Российского университета технологий устойчивого развития им. В. И. Вернадского

К о н ц е п ц и я
создания в Тамбовской области
Российского университета технологий устойчивого развития
им. В.И. Вернадского
Концепция создания в Тамбовской области
Российского университета технологий устойчивого развития им. В.И. Вернадского
Переход российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития основывается на базисных положениях «Стратегии-2020». Этот переход невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной (региональной) инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и/или коммерческим использованием знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций во всех сферах экономики и общественной жизни.
Для создания эффективной национальной (региональной) инновационной системы требуется:
1) многократное повышение результативности вузовских секторов генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки);
2) преодоление фрагментарности ранее созданной инновационной инфраструктуры (Научно-образовательные центры – Инновационно-технологические и инжиниринговые центры–Центры трансфера технологий–Бизнес-инкубаторы–Малые инновационные предприятия (МИПы)–Технопарки–Центр кластерного развития–Инновационные территориально-отраслевые кластеры–Технологические платформы);
3) осуществление модернизации системы образования, являющейся основой для динамичного социально-экономического развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны в целом (обеспечение качественного непрерывного многоуровневого профессионального образования: профильные классы в школе–начальное профессиональное–среднее профессиональное–высшее–послевузовское–дополнительное профессиональное);
4) привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (профильные интегрированные с институтами РАН Научно-образовательные центры и лаборатории, приглашение в вуз ведущих, в том числе иностранных, ученых для проведения научных исследований на мировом уровне, обеспечение мобильности молодых ученых и специалистов, участие молодых ученых в международных и российских научных форумах, конкурсах и выставках);
5) обеспечение опережающего уровня подготовки кадров для высокотехнологичных и базовых секторов экономики региона, ЦФО и РФ (реализация в вузах Инновационно-ориентированного профессионального образования);
6) концентрация материальных и интеллектуальных ресурсов вузов региона на решении задач приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации и достижение на этой основе результатов мирового уровня (создание совместных Научно-образовательных центров и лабораторий, Центров коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием, совместное участие в проектах по Федеральным и ведомственным целевым программам «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг., Федеральная целевая программа развития профессионального образования на 2011 – 2015 гг. и др.);
7) создание условий для коммерциализации результатов секторов исследований и разработок вузов (создание материально-технической базы и поддержание интеллектуального потенциала для стремительного развития наукоемкого бизнеса в вузовских Бизнес-инкубаторах, Центрах трансфера технологий, МИПах, Технопарках и т.п.).
В основу построения и развития системы инновационно ориентированной подготовки специалистов для высокотехнологичных и базовых секторов экономики положены следующие принципы:
соответствие требованиям внешней среды;
потенциальная гибкость и инновационная направленность научно-образовательной системы;
сопряженность образовательных программ школьного, среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
интеграция учебной, научной и инновационной деятельности;
рациональное управление структурными подразделениями интегрированной научно-образовательной системы.
На базе разработанных принципов предлагается новый подход к созданию и развитию гибкой интегрированной научно-образовательной системы инновационно ориентированной подготовки кадров для высокотехнологичных и базовых отраслей экономики и социальной сферы Тамбовской области и Российской Федерации – Российского университета технологий устойчивого развития им. В.И. Вернадского. Новый университет призван также осуществлять генерацию знаний на основе проведения широкого спектра фундаментальных и прикладных научных исследований и обеспечивать разработку инновационной продукции в составе инновационных территориально-отраслевых кластеров и технологических платформ. Цели Российского университета технологий устойчивого развития им. В.И. Вернадского близки к целям исследовательского университета.
Принципиальное отличие Российского университета технологий устойчивого развития им. В.И. Вернадского от других типов интегрированных научно-образовательных систем заключается в объединении четырех инновационных составляющих: в сфере образовательной, научной, инновационной деятельности и менеджмента в условиях сетевого взаимодействия научно-образовательных учреждений, научных и производственных организаций региона в составе территориально-отраслевых кластеров и реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области и Российской Федерации на период до 2020 г.
«Стратегия 2020» содержит широкий комплекс важнейших задач, от результатов которых зависит конкурентоспособность ее экономики, рост благосостояний и качества жизни населения. Данный комплекс задач относится к разряду задач управления устойчивым развитием экономики, природы и общества. Их характерной особенностью является взаимозависимость, противоречивость и сложность. Невозможно решение одной задачи осуществить отдельно от другой. Стратегия устойчивого территориального развития заключается в максимальном использовании благоприятного и минимизации негативного воздействия территориальных факторов, а также природно-географических и социально-исторических условий.
Реализация «Стратегии» предполагает устойчивый экономический рост в пределах хозяйственной емкости экосистем на основе взаимосбалансированного использования человеческого, природно-ресурсного, производственно-технологического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества. Сопровождение политики устойчивого территориального развития возможно в том случае, если основой образовательного процесса является концепция о развитии мира как единого целого, представление о развитии человечества с позиций академика В.И. Вернадского, рассматривавшего процесс взаимодействия общества и природы как объективную реальность.
Цель создания, миссия и организационная структура
Российского университета технологий устойчивого развития им. В.И. Вернадского
Целью создания нового университета в Тамбовской области является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой Тамбовской области, ЦФО и РФ, реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования, новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении Национальной безопасности (химической, технологической и др.) и устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Стратегическая миссия Университета формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в Тамбовской области, ЦФО и РФ на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Университет призван реализовать эту миссию, организуя и координируя работы по сбалансированному обеспечению крупных программ
социально-экономического развития территорий квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.
Университет (рис. 1) является интегрированным научно-образовательным центром, включающим ряд профильных Центров (Техносферной безопасности и устойчивого развития, Устойчивого социально-экономического развития продовольственной безопасности и др.) в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению «Технологии Национальной безопасности (химической, технологической и др.) и устойчивого развития» и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных и базовых секторов экономики Тамбовской
области и Российской Федерации.
Технологические платформы, утвержденные Правительственной комиссией | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальная космическая платформа | Перспективные технологии возобновляемой энергетики | Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и ЖД | Новые полимерные композиционные материалы и технологии | Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение | Технология экологического развития | Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК | Биоиндустрия и биоресурсы | Медицина будущего | ||||||||||||||||||||||||
Территориально-отраслевые кластеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Машиностроения и наноиндустрии | Химической промышлен- ности | Радиотехники и связи | Производства и распределения энергии | Оборонно-промышленного комплекса | ИТ в промышленности, медицине и малом бизнесе | Транспортных услуг | Архитектуры и строительной индустрии | Пищевой и перераба- тывающей промышленности | Кластер ……. | Кластер ……. | | | ||||||||||||||||||||
Центр кластерного развития региона | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Российский университет технологий устойчивого развития им. В.И. Вернадского | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Центры федерального значения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Техносферной безопасности и устойчивого развития | | Центр …. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательно-научные комплексы (ОНК) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Техносферной безопасности и рационального природопользования | Химии, новых материалов, био-, нано- и химических технологий | Машиностроения (для хим., нефтехим., пищевой промышленности и наноиндустрии) | Энергоэффективных технологий | Радиотехники и электронных средств | Архитектуры и строительства | Автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения | ОНК …….. | ОНК …. | ОНК … | | | | | |||||||||||||||||||
ОНК информационных технологий | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОНК «Институт международного образования и сотрудничества» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОНК отраслевой экономики, управления и предпринимательства | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОНК правового обеспечения отраслевой экономики, сферы государственного и муниципального управления и общественной безопасности | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОНК массовых коммуникаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТ ИНФРАСТРУКТУРА |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: