NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рассмотрено утверждаю


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62 г. ЛИПЕЦКА


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:


на заседании школьного МО Директор МБОУ СОШ №62

учителей ____естественно- г.Липецка

научного цикла____________ _____________И.В.Ролдугина

Протокол №___ от_________ Приказ №_____от__________

Руководитель МО

____________ ( Е.В. Фурсова )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике

для 7 класса

Составитель:

учитель физики

(предмет)

первой квалификационной категории

(квалификационная категория)

МБОУ СОШ № 62 г. Липецка

Галицкая О.Ю.

(фамилия, имя, отчество)

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

1. Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. (2010г.), учебника «Физика. 7 класс» (А. В Пёрышкин., 2008 г.) и скорректирована с учётом программы «Физика. 7 – 9 классы» (авторов Е.М.Гутник, А.В. Пёрышкин, 2010г.).

2. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения этих задач, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели изучения физики:

  • освоение знаний о механических явлениях, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

  • создать условия для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач;

  • сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

  • развить общеучебные умения: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;

  • развить творческие способности учащихся;

  • развить коммуникативные умения работать в парах и группе;

  • показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

3. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

4. Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения используется:

1. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.

2.«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007г.

5. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю) из них лабораторных работ – 10, контрольных работ – 5.

6. В процессе преподавания курса широко используются комплексный подход, деятельностный подход, проблемное обучение, ориентирующие на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При проведении уроков используются лекции, беседы, уроки-исследования, практическая работа с учебником, заполнение сравнительных таблиц, систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися и т.д.

Виды и формы контроля:

текущий в форме:

- устного контроля - индивидуальный и фронтальный опрос;

- письменный контроль – контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы;

- тестовый контроль;

- самоконтроль.

промежуточная итоговая аттестация в форме:

- тестовый контроль.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики учащиеся должны:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов, контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.


Учебно – тематический план


Тема

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

Введение

3

-

1

Первоначальные сведения о строении вещества

5

-

1

Взаимодействие тел

19

2

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

2

2

Мощность и работа. Энергия.

12

1

2

Повторение

3

-

-

Резерв

5







Итого количество часов, к/р, л/р

68

5

10

Содержание рабочей программы.

Введение ( 3 ч )

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Лабораторные работы.

1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 ч )

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно - кинетических представлений.

Лабораторные работы.

2. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел ( 17 ч )

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике.

Лабораторные работы.

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объёма тела.

5. Определение плотности вещества твёрдого тела

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 21 ч )

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе МКТ. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

7. Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тел в жидкости.

Работа и мощность. Энергия ( 12 ч )

Работа силы. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Повторение (3ч)

Резерв (5ч)

Учебно-методические средства обучения

  1. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.

  2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

  3. Контрольные работы по физике: 7-9 кл.: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2004

  4. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс/ О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.- М: «Экзамен», 2010

  5. Комплекты для поведения практических работ

  6. Приборы для демонстраций

  7. Комплекты таблиц по физике

  8. Дидактические материалы

Календарно – тематическое планирование по физике 7 класс (68ч)


№ п/п

№ в теме

Тема урока

Формы организации учебной деятельности

Планируемые универсальные учебные действия


Дата по плану


Дата фактического проведения

Введение (3ч)

1

1

Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты.

Лекция

Знать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, тело.

Уметь:

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения расстояния, объёма;

- выражать результаты измерений в СИ.







2

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Комбинированный урок







3

3

Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Урок практикум







Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

4

1

Строение вещества. Молекулы. Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел».

Беседа, практикум

Знать:

- смысл понятий: вещество, атом, молекула.

Уметь:

- описывать и объяснять физическое явление: диффузия, объяснять различные состояния вещества и их свойства на основе молекулярно - кинетических представлений о строении вещества.








5

2

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Комбинированный урок







6

3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Комбинированный урок







7

4

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Комбинированный урок







8

5

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

Анализ изученного материала







Взаимодействие тел (19ч)

9

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Лекция

Знать:

-смысл понятий: инерция;

механическое движение, траектория, путь, скорость;

- смысл физических величин: путь, скорость, время,

- связь между величинами путь, скорость, время.

Уметь:

- описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

- использовать физические приборы для измерения пути, времени, скорости;

- выражать величины в СИ.







10

2

Скорость. Единицы скорости.

Комбинированный урок







11

3

Расчёт пути и времени движения.

Урок закрепления знаний, решение упражнений







12

4

Решение задач.







13


5

Инерция







14

6

Контрольная работа №1 «Механическое движение»

Индивидуальная работа по карточкам







15

7

Взаимодействие тел. Масса тел.

Эвристическая беседа

Знать:

- смысл физических величин: масса, плотность;

- связь между физическими величинами: масса, объём, плотность.

Уметь:

- использовать физические приборы для измерения объёма и массы тела;

- работать с формулой плотности вещества;

- находить с её помощью массу и объём тела.







16

8

Измерение массы тела на весах. Л/р №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Урок практикум







17

9

Плотность вещества

Комбинированный урок







18

10

Л/р № 4 «Измерение объёма тела»

Урок практикум







19

11

Л/р № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»

Урок практикум







20

12

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Решение

упражнений







21

13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Лекция

Знать:

- определение силы, единицы её измерения и обозначения;

- определения и формулы для расчёта сил тяжести, упругости, трения.

Уметь:

- изображать силы на рисунке;

- измерять силы с помощью динамометра;

- рассчитывать силы по их формулам.







22

14

Сила упругости. Закон Гука. Вес.

Лекция







23

15

Единицы силы

Комбинированный урок







24

16

Динамометр. Л/р№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Урок практикум







25

17

Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Комбинированный урок







26

18

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике.

Комбинированный урок







27

19

Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел»

Индивид. работа по карточкам







Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21ч)

28

1

Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.

Лекция, эвр. беседа

Знать:

-смысл физической величины: давление.

-смысл физических законов: закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов.

Уметь:

-объяснять передачу давления твёрдыми телами, жидкостями и газами;

-- использовать физические приборы для измерения давления;

- рассчитывать давление по формулам.








29

2

Давление газа.

Комбинированный урок







30

3

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Комбинированный урок







31

4

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Решение упражнений и задач







32

5

Решение задач.







33

6

Сообщающиеся сосуды.

Лекция и демонстрации







34

7

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Комбинированный урок







35

8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Комбинированный урок







36

9

Барометр - анероид. Атмосферное давление различных высотах.

Комбинированный урок







37

10

Манометры.

Лекция







38

11

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Лекция







39

12

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Индивидуальная работа по карточкам







40

13

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила.


Объяснение, беседа, демонстрация


Знать:

- определение и формулу для расчёта архимедовой силы;

- смысл закона Архимеда;

- условие плавания тел в жидкости.

Уметь:

-решать задачи на закон Архимеда;

- измерять силу Архимеда.







41

14

Л/р №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело»

Урок практикум







42

15

Плавание тел.

Беседа







43

16

Решение задач.

Решение задач







44

17

Л/р №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Урок практикум







45

18

Плавание судов.

Беседа







46

19

Воздухоплавание.


Беседа







47

20

Повторение темы «Архимедова сила».

Закрепление знаний







48

21

Контрольная работа №4 «Архимедова сила»

Индивидуальная работа по карточкам







Работа и мощность. Энергия ( 12 ч )


49

1

Механическая работа. Единицы работы.

Лекция

Знать:

- смысл физических величин: работа, мощность, КПД, энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

- обозначение физических величин и единицы измерения: работы, мощности, энергии;

- «золотое правило» механики.

Уметь:

- воспроизводить формулы, находить физические величины: работы, мощности, КПД, энергии;

- изображать на рисунке силы, действующие на рычаг, и находить момент этих сил.







50

2

Мощность. Единицы мощности.

Лекция







51

3

Решение задач.

Сам. работа







52

4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

Комбинированный урок







53

5

Л/р № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Урок практикум







54

6

Блоки. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило» механики.

Комбинированный урок







55

7

КПД механизма.

Лекция







56

8

Л/р № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Урок практикум







57

9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Лекция







58

10

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Комбинированный урок







59

11

Решение задач.

Закрепление знаний







60

12

Контрольная работа №5 «Работа и мощность. Энергия».

Индивидуальная работа по карточкам







61 - 63

1- 3

Обобщающее повторение













64 - 68

1 - 5

Резерв



















Итого – 68ч














МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62 г. ЛИПЕЦКА



страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы:


Рассмотрено утверждаю

Протокол: 1 стр.