NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Расулова Фирдаус Ибрагимовна – учитель начальных классов гбоу сош п. Краснооктябрьский «Обучение и воспитание младшего школьника в свете современных педагогических технологий»



Расулова Фирдаус Ибрагимовна –

учитель начальных классов ГБОУ

СОШ п.Краснооктябрьский
«Обучение и воспитание младшего школьника

в свете современных

педагогических технологий»


Воспитание и обучение младшего школьника в свете современных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

«Воспитывать – значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети».

«Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но… как нельзя жить по образу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы была она стройна и хорошо обдумана каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы К.Д. Ушинский.

Проблема воспитания актуальна . Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих – вакуум. Воспитывая детей я обращаю их взор к доброму, благому. Средства массовой информации – это мощнейшее средство воздействия на человека, а на ребенка тем более – возводят в героя агрессивного недочеловека. Учителя остаются один на один с чудовищами 21 века: развратом, культом разрушительной силы, «золотым тельцом», возведенным в правителя мира. В этих условиях мы, педагоги, находим нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, те хрупкие струны в душе ребенка, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания, раскрыть духовные качества и нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Вот основные критерии, которых я считаю главными и придерживаюсь в работе с детьми.

Изгнание пионерских и комсомольских организаций из школ в конце 80-х лишило школы того ядра, вокруг которого вращалась воспитательная деятельность. Постепенно рассыпались и воспитательные системы. В последние годы в педагогической среде появилось большое количество учителей, коллективов, пробующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Построение воспитательной системы в классах является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Чтобы обеспечить успешность воспитания детей я организовала сотрудничество педагогов, детей, родителей. В моделировании воспитательной системы участвовали учитель + родители, учащиеся и представители других социумов (ФАПи СДК) Активную позицию по моделированию и построению в/с заняли родители. На основе предложенных родителями мероприятий была составлена карта пожеланий родителей. Мои поправки: четкая цель, конкретное планирование, информация об уровне развития учащихся; системный контроль.

В воспитательный план так же была внесена карта пожеланий и интересов учащихся. Учитывались традиции школы.

Теоретической основой созданной в/с являются учения выдающихся мыслителей и педагогов К.Д.Ушинского, Коменского Я.А, Выготского, В.А. Сухомлинского. В воспитательной системе я решаю задачи гражданского, гуманистического отношения, развития творческих способностей и познавательного интереса, формирование стремления к здоровому образу жизни, создаю оптимальные условия для формирования самосознания, становления активной жизненной позиции, формирования потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире т.е. создаю пространство для самореализации и самовыражения. Эти задачи решаю на основе личностно-ориентированного подхода. В какой форме организовываю воспитательный процесс? Это: праздники, коллективные творческие дела (акция «Забота», «Милосердие», викторины, конкурсы, беседы, устные журналы. Методы и приемы, выбранные мной, для воздействия на детей: предоставление права быть лидером, право на анализ ошибок, право на получение престижного задания, право на роль руководителя, капитана. Я считаю, что для успешной реализации личностно-ориентированного классного часа необходимо:

  1. четкая цель

  2. конкретное планирование

  3. владение информацией об участниках

  4. контроль за результативностью деятельности;

Основные методы «классного часа» (диалог, педагогическая поддержка, создание ситуации успеха и выбора, игровые, практические)

Классные часы (личностно-ориентированные) провожу в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума самопознания, литературной гостиной, диагностической игры. Также на классных часах дети знакомятся в ходе путешествий с обрядами, обычаями, ритуалами и традициями своего народа. К фирменным приемам, методам и формам работы классного руководителя отношу мастерские размышлений « Как я изменился за этот год?» Игра «Добрая почта», прием индивидуальной работы «Секретные разговоры по четвергам», интеллектуальная игра «Кто хочет стать отличником?», упражнение – ассоциация – «Какой я?»

Главным на всех этапах функционирования воспитательной системы остается творчество, объединяющее педагога, школьников и их родителей.

Миссия педагога «во взращивании»

Человека посредством познания ребенком себя и окружающего мира, благодаря его участию в добротворчестве. Разговор о воспитательной системе младшего школьника, класса хотела закончить стихотворением учителя начальных классов А.А.Коваленок:

«Познай себя, мой маленький друг,

Узнай друзей и мир вокруг,

Расти Человеком! Я помогу,

К добрым делам тебя поведу».

закон РФ «Об образовании» провозглашает право каждого растущего человека на свободное развитие и требует от школы обеспечить усвоение каждым учеником установленного государственного стандарта. России нужна конкурентноспособная образовательная среда.

Наш мир меняется с нарастающей скоростью. Поток новых продуктов технологий и средств массовой информации постоянно меняет наш стиль работы, наше общение, да и уклад жизни в целом. Чему нужно учиться сегодня, чтобы не разочароваться и не ошибиться завтра? Какие качества нужно развивать в себе сегодня, чтобы завтра смочь идти в ногу со временем?

Полученные учащимися знания хоть и актуальны: но их не достаточно, чтобы понять правила игры нашего мира. Сегодня ученику нужны новые квалификационные качества. Нужен новый интеллект, как социальный, так и эмоциональный. Проблема содержания образования и его отбора – одна из главных образовательных проблем. Однако в нынешних условиях, когда объем научной и культурной информации растет чрезвычайно быстро, тезис «учись всему» перестает быть актуальным. И главная задача школы заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные потребности и возможности всех без исключения детей, обеспечить условия их свободного самоопределения, самореализации и овладения комплексом ключевых компетенций.

Основные направления приоритетного национального проекта «Образование» можно назвать так: «Школа должна быть для ребенка, а не ребенок для школы». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, развивать личность обучающегося, его познавательные и созидательные способности, определяющие современное качество образования.

Воспитательный потенциал содержания образования, как правило вкуса и запаха не имеет, и вкусовую значимость ему придают гражданская позиция учителя, его взгляды, ценности, настроения – с одной стороны, и сопутствующая предмету деятельность, организовываемая учителем – с другой.

Бесспорно, образование по-прежнему рассматривается как одна из наиболее важных ценностей. Большие надежды возлагаются на новые современные образовательные технологии. Сегодня очевидно – передовые педагогические технологии востребованы многими школами. Вот о них я и хочу поговорить «Обучение и воспитание младшего школьника в свете современных образовательных технологий».

Я выбрала личностно-ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию. Как организовать личностно-ориентированное обучение? Я так организовала учебную деятельность, где посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечиваю и поддерживаю процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При введении новых педагогических технологий важно создать в классе технологический климат, доброжелательную атмосферу творчества, успеха. Работая с ребенком, стремлюсь как можно глубже понять его, осмыслить особенности, выделить достоинства, умения, стремления, мечты, цели, потребности и используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые мало-мальские ростки успеха. Т.е не только изучаю детей и помогаю им, а создаю ситуацию успеха, среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы (разноуровневые задания)

Планируя урок, составляю гибкий план, ставлю конкретные цели, выбираю дидактический материал, формы организации учебной деятельности и формы общения, анализирую индивидуальную и групповую работы, в сфере современных педагогических технологий(инновационных, личностно-ориентированного обучения)

Началом личностно-ориентированного урока в моей практике является создание мажорного эмоционального настроя, также «Минутки вхождения в урок». Урок старательно планирую, выбираю такую форму построения урока, чтобы не потерять главного, не искажать, не утратить содержательную сторону урока.

На уроке не даю знания, а организовываю познавательный процесс, развиваю личностные особенности учащихся через разнообразные дидактические материалы, творческие задания, наблюдаю за школьниками, поощряю и стимулирую учащихся за активные действия, рациональные способы решения; чередую занятия с целью снятия утомления, использую субъектный опыт детей, ввожу здоровьесберегающие технологии (физкульт-минутки, активные переменки, музыкальные физкультпаузы) в определенной последовательности, создаю ситуацию успеха и творчества, приемы для проявления доверия и толерантности.

На личностно-ориентированных уроках уделяю внимание на развитие коммуникативных способностей, поощряю детей, когда они в своих ответах используют такие обороты: «Я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «по-моему мнению», «я считаю», «я уверена» и.т.д.

Использование передовых педагогических технологий привело к тому, что уроки стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения, более познавательными, интересными, результативными. На уроках постоянно обращаюсь к субъектному опыту (опыту собственной жизни), признаю его самобытность и уникальность каждого ученика, уважительно отношусь к его высказываниям. Вот такой шаг, учет всего этого снимает барьеры при общении с детьми, создает доверительное общение, равноправный диалог, а не жестко-оценочную систему.

Знание психофизических особенностей детей позволяет продуктивно использовать ихъ в процессе усвоения, например:

Я предлагаю учащимся набор дидактических материалов, карточек, развивающих заданий с одним и тем же содержанием, предусмотренным программой, но кто-то передает его словом, а кто-то рисунком. (Картинный план, словесный – письменный план)

На уроках использую формы самостоятельной, методы групповой (парной) работы, все типы общения, все формы сотрудничества, использую ролевые, дидактические игры с целеполаганием и точной дозировкой во времени, конечным результатом, выводами, использую тренинги, диалоги, монологи, практикумы и.т.д.

Успех на уроке мои ученики чувствуют, ощущают в заданиях типа «Я знаю», «Я применяю». Они выбирают задания и успешно справляются с ними. Если на «5» справились с заданием «Я умею», они переходят к следующей форме «Я применяю». Сложнее дело обстоит с формулировкой «Я знаю» т.к. это изложение требует большего запоминания, воспроизведения.

Ситуация успеха и творчества складывается, когда мои ученики выполняют разного рода самостоятельные, творческие задания: тесты, мини-сочинения, графические диктанты, задания «продолжи». Моя же задача поддержать и доверять учащимся, что раскрепощает их, развивает сильные и корректирует слабые стороны, развивает творческие способности. Обучая – развиваем, развивая – обучаем.

Мои ученики приучены решать проблемные задания, умеют рассуждать, анализировать собственный ответ. Главное – я как учитель не только вооружаю учащихся знаниями, а предоставляю им выбор. При выполнении орфографических упражнений, заданий связанных с правописанием суффиксов имен существительных и имен прилагательных ученик использует тот прием, который ему удобен, оптимальный для него путь.

Знания проверяю не на уроке воспроизведение правил, а на уровне практической деятельности. Всё это формирует у учеников способность самостоятельно мыслить, искать пути решения задач, а не пользоваться готовыми ответами. Мои ученики владеют самоконтролем и самооценкой. Результативность обучения по математике проверяю разноуровневыми контрольными работами. Ученики выполняют 3 варианта к/р на «3», на «4» и на «5» заранее школьников предупреждаю, какую минимальную оценку он может получить за тот или иной вариант контрольной работы.

Использую в своей практике диагностические и исследовательские задания: они вызывают у моих учеников удивление, радость открытия.

На уроках стараюсь создать наибольшее количество вариантов заданий и условий позволяющих раскрыться ребенку, стремлюсь к созданию оптимально широкого поля возможностей для удовлетворения, расширения, развития и реализации познавательных интересов, способностей; потребностей. Ребенок в какой-то группе лучший будь то ИЗО или математика, или русский язык. Человек где-то должен быть удачным, это его спасет.

Всю свою педагогическую деятельность стараюсь в своей работе применять всё лучшее, изучая педагогическое наследие мыслителей, современные передовые технологии и опыт своих педагогических коллег, ежедневно анализирую свой трудовой день (плюсы и минусы).

Но главное для меня – это успехи моих воспитанников. Многие ребята награждены грамотами, дипломами района, округа, области.

Так во Всероссийском конкурсе «Первый спутник – космический прорыв России – 2007». Мои ученики заняли 1,2 места на областном уровне, работы детей были отправлены в Москву. В областном конкурсе «гражданин» - 2 место, (районный этап социальных проектов) 2008 г. – Цветная карусель 1,2 места. Областная выставка детского рисунка «Подари миру праздник» 4 сертификата от министра образования Самарской области, 4 диплома за участие ИППО 2008 от Министерства образования Самарской области Овчинникова Д.Е.

На открытом региональном конкурсе детского изобразительного творчества «Гамаюн – птица вещая» среди 500 участников мои воспитанники заняли 3 призовое место(диплом) и 4 диплома участника.

За прошедший учебный год моими воспитанниками получено 28 дипломов и грамот, из них 18 – областных.

Если подводить итог обучения и воспитания, то можно отметить, что применяемые мной современные педагогические технологии детям не навредили. Благодаря новым педагогическим технологиям обучение и воспитание не только не ослабевали, а наращивали силу. Дети растут физически здоровыми, психически уравновешанными. Значительно расширился кругозор и уровень знаний по предметам.

Все они получают определенный уровень знаний в области культуры и этики. Познавательные интересы от стадии любопытства переходят в стадию теоретического интереса. Каждый ученик имеет реальную цель в жизни и вполне приемлемый мотив движения к цели. Формируются способности самооценки жизненных ситуаций. В классе доброжелательные отношения, царит атмосфера взаимопонимания, дружбы. Это обаятельные, неугомонные патриоты своего края. Дети активны, любознательны, трудолюбивы, энергичны, отзывчивы, с чувством долга, ответственности, чуткие ко всему живому на Земле.


Расулова Ф.И. – учитель начальных классов

ГБОУ СОШ п .Краснооктябрьский.
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА в свете современных педагогических технологий.


формирование знаний; умений; навыков у младшего школьника

Цель: в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания на основе современных педагогических технологий;

Задачи

  • формирование целостной системы знаний, умений навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современные качества образования;

  • формирование гармонически развитой личности.


Актуальность:

сейчас с укреплением нашего государства, с восстановлением престижа России в мире задачами государственной важности становится удовлетворение образовательных потребностей и возможностей всех без исключения детей, обеспечение развития его личности, его познавательных и созидательных способностей, воспитание патриотического сознания на основе современных педагогических технологий;
Своеобразие системы работы:

своеобразие моей системы работы я вижу в том,что, формируя у учащихся системы научных знаний, оказывая помощь в поисках и обретении своего индивидуального стиля, содействуя формированию положительной Я – концепции, овладению умениями и навыками самопознания и самостроительства, я опираюсь на передовые педагогических технологий, так как именно они являются основой гуманистической педагогики и психологии, образования.
Методы работы:

  • приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

  • методы диалога;

  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

  • игровые методы;

  • рефлексивные приемы и методы;

  • методы диагностики и самодиагностики;

  • педагогическая мастерская;

  • методика проблемного обучения;

  • методика развивающего обучения;

  • методы стимулирования поведения: поощрение, соревнование, игра, наказание.


Формы работы:

  • урок(здоровья, путешествие, зачет, соревнование, игра, викторина, экскурсия, взаимодействия);

  • классные часы, беседы;

  • внеурочная деятельность: экскурсии, поездки, концерты, выставки.


Формы контроля:

  • тестирование, письменный опрос, мониторинг знаний, умений, навыков учащихся;


Выводы:

система работы по обучению и воспитанию с опорой на современные педагогические технологии позволяет:

  • сформировать у учащихся систему универсальных знаний, умений, навыков;

  • развить его личность, его познавательные и созидательные способности;

  • сформировать патриотическое сознание.


Пояснительная записка.

Актуальность программы определена необходимостью стремиться к развитию математических способностей.

Данная программа позволит развить математические способности, логическое мышление, интеллект, умение самостоятельно думать, решать творческие задачи.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне высоких требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий объединения введет учащихся в мир математики, углубит знания, разовьет математическое мышление, любознательность; позволит осваивать более сложный уровень знаний и достойно выступать на олимпиадах, конкурсах.
Объединение создается на добровольных началах с учетом интересов детей.
Программа рассчитана на два года. Занятия один раз в две недели. Продолжительность занятий 30-40 мин.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
-развивать логическое мышление, математические способности.
Задачи:
- расширять кругозор в области математики.
-содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Принципы программы:


Актуальность

Создание комфортных условий для развития математических

способностей.
Научность

Математика- это предмет, позволяющий развивать логическое

мышление делать анализы, умозаключения.
Обеспечение мотивации: развитие интереса к математике.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; ее ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- участие в игре «Кенгуренок»;

- работа в группе;

- творческие работы;

страница 1


скачать

Другие похожие работы: