Сильянова Ольга Владимировна
Сборник упражнений и дидактических игр по развитию интонационной выразительности у детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации.
Сильянова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
ГБС(К)УО СКОШИ № 4 I и II вида
Сыктывкар, 2013
Проблема развития речи детей является одной из наиболее важных проблем в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено тем, что речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов, благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры.
При нарушении слуха в развитии устной речи наблюдаются многочисленные отклонения и дефекты, которые не только затрудняют понимание речи окружающими, но и негативно влияют на эффективность их обучения, воспитания, социальной реабилитации и развитие творческого потенциала. Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва. Но, также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях, в том числе и по подготовке их к общению в обществе слышащих. Поэтому, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха и интонационной выразительности речи.
Одна из важных проблем - формирование интонационной выразительности речи. Проблема формирования интонационной выразительности речи у школьников с нарушением слуха привлекала внимание многих педагогов и психологов, как отечественных, так и зарубежных.
Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребёнка
Интонационная оформленность звучащей речи имеет социальное значение, обеспечивая эффективность, лёгкость, быстроту общения, способствуя лучшей передаче мыслей и чувств. Не менее значима и эстетическая ценность интонационной стороны звучащей речи, являющейся показателем речевой культуры человека, его общего культурного уровня.
Произносительные навыки, которые формируются у детей в ходе работы над высотой голоса, над ритмом речи, создают основу, без которой невозможно овладение ребёнком со снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка – речевой интонацией.
Ниже, мы предлагаем упражнения и дидактические игры, которые будут способствовать развитию интонационной выразительности детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
Задачи:
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний на основе пантомимики и мимики;
-использование пантомимики и мимики для выражения эмоциональных состояний.
Этюды на выражение удовольствия и радости.
1. «Золотые капельки».
2. «Цветок».
3. «Вкусные конфеты».
4. «Медвежата выздоровели».
5. «Маме улыбаемся».
Этюд на выражение страдания и печали.
«Северный полюс».
Этюд на выражение гнева.
Король Боровик не в духе.
Игры на выражение различных эмоций.
1. «Таня - плакса».
2. «Поссорились и помирились».
3. «Разные настроения».
«Золотые капельки». Во время этюда звучит музыка Д.Христова «Золотые капельки». | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь. Выразительные движения. Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены. |
«Цветок» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается в след за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. |
«Медвежата выздоровели» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома. Выразительные движения. Положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка. |
«Вкусные конфеты», этюд сопровождается музыкой Т.Кассерна «Медовые конфетки». | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | У девочки воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. |
«Маме улыбаемся» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова. Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся – Вот так! Маме улыбаемся – Вот так! Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий. 1-я строчка – хлопают в ладоши. 2-я строчка – разводят руки в стороны ладонями вверх. 3-я строчка – гладят по кругу свои щеки. 4-я строчка – опускают руки и улыбаются. |
«Северный полюс» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое | У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик-семицветик, оторвала один из лепестков, подбросила его вверх и сказала: “Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы я была на Северном полюсе!” И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов! (В.Каверин.) Выразительные движения. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышат на пальцы. |
«Король Боровик не в духе» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое | Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту. Шел король Боровик Через лес напрямик. Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи. (В.Приходько). |
«Таня- плакса» | Закрепление и воспроизведение различных эмоций. | Дети водят хоровод, в центре его Таня, и читают стихотворение: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик.
Не утонет в речке мяч. (А.Барто). пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается. |
«Поссорились и помирились» | Закрепление и воспроизведение различных эмоций. | Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей. Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся. Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Звучит музыка Т.Вилькорейской. «Помирились». |
«Разные настроения» | Закрепление и воспроизведение различных эмоций. | Ох, как плачет малыш – Что медведь рычит. А смеется малыш – Что ручей журчит. А уж слезы текут – Будто дождик льет. Улыбается малыш – Будто солнце взойдет. Вот какой малыш – Сын мой. Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. |
[33, с. 77-90]
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Задачи:
- выработка правильных дыхательных и фонационных схем;
- формирование произвольного контроля за силой, длительностью и целенаправленностью воздушной струи ;
- формирование произвольного контроля за силой и динамическим диапазоном голоса;
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. У большинства детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения многих звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.
« Срываем яблоки»
Дети тянутся на носочках вверх – вдох через нос,
«кладем яблоки в корзину» - выдох через рот.
«Задуй свечу»
Взрослый по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги.
«Пилка дров»
Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Погреться на морозе»
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Надуй игрушку»
Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
«Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
«Покатай карандаш»
Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Бабочки»
Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Взрослый предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.
«Чайник закипел»
У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. По сигналу «у Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
«Поиграем животиками»
Вариант 1. В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик поднимается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вариант 2. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
«Загони мяч в ворота»
Взрослый показывает детям, как нужно подуть на «мяч», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить «мяч» в ворота с одного выдоха.
«Попутный ветер»
Взрослый предлагает детям посоревноваться – чей бумажный кораблик «доплывет» до противоположного края стола. Взрослый демонстрирует детям различные приемы дутья. Можно дуть, не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф», - тогда кораблик поплывет плавно спокойно. А можно изобразить резкий порыв ветра. Для этого губы следует сложить, как для произнесения звука «П», и подуть быстро и сильно – бумажный кораблик стремительно продвинется вперед или потерпит крушение в «бурном» море.
«Фокус»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони (или с кончика носа)
«Веточка»
Инструкция: «Станьте прямо (или сядьте) прямо, опустите руки вдоль тела. Медленно поднимайте руки вверх, делая при этом глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание. Медленный вдох через нос и выпрямились. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание».
«Сова»
Инструкция: «Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно с силой выдохните через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо».
«Фасолевые гонки»
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунок – «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктелей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
Развитие речевого дыхания
«Дровосек»
Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Поднять сцепленные руки вверх – вдох,
Опустить вниз – медленный выдох с произнесением «уфффф», «ухххх».
«Лопнула шина»
Ребенок изображает разведенными в стороны руками «шину». Делается легкий вдох, а затем медленный выдох с произнесением звука «Ш-Ш-Ш». Руки в процессе выдоха скрещиваются так, что левая рука лежит на правом плече, а правая рука – на левом плече. При этом слегка сжимается грудная клетка.
«Накачиваем шину»
Нужно накачать лопнувшую шину. Сжав руки в кулаки, ребенок поднимает их перед собой, как бы держа воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, ребенок на выдохе произносит «С-С-С».
«Игра в зверей»
Если вы занимаетесь с одним ребенком, то игра будет заключаться в звукоподражании ребенка называемому вами дикому или домашнему животному (мяуканье кошки, рев медведя,…). Если детей много, стоит заранее распределить роли. Взрослый называет животного - ребенок откликается звукоподражанием.
«Ворона»
Из положения стоя с поднятыми руками (вдох) ребенок медленно приседает, опуская руки вниз (выдох). На выдохе произносится «к-а-а-а-р». Вдох делается непроизвольно при возвращении в исходное положение.
«Звуковая ниточка»
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью
(как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.
«Намотай клубочек»
Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.
«Назови по порядку»
Детям предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки (один, два,…), перечислить по порядку времена года, дни недели на одном выдохе.
«Выставка»
Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает на одном выдохе: «Это собака» и т.д.
«Петушок»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох).
«Паровозик»
Ходить по группе, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
«Часики»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая руками вперёд и назад произносить «тик – так».
«Звуковые дорожки»
Детям предлагается найти глазами нижнюю (или верхнюю) точку на рисунке, мысленно (в воздухе) поставить на неё указательный палец и произнести, не прерываясь, определенный звук на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца в воздухе в умеренном темпе по «звуковой дорожке» до верхней (или нижней) точки.
«Жил-был смелый мальчик. Однажды у него заболело горло. Повела мама мальчика к врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а… Мальчик не испугался, открыл хорошо рот и сказал: а-а-а….»
«Подарили Славе самокат. Он часто катался на самокате во дворе с друзьями. Но однажды колесо самоката начало сдуваться: с-с-с. Достал Слава насос, начал накачивать колесо: с-с-с. Починил Слава самокат. Рады его друзья, рад и Слава.»
«В одном улье жили пчелы. Каждое утро они вылетали искать
сладкий нектар. И вот однажды одна пчелка нашла такой красивый цветок, что сразу громко позвала подруг-пчелок: з-з-з. Услышала её подруга-пчелка, громко ей ответила: з-з-з – полетела».
«Нашел медведь на поляне колоду с медом. Сам полакомился и детям в лес понес. Идет, громко песню поет: э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э.»
«Подарили мальчику Боре барабан, красивый, новый, блестящий. Боря взял в руки барабанные палочки и стал барабанить. То громко: б-б-б, то тихо: б-б-б».
«Пошли дети гулять в лес. Слышат, будто кто-то по дереву стучит: д-д-д. Подняли глаза и увидели: высоко сидит птичка в красной шапочке и клювом дерево долбит: д-д-д. Прислушались дети, посмотрели внимательно и увидели ниже точно такую же красивую птичку. Она тоже стучала клювом по дереву: д-д-д. Эта птичка – дятел. Дятел червячков ищет, деревья лечит.»
«Кто дольше пропоёт?»
Взрослый устраивает между детьми соревнование: кто из них дольше пропоет. По его команде дети начинают тянуть какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный дольше всех на одном выдохе.
«Певец»
Инструкция: «Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А-А, медленно при этом опуская руки. Снова задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох, поднимая руки до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Во время выдоха поете О-О-О-О, обнимая себя за плечи и опуская голову на грудь. Задержите дыхание на выдохе. Сделайте глубокий вдох. Руки при этом поднимите до уровня груди и снова задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У-У, опуская при этом руки вниз, а голову на грудь.
«Воздушный шарик»
Инструкция: «Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержите дыхание. «Сдуйте шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА), руки при этом опустите вниз рывками в такт выдоху. Задержите дыхание. Снова глубокий вдох, поднимите руки через стороны вверх («надуть шар»). Задержите дыхание. Выдохните резко одной порцией, опустив руки через стороны вниз (ХА!)
«Звуки вокруг нас»
«В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки.
Как малыш плачет? - а-а-а!
А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? - о-о-о!
Самолет в небе гудит. – у-у-у!
А пароход на реке гудит? - ы-ы-ы!»
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
«Змейка»
«Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: ш-ш-ш!»
Напомнить детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука «ш» добирать воздух нельзя
«Веселая песенка»
«Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «Ля-ля-ля! Ля-л!» Давайте споем вместе с Катей».
Во время пения следить, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6-9 слогов.
«Большой – маленький»
Стоя прямо, на вдохе малыш поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе он должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «у – х», спрятать голову за коленями – показать, какой он маленький.
«Гуси летят»
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, как гуси. Руки-крылья при вдохе поднимать, при выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8-10 раз). [38]
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ (по Правдиной О.В.).
Задачи:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале
одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов,
- дифференциация фонем
Развитие слухового восприятия заключалось в обучении школьников восприятию на слух устной речи. Эта работа являлась составной частью работы по развитию речевого слуха и охватывало весь учебно-воспитательный процесс в школе. Эта работа начиналась сурдопедагогом с первых дней учебы ребенка в школе.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ (МЕЛОДИКА, ТЕМП, РИТМ, ТЕМБР, ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ).
Задачи:
оценивать устную речь: выразительная - невыразительная.
слышать повышение и понижение основного тона голоса, оценивать мелодический рисунок
определять темп речи: быстрый, медленный, нормальный
воспринимать и воспроизводить метрические отношения.
узнавать по голосу знакомого человека; определять эмоциональную окраску фраз (радостную, грустную, гневную, удивленную, испуганную).
опознавать на слух выделенные голосом слова-носители логического ударения
Первоначальное формирование у детей представлений об интонации осуществлялось с использованием метода сопоставительного анализа двух образцов высказывания. Сравнивались два варианта воспроизведения рассказа: первый раз - без интонационного оформления текста, второй - выразительно, с интонационным оформлением. Затем выяснялось, какой вариант понравился больше. Надо отметить, что все школьники отмечали разницу в звучании текстов, поэтому мы подводили их к выводу, что разница звучания заключается в интонационной выразительности речи. Потом школьникам объяснялось, что интонационная выразительность речи помогает людям не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к ним других людей.
После того как дети получали общие представления о значении интонационной выразительности речи, мы переходили к формированию у них навыков восприятия отдельных интонационных компонентов.
При развитии навыков восприятия мелодики вводились понятия «голос повышается», «голос понижается», подкрепляющиеся соответствующими наглядно-символическими обозначениями в виде стрелок, направленных вверх или вниз, и плавными движениями руки вверх или вниз. Такой метод работы облегчает восприятие мелодики и способствует лучшему пониманию мелодики.
Большое значение для создания основы овладением основным тоном интонационных конструкций имела работа по развитию восприятия мелодик с преломляющимся рисунком: от понижения основного тона до повышения или наоборот, в пределах одной фразы. Использовался прием дирижирования.
Речевым материалом для восприятия мелодических рисунков служил прием сопоставительного анализа 2-х образцов высказываний с различной мелодикой. Это позволяло сформировать у детей точные дифференцированные образы двух контрастных мелодик. Так же нами использовался прием «рядовая речь», который заключался в том, что логопед начинал произношение фразы, а дети ее заканчивали.
При развитии восприятия темпа мы формировали у детей представления о нем, как о скорости следования звуков. Так как дети имели замедленный темп устной речи, работа над темпом являлась одной из самых важных задач. Работа над темпом речи проходила на слухо-зрительной и слуховой основе. Учили детей воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов. Темп увеличивали постепенно, дети произносили речевой материал все более и более быстром темпе, при данной работе учитывали возможности каждого ребенка. Упражнения начинали на материале слогов па и та. Дети выполняли задания:
- ритмично ударяли мячом о пол медленно, произнося па_па_па_ и быстро-папапа;
- хлопали в ладоши ( шагали, бежали, топали ногами) в медленном темпе – та_та_та_ и в бысторм – татата;
После усвоения детьми понятий «быстро» - «медленно», а затем «быстро», «медленно», «умеренно» в движении, мы учили их сопоставлять разный темп движений с соответствующими терминами и давать с их помощью оценку темпового образца. После этой предварительной работы детям предлагались для восприятия речевые темпы: подчинять им свои движения и давать устную характеристику. Изначально такая работа шла с трудом. Школьникам было сложно произносить слоги и выполнять упражнения, но такая работа не утомляла детей и вызывала положительную мотивацию к занятиям. Развитие ритма мы начинали с научения детей отделять один слог от ряда слогов. Учили воспроизводить вначале двусложные ритмы- «Тата, та ТА», а затем трёхсложные – «ТАтата, таТАта, татаТА».
Для развития восприятия (воспроизведения) такого компонента ритма, как метр (акцентированные и неакцентированные доли) в школе-интернате ведется предмет «фонетическая ритмика». Цель данного предмета - формирование у детей представлений об интенсивности акустического, кинестетического, визуального сигнала.
Позднее отрабатывалось понятие метрического (равномерно повторяющегося) акцента, учили передавать метрические отношения, заданные зрительно-наглядной схемой, акустико-двигательным способом. На занятиях мы использовали игры «Веселые кегли», «Разноцветные клумбы», «Слушай внимательно».
Например, в игре «Веселые кегли» договаривались, что кегли будут обозначать сильные удары, а мячи - слабые, после этого мы отхлопывали определенный ритм, а дети моделировали его, правильно чередуя кегли и мячи, а затем воспроизводили хлопками или ударами в бубен, барабан. Данная игра детям нравилась, и разыгрывалась в вечернее время с воспитателем.
Позднее обязательным условием работы со всеми школьниками было последующее проговаривание получившегося рисунка, опираясь на гласные и слоги; элементы ряда большего размера назывались голосом большей силы, меньшие – меньшей силы. В дальнейшем предлагались упражнения на трансформацию акустического рисунка в предметный или двигательный ряд. Например, взрослый, понижая и повышая силу голоса, произносил цепочку звуков, дети под громкие вокализации хлопали рукой по поверхности стола, под тихие производили поглаживающие движения. Такого вида упражнения предлагалось выполнять на уроках в качестве динамических пауз.
Работа по формированию навыков восприятия тембра тесно переплеталась с работой по развитию мимической мускулатуры, что позволяло детям установить связь между эмоциональными переживаниями и способами их презентации по средствам мимики и тембровой окраски голоса. В обоих видах работы был использован один наглядный материал - карточки и пиктограммы с изображениями лиц людей.
Далее мы учили школьников определять тембровую окраску текстов и отдельных фраз. Сначала дети учились определять по образцам и дифференцировать в звучащей речи две контрастные тембровые окраски (радостную и грустную) и обозначать их соответствующей пиктограммой. Позднее мы усложнили работу и предлагали детям для восприятия гневную, удивленную и испуганную тембровые окраски речи.
После того как испытуемые могли определить тип окраски голоса, мы просили их охарактеризовать эмоциональное состояние говорящего человека. С этой целью использовались игры и упражнения, непосредственно касающиеся личного опыта детей и позволяющие опираться не только на эмоциональную, но и на смысловую функцию интонации.
Сначала особое значение придавалось работе по дифференциации двух контрастных тембровых окрасок: радостной и грустной. Это впоследствии послужило основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений (гнев, удивление, испуг). В качестве речевого материала предлагались тексты, а не отдельные фразы. Хорошо справлялись с такими заданиями 2 человека из 4.
Развитие навыков восприятия логического ударения начиналось с актуализации у детей приемов его нахождения, которыми являются осмысление контекста и сопоставление, подстановка противоположных понятий. При этом уточнялись звуковые средства его выражения. В высказывании логически ударное слово выделяется путем понижения основного тона и более динамичного, длительного и напряженного произнесения его ударного слога. В связи с этим работе по восприятию логического ударения предшествовала работа по развитию восприятия таких интонационных компонентов, как мелодика, темп, и ритм.
Школьникам объяснялось, что в речи выделяются голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и/или медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
Восприятие на слух слов-носителей логического ударения осуществлялось в упражнениях, носящих преимущественно аналитический характер, поскольку при их выполнении осуществлялся переход от непосредственного, нерасчлененного восприятия звукового потока к его расчленению и оценке. При выполнении этих упражнений предлагалось следующее:
прослушать внимательно речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено;
прослушать внимательно речевой материал, при повторном его воспроизведении хлопнуть (присесть и т.д.) на выделенном слове, объяснить, почему это слово выделено;
- прослушать внимательно речевой материал, при повторном его воспроизведении из набора картинок поднять вверх ту, которая изображает слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено.
Речевым материалом для этих упражнений служили как отдельные фразы, так и связные тексты. Звучащий речевой материал предъявлялся в непосредственном исполнении логопеда.
С целью развития восприятия логического ударения были использованы такие игры, как «Будь внимательным», «Что главное?». Нужно отметить, что все дети научились правильно воспринимать логическое ударение в коротких фразах.
Работа над созданием условий для развития интонационной выразительности речи (развитие и коррекция дыхания и голоса, слухового восприятия, внимания и слуховой памяти) и осознанного использования детьми выразительных движений при восприятии отдельных компонентов интонации речевого высказывания продолжалась на протяжении первой четверти и составляла восемь индивидуальных занятий. Нужно отметить, преемственность работы всех педагогов, работающих с детьми в урочное и внеурочное время: учителя начальных классов, воспитателя, сурдопедагога и родителей.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ (МЕЛОДИКА, ТЕМП, РИТМ, ТЕМБР, ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ).
Задачи:
повышать и понижать основной тон голоса.
произвольно изменять темп речи: от медленного к быстрому и наоборот.
воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок в речи.
произносить речевые высказывания с соответствующей эмоциональной окраской (радостной, грустной, гневной, удивленной, испуганной).
выделять в своей речи важные по смыслу слова.
Включает 38 занятий.
С первого по пятое занятия работа над формированием умений и навыков воспроизведения мелодики индивидуально с каждым школьником. При работе с школьниками навык воспроизведения мелодических рисунков сначала вырабатывался в форме сопряженного проговаривания речевого материала. Затем - использовался прием дирижирования. Выполнение детьми заданий органично вплеталось в структуру традиционных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, поскольку способствовало совершенствованию навыков выделения заданных звуков и использовалось при автоматизации звуков на различном речевом материале.
Например, при коррекции произношения звука [Р] дети «превращались» в тигрят, которые, подшучивая, повторяли все за мамой тигрицей, таким образом в игре экспериментатор давал образцы мелодических рисунков.
Например, на шестом занятии с подгруппой, проводилась игра «Незнайка» на закрепление обобщающего понятия «овощи»: Незнайка (логопед, а позднее дети) доставал из мешочка, в котором вместе с муляжами овощей находилась пластмассовая кукольная посуда, мебель, игрушки, любой предмет и спрашивал остальных (тренировка восходящего мелодического рисунка): «Это овощ?». При этом допускались как индивидуальные, так и хоровые ответы детей (тренировка нисходящего мелодического рисунка).
С 7 по 11 занятие мы работали с детьми индивидуально по развитию воспроизведения темпа как интонационного компонента. Сначала регулятором темпа речи были движения, например, мы просили детей посчитать хлопки, удары в бубен и так далее, производимые логопедом или самим ребенком. Темп движений был разным: медленным, умеренным, быстрым. Такие задания включались в структуру традиционных логопедических занятий по формированию звукопроизношения, в частности при автоматизации звуков. С такого вида заданиями успешно справлялись все школьники. В дальнейшем при развитии навыков воспроизведения темпа речи использовался прием индивидуального повторения речевого образца заданного в определенном темпе, и самостоятельное произнесение речевого материала ребенком в соответствии с инструкцией: «Расскажи потешку быстро, а теперь медленно». Позднее навык произвольного контроля за темпом речи закреплялся в играх-упражнениях на соподчинение темпа движений и темпа речи. Для этого использовалась такая игра, как «Карусели». Взявшись за руки, дети образуют круг, постепенно ускоряя ход:
Карусели, карусели,
Мы с тобой на лодку сели
И поехали, поехали.
Имитируют движение вёслами и произносят звук [Ш] в такт движениям рук. Затем вновь берутся за руки и говорят:
Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину сели
И поехали, поехали.
Дети изображают шофёров и произносят звук [Р]
Карусели, карусели,
Мы с тобой на лошадь сели
И поехали, поехали.
Дети изображают всадников и в такт движениям щёлкают языками.
Карусели, карусели,
Мы с тобой на поезд сели
И поехали, поехали.
Дети гудят “ Чу-чу-чу”
Карусели, карусели,
В самолёт с тобой мы сели
И поехали, поехали.
Следует раскатистый звук [P]
Чаще всего игра использовалась воспитателем, и проводились во второй половине дня.
Для работы над темпом речи мы использовали вспомогательные средства - наглядные опоры, образцы символов – пиктограмм:



Данные опоры использовались при формировании навыка произвольно изменять темп на протяжении одного речевого отрезка и при воспроизведении речевого материала в каком-либо одном темпе.
На 12 групповом занятии было проведено знакомство со сказкой «Колобок», с последующим проведением игры -драматизации. Рассматривание и озвучивание картин по сказке и распределение ролей. Подготовку к инсценированию сказки вели совместно сурдопедагог, логопед и воспитатель, учитель.
13 по 17 занятие мы работали над восприятием и воспроизведением ритмического рисунка. Сначала мы учили детей выделять и соблюдать паузы на основе выработки умения двигаться под музыку и замирать. Дети изображали движение колобка – музыка играла, дети двигались, когда музыка прекращалась дети замирали. Позднее таким ориентиром служила речь. Знакомство школьников с понятиями «длинного» и «короткого» звуков осуществлялось на основе предметного моделирования ритмических рисунков. Так, например, в предметном моделировании прямоугольники обозначали «длинные» звуки, а квадраты - «короткие» звуки. Сначала учили детей моделировать зрительно-наглядную схему. Такой метод работы значительно облегчал восприятие и воспроизведение ритма. Прослушав речевой ритм, представленный логопедом, они воспроизводили его самостоятельно, опираясь на получившуюся схему. Важным являлось то, чтобы проговаривание речевого материала ребенком подкреплялось движением руки по схеме: ведя пальчик по прямоугольнику, ребенок тянул звук длительно, ставя пальчик на квадрат - произносил его кратко.
Для участников эксперимента воспроизведения ритмических рисунков формировался не только на основе предметного моделирования, но и двигательного. При этом вводились специальные обозначения: «длинный» звук - отведение рук в стороны, «короткий» звук - хлопок. Такой подход позволил подчеркнуть собственные достижения детей.
Речевым материалом при этом служили отдельные гласные звуки, слоги, строки из детских стихотворений, потешек с двусложным четким ритмическим рисунком. В дальнейшем с детьми разучили стихотворение Корнея Чуковского
«Храбрецы»
Наши-то портные
Храбрые какие:
"Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!"
А как вышли за калитку
Да увидели улитку -
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
Особое внимание уделялось дифференциации длительности и краткости произношения речевого материала в связи с эмоциональной окраской высказываний.
На 17 занятии был проведен «Конкурс чтецов», который позволил выделить лучших чтецов, дал толчок другим детям в совершенствовании выразительности своей речи.
На 18 - 22 занятии была проведена дальнейшая работа тембром. Суть работы на этом этапе заключалась в формировании у детей навыка изменения окраски голоса при передаче различных чувств и переживаний: радости, грусти, удивления и так далее. Были использованы такие приемы, как сопряженно-отраженное повторение образцов, хоровое и индивидуальное воспроизведение речевых образцов за логопедом по сказке « Колобок».
Кроме этого детям предлагались сюжетные картинки с данной сказки, где они должны были вести диалог от лица изображенных персонажей (здороваться, отвечать на вопросы, обмениваться репликами), но так как все испытуемые имели низкий уровень развития интонационной выразительности речи, то при работе с использованием наглядного материала заранее обсуждалось эмоциональное состояние персонажей, и обговаривались особенности тембра голоса того или иного персонажа. Только после этого школьники самостоятельно воспроизводили тембр.
В работу над тембром мы включали упражнения по психогимнастике М.Чистяковой - игра «Разные настроения», «Три характера». Упражнения по формированию тембра голоса активно включались в структуру традиционных логопедических занятий по развитию связной речи.
Последующие занятия (с 23 по 27) велись по формированию у детей навыка пользования логическим ударением как средством общения. Школьники овладевали умениями самостоятельного определения слова, которое следует выделить, учились выделять важное слово различными способами (произнести громче, тише, растянуто).
Формирование навыков воспроизведения логического ударения на занятиях осуществлялось с отработки логического ударения в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи. Работа в этом направлении проводилась последовательно, с учетом фонетической и грамматической сложности речевого материала: сначала в словосочетаниях, а затем в простых распространенных двусоставных предложениях. Закрепление полученных навыков осуществлялось в играх, предполагающих самостоятельную речь детей: «Кто первым (вторым третьим и т.д.) встретился с Колобком?» Игры проводились в вопросно-ответной форме. Вопрос, задаваемый педагогом, ориентировал ребенка в выборе слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогала определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным.
При формировании навыка воспроизведения логического ударения у детей мы старались сформировать различные способы выделения «важных» слов в зависимости от смысла фразы. Для этого мы просили школьников, выделивших слово-носитель логического ударения путем громкого произнесения, попробовать произнести его тихо (растянуто) и определить наиболее удачный способ выделения.
Также отрабатывалось умение придумывать предложение и произносить его столько раз, сколько в нем слов. При этом каждый раз логическое ударение делать на другом слове. В основном все дети хорошо воспроизводили логическое ударение в предложениях с 3-мя словами, большее количество слов в предложении на данном этапе вызывало затруднения.
На 28 – 30 занятиях проходила подготовка к разыгрыванию сюжета игры-драматизации «Колобок». Шла работа над совершенствованием интонационной выразительностью речи с подгруппами детей.
С 31 по 37 занятие работали по группам над закреплением навыков воспроизведения интонационных компонентов посредством разыгрывания сказки
« Колобок».
На 38 , заключительном занятии провели игру – драматизацию « Колобок» с приглашением родителей.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ.
Задачи:
дифференцировать ИК
опознавать эмоциональное состояние по интонации
дифференцировать в экспрессивной речи типы ИК;
передавать эмоциональное состояние посредствам
интонации
16 занятий по темам:
1-2 занятия - Формирование навыков восприятия интонационных конструкций при усвоении интонации завершенности в повествовательных предложениях;
3-5 занятие - Выделение интонационных конструкций, выражающих вопрос в вопросительных предложениях: сначала с вопросительным словом, затем без него;
6- 9 занятие - Обучение навыкам выделения оценочной интонации в восклицательных предложениях;
10-13 занятие - дифференциации между интонационных конструкций между собой
14-16-занятие - формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Упражнения и приемы:
« Скажи правильно», « Верни знак!», «Рыболовы», «Волшебный мешочек»,
«Экскурсия», «Отвечай, не задерживай», « Почемучка», « Просьба».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Конвенция о правах ребенка. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=96
Декларация прав ребенка. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
Конституция Российской Федерации. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.zakonprost.ru/search/?query=Конституция РФ&type;=2
Закон «Об образовании». // [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://iemcko.ru/index.php/normativnye-dokumenty/138-federalny-zakon-ob-obrazovanii-rf
Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doorinworld.ru/zakonodatelstvo/80-federalnyj-zakon-qob-obrazovanii-licz-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovyaq-
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 447с.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.- М.: 1963.- с 297.
Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - 5-е изд. -М.: Просвещение, 1983. - 249 с.
Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М., «Медицина», 1990.-121с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М: изд-во АПН РСФСР,1961.- 417c.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.-143с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370с.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986, Т.2. - 296с.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 160с.
Зиндер Л.Р. Интонация. - Киев:, 1978. - 187с.
Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2005.- 272с.
Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей.-М.: ТЦ Сфера, 2009.- 64с.(Библиотека журнала « Логопед».)
Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи / Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под. Ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1976. - С. 56-90
Новикова О.О., Шматко Н.Д. речевая ритмика для малышей занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет // Методическое пособие для педагогов и родителей. – Москва: «Советский спорт». 2003. – 68 с.
Тонкова-Ямпольская Р.В. Формирование второй сигнальной системы у детей. - М.: Просвещение, 1970. - 210с.
Филимонова В.И. Состояние голоса у детей с речевой патологией: Дис. канд. пед. наук. -М., 1990. - 159с.
Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В. Основы дошкольной логопедии с практикумом по звукопроизношению. - М: Академия, 2000 - 200с.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.-428с.
Пелымская В.В., Н.Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом//методическое пособие для учителей – дефектологов и родителей.- М.. Гуманит. изд. центр "Владос", 2003 - 224с.
Пешковский А.М. Интонация и грамматика // Пешковский A.M. Избранные труды. -М.: Учпедгиз, 1959. - С.177-191.
Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973. - с. 272
Тарасова Н.В., Орлова О.С. Проблемы обучения детей после кохлеарной имплантации.// Логопедия - 2013 № 1 - с. 55-69
Тонкова-Ямпольская Р.В. Формирование второй сигнальной системы у детей. - М.: Просвещение, 1970. - 210с.
Торсуева И.Г. Теория высказывания и интонация. (Материалы к курсу "Общее языкознание" для студентов IV и V курсов пед. фак.) - М.: МГПИИЯ, 1974. - 207 с.
Филимонова В.И. Состояние голоса у детей с речевой патологией: Дис. канд. пед. наук. -М., 1990. - 159с.
Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В. Основы дошкольной логопедии с практикумом по звукопроизношению. - М: Академия, 2000 - 200с.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.-428с.
Яровенко О.И. Становление интонационной системы детей младшего дошкольного возраста// Становление речи и усвоение языка ребенком. -М.:, 1985. - С. 33-46
Теоретическая база подготовки программы реабилитационного сопровождения пациентов с КИ // http://www.rehabci.kiev.ua
Хименкова Е. С. Технология работы по формированию речи у неслышащих учащихся с кохлеарным имплантом в условиях специальной (коррекционной) школы.// http://forum.schoolpress.ru
http://iemcko.ru
страница 1
скачать
Другие похожие работы: