Система промышленной собственности в России История становления и развития промышленной собственности в России
27 февраля 2007 г. Тема 3 Глава 4. Система промышленной собственности в России
4.1. История становления и развития промышленной собственности
в России
История становления и развития промышленной собственности в России достаточно четко делится на три этапа [4.1].
Первый этап – развитие патентного права в России до 1917 г. Этот процесс достаточно схож с подобными процессами в других европейских странах. Вначале различные привилегии и подтверждающие их документы (патенты) выдавались на разные виды деятельности – беспошлинную торговлю, монопольное производство отдельных товаров и т. п. В 1723 г. были установлены Правила, которые определяли порядок выдачи патентов для выдачи привилегий на заведение фабрик.
Первый Патентный закон России (1812 г.) устанавливал порядок выдачи привилегий (на сроки от 3 до 10 лет) на собственные и ввозимые из других стран изобретения. Привилегии выдавались без проверки существа изобретения, при этом проводилась публикация описания изобретения. Во втором Законе 1833 г. вводилась предварительная экспертиза изобретений, обязательное использование изобретения и, что характерно, запрещалось переуступать привилегию.
Патентный закон, близкий к законам других стран, находившихся в стадии международного упорядочения промышленной собственности, был принят в России в 1896 г. (Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования). Новый Закон четче определял изобретения, признаки охраноспособности, подтверждал проверочную экспертизу заявок и т. д. Привилегия (патент) действовала до 15 лет и могла отчуждаться и передаваться по наследству.
Наряду с изобретениями патентной охраной пользовались также промышленные образцы, право собственности (до 10 лет) на которые было введено в 1864 г. Это право могло передаваться третьим лицам с уведомлением властей.
Второй этап развития промышленной собственности характеризует советский период истории. Декретом от 30 июня 1919 года было утверждено новое Положение об изобретениях, в соответствии с которым была ликвидирована патентная система охраны изобретений. Государство получило право на использование любого изобретения в своих интересах, а за изобретателем осталось авторство и право вознаграждения в виде премии.
Новая экономическая политика не могла оставить в принятом виде сферу промышленной собственности. Поэтому в 1924 г. было вновь принято Положение о патентах на изобретения, и патент вновь стал единственной формой охраны изобретательских прав [4.2], мог свободно отчуждаться и передаваться третьим лицам по усмотрению патентообладателя, мог передаваться по наследству и т. п., т. е. соответствовал по своему статусу законодательству большинства стран. Одновременно с Патентным законом было принято положение о промышленных образцах (рисунках и моделях), защита которых также осуществлялась патентом. Важно, что за нарушение исключительных прав владельца патента на изобретение или промышленный образец предусматривалось возмещение убытков и уголовная ответственность.
Отказ от новой экономической политики и переход к централизованной командной экономике привели и к отходу от патентной защиты промышленной собственности. Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях 1931 г. возродило авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав, хотя в принципе не отменялись и патенты. Однако получить патент было сложнее, чем авторское свидетельство, и, самое главное, владелец патента не имел реальной возможности использовать его преимущества, поскольку частное предпринимательство стало невозможным.
Эта ситуация оставалась практически неизменной до 1991 г. (когда был принят Закон СССР "Об изобретениях в СССР"), хотя Положение об изобретениях и других объектах интеллектуальной собственности незначительно менялось несколько раз.
Отказ от патентов по своей сути означал отчуждение интеллектуальной собственности не только от авторов интеллектуальных результатов, но и от физических и юридических лиц. Тезис "все принадлежит народу" означал потерю заинтересованности в каждом конкретном случае. Как и материальная, интеллектуальная собственность, став "ничьей", потеряла привлекательность для людей, для предприятий, организаций. Не случайно количество фактов использования изобретений (включая использование одного и того же изобретения на разных предприятиях) в 70 – 80 гг. в СССР было всегда существенно меньше количества выданных охранных документов на изобретения, а ничтожность авторского вознаграждения очевидна, поскольку составляла 2% от получаемого экономического эффекта (в среднем по стране).
Закон СССР "Об изобретениях в СССР" вернул основную роль в охране технических решений патентам на изобретение и промышленные образцы, но просуществовал недолго.
Образование Российской Федерации как независимого государства привело к тому, что уже в 1992 г. был принят Патентный закон РФ (см. www.fips.ru), ознаменовавший третий этап развития промышленной собственности в нашей стране, а также ряд подзаконных актов, которые хорошо сочетаются с основными международными договорами. Вместе с Гражданским кодексом РФ и судебной практикой они образовали достаточно полноценную систему охраны промышленной собственности России.
Принятие 4-й части ГК РФ означает начало следующего этапа развития системы промышленной собственности в нашей стране.
В Российской Федерации государственная система промышленной собственности организационно объединена с системой авторского права под эгидой единого федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Федерального агентства по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее Роспатент). Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.
Роспатент находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основными функциями Роспатента являются:
а) обеспечение установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами порядка предоставления в Российской Федерации правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования;
б) осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности;
г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;
д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных Российской Федерации и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для осуществления этих функций Роспатент имеет следующие основные подведомственные организации:
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), в состав которого входят Российская государственная патентная библиотека, экспертные отделы, отделение по подготовке регистрации, отделение "Товарные знаки", отделение по выпуску официальных изданий, отдел регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, научно-исследовательские, вспомогательные отделы;
Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС) – учебный ВУЗ;
Палата по патентным спорам;
Информационно-издательский центр (ИНИЦ).
4.2. Охрана промышленной собственности в СНГ
Во всех государствах – субъектах бывшего СССР образованы патентные ведомства и приняты свои законодательные нормы, предусматривающие охрану интеллектуальной собственности юридических и физических лиц в этих государствах.
При этом возник ряд проблем, затрудняющих осуществление этой охраны: необходимость обеспечения действия охранных документов СССР и преобразования их в национальные охранные документы, необходимость подачи отдельных заявок (с уплатой пошлин и пр.) в каждой стране, отсутствие в ряде стран квалифицированных экспертов и необходимых патентных фондов.
Для решения этих проблем есть два очевидных пути: установление двусторонних отношений в охране промышленной собственности и восстановление единой (на территории Союза независимых государств - СНГ) системы охраны промышленной собственности.
В настоящее время уже заключены двусторонние соглашения России с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной. Основные цели двусторонних договоров – упрощение процедуры получения охранных документов на объекты промышленной собственности для заявителей договаривающихся государств, признание охранных документов СССР на объекты промышленной собственности, охрана прав их владельцев и авторов, предоставление возможности преобразования авторских свидетельств СССР на изобретения и свидетельств СССР на промышленные образцы в национальные патенты, взаимный обмен патентной документацией и ее беспошлинный пропуск через границы.
Второй путь – воссоздание единой системы охраны промышленной собственности на территории СНГ. Главами правительств 10 государств СНГ 9 сентября 1994 года подписана разработанная Межгосударственным советом с участием ВОИС и Европейского патентного ведомства Евразийская патентная конвенция. Она вступила в силу в августе 1995 года и хранится у своего депозитария – Генерального директора ВОИС после ратификации национальными парламентами и подписания главами государств СНГ. С принятием Евразийской патентной конвенции формирование единого патентного пространства на территории СНГ привело к созданию правовых условий для интеграции национальных экономик в общий союз и активизации взаимодействия с наиболее развитыми странами. Новый региональный евразийский патент действителен во всех странах, ратифицировавших Конвенцию, на основании одной заявки, поданной на русском языке в Москву.
В ожидании принятия Конвенции делались практические шаги к установлению единого патентного пространства СНГ. В марте 1995 года в Кишиневе на заседании Межгосударственного совета одобрен проект Межправительственного соглашения о взаимном обеспечении межгосударственных секретов в области промышленной собственности. Этот документ регламентирует порядок сбора и предоставления информации об использовании изобретений и промышленных образцов, обеспечивает права изобретателей из СНГ на получение вознаграждений за использование изобретений и промышленных образцов в каждой из стран Содружества, реализации льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и др.
4.3. Правовая охрана изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов в Российской Федерации
23.09.92 был принят Закон РФ "Патентный закон Российской Федерации" № 3517-1. Он состоит после дополнений и изменений из 9 разделов и 45 статей (см. www.fips.ru).
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: