Протокол № от 201 г. Согласовано заместитель директора по ур мбоу сош с. Таремское
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Т.Б. Шарикова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету музыка
4 класс
Составитель: учитель
Ермилова Наталья Владимировна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке создана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;
• учебного плана МБОУ СОШ с.Таремское
Общая характеристика учебного предмета:
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Требования к уровню подготовки учащихся 4класса:
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
4 КЛАСС – 1 четверть «Музыка моего народа» - 9 часов
№ / Дата | Тема | Количество часов | Репертуар | Цели, задачи, ключевые знания, музыкальные термины |
1. 2. | Композиторская и народная песня. Музыка выражает разные настроения, мысли, чувства и характеры людей. | 1 1 | «Во поле берёза…» р.н.п. «Калинка» р.н.п. «Уж как по мосту - мосточку» р.н.п «Походная» Р.Бойко «Классное рондо» Д.Кабалевский «Песня о России» В.Локтев | Различие музыки композиторской и народной. История жизни русского народа и значение музыки в ней. Роль народа в жизни песни: создал, исполнил, украсил, сохранил, передал. Фольклор – мудрость народа. Особенности русских народных песен. Русские народные инструменты. Символика России. Мелодия, песня, гимн, распев, певучесть а-каппелла, неторопливость, солист, хор. |
3. 4. | Концерт №3 с. Рахманинова. Частушки. | 2 | Концерт №3 (1 часть) С.В.Рахманинов «Гимн России» А.Александров «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.песня «Песня о России» В.Локтев Вариации на тему «Вниз по матушке по Волге» А.Даргомыжский Светит месяц» рус.нар.плясовая «Камаринская» р.н. плясовая «Пойду ль я» р.н.п. «Плясовые наигрыши» «Частушки» В.Викторов «Школьные частушки» Концерт «Озорные частушки» Р.Щедрин | Основные отличия: простота мелодии – сложность звучания, неторопливость – насыщенность, душевная красота – выразительное богатство. Общее: певучесть, русский колорит, простор и широта мелодий. Симфонический и народный оркестр. Связь музыки и живописи. Народная музыка в творчестве композиторов. Частушка в творчестве композитора Р.Щедрина. Духовой оркестр и его инструменты. Определение принадлежности музыки и инструментов по звучанию. Вокально-хоровая работа над выразительностью, дикцией, четкостью, ритмом исполнения, правильным дыханием. Слова украшения, много куплетов, недопетые слова, простые мелодии, неправильное ударение, переменный лад Конкурс частушек. |
5. 6. | Трудовые песни. Кантата « Александр Невский» | 2 | «Гимн России» А.Александров «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.песня «Песня о России» В.Локтев «Со вьюном я хожу» р.н.п. «Тонкая рябина» р.н.п., вариации «На горе-то калина» р.н.п. Вариации А.Даргомыжского «Вниз по…» Кантата « Александр Невский» | Жанры русских народных песен. Вариация и её роль в музыке. История гитары. Определение и понимание характерных особенностей русской музыки: протяжность, певучесть, душевность, широта мелодий. Канон, распев, хоровод Жизнь и творчество С.В.Рахманинова. Концерт, симфония. |
7. 8. | Фрагмент из поэмы « Василий Теркин» «Новороссийские Куранты» Д.Шостаковича. | 1 1 | Фрагмент из поэмы « Василий Теркин» «Новороссийские Куранты» Д.Шостаковича. | Закрепление особенностей русских народных песен. Вокально-хоровая работа над выразительностью, дикцией, четкостью, ритмом исполнения, правильным дыханием. |
9. | Обобщение. | 1 | Материал 1 четверти Кроссворд «Особенности русской песни» Музыкальная викторина | Закрепление знаний о свойствах русских народных песен, жанрах. Определение произведений и их принадлежности. Роль и место народной музыки в творчестве композиторов, обращение к народным истокам. Народная музыка – основа для композиторской музыки, её корни. Вокально-хоровая работа: солист – группа - хор. |
4 КЛАСС– 2 четверть «Музыка моего народа» - 7 часов
№ / Дата | Тема | Количество часов | Репертуар | Цели, задачи, ключевые знания, музыкальные термины |
1. | Молдавская, Грузинсквая, украинская музыка. | 1 | «Шире круг» Д.Львов-Компанеец «Песня о дружбе» А.Островский «Молдавеняска» «Лезгинка» «Веснянка» укр.н.п. Финал концерта № 1 П.И.Чайковский | Знакомство с музыкой других народов. Условное деление народной музыки стран Ближнего Зарубежья на группы. Развитие представлений о национальном своеобразии народной музыки, её черты Установление сходства и различия между русской и зарубежной музыкой. Музыкальный разговор о дружбе. Обрядовые песни. Влияние народной музыки на творчество композиторов на примере музыки П.И.Чайковского. |
2. 3. | Сопоставление украинской и русской песен. Близость русской. Украинской. Белорусской музыки. | 1 1 | «Песня дружбе» А.Островский «Вниз по матушке по Волге» р.н.п. «Веснянка» укр.н.п. Финал концерта № 1 П.И.Чайковский «Гопак» укр.н.т. «Перепёлочка» бел.н п. «Бульба» бел.р.п. «Весёлые гуси» укр.н.п. Вариации на тему «Перепёлочка» «Песня о Днепре» М.Фрадкин «Ревёт и стонет Днепр… » Д Крижановский | Углубление представлений о сходстве и близости музыки славянских народов - певучесть, национальном своеобразии, характерном тембре народных инструментов: гусли, домра, балалайка, бандура, цимбалы. Выявление и анализ средств выразительности для понимания общности музыкального языка славян. Народные певцы: скоморохи, сказители, баяны, кобзари, песняры. Песня, танец, концерт, вариация, финал. |
4. 5. | Музыка закавказских народов. «Русская пляска» из балета « Гаянэ» | 2 | «Песня дружбе» А.Островский «Марш» А.Хачатурян «Танец с саблями» А.Хачатурян «Лезгинка» «Колыбельная» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян «Русская пляска» А.Хачатурян «Цыплята» Г.Гусейнли | Выявление характерных особенностей закавказской музыки: стремительность, острота, яркость тембра, ритмичность, извилистые распевы, танцевальность, изобилие причудливых украшений. Виды народных инструментов и роль ударных инструментов в музыке. Народные певцы: ашуги, зурначи. Жизнь и творчество А.Хачатуряна. Балет, колыбельная, ритм, танец, марш. |
6. | Музыка народов Прибалтики | 1 | «Песня дружбе» А.Островский «Вей, ветерок» лат.нар.п. «Петушок» лат.н.п. «Не смейте трогать голубой глобус» кантата Э.Бальсиса | Особенности национальной музыки: певучесть, сдержанность, строгость звучания, многоголосие. Сходство с музыкой славян. Традиции хорового пения в Прибалтике. Идея создания кантаты Бальсиса. Каннеле – гусли. |
7 | Обобщение. | 1 | «Песня дружбе» А.Островский «Большой хоровод» Б.Савельев Музыкальная викторина | Определение сходств и различий народной музыки народов России и Ближнего Зарубежья. Роль композиторов в установлении связей между музыкой разных народов. Подчеркнуть главную тему музыки – жизнь и дружба народов. Музыка – это не только искусство, но и интернациональное средство общения, понятное всем народам без перевода, сближает и объединяет всех. |
| | | | |
4 КЛАСС – 3 четверть « Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». - 10 часов
№ / Дата | Тема | Количество часов | Репертуар | Цели, задачи, ключевые знания, музыкальные термины |
1. | Музыкальный язык | 1 | «Песня дружбе» А.Островский «Большой хоровод» Б.Савельев «Колыбельная» Дж. Гершвин «Посадил полынь я» болгар. нар. песня «Утро» Э.Григ «Заход солнца» Э.Григ | Направить на размышление об интернациональной природе музыкального языка, о всеобщей его понятности. Единство музыкального языка у разных народов. Определение образного содержания, характера и контрастов произведений. Особенности творчества Э.Грига – основателя норвежской классической музыки. Взаимосвязь музыки и живописи. Песня, колыбельная, сюита, романс. |
2. | Музыка Э.Грига, П..И. Чайковского. Л.В.Бетховена. | 1 | «Осенняя песня» П.И.Чайковский «Заход солнца» Э.Григ «Камаринская» р.н. плясовая «Сурок» Л.Бетрховен Вариации на русскую тему Л.Бетховена | Сравнение музыкального языка композиторов разных стран. Рассказ о дружбе П.Чайковского и Э.Грига, о любви к народной музыке Л.Бетховена. Определение сходных черт их музыки и обращение к народной песне. Сравнение средств выразительности музыки с красками художника. Романс, вариация, смена лада: мажор, минор, вокализ. Вокальная и инструментальная музыка. |
3. | Венгерская и чешская музыка. | 1 | «Молдавеняска» «Чардаш» З.Кодай «Полька» чеш.н.п. «Мазурка» Ф.Шопен «Жаворонок» пол.н.п. | Представление об особенностях народной музыки Венгрии и Чехии: танцевальность, лёгкость, задор. Сравнение с музыкой России и Молдавии. Роль ритма, тембра и темпа, богатство оркестровки. Понятие -синкопа. Разновидности танца: вальс, мазурка, полька, чардаш. Жизнь и творчество Ф.Шопена – основателя польской классической музыки. |
4. | « Венецианская ночь» М.И.Глинки. | 1 | «Летите, голуби» И.Дунаевский «Венецианская ночь» М.Глинка «Арагонская хота» М.Глинка | Творчество М.Глинки, путешествие в Италию и его проникновения в интонационный строй музыки Италии. Особенности итальянской музыки: бельканто, тенор, баркарола. История романса. Вариация, хота. Тема дружбы народов и борьбы за мир в советской музыке. Творчество И.Дунаевского. |
5. | Вариации на тему французской песни. | 1 | «Пастушья песня» франц. н. п. Вариации на французскую тему В.А.Моцарт | Жизнь и творчество В. Моцарта. Вариационное развитие французской песни и её характер в музыке В.Моцарта. Исполнение каноном. |
6. | Вариации на японскую народную тему Д.Б.Кабалевского. | 1 | «Летите, голуби» И.Дунаевский «Катюша» М. Блантер «Вишня» японская н. п. Вариации на японскую народную тему Д.Б.Кабалевского. | Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского. Особенности японской музыки: распевность, неторопливость мелодий, полётность. Рассказ о певческом клубе в Японии и их любви к русским песням. Интонационное развитие японской мелодии в вариациях Д.Кабалевского. Музыка красоты и любви, скорби и печали, предупреждения и напоминания |
7. 8. 9. | « Урок в школе» К. Караев Мазурка № 47 Ф.Шопена Рондо в турецком стиле. | 1 1 1 | « Урок в школе» «Танец чёрных» из балета «Тропою грома» Кара Караев «Нас много на шаре земном» А.Александров Мазурка № 47 Ф.Шопена «Рондо в турецком стиле» В.Моцарт | Знакомство с интонационными особенностями музыки народов Африки, сходство с музыкой Востока: танцевальность, синкопа, ритмичность, роль ударных инструментов. Творчество К.Караева и идея создания балета. Знакомство с польским композитором, выявление национальных особенностей. История возникновения большого барабана. Формы музыки: одночастная, вариация, рондо. |
10 | Обобщение | 1 | Материал 3 ч. Музыкальная викторина Кроссворд «Композитор» | Осознать мысль, что между музыкой разных народов нет непереходящих границ. Беседа о дружбе народов мира и роли музыки как интернационального языка общения. Взаимосвязь народной и композиторской музыки. Закрепление стилей и определение принадлежности. |
4 КЛАСС – 4 четверть « Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». - 8 часов
№ / Дата | Тема | Количество часов | Репертуар | Цели, задачи, ключевые знания, музыкальные термины |
1. | Композитор-исполнитель-слушатель. | 1 | «Песня дружбе» А.Островский «Большой хоровод» Б.Савельев | Рассказать детям, как становятся композитором, исполнителем, слушателем. |
2. | Экспозиция 1 части Симфонии №40 | 1 | Экспозиция 1 части Симфонии №40 | Жизнь и творчество В.А.Моцарта. |
3. | Фрагмент из 2 части Четвертой симфонии. | 1 | Фрагмент из 2 части Четвертой симфонии. | Жизнь и творчество Л.В.Бетховена. |
4 | Родина слышит | 1 | Родина слышит | Рассказать о первом полете человека в космос. |
5. | Мелодия кантаты. | 1 | Мелодия кантаты | Познакомить с кантатой Д.Б.Кабалевского |
6. | Песня утра, весны, мира. | 1 | Песня утра, весны, мира. | Познакомить с отдельными фрагментами кантаты. |
7. | Обобщение. | 1 | Материал четверти. | Музыка четверти. |
8. | Обобщение | 1 | Материал 2 полугодия Музыкальная викторина Кроссворд «Композитор» | Осознать мысль, что между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Беседа о дружбе народов мира и роли музыки как интернационального языка общения. Взаимосвязь народной и композиторской музыки. Закрепление стилей и определение принадлежности. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Просвещение, 2009.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс. (На аудиокассетах.)
5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Список литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: