Разработка мультимедийного урока по геометрии ( 9 класс) «Простейшие задачи в координатах»
Разработка мультимедийного урока по геометрии

( 9 класс)
«Простейшие задачи в координатах»
Учитель: Капник Е.В.
МБОУ гимназия №3
Применение компьютерных технологий на уроках геометрии решает главную проблему – обеспечение наглядности преподавания предмета, а значит лучшего усвоения учащимися темы урока, способствует привлечению учащихся к творческой работе по предмету.
Цели урока:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
развитие математического мышления, инициативы и творчества;
воспитание интереса к геометрии.
Задачи урока:
закрепить знание формулы связи между координатами вектора и координатами его начала и конца;
закрепить знания формул в задачах : о координатах середины отрезка, о вычислении длины вектора по его координатам, о нахождении расстояния между двумя точками;
научиться применять формулы при решении практических задач.
1.Слайд №1 «Простейшие задачи в координатах»: по щелчку мыши вводится прямоугольная система координат и строятся векторы ОМ, ОВ, ОС.
Вопрос: как называются эти векторы?
Ответ: радиус-векторы (по щечку мыши на экран выводится ответ).
Вопрос: если координаты точки М равны(3;2) (щелчок мыши), то чему равны координаты вектора ОМ?
Ответ: {3;2} ( по щелчку мыши выводится ответ).
Вопрос: : если координаты точки В равны(-4,5;1,5) (щелчок мыши), то чему равны координаты вектора ОВ?
Ответ: {-4,5;-1,5} ( по щелчку мыши выводится ответ).
Вопрос: если координаты точки С равны(1;-2) (щелчок мыши), то чему равны координаты вектора ОС?
Ответ: {1;-2} ( по щелчку мыши выводится ответ).
По щелчку мыши вводится прямоугольная система координат и векторы АВ и СD.
Вопрос: (щелчок мыши) если координаты точки А равны (1;-1), а точки В (4;1) , то как вычислить координаты вектора а?
Ответ: а{4-1;1-(-1)} (щелчок мыши), а{3;2}.
Вопрос: (щелчок мыши) если координаты точки С равны (2;-3), а точки D (-2;-1) , то как вычислить координаты вектора е?
Ответ: е{-2-2;-1-(-3)} (щелчок мыши), е{-4;2}.
2.Слайд №2 «Координаты середины отрезка»: по щелчку мыши вводится прямоугольная система координат и отрезок АВ с координатами А(х₁;у₁) и В(х₂;у₂). По щелчку мыши вводится информация: М – середина АВ.
Вопрос: по какой формуле вычисляются координаты середины отрезка?
Ответ: (щелчок мыши)
Вопрос: если координаты точки А равны (-2;-1), а точки В (5;4), то каковы координаты точки М?
Ответ: (щелчок мыши) М(;
)=М(1,5;1,5)
3.Слайд №3 «Длина вектора»: по щелчку мыши вводится прямоугольная система координат с вектором ОМ или а. Достраивается прямоугольный треугольник ОМN.
Вопрос: каково соотношение между сторонами треугольника ОМN?
Ответ: (щелчок мыши)или
,
з

По щелчку мыши вводится вектор АВ и текст: если точка А имеет координаты (х₁;у₁), а В – (х₂;у₂), то


Вопрос: (щелчок мыши) если координаты А(2;-1) , а В(-2;3), то какие координаты у вектора АВ?
Ответ:=
.
4.Все выше перечисленные формулы закрепляем в следующей задаче.
Задача. Вершины равнобедренного треугольника АВС имеют координаты:
А(-4;1), В(-2;4), С(0;1). Найдите длину медианы, проведенной к основанию треугольника.
Решение.
Найдем длину стороны АВ: АВ==
=
.
Найдем длину стороны ВС:
ВС=.
АВ=ВС , следовательно АС – основание треугольника АВС.
Найдем координаты точки М – середины стороны АС:




Значит координаты точки М равны (-2;1).
Найдем длину медианы ВМ:
ВМ=


Ответ: 3.
5) Практическая задача. Составьте схему маршрута экспедиции, если начало движения - в точке А, привалы для отдыха - в точках В, С, D,а конечный пункт прибытия - в точке Е. Чему равна длина маршрута , если:


Решение.
Строим векторы в прямоугольной системе координат по их координатам ( см. рис. ниже).
Найдем длину вектора АВ:=
=4.
Найдем длину вектора ВС:=
=5
Найдем длину вектора CD:=
=
.
Найдем длину вектора DE:=
=5.
Найдем длину всего маршрута: 4+5++5 = 14+
Итоговое перемещение равно длине вектора АЕ.


Ответ: 14+; 2.

Итоги урока :
работа по слайдам помогла наглядно закрепить основные формулы простейших задач в координатах;
решение задач в п.4) и п. 5) показало практическое применение
изучаемой темы.
Домашнее задание:
Составить самостоятельно задачу практического значения на применение формул простейших задач в координатах.
Литература:
Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват учреждений.-М.6 Просвещение, 2008.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: