Путь Ивана Бездомного
Дата: 27.02.2012
Класс: 11
Предмет: литература
Тема: Путь Ивана Бездомного
Цель: проследить путь возрождения героя.
Задачи: развивать умение анализировать текст;
создать условия для формирования у учащихся фундаментальных философских
идей,
для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения,
находить в произведении непонятные для себя, «тёмные» места, задумываться над
их художественным значением;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения,
высказывать и аргументировать её;
содействовать умению общаться между собой;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», компьютер, интерактивная
доска.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о важности образа поэта Ивана Бездомного для понимания авторской идеи на композиционном уровне: с него начинается роман «Мастер и Маргарита» и им заканчивается, ему поведал о своей судьбе Мастер, перед мысленным взором поэта оживают страницы книги об Иешуа. Уходя из жизни, Мастер видит в нём своего ученика, последователя, который проникся теми же образами мировой культуры, теми же философскими идеями и нравственными категориями. (слайд)
2. Подведение итогов домашней индивидуальной работы. Обсуждение вопросов:
1) 1 и 3 главы романа: образ мыслей и круг интересов начинающего поэта. Почему
Воланд пощадил Ивана и жестоко наказал Берлиоза? (слайд)
2) 4 и 5 главы: какую роль в повествовании об Иване играет эпизод посещения дома
№13 и купание в Москве-реке? Как писатель показывает, что безумие Ивана таит в
себе исцеление, прозрение? (слайд)
3) 8 и11 главы: докажите, что в поединке профессора и поэта побеждает здравый смысл.
Как началось «выздоровление» героя? (слайд)
Физкультминутка
4) 13 и 30 главы: что понял Иван, узнав, что гость именует себя не литератором, а
Мастером? Как перерождается Иван после встречи с Воландом и Мастером? (слайд)
5) эпилог: Иван Николаевич Понырев видит в ночь полнолуния перед Пасхой один и
тот же сон: по лунной дороге идут Иешуа и Понтий Пилат. «Идущие о чём-то
разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём-то договориться». Какие этические
противоречия сфокусированы в их споре? Почему именно этот сон видит Иван
Николаевич? (слайд)
3. Обсуждение разных точек зрения критиков на финал романа. (слайд)
4. Заключительное слово учителя:
Сложные и основополагающие для современного бытия проблемы поднял Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Кому же, как не вступающим во взрослую жизнь, постигать эти высокие материи? Думаю, вскоре у вас возникнет желание перечитать это бессмертное произведение ещё раз, постигая мысли автора и совершая новые открытия.
5. Домашнее задание: стр. 125-133, вопр.5-10 на стр.133, темы сочинений на стр.134 (слайд)
страница 1
скачать
Другие похожие работы: