NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Роль куклы в развитии детей Какую роль в воспитании детей играют куклы?


Роль куклы в развитии детей

1.Какую роль в воспитании детей играют куклы?

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического  развития детей. Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт,   воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому  игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым  отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему  хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды.

 С помощью  куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов. Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для  ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты  вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти   навыки в дальнейшем он применяет в жизни.  Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом,   хорошем и плохом, добре и зле. Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В  противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.

 Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству.

И со временем могут стать качествами самого   ребенка.

2. На что надо обращать внимание при покупке?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся – сколько пользы они могут принести, а сколько вреда для маленького ребенка:

 -детская внешность;

- экологический материал, без резкого запаха, мягкий и   приятный на ощупь;

- игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;

- волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;

- телесные признаки пола отсутствуют;

- куклу можно переодевать без расчленения тела;

 По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

 - у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;

- девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие  полов и социальных ролей;

- для ребенка не важна цена куклы, кому–то ближе дешёвый  голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы. Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3. Плюсы и минусы куклы Барби.

Барби – феномен нашего времени. Она прочно вошла в нашу жизнь, и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу. Поэтому  исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Но следует  помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста и игра с ней не должна превращаться в коллекционирование. К этой кукле у психологов неоднозначное отношение. Кто – то считает, что эта кукла подменяет настоящую игру, наполненную фантазией, примитивным внешним позёрством. А ведь игра – это работа фантазии. А тут все готово – дом, хозяйство, бассейн, телефон, предметы одежды, даже друг. Ничего не нужно самостоятельно создавать. Т.е. кукла сама диктует ребенку –  что с ней надо делать. Ни о какой свободе и творчестве в такой  «игре» не может быть и речи. Как сказал Жванецкий: «В ней всё, чтобы потреблять…И ничего, чтобы думать»

Также, недоброжелатели Барби считают, что она порождает:

   - культ красоты и материальных ценностей;

- стремление к потребительству;

- низкую самооценку - обычная девочка никак не подходит под  эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.

- отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь. Сторонники Барби считают, что она – образец женской красоты, в отличии от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые  признаки взрослой девушки. Она – не «дочка», не «мама», а красавица принцесса. И это позволяет осуществить девочке мечту   – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на  «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми  девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях. Преимущества этой куклы и в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.  Здесь единого мнения нет и у каждого есть свой выбор – как к  ней относиться.

4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?

Единственно, надо сказать - существует куклотерапия. (Она входит в состав Арт-терапии). С помощью неё психологи работают с детскими страхами.

5. Есть мнение, что игры с куклами – младенцами вредны.

Обоснованы ли такие опасения? Я считаю, что не обоснованы. Пупсы – голыши – самые популярные  и традиционные куклы. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность,  внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами.

Что делать? Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении  и освоении человеческих отношений. Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

 Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках. К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д. Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно  необходимо.

7.Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?

В процессе развития у детей бывают разные периоды, когда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети. Например, машинки могут быть интересны не только мальчикам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, стоит ли препятствовать?

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Существуют причины и поводы для этого феномена:

  - если игрушка не соответствует возрасту (например, слишком  хрупкая);

- детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;

- двигательная неловкость. Малыш, вовремя не научившийся  манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно.

 Если ребенка приучали к игрушкам с рождения, но он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;

 - внутренняя агрессия – когда ребенок расстроен, возбужден. Он  снимает стресс, ломая игрушки;

- досада – если у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;

- игрушка просто не нравится. Стремление нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;

- игрушка низкого качества – некоторые изделия рассыпаются прямо в руках;

- ребенок болен – любое недомогание делает его раздражительным, неловким, не терпеливым. Не торопитесь наказывать детей за поломки – сначала выясните причину.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: