NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол №1 от 02. 09. 2013 Приказ №20 от 03. 09. 2013 положение о нормах профессиональной этики




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

« Детский сад № 3 «Буратино» г Соль-Илецка .

461500, Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Уральская д. 32

т. (8-35336) 25623

e-mail: mdou333@yandex.ru

Принято Утверждено

Педагогическим советом

МДОБУ № 3»Буратино» Заведующим

г. Соль-Илецка МДОБУ № 3 «Буратино»

г. Соль-Илецка

___________М.М.Мухамедовой

 

Протокол № 1 от 02.09.2013 Приказ № 20 от 03.09.2013

ПОЛОЖЕНИЕ

О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

МДОБУ № 3 «Буратино» г.Соль-Илецка

Общие положения

1.1.    Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее Положение) муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 3 «Буратино» г.Соль-Илецка Оренбургской области (далее по тексту – ДОУ) разработано на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников, указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей», Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей.

1.2.    Настоящее Положение дополняет правила, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.

1.3.    Положение представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести каждого педагогического работника ДОУ. Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.

1.4.    Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.

1.5.    Настоящее Положение служит целям:

-     повышения доверия граждан к ДОУ;

-     установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;

-     содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников ДОУ;

-     регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

-     воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующего нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

1.6.    Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.

1.7.    Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом каждого педагогического работника ДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

1.8.    Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника ДОУ поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.

1.9.    Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в ДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в ДОУ.
2.Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью

2.1.    Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

2.2.    В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:

-     законность;

-     объективность;

-     компетентность;

-     независимость;

-     тщательность;

-     справедливость;

-     честность;

-     гуманность;

-     демократичность;

-     профессионализм;

-     взаимоуважение;

-     конфиденциальность.

2.3.    Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

-     оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;

-     исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы ДОУ;

-     исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как ДОУ в целом, так и каждого педагогического работника;

-     осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;

-     не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

-     соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

-  исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

-     уведомлять администрацию ДОУ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

-     соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты;

-     проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;

-     проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

-     придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на ДОУ социальных функций;

-     принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

-     быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;

-     обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;

-     поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;

-     не терять чувство меры и самообладания;

-     соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;

-     постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;

-     поддерживать порядок на рабочем месте;

-     соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.

2.4.    Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:

-     ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

-     грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

-     содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

-     логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

-     доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

-     лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

-     уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

2.5.    В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

-     поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ДОУ;

-     пренебрежительных отзывов о деятельности своего ДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими ДОУ;

-     преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;

-     проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

-     любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

-     высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или конфессионных групп;

-     резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;

-     грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

-     угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

-     поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

2.6.    Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

2.7.    Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.

2.8.    При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учёт интересов ДОУ в целом.

2.9.    Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию ДОУ по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

3.Обязательства педагогических работников перед воспитанниками

3.1.    Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:

-     признают уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого;

-     сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;

-     стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;

-     выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;

-     при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;

-     проявляют толерантность;

-     защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;

-     принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;

-     осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;

-     прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;

-     вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвящённого общества, где есть место для каждого;

-     стремятся стать для них положительным примером;

-     применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;

-     гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент.

3.2.    В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны воздерживаться от:

-     навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;

-     оценки их личности и личности их законных представителей;

-     предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;

-     предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников;

-     отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;

-     требования платы за дополнительные образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-     проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;

-     употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;

-     курения в помещениях и на территории ДОУ. 
4.Обязательства педагогических работников

перед законными представителями воспитанников

4.1.    Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны:

-     помнить, что большинство обратившихся законных представителей воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе ДОУ в целом;

-     начинать общение с приветствия;

-     проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

-     выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

-     относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

-     высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;

-     выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;

-     разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;

-     принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

4.2.    В процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников педагогические работники не должны:

-     заставлять их необоснованно долго ожидать приёма;

-     перебивать их в грубой форме;

-     проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;

-     разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;

-     разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных представителях;

-     переносить своё отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей.

4.3.    Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.

4.4.    Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

4.5.    В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. 
5.Обязательства педагогических работников перед коллегами

5.1.    Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

-     поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути;

-     поддерживают и продвигают их интересы;

-     помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами ДОУ.

5.2.    В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

-     пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;

-     предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

-     обсуждения их недостатков и личной жизни. 
6.Обязательства педагогических работников

перед администрацией ДОУ

6.1.    Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

6.2.    В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.
7.Обязательства администрации ДОУ

перед педагогическими работниками

7.1.    Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в ДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

7.2.    Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

7.3.    Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.

7.4.    Представителям администрации следует:

-     формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;

-     быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;

-     помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

-     регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

-     пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;

-     обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

-     способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;

-     оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.

7.5.    Представитель администрации не имеет морального права:

-     перекладывать свою ответственность на подчинённых;

-     использовать служебное положение в личных интересах;

-     проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;

-     создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

-     обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;

-     предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений;

-     демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;

-     умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
 8. Контроль за соблюдением настоящего Положения

8.1.    Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом заведующего создаётся комиссия по профессиональной этике. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.

8.2.    В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, Уставом ДОУ, настоящим Положением и Положением о комиссии по профессиональной этике. 
9.Ответственность за нарушение настоящего Положения

9.1.    Нарушение требований настоящего положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечёт моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: