Протокол №1 «30» января 2012 г. Утверждаю Директор мбоу «сош №1»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» (МБОУ «СОШ №1») | |
Принято На заседании педагогического совета Протокол №1 «30» января 2012 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №1» ____п/п___И.Н. Субботина приказ №41 от «31»января 2012 г. |
Положение о внутришкольном контроле |
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом МБОУ «СОШ №1 и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля.
1.2. Внутришкольный контроль (далее ВШК) - источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности школы. Под внутришкольным контролем понимается реализация методик (наблюдений, обследований), осуществляемых в порядке руководства и контроля назначенными сотрудниками в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативных актов различного уровня в области образования.
1.3. Положение о внутришкольном контроле принимается педагогическим Советом, утверждается приказом директора школы.
2.Цели, задачи и функции ВШК
2.1. Цель внутришкольного контроля - получение полной и всесторонней информации о состоянии и результатов учебно-воспитательного процесса работы, совершенствование образовательной деятельности.
2.2. Задачи внутришкольного контроля:
-изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- проверка выполнения учебных программ по предметам, курсам; анализ и экспертная оценка эффективности результатов работы учителя, оказание методической помощи учителям в процессе контроля;
-поэтапный контроль процессов усвоения учащимися знаний, овладения умениями и навыками, выявления уровня их развития, владения методами самостоятельного приобретения необходимой информации;
-анализ результатов реализации исполнения планов работы школы, принимаемых управленческих решений;
-осуществление контроля исполнения законодательства в области образования; принятие мер по предупреждению неисполнения законодательных документов; анализ причин, лежащих в основе нарушений, корректировка деятельности работников школы в целях исполнения законодательства в полном объеме
2.3. Функции ВШК:
информационно-аналитическая;
контрольно-диагностическая;
коррективно-регулятивная.
3. Требования к внутришкольному контролю и права контролируемых
3.1.Внутришкольный контроль носит плановый, системный и целенаправленный характер. Он является многоаспектным и вместе с тем дифференцированным.
3.2. К осуществлению внутришкольного контроля привлекаются квалифицированные управленческие и педагогические кадры.
3.3. Проверяемый педагогический работник имеет право:
-знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
-знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
-своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
4.Алгоритм осуществления внутришкольного контроля
4.1. В начале учебного года составляется единый план проверки состояния дел во всех структурных подразделениях (по всем направлениям работы) школы.
4.2. Ответственный за проведение проверки составляет план-задание, утверждает его у руководителя общеобразовательного учреждения. План-задание устанавливает специфические особенности проверки, обеспечивает достаточную информированность проверяющего, соблюдения прав проверяемого.
4.3. По итогам проверки составляется итоговый документ (справка, отчет, акт и др.), отражающий:
-основание проверки (план работы школы, приказ, распоряжение и т.д.);
-источники получения информации (анкеты, перечень рассмотренных документов, контрольные срезы и т.д.);
-количество посещенных уроков, практических занятий, воспитательных мероприятий;
-информацию по вопросам, поставленным в плане-задании;
-выводы и предложения по итогам проверки.
4.4. Педагогический коллектив знакомится с результатами внутришкольного контроля на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, его заместителях, заседаниях методических объединений.
5.Формы и виды внутришкольного контроля
5.1. Внутришкольный контроль осуществляется в двух формах:
-индивидуально-личной (представитель администрации проверяет тот или иной участок работы);
-коллективной (контроль осуществляет группа проверяющих).
5.2. С целью более глубокого изучения состояния процессов обучения и воспитания школьников используются следующие виды контроля:
-предварительный;
-личностно- профессиональный;
-тематический;
-классно-обобщающий;
-комплексный.
Предварительный контроль. Целью предварительного контроля является предупреждение возможных ошибок в работе учителя и оказание содействия росту эффективности его труда.
Личностно- профессиональный контроль. Данный вид контроля имеет цель проверить деятельность одного учителя или группы педагогов по достаточно конкретному вопросу (например, поурочное планирование работы учителя, качество и результативность обучения по той или иной теме и т.д.). При осуществлении личностно профессионального контроля проверяющий имеет право:
-знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника (рабочими программами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя и т.д.);
-проводить экспертизу педагогической деятельности, мониторинг результатов образовательного процесса с последующим анализом полученной информации.
По результатам личностно-профессионального контроля деятельности учителя оформляется справка.
Тематический контроль. Цель этого вида контроля - мобилизовать педагога или педагогический коллектив на решение определенных задач дидактического, методического или воспитательного характера, которые по тем или иным причинам решаются недостаточно успешно. Тематический контроль может осуществляться по таким проблемам, как индивидуализация и дифференциация обучения, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизация познавательной деятельности учащихся и другим вопросам. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития и планом работы школы, анализом работы образовательного учреждения по итогам учебного года.
Классно-обобщающий контроль. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или на параллели классов. В его ходе проверяющий(проверяющие) изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы, включающий в себя:
-деятельность всех учителей в одном классе (на одной параллели);
-включение учащихся в познавательную деятельность;
-привитие интереса к знаниям;
-сотрудничество учителей и учеников;
-психологический климат в классном коллективе и др.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа работы школы. Продолжительность классно-обобщающего контроля зависит от необходимой глубины изучения состояния дел в классе (на параллели классов). По результатам классно-обобщающего контроля проводятся малые педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
Комплексный контроль.
Цель комплексного контроля - получить значительный объем информации по заявленной проблематике и на этой основе провести многоаспектный анализ состояния дел по конкретному вопросу. Для проведения комплексного контроля определяется группа проверяющих, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей. Члены группы должны четко определить цели, задачи проверки, разработать ее план, распределить между собой обязанности. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки и формы отчетности. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за две недели до ее начала. По результатам комплексной проверки готовится справка, проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.
6. Способы сбора информации в процессе внутришкольного контроля
6.1. В процессе внутришкольного инспектирования используются различные способы сбора информации:
беседа;
наблюдение;
изучение документации;
устные и письменные опросы;
срезы знаний;
тестирование;
анкетирование и др..
6.2. Для оценки глубины усвоения наиболее важных тем учебных программ, сформированности общеучебных умений, навыков проводятся административные срезы знаний и итоговые контрольные работы в переводных классах, для организации эффективной подготовки к государственной (итоговой) аттестации - репетиционные экзамены в формате ЕГЭ, по новой форме в 9, 11 классах.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: