Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны. Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками. Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся: - сформировать положительное отношение к труду; - научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) Основными направлениями профориентационной работе в школе являются: - Профессиональная информация. - Профессиональное воспитание. Профессиональная консультация. |
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. |
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся. |
Что касается форм работы, то это могут быть: - профориентационные уроки; - экскурсии; - классный час по профориентации; - встречи со специалистами; - профессиографические исследования; - родительские собрания по профориентационной тематике и т.д. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: 1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с потребностями общества в кадрах). Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению. |
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ |
1-4 классы |
1. Мир моих интересов. 2. Все работы хороши - выбирай на вкус. 3. Профессии наших родителей. 4. О профессиях разных, нужных и важных. 5. Путь в профессию начинается в школе. 6. Моя мечта о будущей профессии. 7. Труд на радость себе и людям. |
5-8 классы |
1. Мир профессий. Человек-техника. 2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи. 3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую. 4. Мир профессий. На страже закона. Встреча. 5. Мир профессий. Книга-выставка. 6. Мир профессий. Электронные помощники. 7. Астрономия наших дней. Экскурсия в планетарий. 8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку. |
9-11 классы |
1. Познай самого себя. 2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование. 3. Профориентация и медицинская профконсультация. 4. Мотивы выбора профессии. 5. Психологические характеристики профессий. 6. Они учились в нашей школе. 7. Выпускники школы-учителя. 8. Профессии с большой перспективой. 9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека. 10. Что век грядущий нам готовит? 11. Труд и творчество как главный смысл жизни. 12. Сотвори свое будущее. 13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: