Протокол № от 20 г. «Согласовано»
Коновалова Евгения Константиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чановская СОШ № 1
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей _________________________ ________________________ ФИО Протокол № ___ от «__»___________20___г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» приказ № ___ от «__»____20___г. директор _____________/______________/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по экономике
«Основы менеджмента»
10 класс
учитель: Коновалова Евгения Константиновна
на 2012- 2013 учебный год
|
р.п. Чаны
2012 год
Пояснительная записка.
Цель экономического образования - усвоение школьниками той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современных условиях. Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен знать экономическую науку, которая сполна отражает новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в применении полученных знаний в практической деятельности.
Каждому школьнику предстоит определить наиболее интересующее его направление будущей профессиональной деятельности и в соответствии с этим выбрать свой путь продолжения образования. Выбирая дело всей жизни, можно вспомнить слова английского публициста и философа XIX века Томаса Карлейля, который писал: "Благословен тот, кто нашёл свое дело в жизни; большего нам не дано".
Данный элективный курс позволит учащимся прикоснуться к основам интереснейшей деятельности человека - менеджменту, познакомит учащихся с азами одной из важнейших профессий в мире - профессии менеджера. Эта профессия не только нашего времени, но ещё в большей степени - будущего.
По утверждению классика менеджмента Питера Ф. Друкера, новые социальные, демографические и экономические условия XXI века рождают проблемы, решить которые могут только работники умственного труда, учёные, руководители, вооружённые теорией менеджмента. Основные положения этой теории раскрываются в рамках данного элективного курса на примере профессиональной деятельности известных менеджеров.
Менеджеры, управленцы - как бы ни называли людей этой профессии, её основу составляет умение ставить цели, организовывать людей, вести их за собой, успешно достигая желаемого результата. А разве это не важно для любого человека! Даже если учащиеся поймут, что профессия менеджера не привлекает их внимания, умение управлять собой, своими действиями и поступками (т. е. самоменеджмент) пригодится им для того, чтобы состояться в жизни.
Элективный курс полезен тем, что поможет учащимся в их самоопределении.
Элективный курс "Основы менеджмента" рассчитан на 36 часов и предназначен для учащихся 10 (11) классов. Состоит из лекционных и практических занятий. Курс носит предметный характер.
Цели курса:
Усвоение учащимися знаний в области менеджмента.
Знакомство с профессией менеджер.
Повышение социально-экономической культуры учащихся.
Задачи курса:
Познакомить учащихся с важной сферой деятельности человека - менеджментом и азами профессии менеджера.
Формировать навыки самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические умения, наблюдать и объяснять экономические явления.
Формировать умения выступать перед аудиторией с результатами своей работы и анализом работы коллег.
Помочь учащимся в усвоении сведений, необходимых им для выбора будущих профессий и сфер деятельности.
В процессе обучения учащиеся могут получить
следующие полезные навыки:
Постановка цели.
Принятие решения.
Планирование деятельности.
Определение индивидуального дневного ритма и построение кривой работоспособности.
Составление "паспорта" темперамента.
Анализ своей коммуникабельности.
Построение графиков, таблиц, диаграмм в среде электронных таблиц Microsoft Excel.
Важной особенностью курса является разумное сочетание различных форм и методов обучения: эвристическая беседа, лекция с элементами беседы, тестирование и анкетирование учащихся, создание графиков и диаграмм в среде электронных таблиц Microsoft Excel, творческое сотрудничество учащихся, диалог учителя и учащихся, демонстрация результатов работы перед аудиторией, дискуссии, написание и обсуждение эссе.
Занятия сопровождаются компьютерными презентациями, выполненными в программе Microsoft Power Point учителем и учащимися.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Изучаемая тема | Кол-во часов | Вид занятий | Деятельность учащихся |
1. | Понятие менеджмента, его сущность и особенности. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
2. | Сущность и характерные черты менеджмента. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
3. | Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
4. | Основные школы менеджмента. | 1 | Работа с таблицей. | Работа с таблицей. |
5. | Каждый ли может стать успешным менеджером? | 1 | Практическая работа. | Тестирование: «Можете ли вы повести людей за собой?». Анализ результатов теста. |
6. | Учимся ставить цели. | 1 | Практическая работа. | Выполнение практических заданий 1, 2, 3. Обсуждение отрывка из книги «Думай и богатей» Наполеона Хилла. |
7. | Принимаем решения. | 1 | Практическая работа. | Анализ ситуации по книге В. А. Абчука. Заполнение таблиц. |
8. | Учимся планировать. | 1 | Практическая работа. | Анкетирование учащихся. Определение индивидуального дневного ритма и построение кривой работоспособности. (В тетради или на ПК в среде электронной таблицы Microsoft Excel). |
9. | Что заставляет человека работать? | 1 | Эвристическая беседа. | Обсуждение критериев мотивирующей организации труда. |
10. | Определение стереотипа поведения и типа своего темперамента. | 1 | Практическая работа. | Выполнение практических заданий 1и 2. Составление «паспорта» темперамента. |
11. | Общение и конфликты. | 1 | Лекция с элементами деловой игры. | Работа с конспектом лекции. Участие в деловой игре. |
12. | Общение и конфликты. | 1 | Практическое занятие. | Анализ отрывков из книг Дейла Карнеги и обсуждение его советов. Тестирование: «Насколько вы коммуникабельны?». Анализ результатов теста. |
13. | Этика и этикет менеджера. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. Обсуждение правил «телефонного этикета». |
14. | Этика менеджмента. | 1 | Деловая игра. | Участие в деловой игре. Анализ ситуаций. |
15. | Западный стиль менеджмента. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
16. | Азиатский стиль менеджмента. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
17. | Особенности российского менеджмента. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
18. | Организационные структуры. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
19. | Группы и их значимость. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
20. | Сущность и типовые модели карьеры. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
21. | Управление проектом. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
21. | Бизнес-план. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
22. | Бизнес-план. | 1 | Деловая игра. | В ходе деловой игры составить индивидуальный бизнес-план. |
23. | Лидерство, влияние и власть. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
24. | Руководство. Стили руководства. | 1 | Лекция с элементами беседы. Тренинг. | В ходе тренинга выработать оптимальный стиль руководства. Научиться определять стиль руководителя в ситуациях, предложенных учителем. |
25. | Управленческая решётка Блейка-Моутона. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа. | Работа с конспектом лекции. Практическая работа с решёткой Блейка-Моутона. |
26. | Ограничения менеджера. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
27. | Результативность и эффективность менеджера. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
28. | Маркетинг в системе менеджмента. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
29. | Стиль, имидж и организационная культура. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
30 | Стиль, имидж и организационная культура. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
31 | Общие принципы и возможности маркетинга | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
32 | Система маркетингового исследования и маркетинговой информации | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
33 | Потребительский рынок и покупательское поведение | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
34 | Организация службы маркетинга | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
35 | Ценовая политика | 1 | Лекция с элементами беседы. | Работа с конспектом лекции. |
36 | Итоговое занятие. Выходной контроль. | 1 | Контрольное занятие. | Итоговое тестирование по программе курса. Анализ эссе «Менеджер по фамилии …». |
Содержание курса.
Занятие № 1
Тема: «Понятие менеджмента, его сущность и особенности».
Цель: познакомить учащихся с понятием «менеджмент», его сущностью и особенностями.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 2
Тема: «Сущность и характерные черты менеджмента».
Цель: рассмотреть и обсудить с учащимися характерные черты менеджмента.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 3
Тема: «Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента».
Цель: рассмотреть и обсудить с учащимися цели и задачи менеджмента, познакомить учащихся с главным принципом менеджмента, объектами и субъектами менеджмента.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 4
Тема: «Основные школы менеджмента».
Цель: познакомить учащихся с научной школой управления, классической (административной) и школой человеческих отношений, обсудить вклад каждой из школ в современные теорию и практику управления.
Вид: работа с таблицей.
Занятия № 5, 6
Тема: «Каждый ли может стать успешным менеджером?». Учимся ставить цели.
Цель: познакомить учащихся с философией успеха, провести тестирование и по его результатам сделать выводы о способности каждого учащегося убеждать людей, вести их за собой или о необходимости развивать в себе данные качества.
Вид: практическое занятие.
Занятия № 7, 8
Тема: «Принимаем решения». «Учимся планировать.»
Цель: объяснить учащимся важность целеполагания, познакомить с правилами постановки целей, видами целей; закрепить полученные ЗУН в ходе выполнения практических заданий и обсуждения отрывка из книги Н. Хилла «Думай и богатей».
Вид: практическое занятие.
Занятия № 9, 10
Тема: «Что заставляет человека работать?» «Определение стереотипа поведения и типа своего темперамента.».
Цель: рассмотреть с учащимися 2 подхода к пониманию того, что представляет собой принятие решений;
Вид: практическое занятие.
Занятия № 11, 12
Тема: «Общение и конфликты.».
Цель: доказать учащимся важность планирования любого вида деятельности; познакомить с заповедями Т. Питерса и общим правилом планирования; в ходе выполнения практической работы построить «кривую работоспособности».
Вид: практическое занятие.
Занятие № 13
Тема: «Этика и этикет менеджера.
Цель: в ходе эвристической беседы привести учащихся к выводу о том, что для успешного руководства людьми каждый менеджер должен учитывать потребности и мотивы деятельности человека; познакомить с различными теориями мотивации и 15 критериями мотивирующей организации труда по Ф. Херцбергу.
Вид: эвристическая беседа.
Занятие № 14
Тема: «Этика менеджмента.».
Цель: в ходе выполнения практических заданий 1 и 2 помочь учащимся составить их психологический автопортрет и «паспорт» темперамента; подвести к мысли о том, насколько трудно понять себя, настолько же труднее понять других людей!
Вид: практическое занятие.
Занятие № 15
Тема: «Западный стиль менеджмента.».
Цель: познакомить учащихся с понятиями «коммуникация», «конфликт», видами конфликтов и их причинами, реакциями на конфликт, фазами развития конфликта; в процессе проведения деловой игры помочь им выявить типичные ошибки, слабости и затруднения говорящих и слушающих людей.
Вид: лекция с элементами деловой игры.
Занятие № 16
Тема: «Азиатский стиль менеджмента.».
Цель: проанализировать с учащимися отрывки из книг Д. Карнеги и обсудить его советы; провести тестирование и по его результатам сделать выводы о коммуникабельности учащихся (или о необходимости развивать в себе данное качество).
Вид: практическое занятие.
Занятие № 17
Тема: «Особенности российского менеджмента.».
Цель: рассмотреть и обсудить с учащимися вопросы деловой этики и этикета; познакомить с понятиями «этика», «этика бизнеса», «вербальное поведение», «реальное поведение», «культурное поведение».
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 18
Тема: «Организационные структуры.».
Цель: рассмотреть причины, по которым происходит расширение неэтичной деловой практики на современном этапе; в ходе деловой игры познакомить учащихся с «дресс-кодом».
Вид: деловая игра.
Занятие № 19
Тема: «Группы и их значимость.».
Цель: познакомить учащихся с западным стилем менеджмента, историей его развития, характерными чертами.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 20
Тема: «Сущность и типовые модели карьеры.».
Цель: познакомить учащихся с азиатским стилем менеджмента (на примере Японии), историей его развития, характерными чертами.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 21
Тема: «Бизнес-план.».
Цель: познакомить учащихся с тремя противоречивыми вариантами развития российского менеджмента, характерными чертами российских организаций.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 22
Тема: «Бизнес-план.».
Цель: познакомить учащихся с понятием организационной структуры, видами структур, классическими структурами управления.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 23
Тема: «Лидерство, влияние и власть.».
Цель: познакомить учащихся с хоторнскими экспериментами, видами групп, факторами, влияющими на эффективность работы групп.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 24
Тема: «Руководство.
Тема: Стили руководства
Цель: познакомить учащихся с понятиями «карьера», «карьерный рост», видами карьер; показать возможность и необходимость управления карьерой.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 25
Тема: «Управленческая решётка
Управленческая решётка
Тема: Управленческая решетка Блейка-Моутона
Цель: познакомить учащихся с понятиями «проект», «аспекты реализации проекта», методом сетевого планирования и управления и методом критического пути.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 26
Тема: «Ограничения менеджера.».
Цель: познакомить учащихся с понятиями «бизнес-планирование», «бизнес-план», основными стадиями бизнес-планирования, разделами бизнес-плана.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 27
Тема: «Результативность и эффективность менеджера.».
Цель: познакомить учащихся со способами эффективной работы менеджера
Вид: деловая игра.
Занятия № 28
Тема: «Маркетинг в системе менеджмента.».
Цель: познакомить учащихся с маркетингом в системе менеджмента
Вид: лекция с элементами беседы, тренинг.
Занятие № 29, 30
Тема: «Стиль, имидж и организационная культура.
Цель: расширить представление учащихся о стилях управления.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 31.
Тема: «Общие принципы и возможности маркетинга».
Цель: познакомить учащихся с общими принципами и возможностями маркетинга
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 32
Тема: «Система маркетингового исследования и маркетинговой информации».
Цель: познакомить учащихся с количественными и качественными показателями, по которым оценивается эффективность работы менеджера.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 33
Тема: «Потребительский рынок и покупательское поведение».
Цель: познакомить учащихся с потребительским рынком
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 34
Тема: «Организация службы маркетинга».
Цель: познакомить учащихся с особенностями организации службы маркетинга.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 35
Тема: «Ценовая политика».
Цель: познакомить учащихся с ценовой политики.
Вид: лекция с элементами беседы.
Занятие № 36
Тема: «Итоговое занятие. Выходной контроль».
Цель: в ходе тестирования и анализа эссе определить, какие практические навыки и полезные умения получили учащиеся.
Вид: тестирование, анализ эссе.
Информационные источники:
Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004. – 112 с.
Тесленко И. Б., Федин С. В., Федина Н. В. Менеджмент: Учебное пособие по элективному курсу для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся. – М., Вита-Пресс, 2005. – 64 с.
Юрьев В. М. Основы теоретической экономики: Учебное пособие для вузов. – Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. – 222 с.
Перечень необходимого оборудования и программного обеспечения:
Программа Microsoft Excel.
Программа Microsoft Power Point.
Опорные конспекты лекций.
Тестовые материалы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: