Система требований к современным программам развития общеобразовательных учреждений (методические рекомендации)
СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННЫМ ПРОГРАММАМ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(методические рекомендации)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3
1.АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………….…..5
1.1. Критерии оценки успешности программ развития общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации Приоритетного Национального проекта «Образование»……………………………………………………….………….…….7 1.2. Критерии отбора учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на оказание государственной поддержки из федерального бюджета……………………….………..………………………………………… .....8
2. СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННЫМ ПРОГРАММАМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ…………….……….………….…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………….…………………………24
БИБЛИОГРАФИЯ…………… ………………………………………………....25
ВВЕДЕНИЕ
Школа выполняет социальный заказ общества. Этот заказ не остается неизменным. Требования к выпускнику школы меняются. Изменения, происшедшие в социально-экономической жизни России в 90-х годах, потребовали переосмысления целей школы. Резко возросло значение правового и экономического сознания; рост национального самосознания народов, населяющих Россию, обусловил необходимость усиления внимания школы к освоению ее выпускниками национальной культуры и формированию ценностного отношения к ней; осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления остро поставили вопрос о формировании экологического сознания учащихся; информатизация всех сфер жизни и деятельности человека потребовала компьютерной подготовки личности и.д.т.
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.
Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием становления и развития общества, экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства.
Учитывая, положения основных документов РФ в сфере образования: Стратегии Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 года, Приоритетного национального проекта «Образование» и др., можно однозначно отметить устойчивую тенденцию поддержки инновационного характера образования. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.
Один из факторов среды, существенно влияющий на перспективы развития школы, — разработка и распространение инноваций. Школа, имеющая хорошую репутацию сегодня, но работающая лишь в режиме функционирования, завтра может оказаться в роли «отстающей». Общеобразовательные учреждения, ориентированные на изменения, инновационность своего функционирования, получают возможности и стимулы для развития. Для эффективности своего развития необходима программа развития общеобразовательному учреждению, которая бы предопределяла перспективу развития отдельно взятой школы, и системы образования в Российской Федерации, в целом. Это одна из основных задач, которая стоит сегодня перед каждой школой, перед каждым ее руководителем и учителем.
Программа развития общеобразовательного учреждения сегодня это сложный, многогранный, системный, комплексный документ, ориентирующий весь педагогический коллектив на совершенствование и развитие как своей профессиональной деятельности, так и развитие школы, а, следовательно, и системы образования в целом. Возможности программы для развития общеобразовательного учреждения достаточно большие, если она актуальна и реальна для данной школы, кроме того, учитывает приоритетные направления развития всей системы образования нашей страны. Далее мы остановимся подробнее на системе требований к программам развития общеобразовательных учреждений.
1. АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В процессе разработки системы требований к современным программам развития общеобразовательных учреждений, мы обратились к тем современным сведениям, которые имеются в практике образования сегодня, по существующим трудностям составления, проблемам, которые осложняют процесс подготовки программы. Основаниями для составления требований явились:
1. Система требований на основании анализа совокупности объективных трудностей оценивания качества образования;
2. Результаты анализа субъективных затруднений директоров школ из семи Федеральных округов РФ (количество директоров общеобразовательных учреждений, принявших участие в опросе 315 человек);
3. На основе анализа критериев отбора программ развития общеобразовательных учреждений, используемых при проведении конкурсов в рамках Приоритетного национального проекта « Образование».
Данные трудности, предлагаемые критерии отбора, позволили нам определить круг требований к современным программам развития, конкретизировать и детализировать требования на основе анализа приоритетных направлений развития системы образования в РФ (Стратегии Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 года, Приоритетного национального проекта «Образование» и др.), литературных источников по данной проблеме.
Остановимся первоначально на тех затруднениях, которые нам удалось выявить в ходе научно-исследовательской деятельности. К числу затруднений можно отнести следующие:
1. Очень сложно отделить результаты образования, достигнутые именно школой, от других образовательных эффектов, влияний, условий жизни.
2. Многие желаемые и реальные результаты образования очень трудно задать и измерить, оценить точно и операционально в силу чрезвычайной динамичности развития детей и недостаточных знаний о возможностях школьников, отсроченности во времени многих результатов образования.
3. Обязательной оценкой качества образования является его экономичность, отсутствие сверхнормативных затрат времени, усилий, ресурсов, хорошего самочувствия всех участников образовательного процесса, удовлетворенности своим трудом (то есть обязательный ответ на вопрос: "Какой ценой?").
4. Весьма некорректными и даже ошибочными могут оказаться попытки сравнивать качество образования разных образовательных учреждений даже одного типа,поскольку каждая школа может находиться в разной стадии своей жизнедеятельности (становление, стабильное функционирование, развитие), у школ могут быть разные стартовые и прочие условия (в одной директор только назначен, в другой - в апогее, в третьей - завершает свою деятельность; в одной школе классы имеют хорошую наполняемость, в другой — переполненные классы и т. д. и т. п.).
5. Организуя и развивая работу школы, необходимо помнить, что параметры, по которым оценивается эта работа на региональном, муниципальном, школьном, учительском и ученическом уровнях, разные и потому не могут быть объектами сравнения непосредственно (необходимы редукционные механизмы, знания корреляционных зависимостей и др.).
1.1. Критерии оценки успешности программ развития общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации Приоритетного Национального проекта « Образование» являются:
• высокое качество результатов обучения и воспитания;
• эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе;
• обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к региональному процент обучающихся, не получивших в Учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и др.);
• продуктивность реализации программы развития Учреждения (достижение целей программы развития образования в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;
• сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления);
• создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
• позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к Учреждению;
• обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении;
• участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;
• создание условий для внеурочной деятельности.
1.2. Критерии отбора учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на оказание государственной поддержки из федерального бюджета:
Высокое качество обучения и воспитания.
1.1.Результативность учебной деятельности обучающихся за три последних года (по результатам итоговой аттестации обучающихся):
% успеваемости и качества обучения в выпускных (4, 9 и 11) классах;
количество и % от общего числа выпускников основной школы, получивших аттестаты особого образца;
количество и % от общего числа выпускников средней школы, награжденных медалями «За особые успехи в учении»;
% успеваемости и качества обучения выпускников средней школы по результатам ЕГЭ (русский язык и математика по 5-балльной шкале);
% выпускников, получивших на итоговой аттестации последнего года в форме ЕГЭ от 80 и более баллов.
1.2.Достижения учащихся (индивидуальные и коллективные) во внеучебной деятельности за 3 последних года (по итогам олимпиад, конкурсов, фестивалей и других мероприятий).
2.Динамика правонарушений за последние 3 года.
3.Участие обучающихся в социальных проектах и достигнутые результаты.
4. Эффективное использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
5. Деятельность учреждения в режиме экспериментальной площадки или школы-лаборатории по внедрению в педагогическую практику современных образовательных технологий и ее результаты.
6. Повышение квалификации педагогических работников за последние 5 лет (% от общего числа с указанием учреждений повышения квалификации объемом не менее 72 часов по каждому году отдельно).
7.Формы и результаты распространения педагогического опыта учреждения в профессиональном сообществе.
8. Достижения педагогического коллектива (индивидуальные и коллективные) по внедрению в практику современных образовательных технологий.
9.Обеспечение доступности качественного образования.
9.1.Предоставление возможности получения образования в различных формах (указать формы по уставу, количество обучающихся и % от общего числа, получающих образование по иным, кроме очной, формам).
9.2. Сохранение контингента обучающихся:
-движение обучающихся за 3 последних года;
-количество обучающихся и % от общего числа, не получивших основное образование до достижения 15-летнего возраста;
-количество выпускников основной школы и % от их общего числа в 8-х классах;
-количество выпускников средней школы и % от их общего числа в 10-х классах.
10.Обеспечение условий для предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старшей школе:
название профилей и % обучающихся от общего числа старшеклассников (10 – 11 классы) по каждому из указанных;
наличие индивидуальных учебных планов для обучающихся;
система элективных и специальных курсов;
договоры с другими учреждениями.
11. Соответствие программы развития учреждения Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.
11.1. Реалистичность предлагаемой программы:
достижение целей и продуктивность реализованных этапов;
актуальность, измеряемость и реалистичность планируемых результатов;
точность и реалистичность финансовых расчетов.
Сочетание принципов единоначалия с демократичностью управления образовательным учреждением:
наличие в структуре управления общеобразовательным учреждением органов соуправления и самоуправления;
многоплановость и эффективность деятельности органов соуправления и самоуправления в учреждении;
демократичность процедуры принятия управленческих решений в учреждении.
Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся и обеспечение условий безопасности в учреждении.
14.Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению:
-результаты экспертных опросов и оценок;
-наличие обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления;
-материалы средств массовой информации об образовательном учреждении за 3 последние года.
-Результаты участия учреждения в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях за последние 3 года.
15. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организация дополнительного образования.
2. СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННЫМ ПРОГРАММАМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Поскольку мы будем говорить о системе требований, важно отметить, что присутствовать в программе развития они должны не фрагментарно, а как можно более полно, только в этом случае учет системы требований дает позитивный результат эффективного развития общеобразовательного учреждения.
Итогом анализа выявленных затруднений стала система требований к современным программам развития общеобразовательных учреждений.
Перейдем к системе требований к современным программа развития общеобразовательных учреждений.
Первым шагом на пути к определению целей развития школы и способов их достижения должен стать анализ ее состояния, ориентированный на выявление и оценку проблем. Такой анализ должен ответить на вопрос. "Что требуется изменить, чтобы школа в будущем могла работать лучше, чем в настоящем? Анализ состояния общеобразовательное учреждения должен основываться не только на положительных моментах, но и раскрывать основные проблемы, которые существуют в данном образовательном учреждении. Выявить проблему — значит обнаружить несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и осознать невозможность устранить это рассогласование посредством уже известных способов.
При системном подходе к развитию требуемое — это качественно новая школа, у которой будут другие результаты на выходе, другие образовательные программы, технология и организация образовательного процесса, другие условия на входе. Это, конечно, не означает, что желаемая школа во всем отличается от существующей. Какие-то компоненты действующей школы сохранятся и в будущем, но в целом желаемая школа и действующая школа качественно различны. В отличие от постановки частных проблем, определить проблему как систему — значит зафиксировать различия между желаемой школой и существующей как целостными системами.
При системном определении проблемы все частные проблемы, выявляемые как несоответствие каких-то компонентов желаемой и существующей систем, оказываются соединенными в целостную структуру, те определяются как части системы. Это означает, что несоответствие фактических результатов школы желаемым связывается с несоответствием характеристик фактического образовательного процесса и желаемого, а оно, в свою очередь, с несоответствием имеющихся и требуемых условий на входе.
Проблемно-ориентированный анализ, должен выявить проблемы школы, решение которых позволит повысить результаты ее работы. Это означает, что в процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:
• что не удовлетворяет в результатах на выходе школы;
• какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов,
• что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и других условиях, чтобы снять имеющиеся ограничения.
На этом этапе анализа должны быть сделаны выводы о том, что не удовлетворяет в результатах работы школы. Эти выводы зависят от того, как оцениваются достигнутые результаты и какие новые требования к ним предъявляются. Осмысление требований к результатам работы школы в будущем имеет важнейшее значение не только для анализа, но и для всех этапов разработки программы развития в целом. Требования к результатам, которые руководство школы определит как желаемые в будущем должны соответствовать объективным требованиям, которые в этом будущем (когда сегодняшние учащиеся покинут школу) будут предъявляться обществом. Иначе говоря, желаемые результаты должны соответствовать изменениям в социальном заказе.
Под социальным заказом, в данном случае, понимается совокупность явно или неявно предъявляемых извне требований к результатам работы школы, удовлетворение которых необходимо для эффективного включения ее выпускников в различные сферы жизни общества.
Одним из компонентов социального заказа, обязательного для школы, являются государственные стандарты образования. Но, кроме того, разные требования к школе идут из сфер высшего образования, производства, правозащитной сферы, семьи армии, здравоохранения, культуры и др. Они могут противоречить друг другу удовлетворить их все конкретная школа не в состоянии и поэтому она должна принимать лишь какую-то их часть Например, если школа ориентирована на гуманитарное гимназическое образование, то для нее приоритетными становятся требования, идущие от высшего образования. Если же школа ориентирована на работу с детьми разных категорий, в том числе и с отклонениями в развитии, то она должна иметь дифференцированный образ желаемого результата для разных групп выпускников.
После того, как образ желаемого результата сформирован, необходимо оценить реально достигнутые результаты. Сегодня, к сожалению очень мало стандартизированных и надежных методов диагностики результатов образования.
В результате сопоставления желаемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия (признаваемые разработчиками программы, как требующие устранения), и тем самым определяется совокупность проблем, подлежащих решению.
Чтобы поиск решения проблем был эффективным, нужно понять, почему достигаемые результаты не соответствуют желаемым. Непосредственно на результаты воздействовать нельзя. Изменять их можно только опосредованно, через изменения в содержании, технологии или организации учебно-воспитательного процесса.
Поэтому нужно выяснить, какие факторы, связанные с характером учебно-воспитательного процесса, ограничивают достижение более высоких результатов образования.
Наиболее просто выявить недостатки учебно-воспитательного процесса в таких случаях, когда, например, при анализе результатов установлено, что выпускники не получают необходимой экономической подготовки и это связано с тем, что в учебном плане нет соответствующего курса.
Точно так же, если в качестве желаемого результата была установлена необходимость углубленного изучения каких-то предметов, а в учебном плане это не предусматривалось, то здесь ограничение очевидно. Значительно сложнее искать причины в таких случаях, когда, например, обнаруживается, что у значительной части выпускников начальной школы низкая мотивация к обучению. Здесь нужен глубокий педагогический анализ и содержания, и технологии, и организации обучения.
Недостатки учебно-воспитательного процесса также должны определяться через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть, с оценкой степени этого несоответствия и степени его влияния на конечные результаты образования.
На выходе этого этапа анализа должны быть сделаны выводы двух типов:
• что сегодня не делается из того, что нужно (например, требуется обеспечить освоение нового содержания по курсам экономики, экологии, основ семейных отношений):
• что делается не так, как нужно (например, по таким-то предметам не удовлетворяет содержание образования, по таким-то курсам методика преподавания не обеспечивает удовлетворительного уровня их освоения, между такими-то предметами должны быть установлены необходимые, но отсутствующие связи).
Чтобы изменять содержание, технологию и организацию учебно-воспитательного процесса, нужно знать, что этому может препятствовать. Например, желание руководства ввести новые курсы может сталкиваться с опасностью перегрузки учащихся, отсутствием подготовленных преподавателей, отсутствием программно-методического обеспечения или необходимой материально-технической базы. Причинами того, что что-то делается не так, как требуется, может быть, недостаточная квалификация части учителей, нежелание других осваивать новые технологии, слабая заинтересованность учителей в результатах труда и повышении квалификации, их перегруженность, слабая информированность о новых программах и методах, недостаток или отсутствие материально-технического обеспечения и др.
Для каждого выявленного ранее недостатка учебно-воспитательного процесса должен быть выделен перечень основных факторов, порождающих этот недостаток и могущих препятствовать его устранению.
После того, как руководство школы определило, что не удовлетворяет в ее сегодняшнем состоянии, нужно ответить на вопрос: "Какой мы хотели бы видеть школу в будущем". Этот образ желаемого состояния школы, представленный в знаково-символической форме (в виде схем, графиков.), называют проектом желаемого будущего.
Проект может быть разработан с разной степенью детальности. На первом шаге его разработки он должен быть, описан в наиболее общем виде и отражать основные моменты желаемого будущего. Прежде всего, в нем должен быть представлен общий замысел обновленной школы, ее концепция. Такой обобщенный, еще не разработанный в деталях проект называют концептуальным. Назначение этого проекта состоит в том, чтобы дать основные ориентиры для поиска возможностей его реализации и дальнейшей детализации. Концептуальный проект образовательного учреждения должен отвечать на следующие вопросы:
• какие изменения потребуются в учебном плане;
• какие развивающие технологии, на каких ступенях образования будут использоваться;
• какие потребуются кадровые изменения;
• какие потребуются изменения в материально-технической базе и др.
В результате разработки концептуального проекта должно быть получено описание обновленной школы, содержащее следующие компоненты:
• структура школы в будущем по ступеням образования
• новый учебный план,
• новые или модифицированные учебные программы,
• организация учебно-воспитательного процесса (особо оговариваются выделяются новые подходы, идеи структуры, способы).
• характеристика (описание) новых технологий, методик механизмов обучения, воспитания и развития, учащихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования,
• характеристика нового содержания, структуры, организации внеурочной внеклассной внешкольной воспитательной работы.
Основные требования к концептуальному проекту
•актуальность то есть соответствие будущим образовательным потребностям,
• реалистичность, то есть соответствие имеющимся или прогнозируемым возможностям школы,
• системность, то есть полнота компонентов, из которых будет состоять новая школа и скоординированность связей между ними.
Построение образа желаемого будущего школы начинается с определения того контингента учащихся, на удовлетворение образовательных потребностей которого будет работать школа. В результате выполнения этого шага будет уточнена «миссия» школы, то есть та часть общего социального заказа к образованию, на выполнение которого она ориентируется. Будет ли это обычная общеобразовательная школа, но предлагающая более широкий, чем раньше, комплекс образовательных услуг, или за счет освоения новых технологий обеспечивающая более высокое качество образования, или это будет гимназия, или лицей.
При определении миссии руководство школы обязательно должно исходить из учета ее сильных и слабых сторон Движение в будущее должно базироваться на использовании именно сильных сторон школы и прежде всего — ее коллектива.
Когда миссия уточнена нужно обратиться к результатам проблемно-ориентированного анализа и выделить те проблемы, которые потребуется решить для ее осуществления.
Далее, под каждую проблему подбирается комплекс идей (возможных способов) ее решения, а из них выбирают наиболее эффективные и реализуемые (с точки зрения условий). Прежде всего, должны входить осуществлены поиск и оценка идей изменения содержания организации и технологии учебно-воспитательного процесса, которые обеспечат решение выявленных в анализе проблем. Не все существующие идеи могут оказаться приемлемыми поэтому необходимо выбирать из них пригодные для реализации в условиях данной школы.
Следующая составляющая в системе требований связана с организационными моментами функционирования школы.
Так как, понимая, как связаны между собой состав решаемых задач управления и способы их решения можно определить, какой подход к инновационной деятельности реализуется в той или иной школе, для этого нужно оценить:
- в какой мере и как педагогический коллектив может влиять на решения, касающиеся целей и планов развития школы, выступают ли рядовые учителя только в роли тех, кто одобряет разработанные наверху решения и должен исполнять их, или они реально участвуют в разработке этих решений и могут влиять на их содержание;
- существует ли прогноз изменений условий деятельности школы и требований к ней в перспективе;
- существует ли четкая, понятная всем и поддающаяся контролю общая цель развития школы и такие же цели каждого планируемого нововведения в ней, согласованы ли между собой частные цели, что есть обоснованная уверенность в случае их достижения будет достигнута и общая цель;
- существуют ли детальные планы реализации каждого нововведения, скоординированные между собой по срокам и месту; определены ли в этих планах контролируемые промежуточные результаты, позволяющие выявлять отклонения от желаемого хода работ;
- осуществляется ли периодически сбор информации о реальном состоянии работ по освоению новшеств; получают ли ее руководители; является ли периодичность контроля достаточной для своевременного обнаружения возможных сбоев?
Ответ на первое, выделенное нами, положение позволяет говорить о демократическом или административном подходе к управлению.
Ответ на второй тезис, нужен для различения системного и несистемного подходов. Там, где нет прогноза, управление не может быть системным. Но наличие прогноза еще не делает подход к управлению системным.
Ответ на третий пункт дает возможность сделать окончательный вывод о системной или несистемной ориентации управления. И, кроме того, говорит о целевом или нецелевом характере управления.
В зависимости от ответа на четвертое положение делается вывод об ориентации на реактивное или опережающее управление. Там, где нет запланированных промежуточных результатов (контрольных точек), не может быть и опережающего управления. Но контрольные точки нужны, если механизм контроля реально отслеживает по ним ход работ.
Ответ на пятый тезис позволяет сделать окончательный вывод о том, реализуется в данной системе управления принцип опережающего или реактивного управления.
Актуальность программы развития общеобразовательного учреждения
Следующая группа требований (вторая), связана с определением актуальных проблем для конкретной школы. При этом необходимо, чтобы проблемы выделялись и оценивались не только исходя из существующих в данный момент требований и условий, но и исходя из прогноза их изменения. Для определения актуальных проблем, необходимо опираться на приоритетные направления в сфере образования, которые выделены на государственном уровне, затем на региональном и муниципальном. Изучать нормативно-правовую базу системы образования и анализировать достижения педагогики и психологии.
Третья группа современных требований к программам развития общеобразовательных учреждений связана с постановкой целей программы, необходимо достижение определенного качества поставленных целей. Здесь наиболее важны две характеристики:
• рациональность выбора общей и частных целей развития (целей освоения отдельных нововведений),
• интегрированность целей.
Цели программ развития общеобразовательных учреждений
Постановка целей, максимально соответствующих возможностям решения актуальных проблем развития школы, означает, что любые другие цели дадут меньший полезный эффект (с точки зрения повышения качества образования). Такое утверждение может обосновываться по-разному: ссылками на интуицию, на прошлый опыт, на мнение экспертов или посредством логических выводов и расчетов. Чем в большей степени утверждение о том, что планируемые результаты максимально возможны, обосновывается интуицией, тем менее оно надежно, и тем менее выбор целей рационален. Чтобы быть достаточно обоснованным, это утверждение должно опираться не только на интуицию, но и на логические выводы.
Всякая единичная цель должна обладать пятью основными свойствами
1. Полноты содержания, т е определенности всех характеристик результата существенных для его максимального соответствия потребности
2. Операциональности определения ожидаемого результата (контролируемости);
3. Временной определенности,
4. Реалистичности (соответствия возможности)
5.Побудительности (соответствия мотивам субъекта деятельности. Осуществление нововведений, улучшающих результаты в каких-то звеньях учебно-воспитательного процесса вовсе не обязательно приведет к улучшению конечных результатов работы школы. Сумма частных полезных эффектов может дать нулевой или даже отрицательный эффект. Цели освоения частных нововведений всегда должны быть согласованы с общей целью развития и другими частными целями. Так называемая "дивергенция целей", то есть разделение частных целей, их независимое существование — один из самых распространенных недостатков в школьных программах развития.
С реальностью достижения целей программы развития школы будет связана степень реальных достижений и соответствие их поставленным целям. Степень соответствия должна быть как можно более большой, поскольку цели для того и поставлены, что бы их достижение произошло в ходе инновационной деятельности образовательного учреждения. Формулировки типа «обеспечить удовлетворение возрастающих потребностей», «повысить социальную активность», «повысить качество образования» — это примеры плохо определенных целей — псевдоцелей.
Каждое нововведение, предусматриваемое программой, имеет свой ожидаемый результат. Но это промежуточные, частные результаты. Вся совокупность нововведений должна в конечном итоге приводить к изменениям в качестве образования. Поэтому цели программы должны определяться как ожидаемые изменения в конечных результатах образования на каждой образовательной ступени. Это предполагает формирование "модели выпускника будущего" для начальной, основной и старшей школы Такая модель будет различной для школ разных типов и разных возможностей
При разработке программы развития школы после определения стратегии должны быть сформулированы цели первого этапа движения к будущему Процедура определения целей осуществляется путем прогнозирования результатов на выходе школы и на выходе каждой ее ступени после реализации предусмотренных первым «этапом преобразований изменений».
Реалистичность планов развития общеобразовательных учреждений
Из предыдущего пункта логично вытекает следующее требование к программа развития общеобразовательных учреждений–это реалистичность планов. Чтобы быть реалистичными, планы достижения целей должны быть сбалансированы по ресурсам, то есть намеченные в них мероприятия должны быть ресурсно и, прежде всего, финансово обеспечены. Здесь так же, как и в случае с рациональностью выбора целей, утверждения об обеспеченности намеченных мероприятий необходимыми ресурсами должны быть логически обоснованными.
Контроль за реализацией программы
Не менее важным требованием является заинтересованность педагогического коллектива в освоении нововведений и контролируемость инновационных процессов.
Условие заинтересованности исполнителей сегодня не выполняется, пожалуй, чаще других. Во-первых, материальное стимулирование за инновационную деятельность началось достаточно недавно (2000 – е годы). Во-вторых, пока еще слабо разработаны методы включения иных, нежели материальный, мотивов побуждения активности (успеха признания, самооценки, самореализации), а многие руководители не владеют уже разработанными методами мотивации. В то же время, часто используемое административное принуждение не приводит к желаемым результатам. Если в школе не созданы условия, мотивирующие учителей на поиск и освоение новшеств, развитие не будет эффективным и любая программа развития не получит своего реального воплощения в практическую жизнь.
Чтобы руководство школы могло принимать своевременные решения при осуществлении планов, связанных с развитием, оно должно периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать его с тем, что должно быть. Для этого, во-первых, планы освоения новшеств в должны иметь промежуточные «контрольные точки», то есть промежуточные результаты, определенные так, чтобы можно было оценить, достигнуты или не достигнуты, промежуточные цели. Во-вторых, механизм контроля должен обеспечивать выявление отклонений реальных промежуточных результатов от ожидаемых в тот момент или даже до того как они возникли. Таким образом, механизм контроля должен быть чувствителен к сбоям.
Моделирования процесса развития общеобразовательного учреждения
Моделирование процесса развития общеобразовательной школы, следующее требование к современной программе развития общеобразовательного учреждения.
Программа развития школы по своему смыслу определяет исходное состояние школы; образ желаемого будущего; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему, к достигаемым целям. Поэтому необходимо составить модель (умозрительный образ) проистекающего процесса. Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата. Не менее важно что, благодаря программе, и в частности модели, не только руководитель но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе что от них ждут и что произойдет если они не обеспечат своевременного решения своих частных.
Таким образом, составленная модель процесса реализации программы развития общеобразовательного учреждения, позволит ориентироваться всему педагогическому коллективу в направлениях и перспективах деятельности. Модель должна включать в себя следующие блоки: целевой( формулировка главной и промежуточных целей реализации программы); содержательный блок ( формы, методы, средства достижения намеченных результатов); прогностический блок ( какой прогноз ожидается в ходе реализации программы развития общеобразовательного учреждения, что повлечет за собой реализация этапов и в целом всех целей; какой будет получен эффект, для всех без исключения, участников образовательного процесса); результативный блок (показаны реальные достижения, которые необходимо отследить и зафиксировать в процессе решения всех задач, а так же окончательный результат реализации программы). Каждый блок модели описывается отдельно, а затем во взаимодействии с другими. Моделирование сложный процесс, но он важен и необходим, т.е. ходом его, возможно увидеть и реальность целей, и прогноз результатов и содержательное наполнение процесса развития.
Прогноз возможностей программы развития
Говоря о моделировании процесса развития общеобразовательного учреждения, мы затронули прогностический блок модели и прогноз результатов развития школы. Прогностичность программы развития - это следующее современное требование к программам развития общеобразовательных учреждений.
Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к школе и изменения в условиях ее деятельности, то есть способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться. Прогноз результатов должен обязательно представляться в программе в виде этапов или периодов, т.е. планируемые достижения в ходе выполнения промежуточных целей и окончательных. Степень достижения целей должна быть максимально возможной. Процесс прогноза даст возможность еще раз продумать реальность, актуальность, целесообразность намеченных целей, а так же будет служить мотивационным стимулом для исполнителей.
Отсутствие у программы детального прогноза, будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами.
Технологии реализации программ
Как и любой продукт, программу развития школы можно разрабатывать по разным технологиям. В конечном итоге важно позволяет ли данная технология получить программу с необходимыми качествами и какие усилия (затраты) требуются на ее реализацию. Технология реализации программы должна быть составлена с учетом цели, на основе заранее прогнозируемых положительных результатов, должна быть осуществимой, содержать возможности для своего « тиражирования» в массовую практику общего образования. Составление технологии для реализации программы развития общеобразовательного учреждения это также одно из основных требований к современным программам развития общеобразовательных школ. В совокупности с моделью реализации программы технология дает конкретность в ее реализации. Последняя должна включать в себя:
1) проблемный анализ состояния школы;
2) формирование концепции новой школы;
3) разработка стратегии, основных направлении и задач перехода к новой школе;
4) формирование целей первого этапа построения новой школы;
5) формирование плана действий.
Реальный процесс разработки программы должен проходить все эти этапы, но он, конечно же. не может быть однонаправленным Разработчики программы неизбежно будут вынуждены возвращаться к предыдущим этапам, корректируя полученные ранее результаты. Иначе говоря, структура реального процесса разработки программы, в отличие от его логической структуры, будет носить интеративный характер.
Требования к плану реализации программы развития
Для реализации программы развития общеобразовательного учреждения должен быть составлен план. Рассмотрим, каким требованиям должен отвечать план реализации программы развития общеобразовательного учреждения.
План — это совокупность действий и связей между ними, реализация которых позволит достичь желаемого будущего. Это модель того процесса, который позволит перейти от того, что есть, к тому, что требуется.
Чтобы реализовать свое назначение, план должен содержать все необходимые и достаточные действия для осуществления желаемых изменений скоординированные между собой в пространстве и времени и обеспеченные ресурсами. План должен быть полным и реалистичным. Он должен определять промежуточные результаты, чтобы обеспечивать возможность опережающего управления. План мероприятий в котором сроки их окончания отстоят от сроков начала на один или более лет и не содержащий промежуточных результатов, не обеспечивает возможности эффективного управления реализацией программы. Как правило, дефекты плана оказываются причиной того, что программы не приводят к достижению желаемых результатов. Основные недостатки традиционных "планов мероприятий" состоят в том что они не имеют четко поставленных (контролируемых) целей мероприятий, не обеспечивают полноты состава действий необходимых для достижения целей, и, что особенно часто, не фиксируют связи между мероприятиями. Но без связей план представляет собой простую сумму некоординированных действий
Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:
• полноты состава действий (он должен содержать все необходимые и достаточные для достижения поставленных целей действия),
• целостности, скоординированности (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам),
• сбалансированности по всем ресурсам (кадровым, научно-меодическим материально-техническим, но прежде всего по финансовым);
• контролируемости (определяется операциональностью промежуточных целей);
• чувствительности к сбоям.
Целевая программа предполагает реализацию на каждом этапе множества нововведений. Если для каждого из них определен состав действий необходимых для его осуществления, построен график и определены реалистичные сроки начала и окончания то может быть построен укрупненный план-график реализации программы, в котором каждое нововведение будет представлено как одно действие. Поскольку часто нововведения на разных ступенях образования в динамике слабо связаны между собой целесообразно строить отдельные планы-графики изменений для каждой ступени школы начальной, основной и старшей. Даже если и будут существовать какие-то связи между изменениями на этих ступенях, то их не сложно будет учесть
Наличие укрупненных планов-графиков нововведений на ступенях образования и планов-графиков реализации каждого нововведения даст возможность эффективно контролировать ход реализации программы на разных уровнях управления, ею. Чтобы разработанная программа развития школы не оказалась, как это нередко случается, изложением благих намерений необходимо реализовать функции организации, руководства и контроля ее выполнения.
Организационная структура реализации программы развития может строиться двумя основными способами
Первый из них предусматривает использование действующей в школе структуры управления. В этом варианте действующим структурным подразделениям, наряду с выполнением функций по обеспечению учебно-воспитательного процесса, устанавливаются задания, связанные с выполнением различных частей программы развития. Этот вариант привычен, но он имеет существенные недостатки. По своему типу большинство действующих в школах организационных структур являются линейно-функциональными. Структуры такого типа достаточно хорошо могут работать в стабильных условиях, когда горизонтальные связи отлаживаются с течением времени, и не возникает больших проблем с их координацией. Но, в нестабильных условиях, а также при решении нестандартных задач когда нужно устанавливать новые горизонтальные связи чтобы обеспечить согласованность действий разных функциональных подразделений линейно-функциональные структуры работают плохо. Вся тяжесть выполнения функций координации ложится на руководителей верхнего уровня и они оказываются перегруженными решением вопросов согласования взаимодействия подразделений
Во втором варианте для управления реализацией программы создается специальная целевая структура, которая действует параллельно с линейно-функциональной но в отличие от нее, имеет временный характер. Общее руководство работами по программе осуществляет Совет по развитию школы возглавляемый ее директором либо его заместителем.
Каждой подпрограммой руководит соответствующий целевой руководитель (координатор), который самостоятельно принимает решения по подпрограмме, если они не затрагивают связей с другими подпрограммами или не требуют корректировки выходных параметров подпрограммы. Целевой руководитель также не принимает, каких-либо решений относительно исполнителей мероприятий подпрограммы. Эти решения принимаются руководителями подразделений, участвующих в выполнении подпрограммы.
Ответственные исполнители работ составляют нижний уровень руководства программой. Они принимают решения только по содержанию той части подпрограммы, за которую отвечают.
Совет по развитию школы, целевые руководители и ответственные исполнители работ образуют целевую структуру управления программой
Основные задачи, решаемые в процессе руководства программой, постановка целей перед исполнителями и их мотивация.
Для успешной реализации программы необходимо обеспечить, чтобы все ее участники четко знали, какие результаты и к какому сроку они должны получить, и были психологически готовы прикладывать усилия, чтобы получить требуемые результаты.
Часто, выдавая задания подчиненным, руководители делают это, формально считая что, если человек работает в школе, то он должен действовать в ее интересах. Но, как об этом уже неоднократно говорилось ранее, это ошибочная установка. Выдавая, задание подчиненным руководитель должен убедиться что они:
• хорошо понимают, каких результатов от них ждут
• уверены что смогут получить эти результаты
• видят позитивные последствия для себя от участия в программе и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия (дополнительное напряжение, риск неудачи и др.)
Если исполнитель сомневается в том, что он сможет выполнить задание в срок, руководитель не должен прибегать к приказу, а должен понять его сомнения и снять их. При, этом он не должен стремиться навязать исполнителю свое мнение, а постараться сначала понять причины, порождающие разногласия. Обсуждая, с исполнителем, предлагаемое ему задание руководитель должен обязательно выяснить, от кого и что он ждет, чтобы их реализовать, поскольку нужно будет контролировать и координировать эти связи.
Огромное значение для успеха в реализации программы, имеет мотивация исполнителей. Мотивация участия в развитии начинается уже на стадии разработки программы. Если программу разрабатывают только директор школы и его заместители, а учителя не включены в этот процесс, то тем самым сделан серьезный шаг к снижению мотивации профессиональной деятельности коллектива. Цели, в формировании которых человек не участвовал, — это не его цели. Поэтому в дальнейшем не следует удивляться пассивности коллектива. Эту пассивность порождают своими действиями сами руководители.
Руководители школ, в большинстве случаев, имеют незначительные возможности для материального стимулирования участия в инновационной деятельности и слабо используют существующие возможности для включения «нематериальных» стимулов.
Один из главных факторов, негативно влияющих на мотивацию участия учителей в инновационной деятельности — их неуверенность в успехе и боязнь неудачи. Здесь важно, чтобы задачи которые ставятся перед учителями. Были напряженными, но посильными и они понимали это.
Руководство школы, ориентированное на ее развитие, должно особенно тщательно прорабатывать вопросы создания благоприятной мотивационной среды инновационной деятельности.
Успешность всякого управления, в том числе и реализации программы развития школы, во многом зависит от качества контроля. Как бы хорошо ни была проработана программа, в ходе ее выполнения будут возникать ситуации сбоев, то есть отклонений от намеченного хода работ. Сбои необходимо своевременно выявлять и вырабатывать решения по их устранению. Программа создает необходимые предпосылки для этого.
Но, помимо самой программы, нужен еще механизм контроля.
специальный бланк запроса о состоянии работ по подпрограмме ответственным исполнителям работ. Ответственные исполнители отмечают в бланке запроса те работы ход выполнения, которых соответствует программе, а по тем работам, где произошли сбои, указывают их причину.
В конце каждого года целевые руководители (координаторы подпрограмм) готовят отчеты о ходе работ по программе, которые обсуждаются Советом по развитию школы.
Периодичность таких совещаний устанавливается директором школы. Во время совещаний их участники докладывают о состоянии дел по тем работам, за выполнение которых они несут ответственность Основное, на что нужно обращать внимание руководителям совещаний, — это краткость, информативность и нацеленность докладов на будущее.
Отчеты участников совещаний должны содержать:
• информацию о том, какие работы должны были быть завершены со времени предыдущего совещания, и какие из них завершены реально:
• ожидаемые сроки выполнения не завершенных своевременно работ:
• предложения по ускорению работ (какие решения и от кого требуется).
• прогноз сроков завершения ведущихся работ (ожидается ли jx завершение в сроки установленные в программе, или же по каким-то работам уже возникло напряженное положение).
Наряду с периодическим контролем руководители подпрограмм и ответственные исполнители работ могут осуществлять контроль по мере необходимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве общего резюме хотелось бы перечислить те основные направления деятельности, на которые должна быть сориентирована современная программа развития общеобразовательного учреждения.
Первостепенное значение имеет направление деятельности – личностные достижения учеников, куда включаются все без исключения достижения в направлении развития личности, уровня воспитанности, обученности, физического и психического здоровья.
Следующее направление – это качество управления школой. В данное направление необходимо включать элементы самоуправления образовательным учреждением.
Информатизация образовательного процесса – как и насколько используются возможности новых информационных технологий в процессе обучения, воспитания, развития личности и одновременно в процессе управления школой.
Расширение и сохранение материально-технической базы, привлечение средств на развитие педагогов и учащихся, это следующее приоритетное направление, которое должно обязательно найти свое отражение в программе развития общеобразовательного учреждения.
Совершенствование качества учебных планов и учебных программ образовательного учреждения, которое должно быть так же обязательным и перманентным направлением деятельности школы.
Развитие культуры образовательного учреждения и совершенствование психологического климата в нем.
Вот основные направления, на которые должен ориентироваться руководитель образовательного учреждения, намечая план развития школы, программу развития своего учреждения.
В зависимости от своих внутренних возможностей и качества управления их использованием, школа может выполнять свою образовательную функцию на более или менее высоком уровне Но даже тогда, когда она делает это лучше многих других ее руководители не должны удовлетворяться этим То, что сегодня хорошо, завтра будет удовлетворительным а послезавтра — плохим.
Чтобы не отставать от времени, не говоря уже о том, чтобы опережать его, школа должна качественно изменяться. Это значит, что в ней должны вводиться какие-то новшества, осуществляться инновации.
Библиография
Болотов В.А. Аттестация и оценка качества работы образовательных учреждений в Российской Федерации //Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. - СПб., 1998. - С. 13-17.
Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы: - М.: Педагогический поиск, 2000. - 160с.
Внутришкольное управление: единая система контроля, аттестации и повышения профессионального уровня учителя //Народное образование. – 2004.- № 4.- С. 92-103.
Воронина Г. А. Качественная оценка образовательного процесса: критерии и способы ее применения //Директор школы. - 2005. - N 1. - С. 59-62.
Ерофеева Н.Ю. Аттестация руководящих кадров системы образования //Завуч. - 2000. - № 8.-С.45-76.
Ефремов К. Психологические аспекты экспертизы образовательных программ //Народное образование. - 2006. - N 2. - С. 99-106.
Кларина Л. Инновационная деятельность: становление, развитие, критерии эффективности //Директор школы. - 2001. - № 10.-С.72-79.
Климин С. О документах, регламентирующих контроль за воспитанием в образовательных учреждениях //Воспитание школьников. - 2004. -N3.-C. 10-13.
Кучер С. Н. Аттестационная экспертиза в общеобразовательном учреждении: проблема оценки качества подготовки выпускников //Школьные технологии. - 2004. - N 1. - С. 103-109.
Кучеренко Е. Критерии оценки уровня обученности и качества знаний // Директор школы. - 2004. - N 7. - С. 41-45.
Либерман А. Особенности подростков и реалии дня сегодняшнего: анализ программ воспитания //Директор школы. - 2005. - N 7. - С. 69-75.
Литвиненко Н. О критериях успешности обучения //Искусство в школе. - 2005. - N 6. - С. 32-39.
Лукьянова М. Удовлетворенность образовательным процессом как критерий деятельности школы //Народное образование. - 2003. - N 8. - С. 177-186.
Мирошниченко Л.А. Информационно-аналитическое обеспечение управления образованием // Мирошниченко Л.А.Управление педагогическими системами.- Магнитогорск, 2000. - Тема 6.-С.99-119.
Михайлычев Е. А. Методики управленческой и организационно-методической диагностики //Школьные технологии. - 2003. - № 2. - С. 191-201.
Новейший философский словарь.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.- 1280 с.
Осмоловская И. Качество образования: критерии и показатели конкретной школы //Директор школы. - 2005. - N 3. - С. 25-31.
Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса //Воспитание школьников. - 2006. - N 1. - С. 33-36.
Панов В.И. К проблеме психолого - педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения //Психологическая наука и образование. 2001. - N 2. - С. 14 - 20.
Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич.- Мн.: Современное слово, 2005.- 720 с.
Поташник М. Программа развития школы, достойная бюджетного гранта //Народное образование. - 2005. - N 8. - С. 73-89.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 5 О НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. М.: Педагогическое общество России, 1999. -383с.
Ступницкая М. А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды //Школа здоровья. - 2003. - № 3. - С. 37-40.
Управление качеством образования /Под ред. М.М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 448 с.
Харисов Т. Б. Единая система повышения профессиональной подготовки учителя //Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С. 69-81
Черникова Т. В. Деловая игра (мозговой штурм) Внешняя и внутренняя оценка школы: согласование критериев //Образование в современной школе. - 2004. - № 12. - С. 43-48.
Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. - М.: Пед.об-во России, 2000. – 316 с.
Шнейдер М. Я. Оценка качества образования в школах Международного бакалавриата //Вопросы образования. - 2005. - N 1. - С. 199-225.
Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности //Директор школы. - 2003. - № 6. - С. 27-36.
Ярулов А. А. Критериально-ориентированная диагностика в школе //Педагогическая диагностика. - 2005. - N 3. - С. 30-55.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: