Система воспитательной работы школы залог успешного духовно-нравственного развития учащихся
Система воспитательной работы школы – залог успешного духовно-нравственного развития учащихся
Олейникова А.В.,
Зам.директора по ВР
МБОУ СОШ №9
г.Кумертау
Общество хочет видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, ответственным за судьбу страны. Общество должно направить свои усилия, свою поддержку детям, передать им колоссальный духовно-нравственный опыт, накопленный веками. Только тогда мы будем уверены в завтрашнем дне страны. Поэтому в Закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, что основная задача образования – это формирование духовно-нравственной личности.
Нашей школе 50 лет. Особое внимание педагогический коллектив уделяет гармоничному развитию личности, как в интеллектуальном, так и в физическом, эстетическом и духовном плане. Для этого в школе созданы все условия: работает множество кружков и спортивно-оздоровительных секций, успешно внедряются новые прогрессивные образовательные методики. Мы воспитываем поколение завтрашнего дня – интеллектуально развитых, здоровых и социально активных людей.
Воспитательная работа педагогического коллектива школы строится согласно республиканских и городских программ, а так же школьных - «От равного к равному», «Здоровое поколение», «Лидер».
Большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию обучающихся. Работа по военно-патриотическому воспитанию в школе ведется на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», в которой определены основные направления в системе патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.
В рамках реализации государственной программы составлены и реализованы: план по военно-патриотическому воспитанию обучающихся на 2011-2012 уч.год; план к 67-летию Великой Победы в Отечественной войне 1941- 1945 г.г.; план мероприятий, посвященных 200-летию Великой Отечественной войне 1812 года; план мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества.
Используются следующие формы и методы работы: система учебных занятий; беседы, доклады, исследовательские работы; литературно-художественные гостиные; различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности; туристко-краеведчекая работа; празднование историко-юбилейных дат; встречи и чествование ветеранов.
В школе действует военно-патриотический клуб «Альфа», где учащиеся в свободное от занятий время совершенствуют знания в области безопасности жизнидеятельности и основ военной службы. Воспитанники с большим интересом и азартом участвуют в соревнованиях, показывая хорошие результаты в разборке и сборке автомата, общей физической подготовке, оказании первой медицинской помощи, изучают основы военной службы, ведут пропаганду здорового образа жизни. Ребята, занимаясь и тренируясь в команде, получают огромный опыт, приобретают знания, становятся сплоченным коллективом, дисциплинированными, ответственными за свои действия, всесторонне развиваются и служат примером для подражания у младших школьников.
Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении – формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих. В рамках реализации «Программы развития МОУ СОШ №9 на 2011-2015гг.» с целью изучения и внедрения новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающего формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса коллектив школы продолжил работу по программе «Наши дети – будущее России». Второй проект программы «Здоровое поколение». Главная цель проекта - повышение мотивации учителей к внедрению здоровьеразвивающей педагогики, а школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих. Проект предлагает педагогическому сообществу целый арсенал адекватных образовательно-воспитательных технологий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Проект – это также системная профилактика асоциального поведения и вредных привычек, дающая реальную возможность педагогическими средствами добиться более гармоничного развития юной личности. В этом учебном году были реализованы все модули программы
В школе активно действует спортивный клуб «Альтаир». Организованы 4 группы детей по двум игровым видам спорта: баскетбол и волейбол; группа легкой атлетики и аэробики. Свое мастерство и выносливость ребята демонстрируют на городских соревнованиях.
В школе ведется работа по вовлечению учащихся в спортивные секции и кружки. Основная масса детей и подростков посещает кружки и секции в школе и в городских учреждениях дополнительного образования. Организованно посещают кружки в ЦДТ 1а кл., 2а,б кл., 3а,б кл., 4а,б классы. Школьные кружки и секции посещает 464 обучающихся; городские учреждения дополнительного образования – 323 обучающихся; 22 обучающихся кружки и секции не посещают; 203 подростка посещают по два кружка. Низкая посещаемость кружков в 7б кл., 9б кл., 10кл.
В рамках реализации Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, республиканской целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2006-2010 гг., «Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории городского округа город Кумертау на 2010-2014 годы»и др. функционирует волонтёрская группа «Сила», которая насчитывает 15 учащихся. Девиз команды: «Главный рекорд жизни – здоровье!». Деятельность волонтёрской группы «Сила» строится в соответствии с программой добровольческого движения «От равного – к равному», целью которой является пропаганда здорового образа жизни и воспитание активной жизненной позиции подрастающего поколения. В текущем учебном году волонтёры - участники мероприятий, проходящих в школе на Неделе здоровья под девизом «Башкортостан – наш общий дом!»; участники городского фестиваля волонтерских групп «Мы вместе!», организаторы школьнах акций «Быть здоровым – это модно!», участники трудовой экологической акции «Чистая школа». С целью более активного вовлечения учащихся школы в проведении антиалкогольных и антинаркотических мероприятий, пропаганды здорового образа жизни среди подростков создан общественный наркологический пост. С детьми замеченными в употреблении алкогольных и токсических веществ проводится индивидуальная работа, родители вызываются на Совет профилактики. По выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении ведется совместная работа классного руководителя и ответственного за организацию социально-профилактической работы с обучающимися и их родителями. Классные руководители ведут наблюдения за вновь прибывшими учащимися, изучают обстановку в семье и жилищно-бытовые условия в которых находится ученик и по необходимости с ними ведётся профилактическая работа. Два раза в год эти семьи посещаются классным руководителем и инспектором ОДН на дому (по необходимости чаще). Составляются акты жилищно-бытовых условий, составлен банк данных по таким семьям. Для изучения социального статуса каждой семьи в школе создана картотека, где указываются все члены семьи, условия жизни ребенка, кто с ребенком больше проводит времени, кто помогает выполнять домашнее задание и другие вопросы социального характера. Классные родительские комитеты отслеживают социальное положение учащихся из малообеспеченных, неполных, неблагополучных, многодетных семей, ведут профилактическую работу в классах (рейды, заседания классных родительских комитетов, классных собраний). На 1 июня 2012 года на учете в ОДН состоит 7 обучающихся, на ВШУ - 13 обучающихся. С каждым, состоящим на учете, ведется индивидуальная работа.
В школе действует воспитательная модель «Общественная палата». Активисты ученического самоуправления принимают участие в городских акциях и мероприятиях, и являются организаторами всех школьных дел. Активное участие приняли в фестивале «Хандугас» - Газизов Б.(5а кл.) и танцевальная группа 4а кл. заняли 1 место.
Основной целью школьного содружества «СМиД» является развитие личностного, нравственного, духовного потенциала детей. В течение 2011-2012 учебного года содружество путешествует по «Материку Золотой Пчелы» в качестве путешественников, первооткрывателей и исследователей – остров знаний - торжественная линейка, посвящённая Дню знаний «В первый день сентября», Экватор дружбы - Сбор актива школьного пионерского содружества «СМиД», Остров Именинников - Сбор «Рождение отряда», Долина пионерской славы - Запуск игры – программы «Материк золотой пчелы», Долина пионерской славы - Конкурсно-игровая программа «Дом, который строим сами», Остров знаний - Школа пионерских профессий, Участие в проекте «Шаг к успеху» (по особому плану), Аллея родных мест - Участие в проекте «Мы созидатели», Чистые пруды - Экологический субботник «Мы хотим жить в чистом городе», Тропа милосердия - Тимуровское движение, Операция «Забота», ко Дню пожилого человека, Аллея родных мест - Сбор актива ГДОО «Росток» «Снова время выбирать, ставить цели, достигать!», Река Театральная - Концертная программа «Поздравительная открытка», посвященная международному Дню учителя, Спортивная лужайка - Кумертау город здоровья, Аллея родных мест - Республиканская трудовая экологическая акция «Моя Республика», Море искусств - Конкурсно - развлекательная программа «Осенний бал», Спортивная лужайка - Спортивная игра – пионербол, Долина пионерской славы - Дебаты «Пионеры: вчера, сегодня, завтра», Ручеёк Трудовичек - Изготовление поздравительных открыток ко Дню Матери, Море искусств - Концертная программа посвященная Дню Матери, Ручеёк Трудовичёк - Конкурс на лучшую елочную игрушку. Долина Пионерской славы - Торжественная линейка, посвященная Дню рождения ГДОО «Росток», Долина пионерской славы - Торжественный прием в ГДОО «Росток», Море искусств - Конкурс на лучший новогодний рисунок, Пролив Почемучек - Викторина ко Дню Конституции РБ, Замок новогодних чудес - Новогодний праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год!», Водопад Смеха - Развлекательная программа «Ура, каникулы!», Долина Пионерской славы - Сбор отрядных вожатых, Долина пионерской славы - Сбор актива содружества «СМиД», Подведение итогов по I полугодию, Аллея родных мест - Проект «Кумертау - это город мой и твой!», Спортивная лужайка - Спортивно-игровой конкурс «Вперед, мальчишки!», Река Любви - Игровая программа «Дует 2011», Пик ветеранов - Конкурс рисунков «Я помню! Я горжусь!», посвященный выводу войск из Афганистана, Страна детства - Час затей для друзей «Песни пионерии», Долина Пионерской славы (аллея разноцветных галстуков) - Фестиваль пионерской песни «Звонко, звонко лейся песня пионерская!», Долина Пионерской славы - Городской конкурс лидеров, Гора Забав - Конкурсная программа «Мисс содружества», Долина пионерской славы - Конкурсная программа «Самый первый пионер», Море искусств - Концертная программа, посвященная Международному Женскому Дню, Море неизведанного - Конкурс интеллектуальных перформансов «Если бы наша организация была…», Гора Юмора - Конкурсно - игровая программа «Первоапрельская смешинка», Экватор дружбы - Итоговый сбор содружества «Дружба крепкая не сломается» Чистые пруды Экологический субботник «Мы хотим жить в чистом городе», Река памяти - Акция «Марш Победы», Пик ветеранов - Конкурс рисунков и плакатов посвященный ВОВ, Пик ветеранов - Вахта памяти, Спортивная лужайка - Военно-спортивная эстафета «Равнение на победу», Экватор дружбы - Торжественный прием в ГДОО «Росток», Экватор Дружбы - Итоговый сбор ГДОО «Росток» и Итоговый сбор Содружества «СМиД»
Также содружество «СМиД» активно участвовало во всех городских делах
В качестве исследователей были проведены следующие дела:
Аллея родных мест – творческая игра «Кумертау это город твой и мой!», где пионеры из отрядов 5а – «Дети 21 века»,5б – «Веселый»,7а – «Поколение» и 7б – «Адреналин» разработали задания на 8 станций для «Радужек» 1-3 классов и отрядов 4а – «Факел» и 4 б – «Мы».
Долина пионерской славы Творческая игра «Самый первый пионер». Прекрасная презентация помогла окунуться в самые истоки пионерского движения, а увлекательные задания, зажгли искры интереса в глазах юных пионеров. Затронули все эпохи и все этапы детских движений в стихах и песнях
В течение года было проведено 6 заседаний Совета Содружества. Значимыми были заседания посвященные подготовке и старту игры «Материк Золотой пчелы» и изучению основных положений по детским общественным организациям «Пионеры Башкортостана. При содружестве создан отряд младших школьников – «Радужная дорожка», которые готовятся стать членами организации. Значимым мероприятием стало посвящение первоклассников в «радужки». В день рождения «Ростка» приняты в пионеры ученики 3 и 4 классов. При подведении итогов за 2 полугодие на Совете содружества было отмечено, что все пионерские отряды активно принимали участие во всех делах и получили равное количество баллов (по 20 баллов). Были отмечены отряды «Факел» 4А ,«Дети 21 века» 6А и 8Б «Адреналин» – дополнительными 3 баллами как творческая группа в подготовке и проведении общешкольных мероприятий.
Заместителем директора, старшей вожатой и активом содружества разработаны сценарии массовых дел. Оформлен стенд, на котором содержится информация о содружестве: название, законы, традиции, песня и др. Также изготовлена папка по истории детского движения, ведется летопись содружества за 2011 – 2012 учебный год.
Основной формой работы с родителями остаются родительские собрания. В течение года проведены общешкольные собрания по следующим темам:
- «Город равных возможностей». Занятость детей в свободное от учёбы время как профилактика асоциального поведения. (2-11 кл. 09.09.2011)
- «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми» (1-11 кл. 10.11.11)
- Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений. Летняя занятость детей и подростков. (2-11 кл. 28.05.12)
Совместно с родительским комитетом проведена общешкольная конференция родительского актива «Выбор профессии – чьё это дело?» (апрель, 2012). С целью повышения педагогической и психологической компетенции родителей родительский всеобуч: «Трудности подросткового возраста» (ноябрь, 2011); психологический практикум для родителей, посвященный изучению возрастных особенностей детей (по параллелям) в течение уч.года). В декабре 2011 г. и апреле 2012 г. состоялся День открытых дверей для родителей. Постоянно ведется работа по созданию банка данных о семьях учащихся; беседы и консультации с родителями детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании о проблемах воспитания; групповая консультация для родителей «Моя семья» (1 кл.); обследование ЖБУ (жилищно-бытовых условий) неблагополучных семей с привлечением инспектора ОДН. Родители – постоянные участники концертных программ, праздников и соревнований, посвященных Дню пожилых людей, Дню матери, Дню семьи, праздника новогодних традиций мира. Активные участники акций, проводимых в школе.
В 2011-2012 учебном году было 20 класс - комплектов и соответственно 20 классных руководителей в них. Из них 8 классных руководителей в начальных классах, 10 – в среднем звене и 2 классных руководителя в старшем звене. Деятельность классных руководителей и учителей предметников была направлена на реализацию Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Коллектив продолжал работать над развитием самостоятельного мышления детей, их индивидуальных способностей, творческих задатков, над созданием благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания школьников, для творческого саморазвития детей, формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе.
Традиционной формой организации работы классных руководителей является школьное методическое объединение. Работа классных руководителей в этом учебном году велась по следующим направлениям:
Обеспечение здорового образа жизни.
Обеспечение высокого уровня воспитанности.
Создание условий для формирования готовности к жизни в семье и обществе.
Методическая работа.
Заседания МО классных руководителей проводились в соответствии с планом. Каждым классным руководителем были выбраны темы по самообразованию. Классные руководители в своей работе используют различные формы работы с детьми и родителями. В течение года классные руководители проводили классные часы в соответствии с планом. Были классные часы, объединённые единой темой. Традиционная форма – единые уроки по знаменательным датам. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе. Классные руководители в течение года работали над повышением своего педагогического мастерства. Регулярно проводятся мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В них принимают участие все классные руководители. Мероприятия носят массовый характер, наблюдается активное участие в них школьников, используются различные методы и формы их проведения. Заметно улучшилось качество проводимых мероприятий, часто использовались компьютерные презентации. Классные руководители уделяют большое внимание патриотическому воспитанию. Дети принимали участие в подготовке и проведении праздника Дня Победы, был оформлен сборник классных часов, посвященных теме «Великая Отечественная война», прошли встречи с участниками ВОВ. На сегодняшний день в школе стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся, над которой педагоги работали в течение всего учебного года и эта работа будет продолжена в следующем учебном году. В школе проводится анализ физического состояния детей и их учебной нагрузки, строго контролируется режим питания, нагрузка и отдых учеников. На уроках для снятия статистического напряжения и психоэмоциональной нагрузки проводятся динамические паузы, а также физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, упражнения для глаз. На протяжении учебного года проведено несколько мониторингов: мониторинг занятости в кружках и секциях (по полугодиям), мониторинг занятости учащихся в летний период, мониторинг по изучению работы школьных кружков. Классные руководители постоянно изучают теоретические и методические основы семейного воспитания с целью усиления влияния школы на внутрисемейный процесс воспитания детей, умеют ориентироваться в практической семейной педагогике, знают особенности, возможности и тенденции семьи каждого воспитанника. Важнейшим условием эффективности использования педагогического потенциала семьи в воспитании детей является педагогически целесообразная организация работы по изучению семьи школьника. Для проведения общешкольных мероприятий используется форма праздников и акций. Для старшеклассников проводятся школьные вечера с игровой программой, завершающиеся дискотекой. Проводятся линейки, позволяющие решать дисциплинарные и организационные вопросы. Праздничной и обязательной является линейка 1 сентября (День знаний) и 25 мая (Последний звонок).
В школе постоянно ведется мониторинг уровня воспитанности. За последние 5 лет он вырос на 47%.
В эпоху высоких технологий и обширных информационных потоков наши дети зачастую не получают самого главного – умения ценить теплоту человеческих отношений, сострадать, помогать ближнему, заботиться о процветании своей страны, хранить её великие традиции!
Готовя будущих инженеров, строителей, космонавтов, мы забываем о том, что наших детей необходимо научить создавать крепкие семьи, быть хорошими любящими родителями, почитать стариков, защищать свое Отечество. Только так уже в скором будущем мы сможем решить многие проблемы нашего общества – победить наркоманию, преступность, агрессию, улучшить демографическую ситуацию в стране.
Будущее нашей великой Державы закладывается в наши дни. Если сегодня наши дети получат моральные и нравственные ориентиры, завтра в стране будет немного меньше социальных проблем – бездомных детей, брошенных стариков, беспризорных животных…Меньше жестокости, цинизма, эгоизма. Больше терпимости и доброты, любви и участия!
страница 1
скачать
Другие похожие работы: