Содержание курса химии 9 класса
Содержание курса химии 9 класса
Повторение основных вопросов курса 8 класса - 4 часа
Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, оснований, кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт:
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Металлы – 14 часов
Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации:
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.
Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития, кальция с водой.
Взаимодействие натрия и магния с кислородом.
Взаимодействие металлов с неметаллами.
Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Ознакомление с образцами природных соединений: а)натрия, б)кальция, в) алюминия, г)железа.
Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Химический практикум №1. Свойства металлов и их соединений – 3 часа.
Осуществление цепочки химических превращений металлов.
Получение и свойства соединений металлов.
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Неметаллы – 23 часа.
Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе, йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации:
Образцы галогенов – простых веществ.
Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углём растворённых веществ или газов.
Восстановление меди из её оксида углём.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.
Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные работы:
Качественная реакция на хлорид-ион.
Качественная реакция на сульфат-ион.
Распознавание солей аммония.
Получение углекислого газа и его распознавание.
Качественная реакция на карбонат-ион.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Химический практикум. Свойства неметаллов и их соединений – 3 часа.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».
Получение, собирание и распознавание газов.
Органические соединения – 10 часов
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации:
Модели молекул метана и других углеводородов.
Взаимодействие этилена с бромной водой и раствора перманганата калия.
Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Получение уксусно-этилового эфира.
Омыление жира.
Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.
Качественная реакция на крахмал.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные работы:
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Свойства глицерина.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
Взаимодействие крахмала с йодом.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 8 часов
Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использования катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды, кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления и восстановления.
Календарно-тематическое планирование
по химии в 9 классе
на 2012 - 2013 учебный год
№ | Название раздела, темы уроков | К-во часов | Контр. | Дата |
I. | Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса:
| 4 1 1 1 1 | Пров.раб. Пров.раб. | |
II. | Металлы:
| 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Пров.раб. Сам. раб. Пров.раб. Пров.раб. Пров.раб. к/р №1 | |
III. | Химический практикум №1. Свойства металлов и их соединений:
| 3 1 1 1 | | |
IV. | Неметаллы:
| 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Пров.раб. Пров.раб. Пров.раб. Пров.раб. Сам. раб. Пров.раб. к/р №2 | |
V. | Химический практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений:
| 3 1 1 1 | | |
VI. | Органические соединения:
| 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Сам.раб. Пров.раб. Пров.раб. Сам.раб. к/р.№3 | |
VII. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы:
| 9 1 1 1 1 2 2 1 | Пров.раб. Пров.раб. Пров.раб. к/р №4 | |
| Резерв: Итого: | 4 70 | | |
Приложение к рабочей программе по химии в 9 классе
Темы лабораторных и практических работ | К-во часов | Необходимые оборудование и реактивы |
Лабораторная работа. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | 1 | Штативы для пробирок, пробирки (2 шт.); растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты. |
Лаб. раб. Ознакомление с образцами металлов. | 1 | Коллекция «Металлы и сплавы», образцы изделий из металлов. Металлы: железо, алюминий, медь, цинк. |
Лаб. раб. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | 1 | Табл. «Электрохимический ряд напряжений металлов»; штативы для пробирок, пробирки; растворы соляной, серной, азотной кислот; медь, цинк, алюминий, железо, магний, натрий; растворы хлорида меди (II) и цинка, сульфата меди и железа. |
Лаб. раб. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия, б) кальция, в) алюминия, г) железа. | 1 | Образцы поваренной соли, сильвинита, глауберовой соли, питьевой соды, кальцинированной соды, поташа, мрамора, железного купороса, хлорида алюминия. |
Лаб. раб. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. | 1 | Штативы с пробирками; растворы хлорида алюминия и щелочи, азотной и соляной кислот. |
Лаб. раб. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ ионы Fe2+ и Fe3+. | 1 | Штативы с пробирками, растворы хлорида железа (III) и сульфата железа (II), растворы красной кровяной соли, желтой кровяной соли, роданида калия. |
Практ. раб. Осуществление цепочки химических превращений металлов. | 1 | Штативы с пробирками; спиртовки, спички, пробиркодержатель; растворы соляной и серной кислот, щелочи, сульфата меди, хлорида цинка, карбонат магния |
Практ. раб. Получение и свойства соединений металлов. | 1 | Штативы с пробирками, пипетки, растворы хлорида алюминия, щелочи, хлорида кальция, нитрата серебра, карбоната натрия, сульфата железа (11), р-р красной кровяной соли,железные опилки, хлорная вода, роданид калия, серная кислота (р-р), хлорид железа (р-р); |
Практ. раб. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. | 1 | Штативы с пробирками; твердые в-ва: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария; растворы хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида железа (III), щелочи, роданида калия, соляной и серной кислот, железо восстановленное. |
Лаб. раб. Качественная реакция на хлорид-ион. | 1 | Штативы с пробирками; растворы соляной кислоты, хлорида натрия, хлорида калия, нитрата серебра. |
Лаб. раб. Качественная реакция на сульфат-ион. | 1 | Штативы с пробирками; растворы серной кислоты, сульфата калия, сульфата алюминия, хлорида бария. |
Лаб. раб. Распознавание солей аммония. | 1 | Штативы с пробирками, лабораторный штатив, спиртовка, пробиркодержатель, спички, фенолфталеиновая бумажка; растворы хлорида аммония, сульфата аммония, щелочи, твердая соль аммония. |
Лаб. раб. Получение углекислого газа и его распознавание | 1 | Штативы с пробирками, газоотводные трубки, химические стаканы, кусочки мела (или мрамора), растворы соляной кислоты, карбоната натрия, лучинка (или свечки). |
Лаб. раб. Качественная реакция на карбонат-ион. | 1 | Штативы с пробирками, растворы карбоната натрия, карбоната калия, соляной кислоты. |
Лаб. раб. Ознакомление с природными силикатами. | 1 | Коллекция природных соединений кремния: алюмосиликаты: гранит, глина, слюда; асбест. |
Лаб.раб. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | 1 | Кварцевая химическая посуда, стекло разных видов, стеклянная посуда и другие изделия из стекла, хрустальное стекло, оптическое стекло (линзы, окуляры и объективы микроскопов и др.), цемент, кусочки бетона. |
Практ.раб. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | Штативы с пробирками, индикаторы, кусочки цинка, серная кислота (конц. и разб.), растворы щелочи, хлорида бария, сульфида натрия, хлорная вода, бромная вода, растворы соляной кислоты, хлорида натрия в смеси с сульфатом натрия, иодида натрия, оксид меди, спиртовка, пробиркодержатель, предметное стекло, спиртовка, спички. |
Практ. раб. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». | 1 | Штативы с пробирками, растворы хлорида аммония, карбоната натрия, нитрата аммония, аммиака, карбонат кальция, силикат натрия; растворы щелочи, серной кислоты, соляной кислоты, сульфата аммония, негашеная известь, фарфоровые чашки, дистиллированная вода, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы; |
Практ.раб. Получение, собирание и распознавание газов. | 1 | Лабораторный штатив, спиртовка, спички, трубка с газоотводной трубкой, кусочки ваты, стеклянный сосуд, фарфоровая чашка, химическая ложка, стеклянная палочка, фенолфталеиновая бумага, сосуд с водой; гранулы цинка, раствор соляной кислоты, хлорид аммония, гидроксид кальция. Перманганат калия, лучина. |
Лаб. раб. Изготовление моделей молекул углеводородов. | 1 | Цветной пластилин, спички. |
Лаб. раб. Свойства глицерина. | 1 | Штативы с пробирками; растворы сульфата меди, щелочи, глицерина, дистиллированная вода. |
Лаб. раб. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании | 1 | Штативы с пробирками, растворы глюкозы, сульфата меди, щелочи. Спиртовка, пробиркодержатель, спички. |
Лаб. раб. Взаимодействие крахмала с йодом. | 1 | Штативы с пробирками, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: