Рабочая программа по экономике для 10 класса разработана на основании на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике,

Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике для 10 класса разработана на основании на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г
Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Данная рабочая программа составлена основе «Областной программы образования школьников», включающей курс экономики в качестве регионального компонента. Областная программа построена по концентрической системе:
1 – 5-7 кл.
2 - 8-9 кл.
3 – 10-11 кл., таким образом, программа 10 – 11 класса является заключительным концерном.
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Ц е л ь
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
Задачи
Обучающие
овладение экономическими знаниями на базовом уровне и умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Развивающие
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Воспитательные
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Сроки и этапы реализации программы
Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов (изучение куса в течение 2 лет при одном занятии в неделю), 10 -11 класс. При этом в ней предусмотрен резерв учебного времени в объеме 2 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий
Содержание программы
Экономика – наука и сфера деятельности. Макроэкономика и микроэкономика.
Потребности и их относительная безграничность. Ресурсы и их относительная ограниченность. Проблема выбора. Компромиссный и конкурентный выбор .Свобода выбора. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Основные проблемы экономики.
Собственность и её виды. Экономическая система. Типы: традиционная, рыночная, командная.
Смешанная экономика.
Спрос, величина спроса, закон спроса. Закон убывающей полезности, эластичность спроса, факторы ценовой эластичности, точечная и дуговая эластичность.
Предложение., величина предложения, закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное предложение.
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. Уравнение равновесия. Избыточный спрос и предложение, их причины и последствия.
Конкуренция и рынки по типу конкуренции. Естественная монополия и её последствия для экономики страны.
Производственные ресурсы и факторы производства. Факторные доходы. Кругооборот товаров и услуг, доходов и расходов. Производительность и эффективность. Закон убывания предельной отдачи.
Понятие фирмы, отрасли, корпорации. Организационно – правовые формы бизнеса. Мгновенный, краткосрочный и долгосрочный период деятельности. Прибыль. Амортизация. Банкротство.
Издержки: постоянные, переменные, бухгалтерские и экономические, необратимые, общие, средние и предельные. Выручка и доход. Прибыль : бухгалтерская и экономическая, нормальная.
Предпринимательство как фактор производства. Роль предпринимательства. Мотивация предпринимательства. Предпринимательский доход.
Финансовые институты: биржи, страховые и инвестиционные компании.
Менеджмент: цели и функции. Стили управления. Деловая репутация. Маркетинг: концепция, функции, исследования.
Государство и экономика. Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Экономические функции государства: фискальная и монетарная, основные направления государственного регулирования. Бюджет и бюджетная политика. Налоги и налоговая политика. Банки и кредитно – денежная политика.
Система национальных счетов. Макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, методы расчета, составляющие, реальный и номинальный ВВП (ВНП). Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупное равновесие.
Экономический рост. Экономическое развитие Факторы интенсивного и экстенсивного развития. Экономические циклы и методы его регулирования. Структурные реформы и структурные кризисы. Инфляция. Способы антиинфляционного регулирования экономики.
Рынок труда: спрос и предложение, производительность , факторы формирования заработной платы. Профсоюзы на рынке труда. Основные направления государственного регулирования рынка труда. Безработица и её виды. Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Закон Оукена. Кривая Филипса.
Международные экономические отношения и их формы: международное разделение труда, мировая торговля, зарубежные инвестиции, кредитно – денежные отношения между странами.
Мировая торговля: преимущества и недостатки. Протекционизм. Экономические союзы и организации. Внешняя торговля РФ.
Международный валютный рынок: валютные отношения, курс валют и система курсов валют .Внешниий долг и его обслуживание. Проблема внешних долгов РФ.
Экономические проблемы мирового хозяйства. Глобальные экономические проблемы современности. Роль государства в решении мировых экономических проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
– объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
– применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
– умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
– поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
– выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
– участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
– владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
роль, которую играют в рыночной экономике её субъекты
механизм рыночной экономики
место государства в экономике
особенности рынка труда и сущность безработицы
сущность и механизмы функционирования денежной системы
функции денег, банковскую систему, роль ЦБ
организационно-правовые формы предпринимательства
факторы экономического роста
основные проблемы российской экономики
основные проблемы мировой экономики
уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве производителя, потребителя, члена семьи и гражданина.
Учебно - тематическое планирование. (34 час.)10класс.
№ | | По плану | К.Р. | дата |
Тема 1. | Экономика и экономическая наука. 1. Экономика. Предмет экономической науки. 2. Ограниченность и выбор. Альтернативная стоимость. 3.Экономический кругооборот. Границы производственных возможностей. | 3 | | 4.09 11.09 18.09 |
Тема 2 | Экономические системы. 1. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования. 2. Спрос и предложение. Факторы , влияющие на них. 3.Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. | 3 | | 25.09 2.10 9.10 |
Тема 3 | 1.Конкуренция и структура рынка 2.Контрольная работа. | 2 | 1 | 16.10 23.10 30.10 |
Тема 4. | .Производитель в экономике. 1. Производитель в экономике. Прибыль. Амортизация. 2. Собственность и её роль в хозяйственной деятельности. 3. Суверенитет производителя. Мгновенный , краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности 4 Процесс производства. 5. Факторы производства и их производительность. | 5 | | 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 |
Тема 5 | Издержки производства и прибыль.
| 5 | 1 | 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 |
Тема 6 | Предпринимательство. Предпринимательский доход. | 1 | | 5.02 |
Тема 7 | Деловая среда бизнеса. | 2 | | 12.02 19.02 |
Тема 8. | Управление предприятием (фирмой) в современных условиях.(Менеджмент. Деловая этика.) | 2 | | 26.02 5.03 |
Тема 10. | Управление деловой активностью (маркетинг). Контрольная работа. | 2 | 1 | 12.03 19.03 |
Тема 11 | Потребитель в экономике.
4 Семья и её экономическая функция. Кривая Лоренца. 5. контрольная работа. | 5 | 1 | 2.04 9.04 16.04 23.04 30.04 |
Тема 12. | Российская экономика в современных условиях. | 2 | | 7.05 14.05 |
| Итоговое повторение. Контрольная работа. | 2 | 1 | 21.05 28.05 |
| итого | 34 | 5 | |
Перечень учебно –методических средств.
Программа: «Программа экономического образования» (10 – 11 классы)
сост. И.А. Симонов, Н.М. Левин, НГЦ, «Экономика»,Автономов В.С.М,:Вита Пресс, 2008
Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1998
Дополнительная литература:
3. Автономов В.С., Азимов Л.Б. Экономика для школьников. Книга для учителя.– М.: Экономические новшества (ЭКОНОВ), 1996
4. Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса: Учебное пособие для 10 (11) кл. общеобразоват. учрежд./ Образоват. обл. «Технология». – М.: Вита-Пресс, 2001
5. Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний: Эксперим. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с углубл.изуч. экономики. – М., Фонд «За экономическую грамотность», 1995
6. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн.: Пособие для учителя.– М.: Вита-Пресс, 1999 7. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: - М.: «Вита-Пресс», 1998
8. Фирсов Е.Г. Современная экономика. Ч. 1, 2.: Учебное пособие для учителей, учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. – Ярославль,
Использование ЭОР
Презентации по теме «Экономика»
Интернет ресурсы:
http:// mikhatoval. edum. ru/
http://yroki. net
http:// rusedi.ru/
страница 1
скачать
Другие похожие работы: