Рабочая программа предмет Обществознание Учебный год 2012-2013 Класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Зырянская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________ ________________ Ф.И.О. № протокола ______ «___»____________ 2012г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Петухова «___» ________________ 2012г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Зырянской СОШ С.П.Мальцев «___»______________ 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Обществознание |
Учебный год | 2012-2013 |
Класс | 6 |
Количество часов в год | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Учитель: Н.Б. Пасечник
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию для средней общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Примерных программ среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год»;
4. Учебного плана МАОУ Зырянской СОШ, утвержденного 04.05.2012г. приказ №70 директором МАОУ Зырянской СОШ С.П. Мальцевым и согласованного Управляющим Советом МАОУ Зырянской СОШ от 02.05.2012 г.
5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением.
Примерная программа основного общего образования по обществознанию, авторской программы Л. Н. Боголюбова(2-е издание, Москва, «Просвещение», 2010г.) и рабочей программы по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова автора-составителя И. Ю. Буйволовой (Волгоград: Учитель,2011г) 6 класс.
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть | Количество недель в четверти | Количество часов в неделю | Количество часов в четверти | Количество контрольных работ | Контрольные мероприятия | ||||
тесты | Практические работы | Понятийный диктант | работа с картой | и т. д. | |||||
I четверть | 8 | 1 | 8 | | | | | | |
II четверть | 8 | 1 | 8 | | | 2 | | | |
III четверть | 10 | 1 | 10 | | | 2 | | | |
IV четверть | 9 | 1 | 9 | | 1 | 2 | | | |
Итого в год | 35 | 1 | 35 | | 1 | 6 | | | |
Графическое планирование учебного предмета ___Обществозание____ на I четверть 2012 - 2013 учебный год
сентябрь | октябрь | 29 окт – 4 нояб | ||||||
3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 24 - 30 | 1 - 7 | 8 - 14 | 15 - 21 | 22 – 28 | |
| | | | | | | | Каникулы |
Графическое планирование учебного предмета ___Обществозание____ на 2 четверть 2012 - 2013 учебный год
ноябрь | декабрь | 29декабря-13 января | |||||||
| 5-11 | 12-18 | 19-25 | 26-30 | 3-9 | 10-16 | 17-23 | 24-27 | |
| | | | | | | | | Каникулы |
Графическое планирование учебного предмета ___Обществозание____ на 3 четверть 2012 - 2013 учебный год
январь | февраль | март | 25 марта – 1 апреля | ||||||||||
14-20 | 21-27 | 28-31 | | 1 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-28 | 1 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | |
| | | | | | | | | | | | | Каникулы |
Графическое планирование учебного предмета ___Обществозание____ на 4 четверть 2012 - 2013 учебный год
апрель | май | 1 июня-29 августа | ||||||||
1-7 | 8-14 | 15-21 | 22-28 | 29-30 | 1-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-31 | |
| | | | | | | | | | Каникулы |
Условные обозначения:
| - каникулы |
| |
| - учебный материал |
| |
| - контрольная работа |
Тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Раздел 1 Человек | 8 |
2 | Практическая работа №1 | 1 |
3 | Раздел 2 Семья | 5 |
4 | Практическая работа № 2 | 1 |
5 | Раздел 3 Школа | 3 |
6 | Практическая работа № 3 | 1 |
7 | Раздел 4 Труд | 5 |
8 | Практическая работа №4 | 1 |
9 | Раздел 5 Родина | 6 |
10 | Практическая работа №5 | 1 |
11 | Раздел 6 Добродетели | 4 |
12 | Практическая работа № 6 | 1 |
13 | Итоговое обобщение | 3 |
14 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Учебно-методический комплекс
Программа | Класс | Учебник | Пособие для учителя | Пособие для учащихся | Контрольно-измерительные материалы |
Авторская программа Л. Н. Боголюбова(2-е издание, Москва, «Просвещение», 2010г.) | 6 | Обществознанuе. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011 | Обществознанuе. 6 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2009. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 6 класс –М: ВАКО, 2011.-320с.-(В помощь школьному учителю) Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н.· Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. Школа-Пресс, 2000 | Обществознанuе. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2011. | «Обществознание» 6 класс Тестовые задания. Издательство «Учитель» 2010 |
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п | Название электронного образовательного ресурса | Вид электронного образовательного ресурса | Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях) | Ресурсы сети Интернет |
1 | Человек родился | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
2 | Человек-личность | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
3 | Особый возраст: отрочество | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
4 | Человек и его деятельность | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
5 | Семья-ячейка общества | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
6 | Семейное хозяйство | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
7 | Профессия-ученик | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
8 | Труд-основа жизни | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
9 | Труд и творчество | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
10 | Что значит быть патриотом | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
11 | Символика России | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
12 | Гражданин — Отечества достойный сын | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
13 | Мы — многонациональный народ | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
14 | Человек славен добрыми делами | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
15 | Будь смелым | презентация | | Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/materialy-k-urokam-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-k-uchebniku-lnbogo |
16 | Контрольные измерительные материалы КИМ (ЕГЭ) по учебным предметам | Интернет-сайт | | http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html |
17 | Консультант Плюс-надежная правовая поддержка | Интернет-сайт | | Официальный сайт Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/ |
Критерии оценок по учебному предмету
№ п/п | Предмет | Виды работ ,критерии |
1 | Обществознание | Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся Оценка знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
|
Календарно-тематическое планирование предмета обществознания на 2012 – 2013 учебный год
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание урока | Формы контроля | Электронные образовательные ресурсы | Подготовка к государственной (итоговой) аттестации | |
план | факт | ||||||
I четверть 8 часов | |||||||
1 | 5.09 | | Как работать с учебником | Наука обществознание: круг знаний, принципы, закономерности. Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | Беседа по новому материалу | | |
2 | 12,09 | | Человек родился | Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Внимание к старым людям | Текущий опрос по новому материалу Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Человек родился | А1 Общество как форма жизнедеятельности людей; |
3 | 19.09 | | Человек –личность | Человек – существо социальное. Что такое личность. Индивидуальность. Индивид | Устный опрос по домашнему заданию. Проверка заданий в учебнике | Презентация Человек -личность | А2 Личность; человек и его ближайшее окружение; |
4 | 26.09 | | Человек-личность | Этапы формирования личности, индивидуальных качеств | Текущий: опрос по новому материалу, Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | | А-3 Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) |
5 | 03.10 | | Особый возраст: отрочество | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность? | Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради. Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Особый возраст: отрочество | |
6 | 10.10 | | Познай самого себя | Понятие мира и себя. Что такое самопознание. На что ты способен. Учимся узнавать и оценивать себя | Устный опрос по домашнему заданию. | | |
7 | 17.10 | | Человек и его деятельность | Труд. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. «Птицу узнают по полёту, а человека по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна | Устный опрос по домашнему заданию. Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Человек и его деятельность | А2 личность; деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); |
8 | 24.10 | | Что человек чувствует, о чем размышляет | Понятия: чувства, размышления, потребности. Какие бывают потребности. «Не место красит человека…». Мир мыслей и чувств человека | Проверка домашнего задания, творческой работы Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | | |
II четверть 8 часов | |||||||
9 | 07.11 | | Практическая работа №1 Человек (практикум) | Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству. Мир мыслей и чувств человека. Деятельность человека. Мы создаём мир своими мыслями, чувствами, эмоциями | Выполнение теста, творческие задания | | А1,А2,А3, А4 Общество как форма жизнедеятельности людей; Личность; человек и его ближайшее окружение; деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) |
10 | 14.11 | | Семья-ячейка общества | Семья – ячейка общества. Условия для создания семьи. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи | Беседа по новому материалу. по новому овому материалу. творческой работывознанию: 6 класс -М:Устный опрос Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Семья-ячейка общества | |
11 | 21.11 | | Семейное хозяйство | Семейные заботы. Как правильно вести хозяйство. Семейный бюджет. Каким должен быть хозяин дома. Почему важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства | Проверка домашнего задания, творческой работы Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Семейное хозяйство | |
12 | 28.11 | | Как вести семейное хозяйство | Каким должен быть хозяин дома. Почему важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства | Проверка домашнего задания. Творческие задания | | |
13 | 05.12 | | Делу время, потехе час | Делу – время, потехе – час. Что такое свободное время. Движения полезные и бесполезные. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор | Текущий: опрос по новому материалу, Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | | |
14 | 12.12 | | Практическая работа №2 Семья (практикум) | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. Мы – семья, а это значит… | Практическая работа | | |
15 | 19.12 | | Профессия-ученик | Профессия – ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена | . Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Профессия-ученик | |
16 | 26.12 | | Одноклассники, сверстники, друзья | Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления | Устный опрос по домашнему заданию. | | А2 человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения; |
III четверть 10 часов | |||||||
17 | 16.01 | | Практическая работа №3 Школа (практикум) | Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь | Практическая работа | | |
18 | 23.01 | | Труд-основа жизни | Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Бедность и богатство. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство | Беседа по новому материалу. Индив, творческие задания | Презентация Труд-основа жизни | А2 деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); |
19 | 30.01 | | Труд и творчество | Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Красота труда | Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Труд и творчество | |
20 | 06.02 | | Труд и творчество | Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Красота труда | Устный опрос по домашнему заданию | | |
21 | 13.02 | | На пути к жизненному успеху | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути | Устный опрос по домашнему заданию | | |
22 | 20.02 | | Практическая работа №4 Труд (практикум) | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству | Тест, практическая работа | | А2 деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); |
23 | 27.02 | | Что значит быть патриотом | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный язык. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою Родину | Беседа по новому материалу. Творческая работа | Презентация Что значит быть патриотом | |
24 | 06.03 | | Символика России | Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн. История создания гимна | Беседа по новому материалу. Творческая работа | Презентация Символика России | |
25 | 13.03 | | Гражданин- Отечества достойный сын | Гражданин – Отечества достойный сын. Конституция РФ. Кого называют гражданином. Права и обязанности граждан России | Беседа по новому материалу. Творческая работа | Презентация Гражданин — Отечества достойный сын | |
26 | 20.03 | | Гражданин- Отечества достойный сын | Гражданин – Отечества достойный сын. Конституция РФ. Кого называют гражданином. Права и обязанности граждан России | Работа с таблицей Индив. задания. Фронтальная беседа по новой теме | Презентация Гражданин- Отечества достойный сын | |
IVчетверть 9 часов | |||||||
27 | 03.04 | | Мы- многонациональный народ | Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность | Беседа по новому материалу. Творческая работа | Презентация Мы — многонациональный народ | |
28 | 10.04 | | Практическая работа № 5 Родина (практикум) | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям | Тест | | |
29 | 17.04 | | Человек славен добрыми делами | Человек славен добрыми делами. Что такое доброта. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило хорошего человека. Что такое зло? Что порождает зло? | Беседа по новому материалу. | Презентация Человек славен добрыми делами | |
30 | 24.04 | | Будь смелым | Что такое страх. Смелость и отвага. Нужна ли смелость в борьбе со злом? Имей смелость сказать злу «нет» | Устный опрос по домашнему заданию. Беседа по новому материалу | Презентация Будь смелым | |
31 | 08.05 | | Что такое человечность | Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к старикам, способы его проявления. Система нравственных и социальных установок | Устный опрос по домашнему заданию. Беседа по новому материалу | | |
32 | 15.05 | | Практическая работа № 6 Добродетели (практикум) | Что называется добродетелью. Учимся делать добро. «Чтобы почувствовать себя человеком нужно начинать с человечности» (Л. С. Сухомлинский ) | Практическая работа. | | |
33 | 22.05 | | Итоговое обобщение | | Викторина | | |
34 | 29.05 | | Итоговая контрольная работа | | Тестирование | | |
Приложение
Документы, определяющие нормативно-правовую
и информационную основу преподавания учебных предметов в общеобразовательном учреждении
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и изменения к нему.
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m39.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m427.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m320.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m164.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m69.html,
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/m2885.html
Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
http://almetedu.ru/downloads/elekt1_2505.doc
Методические письма ФИПИ.
http://www.fipi.ru/view/sections/208/docs
Контрольные измерительные материалы КИМ (ГИА) по учебным предметам
http://www.fipi.ru/view/sections/221/docs/540.html
Электронные ресурсы.
http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов;
http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
http://www.auditorium.ru - Российское образование – сеть порталов
http://www.teacher-edu.ru – научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования и науки РФ
http://www.apkro.ru – сайт модернизации общего образования РФ
http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ
http://school.edu.ru – российский образовательный портал
http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
http://www.km-school.ru - КМ-школа
http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
http://www.lib.ru - Электронная библиотека
www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
www.litera.ru/stixiya - электронные тексты литературных произведений (поэзия)
http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola
Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»
http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты
http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений
http://www.consultant.ru/ Консультант Плюс-надежная правовая поддержка
http://humanitar.ru - Единый портал обществознания
http://www.alleng.ru - Образовательные ресурсы интернета- Обществознание
http://www.zavuch.info - Сайт для учителя
страница 1
скачать
Другие похожие работы: