NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 20 г. «Согласовано»


Коновалова Евгения Константиновна




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чановская СОШ № 1


«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей
_________________________
________________________
     ФИО
Протокол № ___
от «__»___________20___г.

«Согласовано»


заместитель директора по УВР
_____________/______________/
     ФИО
«__»____________20___г.

«Утверждено»


приказ № ___
от «__»____20___г.
директор
_____________/______________/
     ФИО




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по экономике


«Основы менеджмента»
10 класс

учитель: Коновалова Евгения Константиновна

на 2012- 2013 учебный год








р.п. Чаны
2012 год


Пояснительная записка.
Цель экономического образования - усвоение школьниками той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современных условиях. Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен знать экономическую науку, которая сполна отражает новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в применении полученных знаний в практической деятельности.

Каждому школьнику предстоит определить наиболее интересующее его направление будущей профессиональной деятельности и в соответствии с этим выбрать свой путь продолжения образования. Выбирая дело всей жизни, можно вспомнить слова английского публициста и философа XIX века Томаса Карлейля, который писал: "Благословен тот, кто нашёл свое дело в жизни; большего нам не дано".

Данный элективный курс позволит учащимся прикоснуться к основам интереснейшей деятельности человека - менеджменту, познакомит учащихся с азами одной из важнейших профессий в мире - профессии менеджера. Эта профессия не только нашего времени, но ещё в большей степени - будущего.

По утверждению классика менеджмента Питера Ф. Друкера, новые социальные, демографические и экономические условия XXI века рождают проблемы, решить которые могут только работники умственного труда, учёные, руководители, вооружённые теорией менеджмента. Основные положения этой теории раскрываются в рамках данного элективного курса на примере профессиональной деятельности известных менеджеров.

Менеджеры, управленцы - как бы ни называли людей этой профессии, её основу составляет умение ставить цели, организовывать людей, вести их за собой, успешно достигая желаемого результата. А разве это не важно для любого человека! Даже если учащиеся поймут, что профессия менеджера не привлекает их внимания, умение управлять собой, своими действиями и поступками (т. е. самоменеджмент) пригодится им для того, чтобы состояться в жизни.

Элективный курс полезен тем, что поможет учащимся в их самоопределении.
Элективный курс "Основы менеджмента" рассчитан на 36 часов и предназначен для учащихся 10 (11) классов. Состоит из лекционных и практических занятий. Курс носит предметный характер.
Цели курса:

  • Усвоение учащимися знаний в области менеджмента.

  • Знакомство с профессией менеджер.

  • Повышение социально-экономической культуры учащихся.


Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с важной сферой деятельности человека - менеджментом и азами профессии менеджера.

  • Формировать навыки самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические умения, наблюдать и объяснять экономические явления.

  • Формировать умения выступать перед аудиторией с результатами своей работы и анализом работы коллег.

  • Помочь учащимся в усвоении сведений, необходимых им для выбора будущих профессий и сфер деятельности.


В процессе обучения учащиеся могут получить

следующие полезные навыки:


  1. Постановка цели.

  2. Принятие решения.

  3. Планирование деятельности.

  4. Определение индивидуального дневного ритма и построение кривой работоспособности.

  5. Составление "паспорта" темперамента.

  6. Анализ своей коммуникабельности.

  7. Построение графиков, таблиц, диаграмм в среде электронных таблиц Microsoft Excel.


Важной особенностью курса является разумное сочетание различных форм и методов обучения: эвристическая беседа, лекция с элементами беседы, тестирование и анкетирование учащихся, создание графиков и диаграмм в среде электронных таблиц Microsoft Excel, творческое сотрудничество учащихся, диалог учителя и учащихся, демонстрация результатов работы перед аудиторией, дискуссии, написание и обсуждение эссе.

Занятия сопровождаются компьютерными презентациями, выполненными в программе Microsoft Power Point учителем и учащимися.
Учебно-тематический план.





п/п



Изучаемая тема


Кол-во часов



Вид

занятий



Деятельность

учащихся

1.

Понятие менеджмента,

его сущность и особенности.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом

лекции.

2.

Сущность и характерные черты менеджмента.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом

лекции.

3.

Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом

лекции.

4.

Основные школы менеджмента.

1

Работа с таблицей.

Работа с таблицей.

5.

Каждый ли может стать успешным менеджером?

1

Практическая работа.

Тестирование: «Можете ли вы повести людей за собой?».

Анализ результатов теста.

6.

Учимся ставить цели.

1

Практическая работа.

Выполнение практических заданий 1, 2, 3. Обсуждение отрывка из книги «Думай и богатей» Наполеона Хилла.

7.

Принимаем решения.

1

Практическая работа.

Анализ ситуации по книге

В. А. Абчука. Заполнение таблиц.

8.

Учимся планировать.

1

Практическая работа.


Анкетирование учащихся. Определение индивидуального дневного ритма и построение кривой работоспособности.

(В тетради или на ПК в среде электронной таблицы Microsoft Excel).


9.

Что заставляет человека работать?

1

Эвристическая беседа.

Обсуждение критериев мотивирующей организации труда.

10.

Определение стереотипа поведения и типа своего темперамента.

1

Практическая работа.


Выполнение практических заданий 1и 2. Составление «паспорта» темперамента.

11.

Общение и конфликты.

1

Лекция с элементами деловой игры.

Работа с конспектом лекции.

Участие в деловой игре.

12.

Общение и конфликты.

1

Практическое занятие.

Анализ отрывков из книг Дейла Карнеги и обсуждение его советов.

Тестирование: «Насколько вы коммуникабельны?».

Анализ результатов теста.


13.

Этика и этикет менеджера.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

Обсуждение правил «телефонного этикета».

14.

Этика менеджмента.

1

Деловая игра.

Участие в деловой игре. Анализ ситуаций.

15.

Западный стиль менеджмента.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

16.

Азиатский стиль менеджмента.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

17.

Особенности российского менеджмента.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

18.

Организационные структуры.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

19.

Группы и их значимость.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

20.

Сущность и типовые модели карьеры.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

21.

Управление проектом.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

21.

Бизнес-план.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

22.

Бизнес-план.

1

Деловая игра.

В ходе деловой игры составить индивидуальный бизнес-план.

23.

Лидерство, влияние и власть.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

24.

Руководство.

Стили руководства.

1

Лекция с элементами беседы.

Тренинг.

В ходе тренинга выработать оптимальный стиль руководства.

Научиться определять стиль руководителя в ситуациях, предложенных учителем.

25.

Управленческая решётка

Блейка-Моутона.

1

Лекция с элементами беседы.

Практическая работа.

Работа с конспектом лекции.

Практическая работа с решёткой Блейка-Моутона.

26.

Ограничения менеджера.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

27.

Результативность и эффективность менеджера.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

28.

Маркетинг в системе менеджмента.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

29.

Стиль, имидж и организационная культура.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

30

Стиль, имидж и организационная культура.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

31

Общие принципы и возможности маркетинга

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

32

Система маркетингового исследования и маркетинговой информации

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

33

Потребительский рынок и покупательское поведение

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

34

Организация службы маркетинга

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

35

Ценовая политика

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с конспектом лекции.

36

Итоговое занятие. Выходной контроль.

1

Контрольное занятие.

Итоговое тестирование по программе курса.

Анализ эссе «Менеджер по фамилии …».


Содержание курса.
Занятие № 1

Тема: «Понятие менеджмента, его сущность и особенности».

Цель: познакомить учащихся с понятием «менеджмент», его сущностью и особенностями.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 2

Тема: «Сущность и характерные черты менеджмента».

Цель: рассмотреть и обсудить с учащимися характерные черты менеджмента.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 3

Тема: «Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента».

Цель: рассмотреть и обсудить с учащимися цели и задачи менеджмента, познакомить учащихся с главным принципом менеджмента, объектами и субъектами менеджмента.

Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 4

Тема: «Основные школы менеджмента».

Цель: познакомить учащихся с научной школой управления, классической (административной) и школой человеческих отношений, обсудить вклад каждой из школ в современные теорию и практику управления.

Вид: работа с таблицей.

Занятия № 5, 6

Тема: «Каждый ли может стать успешным менеджером?». Учимся ставить цели.

Цель: познакомить учащихся с философией успеха, провести тестирование и по его результатам сделать выводы о способности каждого учащегося убеждать людей, вести их за собой или о необходимости развивать в себе данные качества.

Вид: практическое занятие.

Занятия № 7, 8

Тема: «Принимаем решения». «Учимся планировать.»

Цель: объяснить учащимся важность целеполагания, познакомить с правилами постановки целей, видами целей; закрепить полученные ЗУН в ходе выполнения практических заданий и обсуждения отрывка из книги Н. Хилла «Думай и богатей».

Вид: практическое занятие.

Занятия № 9, 10

Тема: «Что заставляет человека работать?» «Определение стереотипа поведения и типа своего темперамента.».

Цель: рассмотреть с учащимися 2 подхода к пониманию того, что представляет собой принятие решений;

Вид: практическое занятие.

Занятия № 11, 12

Тема: «Общение и конфликты.».

Цель: доказать учащимся важность планирования любого вида деятельности; познакомить с заповедями Т. Питерса и общим правилом планирования; в ходе выполнения практической работы построить «кривую работоспособности».

Вид: практическое занятие.

Занятие № 13

Тема: «Этика и этикет менеджера.

Цель: в ходе эвристической беседы привести учащихся к выводу о том, что для успешного руководства людьми каждый менеджер должен учитывать потребности и мотивы деятельности человека; познакомить с различными теориями мотивации и 15 критериями мотивирующей организации труда по Ф. Херцбергу.

Вид: эвристическая беседа.

Занятие № 14

Тема: «Этика менеджмента.».

Цель: в ходе выполнения практических заданий 1 и 2 помочь учащимся составить их психологический автопортрет и «паспорт» темперамента; подвести к мысли о том, насколько трудно понять себя, настолько же труднее понять других людей!

Вид: практическое занятие.

Занятие № 15

Тема: «Западный стиль менеджмента.».

Цель: познакомить учащихся с понятиями «коммуникация», «конфликт», видами конфликтов и их причинами, реакциями на конфликт, фазами развития конфликта; в процессе проведения деловой игры помочь им выявить типичные ошибки, слабости и затруднения говорящих и слушающих людей.

Вид: лекция с элементами деловой игры.

Занятие № 16

Тема: «Азиатский стиль менеджмента.».

Цель: проанализировать с учащимися отрывки из книг Д. Карнеги и обсудить его советы; провести тестирование и по его результатам сделать выводы о коммуникабельности учащихся (или о необходимости развивать в себе данное качество).

Вид: практическое занятие.

Занятие № 17

Тема: «Особенности российского менеджмента.».

Цель: рассмотреть и обсудить с учащимися вопросы деловой этики и этикета; познакомить с понятиями «этика», «этика бизнеса», «вербальное поведение», «реальное поведение», «культурное поведение».

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 18

Тема: «Организационные структуры.».

Цель: рассмотреть причины, по которым происходит расширение неэтичной деловой практики на современном этапе; в ходе деловой игры познакомить учащихся с «дресс-кодом».

Вид: деловая игра.

Занятие № 19

Тема: «Группы и их значимость.».

Цель: познакомить учащихся с западным стилем менеджмента, историей его развития, характерными чертами.

Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 20

Тема: «Сущность и типовые модели карьеры.».

Цель: познакомить учащихся с азиатским стилем менеджмента (на примере Японии), историей его развития, характерными чертами.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 21

Тема: «Бизнес-план.».

Цель: познакомить учащихся с тремя противоречивыми вариантами развития российского менеджмента, характерными чертами российских организаций.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 22

Тема: «Бизнес-план.».

Цель: познакомить учащихся с понятием организационной структуры, видами структур, классическими структурами управления.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 23

Тема: «Лидерство, влияние и власть.».

Цель: познакомить учащихся с хоторнскими экспериментами, видами групп, факторами, влияющими на эффективность работы групп.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 24


Тема: «Руководство.
Тема: Стили руководства

Цель: познакомить учащихся с понятиями «карьера», «карьерный рост», видами карьер; показать возможность и необходимость управления карьерой.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 25


Тема: «Управленческая решётка

Управленческая решётка
Тема: Управленческая решетка Блейка-Моутона

Цель: познакомить учащихся с понятиями «проект», «аспекты реализации проекта», методом сетевого планирования и управления и методом критического пути.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 26

Тема: «Ограничения менеджера.».

Цель: познакомить учащихся с понятиями «бизнес-планирование», «бизнес-план», основными стадиями бизнес-планирования, разделами бизнес-плана.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 27

Тема: «Результативность и эффективность менеджера.».

Цель: познакомить учащихся со способами эффективной работы менеджера

Вид: деловая игра.

Занятия № 28
Тема: «Маркетинг в системе менеджмента.».

Цель: познакомить учащихся с маркетингом в системе менеджмента

Вид: лекция с элементами беседы, тренинг.

Занятие № 29, 30

Тема: «Стиль, имидж и организационная культура.

Цель: расширить представление учащихся о стилях управления.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 31.

Тема: «Общие принципы и возможности маркетинга».

Цель: познакомить учащихся с общими принципами и возможностями маркетинга

Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 32

Тема: «Система маркетингового исследования и маркетинговой информации».

Цель: познакомить учащихся с количественными и качественными показателями, по которым оценивается эффективность работы менеджера.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 33

Тема: «Потребительский рынок и покупательское поведение».

Цель: познакомить учащихся с потребительским рынком

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 34

Тема: «Организация службы маркетинга».

Цель: познакомить учащихся с особенностями организации службы маркетинга.

Вид: лекция с элементами беседы.

Занятие № 35

Тема: «Ценовая политика».

Цель: познакомить учащихся с ценовой политики.

Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 36

Тема: «Итоговое занятие. Выходной контроль».

Цель: в ходе тестирования и анализа эссе определить, какие практические навыки и полезные умения получили учащиеся.

Вид: тестирование, анализ эссе.
Информационные источники:


  1. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004. – 112 с.

  2. Тесленко И. Б., Федин С. В., Федина Н. В. Менеджмент: Учебное пособие по элективному курсу для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся. – М., Вита-Пресс, 2005. – 64 с.

  3. Юрьев В. М. Основы теоретической экономики: Учебное пособие для вузов. – Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. – 222 с.



Перечень необходимого оборудования и программного обеспечения:

    1. Программа Microsoft Excel.

    2. Программа Microsoft Power Point.

    3. Опорные конспекты лекций.

    4. Тестовые материалы.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Согласовано утверждаю

Календарно-тематический план: 13 стр.

Согласовано утверждаю

Самостоятельная работа: 1 стр.