Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2009/2010 учебном году 9 класс Задание
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку в 2009/2010 учебном году
9 класс
Задание
1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Д…р…жёр, скомп…новать, ровес…ник, неотъемл…мый, (древне)русский, смышлё(н, нн)ый, (не)чище(н, нн)ые ботинки, в то(же) время, (не)взирая на усталость, сплош…, реч…нка, панц…рь, замеш…(н, нн)ое тесто, (по)французски, вз…мать, стел…щийся, пл…вучий.
2. Какие слова, с точки зрения грамматики, одушевлённые.
Адресат, кукла, покойник, труп, персонаж, туз, народ.
3.Объясните значение фразеологизмов.
Внести свою лепту; терновый венец; вернуться к своим пенатам.
4. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.
Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.
5. Докажите, что в словообразовательном гнезде с исходным словом лететь есть слова, образованные следующими способами:
приставочным;
суффиксальным;
приставочно-суффиксальным;
постфиксальным;
приставочно-постфиксальным;
нулевой суффиксацией;
сложением основ;
сложением в сочетании с суффиксацией.
6. Решите орфографические задачи в данном стихотворении. Сколько имен прилагательных употребил автор?
Каша размеша (н, нн)а,
Двери навеше (н, нн) ы,
А фотографии
В рамках повеше(н,нн) ы.
Тесто замеше(н,нн)о,
Сети развеша (н, нн) ы,
Ну а портреты –
Повсюду навеше (н, нн)ы
Окна заклее(н, нн) ы
И занавеше (н, нн) ы.
Ваши ответы конкретны,
Обдума (н, нн) ы, взвеше(н,нн) ы.
Бомбы, фугасы
Давно обезвреже (н, нн) ы.
Ёлки игрушками
Густо увеше (н, нн) ы.
Заполните пропуски в следующей таблице.
Форма выражения главного члена | Пример |
1.Безличный глагол | 1. |
2. | 2.Из окна так сильно дует! |
3.Слова нет, не было, не будет | 3. |
4. | 4.Без тебя мне трудно будет, пожалуй. |
5.Инфинитив | 5. |
6. | 6.Ничего не было сказано о кинопробах. |
7.Безличный глагол + инфинитив | 7. |
8. | 8.Такими людьми нужно гордиться. |
Найдите и исправьте грамматические ошибки. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов.
Олимпийское Сочи, далекое Осло, вечерние Хельсинки, загадочный Токио, густонаселенный Гродно, широкое Лимпопо, солнечный Брешиа, старинное Брюгге, забытые Заветы Ильича (колхоз), неспокойный Онего, прибрежное Турку, подмосковные Химки, красивый Шираз, мглистый Осака, независимый Гаити.
9. В отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень» расставьте запятые всеми возможными способами. Объясните каждый из вариантов.
Листья в поле пожелтели
И кружатся и летят
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
10.Исследовательское задание.
Проанализировав приведенную ниже подборку слов, выскажите гипотезу о принципе объединения данных слов в группу. Расширьте приведенный ряд слов. Объясните, зачем выделяются подобные группы слов.
… ЖИЗДРА, ЖИРОСЛЕВО, ЖОСТОВО, ЖУКОВКА, ЖУКОВСКИЙ, ЗАБОРЬЕ, ЗАБУГОРСКАЯ, ЗАВЕРШЬЕ, ЗАВОЛЖСК…
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку в 2009/2010 учебном году
9 класс
Ключи
Дирижёр, скомпоновать, ровесник, неотъемлемый, древнерусский, смышлёный, нечищеные ботинки, в то же время, невзирая на усталость, сплошь, речонка, панцирь, замешенное тесто, по-французски, взимать, стелющийся, плавучий.
(Максимально – 4 балла. За каждую ошибку вычитать 0,5 балла).
Одушевл.: адресат, кукла, покойник, туз ;
Неодуш: труп, персонаж, народ.
(3 балла)
Внести свою лепту- делать посильный вклад в общее дело.
Лепта – мелкая медная монета в Древней Греции.
Терновый венец - мученичество , страдания. Терновый венец был надет на голову Иисуса Христа перед распятием. Терновый венок – сплетённый из терпения, растения , ветви которого покрыты острыми шипами , терниями.
Вернуться к своим пенатам - домой; В античной мифологии пенаты – домашние духи, охранявшие спокойствие семьи.
(3 балла)
Шеки, правая рука, грудь, ладонь, очень, жизнь, парус, пахарь, шея.
(3 балла)
1) взлететь, 2) летать,3) улетучить, 4)улетучиться, 5) разлететься, 6) отлет, 7) летно-технический, 8) вертолет.
(4балла)
Каша размешана,
Двери навешены,
А фотографии
В рамках повешены.
Тесто замешено,
Сети развешаны,
Ну а портреты –
Повсюду навешены
Окна заклеены
И занавешены.
Ваши ответы конкретны,
Обдуманны, взвешенны.
Бомбы, фугасы
Давно обезврежены.
Ёлки игрушками
Густо увешены.
Автор употребил три прилагательных. (5 баллов)
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку в 2009/2010 учебном году
9 класс
Задание
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Как раз светало за вербами ярко синел край неба и серело овся(н,нн)ое поле а
откуда(то) спереди от головы коло(н,нн) их начали ра(с,сс)треливать танки. (Не) успел Сотников соскочить с трактора как рядом запылал т..гач третьей батаре.. провалилась в воронку гаубица. Оглуше(н,нн)ый близкими ударами взрывов он скомандовал батаре..
ра..вернут..ся (в)право и (в)лево но не так(то) просто было вывернут..ся с гр..мо…..кими орудиями на у..кой дороге. Второй ра(с,сс)чет бросился через канаву в овес и тут(же) получил два снаряда в трактор ? гаубица опрокинулась задрав (в)верх колесо.
Это было наихудшее что могло случит..ся – они погибали а вся огневая мощ.. ост..валась почти (не)использова(н,нн)ой. В.Быков «Сотников».
2.Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях
живота не жалеть, живот положить.
3.Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
4.Установите отличие форм слов учителя – учители по их значению и употреблению в речи.
5.Определите, на каком явлении лексики построены следующие фразы. Объясните значение этих слов.
1) Все те же мы: нам целый мир – чужбина,
Отечество нам – Царское Село.
2) Утро вечера мудренее.
6.Вспомните пословицы, поговорки афоризмы и фразеологизмы со словом язык.
7.В отрывках из произведений А.С.Пушкина определите значение слова взять.
1) В награду любого возьмешь ты коня.
2) На стенах надписи, взятые из Корана.
3) На днях хандра меня взяла.
4) Я велел взять шампанского.
8. Подберите синонимы к словам (в синонимах должны быть непроизносимые
согласные).
Знаменитый поэт, умелая мастерица, всадник, молчать, сверстник, дождливая погода.
9.Расставьте ударение в следующих словах:
балованный, запломбировать, феерия, бармен, бензопровод, бытие, донельзя, каталог,
феномен, щавель, отрочество, ржаветь, знамение, украинский.
1.
10.Определите «третье лишнее».
1) Конечно, нарочно, игрушечный.
2) Что, чтобы, нечто.
3) Чувство, баловство, да здравствует.
11.Определите слова, образованные суффиксально-префиксальным способом.
Похолодало, женитьба, умориться, запеканка, белоручка, тополиный, затвердеть,
перетерпеть, доверху.
12.Какое из утверждений правильно?
1) в словах сам, шрам, там нулевое окончание.
2) в словах сам, шрам, там нет окончаний.
3) в словах сам, шрам нулевое окончание, а наречие там его не имеет.
13.Можно ли без контекста определить, к какой части речи относятся слова :
белила, дали, жгут, стекло. Приведите примеры.
14.Составьте прилагательные из числительного два и слов неделя, цвет, лицо, слог,
смысл.
15.Определите род сложных имен существительных:
диван-кровать, луна-парк, плащ-палатка, Царь-пушка, музей-усадьба.
16.Чем выражено подлежащее в следующих предложениях?
1) Оба мокрые от пота.
2) Учить – ум точить.
3) Мать с сыном ужинают.
4) Гулявшие вышли в сквер.
5) Один в поле не воин.
6) Мать с сыном ужинает.
17.Перестройте предложения так, чтобы в них появились обособленные члены.
1) Промытый ливнями лес сладко благоухал.
2)Напоённые влагой листья и травы сбросили с себя отдающую зимой апрельскую
прохладу.
18.В данных словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости. Попробуйте исправить их.
1) распутаться в своих делах,
2) познакомиться с местными аборигенами,
3) заболеть благодаря плохой погоде.
19.В каких словах перед Е согласный произносится твердо:
адекватный, антенна, модем, девиз, дебют.
20. Измените предложения так, чтобы не было комического постороннего смысла.
1) Приказали пленнику жестами выпить эту воду.
2) Тонкая, сухопарая торговка воблой торчала среди ящиков.
2.
21. Назовите псевдоним Владимира Ивановича Даля.
22.Составьте словарную статью для толкового словаря.
23.Творческое задание.
Напишите заметку в газету на тему «Смотреть телевизор – бесполезное занятие», частично согласитесь с приведенным тезисом или возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку в 2009/2010 учебном году
9 класс
КЛЮЧИ
2. ЖИВОТА на жалеть- не бояться смерти, ЖИВОТ положить- идти на смерть
3. ПТИЧИЙ БАЗАР – место массового скопления птиц на морском берегу,
ПТИЧИЙ РЫНОК – место, где производится продажа животных и птиц.
4. УЧИТЕЛЯ – «лица, которые обучают чему-нибудь, преподаватели». Учитель математики.
УЧИТЕЛИ –«глава учения, тот, кто учит чему-нибудь (высокое). Великие учители.
5. Все фразы построены на таком лексическом явлении, как антонимия. ЧУЖБИНА-
ОТЕЧЕСТВО, УТРО-ВЕЧЕР.
6. Язык мой –враг мой. Язык до Киева доведет. Не торопись языком, торопись делом. Длинный язык. Язык без костей. Суконный язык. Язык на плече. Высунув язык. Язык не повернется. Найти общий язык. Держать язык за зубами. Придержать язык. Проглотить язык. Прикусить язык. Язык развязался. Распустить язык. Чесать языком. Вертится на языке. Ломать язык. Говорить на разных языках. Тянуть за язык. Чтоб у тебя язык отсох. Притча во языцех.
7. 1)ВОЗЬМЕШЬ – получишь в награду.
2) ВЗЯТЫЕ из Корана – выписанные цитаты.
3) ВЗЯЛА хандра –одолела, нашла.
4) Велел ВЗЯТЬ – купить.
8. Известный поэт, искусная мастерица, наездник, безмолвствовать, ровесник, ненастная погода.
9. БалОванный, запломбировАть, бАрмен, бензопровОд, бытиЕ, донЕльзя, фенОмен, щавЕль, Отрочество, ржАветь, знАмение, украИнский, феЕрия, каталОг.
10. 1) игрушеЧНый, 2)неЧТо, 3)балоВСТВо.
11. Похолодало, запеканка, затвердеть, перетерпеть, доверху.
12. Правильным утверждением является следующее: в словах САМ, ШРАМ окончание нулевое, а в наречии ТАМ его нет.
13. Эти слова невозможно определить как часть речи без контекста, так как они могут быть существительными и глагольными формами. (Например, жгут листья – наложить жгут).
14. Двухнедельный, двухцветный, двуличный, двусложный, двусмысленный.
15. Луна-парк (м.), плащ-палатка (м.), Царь – пушка (м.), диван-кровать (м.), музей-усадьба (м.)
16. 1) числительным, 2)инфинитивом,3) словосочетание МАТЬ С СЫНОМ,
4) причастием, 5)числительным, 6)существительным МАТЬ.
17.1) Лес, промытый ливнями, сладко благоухал.
2)Листья и травы, напоённые влагой, сбросили с себя апрельскую прохладу, отдающую
зимой.
18. Разобраться в своих делах.
Познакомиться с местными жителями.
Заболеть из-за плохой погоды.
19. Адекватный, антенна, модем.
20. Жестами пленнику приказали выпить эту воду.
Среди ящиков торчала тонкая, сухопарая торговка вяленой воблой.
21. Казак Луганский.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: