NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Статья «Приёмы, формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку»


Методическая статья «Приёмы, формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку»

(выступление на педсовете 26.03.2014)

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С 2009 года в РФ в обязательную программу включён тест ГИА, проверяющий знания выпускников, заканчивающих обучение в школе в 9-ом классе. С этого момента тема подготовки к ГИА по русскому языку стала одной из самых актуальных. Новизна формы проверки знаний, недостаточная глубина изучения некоторых разделов программы русского языка в силу ограниченного количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины в школе ( теоретических основ, сложных случаев грамматики, текстологии, отработка умений логично и стилистически грамотно выстраивать свою речь) – требуют дополнительной, более глубокой и систематизированной подготовки к ГИА по русскому языку.

Большое внимание уделяется заданиям части С1 (написание сжатого изложения) и части С2 (написание сочинения на заданную тему), чтобы научиться писать грамотные и связные ответы в свободной форме, определять жанр и стилистику текста. Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ОГЭ, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико – ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Опитимальной формой контроля становится текст, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки я предлагаю учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Обучение приёмам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Сжатое изложение требует «прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное». Подготовка к сжатому изложению способствует выработке лаконичной, содержательной речи, развивает мышление. При работе с текстом для сжатого изложения формируются такие коммуникативно-речевые умения, как:

-умение отобрать основное содержание текста

-умение выделять в нем главное

-умение найти факты, которые можно обобщить

-умение грамотно, лаконично, логично излагать свои мысли

-умение уместно использовать языковые средства обобщенности содержания.

Известны три приёма компрессии текста:

1.Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием

-фрагмента предложения синонимичным выражением

-предложения или его части указательным местоимением

-предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

-СПП простым предложением

-перевод прямой речи в косвенную

2.Исключения:

-исключение повторов

-фрагмента предложения

-одного или нескольких из синонимов

-пропуск предложений с описаниями и рассуждениями

-сокращение отдельных членов предложения

-некоторых однородных членов предложения

-пропуск предложений, содержащих второстепенные факты

3.Слияния:

-слияние нескольких предложений в одно

-образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Прорабатывать перечисленные приёмы необходимо систематически, с начальной школы, тогда в старших классах будет проще работать над сжатием текста, создавать сочинение – отклик на прочитанный текст.

Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе сегодня для учителя является одной из ключевых методических проблем. Прежде всего учителю необходимо хорошо изучить специфику подобного жанра, представлять, какие знания и навыки учащийся должен продемонстрировать в сочинении на лингвистическую тему. Эти нормативно-методические требования определены действующими программами по русскому языку, стандартами образования.

Какие же умения должен обнаружить учащийся 9 класса в сочинении на лингвистическую тему?

-умение рассуждать на лингвистическую тему

-умение создаватьвысказывание, соответствующее структуре сочинения –рассуждения

-умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал

-умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании

-умение пользоваться лингвистической терминологией

-практическую грамотность.

На начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На мой взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащихся, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.

Инновационные формы работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений. Одним из направлений моей работы является самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используем готовые электронные обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет. Проводится и информационная работа с учащимися.

  1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

-правила поведения на экзамене

-правила заполнения бланков

-расписание работы кабинета информатики (часы доступа к ресурсам интернет)

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы интернет по вопросам ГИА

3. Проведение занятий по тренировке заполнения бланков

4. Пробные внутришкольные ГИА по предмету

страница 1


скачать

Другие похожие работы: