Рассмотрено утверждаю
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62 г. ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании школьного МО Директор МБОУ СОШ №62
учителей ____естественно- г.Липецка
научного цикла____________ _____________И.В.Ролдугина
Протокол №___ от_________ Приказ №_____от__________
Руководитель МО
____________ ( Е.В. Фурсова )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для 7 класса
Составитель:
учитель физики
(предмет)
первой квалификационной категории
(квалификационная категория)
МБОУ СОШ № 62 г. Липецка
Галицкая О.Ю.
(фамилия, имя, отчество)
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
1. Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. (2010г.), учебника «Физика. 7 класс» (А. В Пёрышкин., 2008 г.) и скорректирована с учётом программы «Физика. 7 – 9 классы» (авторов Е.М.Гутник, А.В. Пёрышкин, 2010г.).
2. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения этих задач, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
освоение знаний о механических явлениях, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
создать условия для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач;
сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;
развить общеучебные умения: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;
развить творческие способности учащихся;
развить коммуникативные умения работать в парах и группе;
показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
3. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
4. Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения используется:
1. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
2.«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007г.
5. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю) из них лабораторных работ – 10, контрольных работ – 5.
6. В процессе преподавания курса широко используются комплексный подход, деятельностный подход, проблемное обучение, ориентирующие на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При проведении уроков используются лекции, беседы, уроки-исследования, практическая работа с учебником, заполнение сравнительных таблиц, систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися и т.д.
Виды и формы контроля:
текущий в форме:
- устного контроля - индивидуальный и фронтальный опрос;
- письменный контроль – контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы;
- тестовый контроль;
- самоконтроль.
промежуточная итоговая аттестация в форме:
- тестовый контроль.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики учащиеся должны:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов, контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы |
Введение | 3 | - | 1 |
Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | - | 1 |
Взаимодействие тел | 19 | 2 | 4 |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 21 | 2 | 2 |
Мощность и работа. Энергия. | 12 | 1 | 2 |
Повторение | 3 | - | - |
Резерв | 5 | | |
Итого количество часов, к/р, л/р | 68 | 5 | 10 |
Содержание рабочей программы.
Введение ( 3 ч )
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Лабораторные работы.
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 ч )
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно - кинетических представлений.
Лабораторные работы.
2. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел ( 17 ч )
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике.
Лабораторные работы.
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объёма тела.
5. Определение плотности вещества твёрдого тела
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 21 ч )
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе МКТ. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторные работы.
7. Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело.
8. Выяснение условий плавания тел в жидкости.
Работа и мощность. Энергия ( 12 ч )
Работа силы. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы.
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
Повторение (3ч)
Резерв (5ч)
Учебно-методические средства обучения
Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
Контрольные работы по физике: 7-9 кл.: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2004
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс/ О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.- М: «Экзамен», 2010
Комплекты для поведения практических работ
Приборы для демонстраций
Комплекты таблиц по физике
Дидактические материалы
Календарно – тематическое планирование по физике 7 класс (68ч)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Формы организации учебной деятельности | Планируемые универсальные учебные действия | Дата по плану | Дата фактического проведения |
Введение (3ч) | ||||||
1 | 1 | Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты. | Лекция | Знать: - смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, тело. Уметь: - использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения расстояния, объёма; - выражать результаты измерений в СИ. | | |
2 | 2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | Комбинированный урок | | | |
3 | 3 | Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | Урок практикум | | | |
Первоначальные сведения о строении вещества (5ч) | ||||||
4 | 1 | Строение вещества. Молекулы. Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел». | Беседа, практикум | Знать: - смысл понятий: вещество, атом, молекула. Уметь: - описывать и объяснять физическое явление: диффузия, объяснять различные состояния вещества и их свойства на основе молекулярно - кинетических представлений о строении вещества. | | |
5 | 2 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Комбинированный урок | | | |
6 | 3 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Комбинированный урок | | | |
7 | 4 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | Комбинированный урок | | | |
8 | 5 | Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». | Анализ изученного материала | | | |
Взаимодействие тел (19ч) | ||||||
9 | 1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | Лекция | Знать: -смысл понятий: инерция; механическое движение, траектория, путь, скорость; - смысл физических величин: путь, скорость, время, - связь между величинами путь, скорость, время. Уметь: - описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; - использовать физические приборы для измерения пути, времени, скорости; - выражать величины в СИ. | | |
10 | 2 | Скорость. Единицы скорости. | Комбинированный урок | | | |
11 | 3 | Расчёт пути и времени движения. | Урок закрепления знаний, решение упражнений | | | |
12 | 4 | Решение задач. | | | ||
13 | 5 | Инерция | | | ||
14 | 6 | Контрольная работа №1 «Механическое движение» | Индивидуальная работа по карточкам | | | |
15 | 7 | Взаимодействие тел. Масса тел. | Эвристическая беседа | Знать: - смысл физических величин: масса, плотность; - связь между физическими величинами: масса, объём, плотность. Уметь: - использовать физические приборы для измерения объёма и массы тела; - работать с формулой плотности вещества; - находить с её помощью массу и объём тела. | | |
16 | 8 | Измерение массы тела на весах. Л/р №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Урок практикум | | | |
17 | 9 | Плотность вещества | Комбинированный урок | | | |
18 | 10 | Л/р № 4 «Измерение объёма тела» | Урок практикум | | | |
19 | 11 | Л/р № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела» | Урок практикум | | | |
20 | 12 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | Решение упражнений | | | |
21 | 13 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Лекция | Знать: - определение силы, единицы её измерения и обозначения; - определения и формулы для расчёта сил тяжести, упругости, трения. Уметь: - изображать силы на рисунке; - измерять силы с помощью динамометра; - рассчитывать силы по их формулам. | | |
22 | 14 | Сила упругости. Закон Гука. Вес. | Лекция | | | |
23 | 15 | Единицы силы | Комбинированный урок | | | |
24 | 16 | Динамометр. Л/р№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Урок практикум | | | |
25 | 17 | Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Комбинированный урок | | | |
26 | 18 | Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике. | Комбинированный урок | | | |
27 | 19 | Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел» | Индивид. работа по карточкам | | | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21ч) | ||||||
28 | 1 | Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. | Лекция, эвр. беседа | Знать: -смысл физической величины: давление. -смысл физических законов: закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов. Уметь: -объяснять передачу давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; -- использовать физические приборы для измерения давления; - рассчитывать давление по формулам. | | |
29 | 2 | Давление газа. | Комбинированный урок | | | |
30 | 3 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | Комбинированный урок | | | |
31 | 4 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | Решение упражнений и задач | | | |
32 | 5 | Решение задач. | | | ||
33 | 6 | Сообщающиеся сосуды. | Лекция и демонстрации | | | |
34 | 7 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | Комбинированный урок | | | |
35 | 8 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Комбинированный урок | | | |
36 | 9 | Барометр - анероид. Атмосферное давление различных высотах. | Комбинированный урок | | | |
37 | 10 | Манометры. | Лекция | | | |
38 | 11 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | Лекция | | | |
39 | 12 | Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Индивидуальная работа по карточкам | | | |
40 | 13 | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. | Объяснение, беседа, демонстрация | Знать: - определение и формулу для расчёта архимедовой силы; - смысл закона Архимеда; - условие плавания тел в жидкости. Уметь: -решать задачи на закон Архимеда; - измерять силу Архимеда. | | |
41 | 14 | Л/р №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» | Урок практикум | | | |
42 | 15 | Плавание тел. | Беседа | | | |
43 | 16 | Решение задач. | Решение задач | | | |
44 | 17 | Л/р №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» | Урок практикум | | | |
45 | 18 | Плавание судов. | Беседа | | | |
46 | 19 | Воздухоплавание. | Беседа | | | |
47 | 20 | Повторение темы «Архимедова сила». | Закрепление знаний | | | |
48 | 21 | Контрольная работа №4 «Архимедова сила» | Индивидуальная работа по карточкам | | | |
Работа и мощность. Энергия ( 12 ч ) | ||||||
49 | 1 | Механическая работа. Единицы работы. | Лекция | Знать: - смысл физических величин: работа, мощность, КПД, энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия; - обозначение физических величин и единицы измерения: работы, мощности, энергии; - «золотое правило» механики. Уметь: - воспроизводить формулы, находить физические величины: работы, мощности, КПД, энергии; - изображать на рисунке силы, действующие на рычаг, и находить момент этих сил. | | |
50 | 2 | Мощность. Единицы мощности. | Лекция | | | |
51 | 3 | Решение задач. | Сам. работа | | | |
52 | 4 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. | Комбинированный урок | | | |
53 | 5 | Л/р № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». | Урок практикум | | | |
54 | 6 | Блоки. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило» механики. | Комбинированный урок | | | |
55 | 7 | КПД механизма. | Лекция | | | |
56 | 8 | Л/р № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | Урок практикум | | | |
57 | 9 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Лекция | | | |
58 | 10 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | Комбинированный урок | | | |
59 | 11 | Решение задач. | Закрепление знаний | | | |
60 | 12 | Контрольная работа №5 «Работа и мощность. Энергия». | Индивидуальная работа по карточкам | | | |
61 - 63 | 1- 3 | Обобщающее повторение | | | | |
64 - 68 | 1 - 5 | Резерв | | | | |
| | Итого – 68ч | | | | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62 г. ЛИПЕЦКА
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: