NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Ролевые игры, моделирующие


Мастер класс.

Тема: Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора

Цель : познакомить и показать игры моделирующие ситуации нравственного выбора.

Духовно -нравственное воспитание учащихся –одна из самых важных задач современной школы.

От того как, будет воспитан ребенок в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Младшие школьники сегодня больше играют в компьютерные игры, что значительно снижает положительное влияние других игр (ролевых, театрализованных, творческих, спортивных и деловых) на всестороннее и творческое развитие ребенка и социализации его личности.
Одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является ролевая игра.

Некоторые авторы понимают под ролевой игрой разыгрывание коротких сценок, дискуссий на свободную тему, чтение по ролям, инсценирование текстов, постановку одноактных пьес.

В психологии даётся такое определение Сюжетно-ролевая игра та же реальность, которая позволяет участникам совершать открытия и моделировать жизненные ситуации.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры. Игра помогает вовлечь в активную деятельность даже самых застенчивых детей, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитываются самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, готовность включаться в различные виды деятельности, найти оптимальное решение в определенных условиях. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует ребенка на планирование собственного речевого поведения, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Необходимым моментом при подготовке к сюжетно-ролевым играм являются беседы на этические темы: («Доставляй людям радость своими добрыми делами», «Твои добрые дела», «Поступок товарища, достойный подражания»), в ходе которых дети учатся давать нравственную оценку своим поступкам и поведению своих сверстников, начинают понимать, что наиболее ответственные роли в предстоящих играх по справедливости должны выполнять те, кто этого достоин. Чтобы интерес к игре, которая длится долго, не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Важно правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей

В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом

ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
1. "Круг имен".

Цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения
Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

В эту игру можно играть вместе со взрослыми. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом. Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.

Игра «Цепочка доверия»

Дети встают в круг. Один из них водящий. Он берёт за руку кого- либо из детей, выводит его на середину комнаты и говорит; «Я тебе доверяю, потому что ты всегда делишься с друзьями» Тот кого выбрали, должен в свою очередь, взять за руку кого - ни будь ещё, вывести из круга и сказать, почему он ему доверяет. Таким образом, образуется цепочка доверия

«Цепочка помощи»

Дети делятся на две команды. Учитель зачитывает ситуацию, например;

  • В доме пожар:

  • Человек тонет;

  • В городе потерялась девочка

  • Человек сломал ногу

Дети в течении одной минуты должны вспомнить названия разных предметов или действий которые необходимы в данной ситуации. После этого члены каждой команды выстраиваются в цепочку помощи, состоящие из такого количества детей сколько слов они вспомнили, и по очереди называют свои слова. Например: «пожарник», «пожарная машина», «шланг «и тд. Побеждает та команда чья цепочка длиннее.

Творческие работы.

Сочиняем сказку «Если все вместе» (можно написать сочинение или обыграть в группах )

Цитата М.Келли: « Снежинки чуть ли не самые хрупкие создания природы, но взгляните как прочны они становятся, когда соединяются вместе»

Придумайте историю о том, как вместе с друзьями вы справились с каким- либо делом, с которым не могли справиться в одиночку.

Игра «Колечко красоты»

Сказать детям что у вас есть колечко красоты. Стоить направить на любого человека, как в нём сразу же становится видно самое красивое. Дети становятся в круг и вытягивают сложенные ладошки вперёд. Педагог незаметно кладёт колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат

-Колечко, колечко выйди на крылечко!

Получивший выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком, увидеть в каждом что-то красивое и рассказать об этом. Тот кто больше увидел красивого в своих друзьях получает право носить колечко красоты в этот день.

ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора,

Игра «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной»

Дети делятся на пары встают в ручеёк.Один человек водящий. Первая пара обращается к нему с со словами : «Если хочешь быть со мной , что отдашь земли родной?» Водящий должен сказать, что он сделает для Родины когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду печь вкусный хлеб и т.д. После этого ответа все поднимают руки и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-либо из любой пары и ведёт за собой.В конце ручейка образуют новую пару. Тот кто остался без пары, подходит к началу ручейка и игра продолжается.

«Кто будет правителем»

Поделить детей на группы по 4 человека. Один правитель страны, остальные- его дети. В сценке каждый по очереди рассказывает правителю, что он сделает для счастья своей страны, а отец выбирает, кто же будет править страной.

«Разговор с Родиной»

Поделить детей на группы и попросите их представить, что они разговаривают с Родиной. Дети придумывают 3 вопроса самых важных и ответы. Все ответы детей обсуждаются и склеиваются в книгу : Разговор с Родиной»

ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;

«Гордость профессии»

Детям раздаются карточки с названием профессий. Каждый должен рассказать, чем может гордится представитель той или иной профессии.

Игра «Волшебные инструменты»

Дети делятся на группы и получают карточки с названием разных профессий. Затем учитель показывает картинки с инструментами например : ножницы, лопата поварёшка, молоток. Каждая группа должна рассказать, как представитель их профессии может использовать тот или иной инструмент.

Например:, художник может нарисовать молоток, сделать с его помощью раму для картины, построить себе мастерскую, положить молоток на видное место, чтобы он напоминал, что ему нужно трудиться.

Побеждает та группа, которая придумает больше употреблений(реальных, волшебных, философских) разным инструментам.

«Творчество и профессия»

Попросить детей перечислить творческие профессии и обычные.. Затем поделить на две группы. И рассказать как обычные профессии могут стать творческими и наоборот. Например : дворник может украсить свой двор, чтобы превратить его в произведение искусства.

«Живые инструменты». Участники договариваются между собой, какие предметы и инструменты, необходимые представителю их профессии, каждый из них будет изображать мимикой и жестами. Остальные группы угадывают, о какой профессии идёт речь.

«Приветливые и неприветливые»

Поделить на пары.

Одна пара –приветливые продавец и покупатель. Другая- неприветливые продавец и покупатель. Третья приветливые пара больной и врач. Четвёртая неприветливые больной и врач и т.д. Дети должны составить сценку диалог. От имени своих героев.

Игра «Круг любви».

Дети встают в круг. Учитель бросает мяч кому - либо из детей. Этот ребёнок отдаёт мяч соседу и выходит из круга. Задача детей вернуть его в круг .Для этого каждый произносит слово, которое у него ассоциируется со словом «любовь», и быстро передаёт мяч своему соседу. Если мяч минуту успеет вернуться к началу круга, то ребёнок за кругом становится на своё место. Если не успеет, игра проигрывается ещё раз, пока того или иного человека не вернут в круг любви.

А мы вернём в круг называя слова на тему нашего семинара «Духовно нравственное воспитание»

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.