полугодие | Директор. Завучи, Мед.сестра |
7 | Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра. | Один раз в год | Мед.сестра |
8 | Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков. | Ежегодно | Психолог, социальный педагог мед.сестра |
9 | Организация медицинских осмотров к службе в армии | Один раз в год | Мед. сестра, рук-дь ОБЖ |
10 | Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся. | Два раза в год | Психолог |
11 | Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья. | Два раза в год | Директор. Классные руководители |
12 | Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей школьников». | Один раз в год | Завучи |
13 | Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса | Один раз в четверть | Психолог |
14 | Проведение с учащимися коррекционно – оздоровительных мероприятий ( ЛФК, коррекция зрения, дыхательная гимнастика, логопедические занятия, психокоррекция.) | Постоянно | Учителя – предметники логопед, психолог |
15 | Организация кабинета для отдыха педагогов между уроками | 2012год | Администрация, п |
16 | Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету. | Два раза в год | Комиссия, Управляющий Совет |
17 | | | Администрация |
18 | Обеспечение условий для предупреждения травматизма: - организация досуга школьников во время перемен; - соблюдение т/б при организации учебно – воспитательного процесса | Постоянно | Преподаватели |
4.3. Санитарно-просветительская работа
Беседы о здоровом образе жизни с учетом возраста учащихся: - Режим дня младшего школьника - Гигиена внешней среды - Предупреждение травматизма при спортивных занятиях - Зарядка и физкультура в жизни школьника - Влияние курения на организм человека - “Твой режим дня” - “Питайтесь правильно” - “Организация досуга” - Предупреждение травматизма на уроке, улице, дома - Развитие человека и вопросы гигиены - Предупреждение травматизма при спортивных занятиях - Вопросы здоровья и нравственности - Рациональное питание, как основа здоровья - Влияние вредных привычек на организм - Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой - Организация режима дня - Двигательная активность - Предупреждение дорожно-транспортных происшествий - Специфическая гигиена - Режим питания - Зависимость здоровья от окружающей среды - Вредные привычки и здоровье человека - Режим дня старшеклассника - Здоровый образ жизни – необходимое условие благополучного будущего - Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой - Особенности физического воспитания - Двигательная активность подростка | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май, сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 |
Выступление по параллелям на родительских собраниях по вопросам физического воспитания: “Особенности физического воспитания в школьном возрасте”. | Сентябрь | 1-4 |
4.4. Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ. | Постоянно | Администрация |
2 | Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов. | Ежегодно | Зам директора по безопасности Организатор по физкультурно-массовой работе Лихачёва Н.А. |
3 | Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ: -проведение классных часов, Дней здоровья; - организация тематических выставок плакатов, рисунков; - проведение конкурсов сочинений; - проведение массовых спортивных праздников; - проведение тематических линеек по пропаганде ЗОЖ | 2012-2015г. | Кл. руководители, преподаватели физ. культуры, соцпедагог |
4 | Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях: - Дни ГО; - « Зарница», Турслет; | По плану | Зам.директора по безопасности Кузьмина Г.В. учителя физкультуры |
5 | Участие в операции « Внимание дети!», | Ежегодно | Зам директора по безопасности рук-ль отряда ЮИД |
6 | Участие в районном месячнике по ЗОЖ | март | Зам. директора по ВР Прудникова М.М. Соцпедагог Беляцкая А.В. |
4.5. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности. | Постоянно | Учителя физкультуры |
2 | Комплектование физкультурного зала необходимым спортивным оборудованием и инвентарем | Ежегодно | Администрация. Учителя физкультуры |
3 | Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования: - организация спортивных секций, - обучение спортивным играм. | Постоянно | Руководители секций, кружков. |
4.6. Организация питания школьников
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания) | Постоянно | Директор, кл. руководители |
2 | Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания. | 1 раз в четверть | Директор |
3 | Организация работы Управляющего Совета по вопросам питания | сентябрь январь | Председатель УС зам.директора по ВР |
4 | Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических проверок | В течение года | Администрация. УС |
5 | Улучшение материально – технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей | Ежегодно | Администрация, |
6 | Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через: - систему классных часов и родительских собраний «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.; - игры, конкурсы, беседы, ярмарки, - встречи с медработником школы. | Постоянно | Кл. руководители, Педагог -организатор медработник |
7 | Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания. | Ежегодно | УС, классные руководители |
4.7. Организация летнего отдыха детей и подростков.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Определение профильных смен пришкольного лагеря «Маяк» и «Солнышко» | Апрель – май ежегодно | Начальники смен. Зам. директора |
2 | Организация полноценного питания | Май – июнь ежегодно | Директор |
3 | Охват летним отдыхом детей различных категорий | Апрель – август ежегодно | Кл. руководители, Зам. директора соцпедагог |
4 | Организация работы кабинета-психолога в пришкольном лагере | Весь период | Психолог |
6 | Организация не медикаментозных методов оздоровления (закаливание, гимнастика, витаминизация и др.) детей в пришкольном лагере | Весь период | Медработник |
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Реализация мероприятий Программы позволит:
Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
Постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
Помочь социально адаптироваться ( средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
Координация и контроль реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы, Управляющий Совет:
-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков;
План мониторинга программы «Здоровье»
Контроль | Показатели | Осуществление контроля | Сроки | Кто контролирует |
Образовательный процесс: урочная деятельность | 1.Пропуски уроков физкультуры | Отметка в классном журнале | Ежедневно | Учителя физкультуры |
| 2.Успеваемость и качество выполнения программы, сдача экзаменов | Отметка в специальной ведомости по классам | В конце каждой четверти | Зам. директора по УВР |
| 3.Интерес и мотивация к урокам физкультуры | Анализ динамики годовых показателей (5) у уч-ся одного и того же класса | В течение года | Зам. директора по УВР |
| | Анкетирование учащихся | В течение года | Классный рук. |
2.Образовательный процесс: внеурочная деятельность | 1.Посещение кружков спортивных секций | Отметка в журнале | Ежедневно | Классные руководители |
| 2.Выполнение программы кружковой работы | Проверка присутствия уч-ся в соответствии с отметкой в журнале | Раз в четверти | Зам.директора по восп.раб. |
| 3.Результаты участия в конкурсах, соревнованиях школьного, районного и областного уровня, их динамика | отчёты организатора по стортивно-массовой работе | В конце у.г. | Зам. директора по восп. работе |
| 4.Привлечение новых обучающихся к занятиям в спортивных секциях | По итоговым протоколам и приказам | По окончании проведения | Учителя физкультуры |
| 5.Посещение учащимися массовых мероприятий спортивного характера | Подсчет уч-ся, посещающих занятия с учетом Ф.И. по журналам | В сентябре + контроль в мае | Учителя физкультуры |
| | | | |
3.Состояние здоровья обучающихся | 1 .Пропуски уроков по болезни | Отметка в классном журнале | Еженедельно | Классный руководитель |
| 2.Наличие хронически больных детей | По медицинским картам с определением динамики | В конце года | Зам.директора по ВР |
| 3. Наличие детей, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств) | - Анонимное анкетирование - Наблюдение | В начале у.г. | Соц.педагог Кл.рук. |
| | Учет фактов по линии ОВД | В начале и конце учебного года - ежегодно | Социальный педагог |
4.Состояние санитарно-гигиенических условий работы | 1. Соблюдение режима проветривания | Наблюдение | Ежедневно | Зав. кабинетами |
| 2 Соблюдение норм освещения и теплового режима помещениях школы | Наблюдение | 1 раз в две недели | Зав. кабинетами |
| 3 Регулярная влажная уборка помещений | При составлении расписания | Ежедневно | Зам. директора по АХЧ |
| 4 Соответствие учебной нагрузки обучающихся максимально допустимой | | Еженедельно | Зам. директора по УВР Директор |
5.Соблюдение обучающимися гигиенических норм и правил | 1 Мытье рук перед едой | Наблюдение | Ежедневно | Кл. руководител |
| 2 Мытье рук после посещения туалета | Наблюдение | 1 раз в неделю | Дежурный учитель |
| 3 Наличие чистой одежды для занятий физкультурой | Наблюдение | Ежедневно | кл. рук. |
| 4 Наличие сменной обуви на уроках физической культуры | Наблюдение | Ежедневно | учитель физкультуры кл. рук. |
6.Эффективность работы медицинского кабинета | 1Посещаемость кабинета 2.Улучшение измеряемых по программе показателей | Учет посещения, его динамика | В конце у.г. | Медицинский работник школы |
8.Эффективность реализации программы физкультурно-оздоровительной работы в целом | 1.Подведение промежуточных итогов 2.Подведение общего итога работы по программе | Анализ | Май. Май. | Зам.директора по восп. работе |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: