NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Содержание курса химии 9 класса

Содержание курса химии 9 класса

Повторение основных вопросов курса 8 класса - 4 часа


Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, оснований, кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт:

  • Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Металлы – 14 часов


Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации:

  • Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.

  • Образцы сплавов.

  • Взаимодействие натрия, лития, кальция с водой.

  • Взаимодействие натрия и магния с кислородом.

  • Взаимодействие металлов с неметаллами.

  • Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты:

  • Ознакомление с образцами металлов.

  • Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

  • Ознакомление с образцами природных соединений: а)натрия, б)кальция, в) алюминия, г)железа.

  • Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

  • Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Химический практикум №1. Свойства металлов и их соединений – 3 часа.

  1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

  2. Получение и свойства соединений металлов.

  3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Неметаллы – 23 часа.

Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе, йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации:

  • Образцы галогенов – простых веществ.

  • Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.

  • Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

  • Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

  • Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  • Поглощение углём растворённых веществ или газов.

  • Восстановление меди из её оксида углём.

  • Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.

  • Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные работы:

  1. Качественная реакция на хлорид-ион.

  2. Качественная реакция на сульфат-ион.

  3. Распознавание солей аммония.

  4. Получение углекислого газа и его распознавание.

  5. Качественная реакция на карбонат-ион.

  6. Ознакомление с природными силикатами.

  7. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Химический практикум. Свойства неметаллов и их соединений – 3 часа.

  • Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

  • Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

  • Получение, собирание и распознавание газов.

Органические соединения – 10 часов

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации:

  • Модели молекул метана и других углеводородов.

  • Взаимодействие этилена с бромной водой и раствора перманганата калия.

  • Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты.

  • Получение уксусно-этилового эфира.

  • Омыление жира.

  • Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

  • Качественная реакция на крахмал.

  • Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

  • Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные работы:

  1. Изготовление моделей молекул углеводородов.

  2. Свойства глицерина.

  3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

  4. Взаимодействие крахмала с йодом.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы – 8 часов

Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использования катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды, кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления и восстановления.

Календарно-тематическое планирование

по химии в 9 классе

на 2012 - 2013 учебный год



Название раздела, темы уроков

К-во часов

Контр.

Дата

I.

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса:

  • Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления.

  • Генетические ряды металла и неметалла.

  • Амфотерные оксиды и гидроксиды.

  • Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

4

1

1

1

1

Пров.раб.

Пров.раб.




II.

Металлы:

  • Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

  • Химические свойства металлов как восстановителей. Способы получения металлов.

  • Электрохимический ряд напряжений металлов.

  • Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы.

  • Общая характеристика элементов 1-а группы.

  • Важнейшие соединения щелочных металлов. Калийные удобрения.

  • Общая характеристика элементов 2-а группы.

  • Соединения щелочноземельных металлов.

  • Алюминий, строение атома, физические и химические свойства.

  • Соединения алюминия. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия.

  • Железо, строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

  • Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

  • Контрольная работа по теме «Металлы»

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Пров.раб.

Сам. раб.

Пров.раб.

Пров.раб.

Пров.раб.

к/р №1




III.

Химический практикум №1. Свойства металлов и их соединений:

  • Осуществление цепочки химических превращений металлов.

  • Получение и свойства соединений металлов.

  • Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

3

1

1

1







IV.

Неметаллы:

  • Общая характеристика неметаллов.

  • Водород.

  • Общая характеристика галогенов.

  • Основные соединения галогенов. Качественная реакция на хлорид-ион.

  • Сера, строение атома, физические и химические свойства.

  • Оксиды серы.

  • Серная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфат-ион.

  • Азот и его свойства.

  • Аммиак и его свойства.

  • Соли аммония.

  • Азотная кислота и ее свойства.

  • Нитраты и нитриты. Азотные удобрения.

  • Фосфор, строение атома, свойства.

  • Основные соединения фосфора. Фосфорные удобрения.

  • Углерод, строение атома, свойства.

  • Оксиды углерода, их свойства и применение.

  • Карбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион.

  • Кремний, строение атома, свойства.

  • Соединения кремния.

  • Значение соединений кремния в живой и неживой природе.

  • Силикатная промышленность.

  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

  • Контрольная работа по теме «Неметаллы».

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Пров.раб.

Пров.раб.

Пров.раб.

Пров.раб.

Сам. раб.

Пров.раб.

к/р №2




V.

Химический практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений:

  • Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

  • Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

  • Получение, собирание и распознавание газов.

3

1

1

1







VI.

Органические соединения:

  • Понятие «органические вещества». Причины разнообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

  • Метан и этан: строение молекул, свойства и применение метана.

  • Этилен, строение молекулы, свойства и применение.

  • Понятие о предельных одноатомных и многоатомных спиртах.

  • Понятие об альдегидах и их свойствах.

  • Одноосновные предельные карбоновые кислоты: строение молекулы, свойства, применение.

  • Сложные эфиры, их получение реакцией этерификации.

  • Понятие об аминокислотах, их получение реакцией поликонденсации. Белки, их биологическая роль.

  • Понятие об углеводах, их биологической роли.

  • Контрольная работа по теме «Органические вещества».

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Сам.раб.

Пров.раб.

Пров.раб.

Сам.раб.

к/р.№3




VII.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы:

  • Физический смысл порядкового номера элемента ПСХЭ Д.И.Менделеева, номеров периода и группы.

  • Закономерности изменений свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

  • Типы химических связей и типы кристаллических решеток.

  • Классификация химических реакций по различным признакам.

  • Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента.

  • Основные классы неорганических веществ. Состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и ОВР.

  • Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса.

9

1

1

1

1

2

2

1

Пров.раб.

Пров.раб.

Пров.раб.

к/р №4







Резерв:

Итого:

4

70







Приложение к рабочей программе по химии в 9 классе

Темы лабораторных и практических работ

К-во часов

Необходимые оборудование и реактивы

Лабораторная работа.

    Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

1

Штативы для пробирок, пробирки (2 шт.); растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты.

Лаб. раб. Ознакомление с образцами металлов.

1

Коллекция «Металлы и сплавы», образцы изделий из металлов. Металлы: железо, алюминий, медь, цинк.

Лаб. раб. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

1

Табл. «Электрохимический ряд напряжений металлов»; штативы для пробирок, пробирки; растворы соляной, серной, азотной кислот; медь, цинк, алюминий, железо, магний, натрий; растворы хлорида меди (II) и цинка, сульфата меди и железа.

Лаб. раб. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия, б) кальция, в) алюминия, г) железа.

1

Образцы поваренной соли, сильвинита, глауберовой соли, питьевой соды, кальцинированной соды, поташа, мрамора, железного купороса, хлорида алюминия.

Лаб. раб. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

1

Штативы с пробирками; растворы хлорида алюминия и щелочи, азотной и соляной кислот.

Лаб. раб. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ ионы Fe2+ и Fe3+.

1

Штативы с пробирками, растворы хлорида железа (III) и сульфата железа (II), растворы красной кровяной соли, желтой кровяной соли, роданида калия.

Практ. раб. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

1

Штативы с пробирками; спиртовки, спички, пробиркодержатель; растворы соляной и серной кислот, щелочи, сульфата меди, хлорида цинка, карбонат магния

Практ. раб. Получение и свойства соединений металлов.


1

Штативы с пробирками, пипетки, растворы хлорида алюминия, щелочи, хлорида кальция, нитрата серебра, карбоната натрия, сульфата железа (11), р-р красной кровяной соли,железные опилки, хлорная вода, роданид калия, серная кислота (р-р), хлорид железа (р-р);

Практ. раб. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


1

Штативы с пробирками; твердые в-ва: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария; растворы хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида железа (III), щелочи, роданида калия, соляной и серной кислот, железо восстановленное.

Лаб. раб. Качественная реакция на хлорид-ион.


1

Штативы с пробирками; растворы соляной кислоты, хлорида натрия, хлорида калия, нитрата серебра.

Лаб. раб. Качественная реакция на сульфат-ион.


1

Штативы с пробирками; растворы серной кислоты, сульфата калия, сульфата алюминия, хлорида бария.

Лаб. раб. Распознавание солей аммония.


1

Штативы с пробирками, лабораторный штатив, спиртовка, пробиркодержатель, спички, фенолфталеиновая бумажка; растворы хлорида аммония, сульфата аммония, щелочи, твердая соль аммония.

Лаб. раб. Получение углекислого газа и его распознавание

1

Штативы с пробирками, газоотводные трубки, химические стаканы, кусочки мела (или мрамора), растворы соляной кислоты, карбоната натрия, лучинка (или свечки).

Лаб. раб. Качественная реакция на карбонат-ион.


1

Штативы с пробирками, растворы карбоната натрия, карбоната калия, соляной кислоты.

Лаб. раб. Ознакомление с природными силикатами.

1

Коллекция природных соединений кремния: алюмосиликаты: гранит, глина, слюда; асбест.

Лаб.раб. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

1

Кварцевая химическая посуда, стекло разных видов, стеклянная посуда и другие изделия из стекла, хрустальное стекло, оптическое стекло (линзы, окуляры и объективы микроскопов и др.), цемент, кусочки бетона.

Практ.раб. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».


1

Штативы с пробирками, индикаторы, кусочки цинка, серная кислота (конц. и разб.), растворы щелочи, хлорида бария, сульфида натрия, хлорная вода, бромная вода, растворы соляной кислоты, хлорида натрия в смеси с сульфатом натрия, иодида натрия, оксид меди, спиртовка, пробиркодержатель, предметное стекло, спиртовка, спички.

Практ. раб. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».


1

Штативы с пробирками, растворы хлорида аммония, карбоната натрия, нитрата аммония, аммиака, карбонат кальция, силикат натрия; растворы щелочи, серной кислоты, соляной кислоты, сульфата аммония, негашеная известь, фарфоровые чашки, дистиллированная вода, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы;

Практ.раб. Получение, собирание и распознавание газов.


1

Лабораторный штатив, спиртовка, спички, трубка с газоотводной трубкой, кусочки ваты, стеклянный сосуд, фарфоровая чашка, химическая ложка, стеклянная палочка, фенолфталеиновая бумага, сосуд с водой; гранулы цинка, раствор соляной кислоты, хлорид аммония, гидроксид кальция.

Перманганат калия, лучина.

Лаб. раб. Изготовление моделей молекул углеводородов.


1

Цветной пластилин, спички.

Лаб. раб. Свойства глицерина.


1

Штативы с пробирками; растворы сульфата меди, щелочи, глицерина, дистиллированная вода.

Лаб. раб. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании

1

Штативы с пробирками, растворы глюкозы, сульфата меди, щелочи. Спиртовка, пробиркодержатель, спички.

Лаб. раб. Взаимодействие крахмала с йодом.

1

Штативы с пробирками, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: