Статья на научно-практической конференции «Языки учат, а не преподают»
Статья на научно-практической конференции
«Языки учат, а не преподают»
Некоторые приемы технологии развития критического мышления при работе над профессионально ориентированными текстами.
Бокарева Ольга Александровна
Одной из задач при обучении иностранному языку в средних специальных учебных заведениях является обучение чтению профессионально ориентированных текстов. Они расширяют кругозор обучаемых и позволяют использовать информацию, полученную при чтении в своей профессиональной деятельности. Использование в своей работе некоторых приемов технологии развития критического мышления помогает преподавателю решать эту задачу. По определению И.О Загашева и С.И. Заир-Бека Критическое мышление-это «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой для дальнейшей деятельности. Технология - это конструирование занятия или нескольких занятий на заданную тему на основании некоторых закономерностей.
Работая в рамках данной технологии, мы осознаем, что продуктивной наша работа может быть только в том случае, если будет правильно выбран информативный материал, способствующий критическому мышлению. Информация должна быть актуальна и вызывать интерес у студентов.
Использование учебника английского языка нового типа автора А.В. Гниненко «Современный автомобиль как мы его видим» дает нам такую возможность.
Данный учебник органически и системно включает в себя профессионально-направленные иллюстративные тексты и специальные задания, которые позволяют нам использовать данную технологию.
Одним из основных положений данной технологии – следование трем стадиям: Evocation-Realization of meaning - Reflection, что в русском языке означает: Вызов-Осмысление новой информации Смысловая стадия) -Рефлексия(Размышление). Такая структура занятия соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.
На стадии вызова деятельность преподавателя направлена на актуализацию уже имеющихся знаний студентов по теме, активизацию деятельности студентов, мотивацию к дальнейшей работе. Студенты на этой стадии вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала. Этот этап хорошо знаком преподавателям, так как с вызова часто начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению».
Именно на этом этапе у студентов возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Это и является основным стимулом для развития критического и творческого мышления. На стадии вызова может использоваться стратегия графической систематизации информационного материала ( кластер, таблица). Преподаватель может попросить студентов отметить в таблице слова, которые по их мнению относятся к изучаемой теме или заполнить KWL CHART. Работу при заполнении последней можно разделить на три шага. Преподаватель объявляет тему или название текста, предлагает вспомнить студентам информацию, которой они владеют по теме. Студенты заполняют первую часть таблицы (Знаю). Затем преподаватель предлагает студентам высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать из данного текста. Студенты заполняют второй столбик таблицы (Хочу узнать). По прочтению текста студенты заполняют третий столбик таблицы. Таблица заполняется индивидуально, в парах, в группах. Важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске. На этой же стадии можно предложить не менее интересное задание:
не прибегая к словарю, попытайтесь перевести применительно к контексту слова и словосочетания, вспоминая терминологию из пройденного материала, других учебных предметов и различных областей деятельности человека, составьте устно или письменно на русском языке логически построенный рассказ, иcпользуя значение переведенных слов и словосочетаний. Сравните свой вариант рассказа с вариантами, составленными другими студентами. Определите, какой вариант является на ваш взгляд наиболее предпочтительным. На этой стадии принимаются любые гипотезы, что снимает стеснение у студентов и помогает им быть более уверенными на занятии.
Затруднение в составлении рассказа (на русском языке) в силу незнания информации (культурный уровень студентов уступает тому, что был 10-15 лет назад) вызывает у студентов коммуникативно-познавательную потребность. Эта потребность реализуется на смысловой стадии (Realization of meaning )при чтении текста учебника, который реализует как языковые так и профессиональные проблемы образования и воспитания. Выбор задания на стадии вызова и формы его проведения определяются преподавателем, исходя из типа текста и языковых возможностей студентов.
Стадия осмысления (Realization of meaning) это когнитивно-рецептивная ступень. На этом этапе студентам предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия студентами новой информации. Работа с текстом дифференцируется по трем видам учебной деятельности: до чтения (pre-reading activities), в процессе чтения( while-reading activities), и после чтения (рost-reading-activities). Во время чтения текста студентам предлагается делать заметки на полях: «+» - это я знал до прочтения текста, «!» - это новая для меня информация, «?» - это мне не понятно. У этой стадии есть свои закономерности: восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый студент работает самостоятельно.
Тренировочные упражнения различного характера дают возможность устранить у студентов возникающие трудности лексико-грамматического, стилистического и лингвострановедческого плана. Вся работа способствует развитию познавательных способностей студентов, потому что задания формулируются так, чтобы ориентировать студентов не только на прием информации, но и на выполнение определенных операций с ней (анализ-синтез, отбор, перегруппировку, конструирование новых образцов). Развитие у студентов компенсаторных умений является ступенькой в развитии их интеллектуальных способностей. Третья стадия – стадия рефлексии (reflection).Она превращает информацию, изучаемую на занятиях, в собственные знания. Она необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил память студентов, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей в начале работы над текстом или в процессе знакомства с новым материалом.
На данном этапе предлагается следующее задание: сравните перевод с содержанием рассказа, подготовленным ранее на стадии вызова. Сделайте выводы. Определите, чей вариант оказался наиболее близким к тексту. В этой работе сочетаются индивидуальные и парные формы работы. Студенты с одной стороны производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, с другой стороны они выражают информацию собственными словами.
Главные задачи стадии рефлексии заключаются в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, «присвоить» новую информацию. Преподаватель организует усвоение нового знания и подготавливает студента к самостоятельному использованию полученной информации. Для этого используются различные задания, требующие переформулировки мыслей и идей, заключенных в тексте. Возможна графическая систематизация материала (кластеры, таблицы). Материал, представленный в таблице, служит опорой для последующей коммуникативной деятельности. Факты, которые студенты хотели бы знать по этой теме и которые были отмечены ими в таблице на этапе вызова, но не были отражены в тексте, не должны оставаться без внимания. Кроме того, в ходе обсуждения на стадии рефлексии наверняка возникают новые вопросы, которые держат интерес студентов, формируют новый запрос на получение информации, а следовательно, представляют собой новый вызов. И если преподаватель тут же ответит на все поставленные вопросы, то мотивация к дальнейшему продвижению в теме иссякнет. Поэтому мы просим студентов самостоятельно найти ответы в другом тексте (преподаватель рекомендует конкретный текст по этой же теме).Так в общем виде может выглядеть занятие или несколько занятий, построенных в технологии критического мышления.
Использование приемов технологии критического мышления способствует созданию, поддержанию и развитию образовательной мотивации; формирует читательскую грамотность, умение собирать и осмыслять информацию и систематизировать знаниевый ресурс, обеспечивает развитие готовности к самообразованию, развитию образовательной рефлексии, способствует самоорганизации студента.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: