NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Стратегическое планирование


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

На современном этапе развития возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки, т. е. стратегическому планированию.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

  • адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);

  • внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

  • осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:

  • оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

  • определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;

  • определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).

7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

Т.о. анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Управленческое исследование внутренних факторов фирмы

Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:

  • конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании;

  • разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;

  • рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;

  • рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;

  • предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;

  • эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий);

  • прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).

  • выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.

Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему?

2. Какой доступ фирма имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана?

3. Какое оборудование на фирме?

4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию?

6. Может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты?

7. Обладает ли фирма эффективной и результативной системой контроля качества? Насколько эффективно спланирован и спроецирован процесс производства?

Истоки большинства проблем в организации кроются в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников.

Культура фирмы (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж корпорации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабевают под действием репутации компании.

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

SWOT анализ:

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.

На данном этапе фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:

  • ликвидация (полная распродажа материальных запасов и активов организации);

  • отчисление лишнего (отделение фирмами некоторых своих подразделений или видов деятельности);

  • сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).

К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность к.-л. конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: “снизу вверх”, “сверху вниз”, во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).

Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.

План и стратегия развития фирмы



Особое место в плановой организации деятельности фирмы занимает перспективное, стратегическое планирование, которое является одной из основных функций управления и представляет собой процесс определения целей создания организации, а также путей их достижения.

Стратегическое планирование формирует основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля менеджмента ориентированы на разра­ботку и реализацию стратегических планов. Динамичный про­цесс стратегического планирования является тем элементом, без которого невозможно выполнение всех основных управленческих функций. Не используя преимущества стратегического планирования, фирма и отдель­ные ее сотрудники будут лишены реального способа оценки целей и направления развития предприятия. Стратегическое планирование обеспечивает основу для управления коллективом фирмы. Можно отметить, что это планирование становится все более актуальным и для российских предприятий, которые всту­пают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с ино­странными компаниями.

Стратегическое планирование представляет собой уп­равленческую деятельность по созданию и поддержанию страте­гического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Задача руковод­ства фирмы — создать хозяйственный механизм, обеспечиваю­щий наиболее ее быструю адаптацию к изменяющимся внешним условиям. Это позволит уменьшить неопределенность и риск в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресур­сов на выбранных приоритетных направлениях.

Разработка и реализация стратегии — важнейшая функция ру­ководителей фирмы высшего звена управления. Без стратегиче­ского планирования фирма подобна кораблю без рулевого. Стра­тегия формулирует основные цели фирмы и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность дейст­вий всего коллектива фирмы.

В рамках стратегического планирования решается множество вопросов управления фирмой, в том числе:

  • разработка общефир­менной стратегии;

  • подготовка стратегических решений в отдельных хозяйственных областях;

  • анализ конкурентной среды;

  • опре­деление основных целей фирмы;

  • управление стратегически важным факторами деятельности на рынке;

  • формировании мар­кетинговой стратегии на рынке отдельных товаров;

  • изучение жиз­ненного цикла продукции на рынке;

  • управление портфелем заказов;

  • выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений;

  • формулирование общей концепции развития предприятия;

  • анализ перспектив в этой области;

  • исследование структуры затрат.

Стратегическое планирование определяет характер стратеги­ческого управления. Реализация стратегических планов, стратеги­ческий контроль и выявление возникающих проблем относятся к сфере оперативного управления и поэтому не могут рассматри­ваться как чисто стратегические факторы.

Выделим следующие особенности стратегического планирова­ния:

  • оно ориентируется на долгосрочную перспективу;

  • страте­гические планы определяют основные направления развития предприятия;

  • обозначаемые определенные «ниши» хозяйствен­ной деятельности в дальнейшем подлежат заполнению средства­ми оперативного планирования;

  • основная цель стратегического планирования заключается в обеспечении будущей успешной дея­тельности предприятия.

Процесс стратегического планирования может быть представ­лен в виде последовательного решения стратегических проблем. При этом этапы их решения разграничиваются таким образом, чтобы на каждом могли быть использованы свои специфические методы.

Разработка программы деятельности фирмы является первым этапом стратегического планирования. На первом этапе устанавливаются стратегически важные сферы деятельности предприятия — то есть те, которые управля­ются и планируются относительно независимо от других рынков и инфраструктур. При разграничении стратегических хозяйствен­ных областей учитывается следующее:

1. Для каждой стратегической области должна быть определе­на самостоятельная рыночная задача, ориентированная на внеш­ний по отношению к предприятию рынок, четко определенный по характеру потребностей клиентуры.

2. Стратегическая область хозяйственной деятельности пред­приятия должна быть и самостоятельно управляемой, чтобы в случае необходимости фирма могла отказаться от какой-либо стра­тегической сферы деятельности, не причинив при этом особого вреда другим областям. Самостоятельная рыночная задача явля­ется необходимым, но отнюдь не достаточным условием для удов­летворения второго требования. Стратегическая область должна располагать не только собственным рынком, но и своей инфра­структурой. Скажем, малые и средние фирмы зачастую опирают­ся только на одну стратегическую область.

3. В рамках стратегической области фирма должна добиться определенных конкурентных преимуществ. Поскольку последние достигаются лишь в борьбе, для стратегической области деятель­ности фирмы нужно определить всех явных конкурентов.

4. Стратегические области должны быть стабильными в тече­ние длительного периода, поскольку все стратегическое плани­рование ориентируется на долгосрочную перспективу.

Второй этап стратегического планирования характеризуется анализом отдельных стратегических областей. При анализе не за­трагиваются общефирменные проблемы, так как отдельные стра­тегические сферы имеют свою рыночную специфику и внешнее окружение, а их инфраструктура обладает своими сильными и слабыми сторонами по отношению к конкурентам. Отсюда, раз­личные сферы хозяйственной деятельности предприятия имеют свои риски и особые шансы на успех. Анализ внешней среды и норм регулирования выявляет стратегически важные тенденции развития в экологии, технологии, экономике, правовом регули­ровании, обществе и политике. Он помогает выяснить важней­шие изменения в поведении рабочих, профсоюзов, государствен­ных учреждений, кредиторов.

Анализ рынка и отрасли — наиболее сложная область иссле­дования. Главным здесь является изучение жизненного цикла продукции, рыночных сегментов и отраслевой структуры. Очень важно срав­нение возможностей предприятия с конкурентами. В основе такого сравнения - изучение структуры затрат. При этом выявляются сильные и сла­бые стороны экономики фирмы в сопоставлении с конкурента­ми. В результате руководству фирмы должен быть представлен перечень благоприятных шансов и рисков для данной хозяйст­венной сферы.

На третьем этапе отрабатывается принципиально важный до­кумент, в котором определяются цели и задачи предприятия, раз­граничиваются сферы деятельности, фиксируются долгосрочные целевые установки.

На четвертом этапе разрабатывается общефирменная страте­гия на установленный отрезок времени — на срок от 5 до 10 лет. При этом если предприятие действует в нескольких стратегиче­ских областях, то для каждой из них должны предусматриваться свои цели и ресурсы. При ограничении деятельности предприя­тия одной хозяйственной областью общефирменная стратегия определяет факторы успеха, которые обеспечивают ему преиму­щества в борьбе с конкурентами. Общефирменная стратегия вклю­чает в себя проекты и программы, с помощью которых эти фак­торы успеха могут быть реализованы.

Только в этом случае стратегическое планирование способно привести к улучшению положения предприятия.

Если на пятом этапе реализуется стратегическое планирова­ние применительно к уровню отдельной сферы деятельности (ба­зирующееся на целях и распределении ресурсов, предусмотрен­ных общефирменной стратегией), то на шестом этапе разраба­тывается функциональная стратегия, как на уровне отдельной области, так и всего предприятия. Здесь учитываются, например, управление капиталовложениями, связи с общественностью, под­держание престижа компании, научные исследования и разра­ботки.

На последнем этапе реальность целей, намеченных на пред­ыдущих этапах планирования, обосновывается путем разработки долгосрочных финансовых планов. По результатам оценок фи­нансовой перспективы наметки стратегического плана могут быть скорректированы. В зависимости от финансовых обстоятельств фирмам приходится даже предусматривать структуру областей хо­зяйственной деятельности, которые составляли основу стратеги­ческих планов. Это необходимо, например, когда используемые стратегические области, хотя и обеспечивают в предстоящие не­сколько лет достаточный доход, не обладают большим потенциа­лом в более отдаленной перспективе. В этом случае прибегают к политике диверсификации производственной деятельности, со­здавая новые области деловой активности.

Смысл стратегического планирования состоит в

- в созда­нии условий для сдерживания стремления руководителей к мак­симизации текущей прибыли в ущерб достижению долговремен­ных целей;

- в ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, нежели не реагирование на уже происходящие изменения;

- в создании усло­вий для руководства фирмы в установлении обоснованных приоритетов распределения имеющихся ресурсов, их мобилизации в целях достижения поставленных конкретных задач.

Важным фактором стратегического планирования является то, чтобы стратегия, разработанная руководителями высшего звена управления фирмой, была бы поддержана руководителями сред­него звена и всеми работниками.

Последние должны четко представлять свою роль в деятель­ности фирмы и достижении ею долговременных и краткосроч­ных целей. Для этого они должны быть соответствующим образом проинформированы. Без ясной формулировки целей нет возмож­ности объединить усилия всех работников для их достижения.

Отсюда столь важным этапом стратегического планирования является определение целей и задач фирмы. При формулирова­нии целей фирмы рекомендуется использовать как количествен­ные так и качественные показатели. К количественным, например, относятся доли товаров фирмы по странам, то­варам или сегментам; объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном или денежном выражении; размер прибыли фир­мы; производственные издержки по изготовлению и сбыту про­дукции. К качественным относятся показатели, характеризую­щие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продук­ции; охрану окружающей среды в странах, где действует фирма; обеспечение занятости в регионах, где фирма ведет торговлю или открывает филиалы и другие.

Схема процесса стратегического планирования


В настоящее время в условиях перехода России к рыночной экономике для стратегического планирования фирмы может быть предложена следующая схема.

Программа деятельности фирмы. Главные цели фирмы следующие

- вы­жить в условиях экономического спада и роста инфляции в стра­не;

- как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность и систему управления фирмой к изменяющимся внешним и внут­ренним экономическим условиям;

- сохранить коллектив специа­листов и руководящих работников, имеющихся на фирме;

- обес­печить стабильное положение фирмы на рынке.

Стратегия фирмы:

- максимально масштабно участвовать в го­сударственных программах развития и производства товаров и услуг, дотируемых за счет бюджетных ассигнований;

- вести посто­янный поиск российских заказчиков на товары и услуги, которые могут быть произведены фирмой;

- проанализировать спрос, оп­ределить перечень и организовать выпуск новых товаров, пре­доставление новых услуг, которые отвечают возможностям фир­мы и могут распространяться среди населения непосредственно или через торговую сеть;

- обеспечить эффективную рекламу всех товаров и услуг фирмы; вести постоянный поиск зарубежных заказчиков на товары и услуги, которые могут быть предоставле­ны фирмой;

- проводить активную коммерческую деятельность (сда­ча в аренду помещений и территорий, кредитование, сбыт това­ров других фирм и др.);

- уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и ус­лугам.

Итак, стратегическое планирование в фирме выступает сред­ством достижения ее целей. Такое планирование — набор дейст­вий и решений, принятых руководством, которые обеспечивают разработку специфических стратегий, чтобы помочь организации достичь ее глобальных целей. Процесс стратегического планиро­вания помогает в принятии правильных управленческих реше­ний. Его задача обеспечить нововведения и изменения в органи­зации в необходимой мере и в нужные периоды. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках про­цесса стратегического планирования:

  1. распределение ресурсов,

  2. адаптация к внешней среде,

  3. внутренняя координация,

  4. организа­ционное стратегическое предвидение.

Большое значение имеет адаптация к внешней среде, которая охватывает все действия стратегического характера, улучшающие отношения предприятия с окружающей средой. Предприятиям необходимо адаптироваться и к внешним благоприятным возмож­ностям, и к опасностям, выявить наиболее благоприятные вари­анты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к внешним условиям.

В качестве примера сошлемся на деятель­ность российского производителя компьютерной техники компа­нии «Stins Comman». Около трех лет назад эта фирма вышла на рынок компьютеров, и именно на тот сегмент, который пред­ставлен мощными рабочими станциями. На заре своей деятель­ности фирма не смогла составить конкуренцию на данном сегменте рынка более опытным российским и западным фирмам, поэтому, не видя особых перспектив, руководство фирмы приня­ло решение о резком освоении новой рыночной ниши — домаш­ний компьютер (Home PC & Half Office), достоинством которого была невысокая цена, наличие разнообразных базовых конфигу­раций, оснащение перспективными периферийными устройства­ми, дополнительный технический и прежде всего программный сервис (эти компьютеры одни из немногих были оснащены целым пакетом обучающих программ). Таким образом, фирма успешно адаптировалась к изменившимся условиям и вовремя перемести­лась из бесперспективного сегмента в более благоприятный.

Внутренняя координация связана со стратегической деятель­ностью фирмы тем, что способствует выявлению сильных и сла­бых ее сторон с целью достижения эффективной интеграции внут­ренних операций.

Осознание организационных стратегий предусматривает осу­ществление систематического развития мышления менедже­ров путем формирования такой организации фирмы, которая способна в полной мере учитывать и руководствоваться стра­тегическими решениями. Способность использовать результаты опыта дает возможность предприятию правильно скорректи­ровать стратегическое направление своего развития и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в гораздо большем, чем простое инициирование процесс стратегического планиро­вания. Она связана с реализацией и оценкой результатов этого процесса.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комп­лексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осу­ществление миссии организации и достижение ее целей. Хотя страте­гия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством фирмы, но ее практическая реализация опирается на активное участие всех уровней управления. Стратегический план обосновывается обширными исследованиями и фактически­ми данными. Чтобы эффективно конкурировать в мире сегод­няшнего бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбо­ром и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать работников оп­ределенного типа, и, в то же время, не привлекать других работников. Такой план открывает для предприятия перспективу, ко­торая ориентирует его сотрудников, привлекает новых работни­ков и помогает в реализации изделий или услуг.

Стратегические плановые программы разрабатываются, так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и пе­реориентацию. Общий стратегический план рассматривается как программа, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом того, что конф­ликтная, постоянно изменяющаяся деловая и социальная обста­новка делают неизбежными постоянные корректировки.

Уже отмечалось, что самым существенным решением при пла­нировании является выбор целей предприятия. Те предприятия, которые вследствие своего масштаба, испытывают необходимость в многоуровневых системах управления, нуждаются в четко сформулированных целях широкого и более частного плана, ориенти­рованных на общие цели фирмы.

Глобальная цель предприятия, представляющая собой четко выраженную причину его существования, является его миссией. Цели вырабаты­ваются для осуществления именно этой миссии, которая, в свою очередь, детали­зирует статус предприятия, обеспечивает основное направление и ориентиры для определения целей, стратегических подходов на различных организационных уровнях. Формулировка миссии пред­приятия содержит следующие моменты:

1. Главная задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

2. Характеристика по отношению к фирме среды, которая оп­ределяет основные принципы деятельности предприятия на рынке.

3. Культура и психологический климат организации.

Правиль­ный выбор миссии имеет колоссальное значение. Некоторые рос­сийские руководители совершенно не заботятся о выборе и фор­мулировании миссии своего предприятия. Нередко миссия эта кажется для них очевидной. Если задать вопрос типичному пред­ставителю малого бизнеса, в чем миссия его фирмы, ответом, скорее всего, будет: «Конечно, получать больше прибыли». Но несоответствие выбора прибыли в качестве миссии фирмы оче­видно, хотя, несомненно, она является и существенной целью. Ведь прибыль представляет собой внутреннюю проблему пред­приятия. В то же время организация является открытой систе­мой, она способна выжить на рынке, только если окажется спо­собной удовлетворять какую-то потребность внешней среды. Поэтому чтобы заработать прибыль, необходимую для выживания, фирма вынуждена ориентироваться на запросы среды, в которой она функционирует. Именно в окружающей среде руководство находит общую цель организации. Объективная необходимость выбора миссии признана была выдающимися менеджерами за­долго до соответствующих теоретических разработок. Генри Форд, прекрасно осознающий все значение прибыли, сформулировал миссию фирмы «Форд» как предоставление людям дешевого транс­порта.

Выбор столь узкой миссии организации, как прибыль, сужает возможности руководства фирмы определять альтернативы при принятии управленческих решений. В результате ключевые фак­торы могут быть не учтены и последующие решения способны привести к низкому уровню эффективности организации.

Общепроизводственные цели фирмы формулируются на ос­нове миссии предприятия, определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы обеспечить подлинный вклад в успех предприятия, цели должны быть конк­ретными, измеримыми, ориентироваными во времени и достижи­мыми.

После определения миссии и целей фирмы руководство при­ступает к диагностическому этапу процесса стратегического плани­рования. Первым шагом здесь является изучение внешней среды, которая оценивается по трем основным параметрам; определе­ние и учет изменений, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии; выявление факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; оценка действия факторов, пре­доставляющих большие возможности для достижения общефир­менных целей посредством корректировки плана.

Анализ внешней среды означает процесс, посредством кото­рого разработчики стратегического плана контролируют внеш­ние по отношению к предприятиям факторы, чтобы определить возможности и потенциальные опасности для фирмы. Изучение внешней среды предоставляет организации возможности своевременной реакции на появившиеся на рынке угрозы для фирмы, дает способ­ность к разработке деловых акций. Эти качества позволяют фирме не толь­ко предотвратить эти угрозы, но и извлечь из ситуации новые выгодные возможности. С этой точки зрения роль анализа внеш­ней среды в процессе стратегического планирования заключает­ся по существу в ответе на три конкретных вопроса:

  1. где в настоя­щее время находится предприятие;

  2. где, по мнению высшего руко­водства, оно должно находиться в будущем;

  3. что должны сделать менеджеры, чтобы фирма из того положения, в котором она находится сейчас, перешла в рыночную позицию, на которой ее хотело бы видеть руководство.

Следующей проблемой, с которой сталкиваются разработчики стратегической программы фирмы, является определение того, какими внутренними силами, возможностями располагает коллектив. Диагноз внутренних проблем фирмы определяется в рамках управленческого обследования. Оно представляет собой оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон. В рамках обследования обычно рассматривается не менее пяти элементов, в частности, маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (произ­водство), человеческие ресурсы, а также культура и образ пред­приятия.

Очень важно тщательно проанализировать условия работы фир­мы, такие как: циклы ее деловой активности, изменения конъ­юнктуры рынка, наличие рабочей силы, источники материаль­ных и финансовых ресурсов, взаимодействие с государственными организациями и другими предприятиями отрасли, основные кон­куренты фирмы и другие факторы.

При обследовании функции маркетинга обычно основное вни­мание уделяется для анализа и исследования следующих его областей: доля рынка и конкурентоспособность, разнообразие и качество ассортимента выпускаемых изделий, рыночная демог­рафическая статистика, рыночные исследования и разработки, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, эффективный сбыт, реклама и продвижение товара, прибыль.

Анализ финансового состояния, безусловно, приносит пользу фирме, содействует повышению эффективности процесса стра­тегического планирования.

Детальное изучение финансового состояния позволяет выя­вить уже имеющиеся потенциально возможные внутренние недостатки, слабые места в организации, открывает возможность оценить положение фирмы в сравнении с ее конкурентами. Анализ финансовой деятельности обычно открывает руководству сильные и слабые стороны предприятия в долгосрочной перс­пективе.

Весьма важным для длительного выживания предприятия на рынке выступает систематический анализ управления производ­ственными операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон управления производством целесообразно найти ответы на следующие вопросы:

• может ли фирма производить свои товары (услуги) по более низкой цене, чем ее конкуренты; если нет, то по какой причине;

• какой доступ фирма имеет к новым материалам, зависит ли она от единственного поставщика или ограниченного их коли­чества;

• является ли производственный аппарат, в частности, обору­дование фирмы современным, хорошо ли оно обслуживается;

• рассчитаны ли закупки сырья, материалов на снижение объе­мов материальных запасов и времени реализации заказа, сущест­вуют ли адекватные механизмы контроля над входящими мате­риалами и выходящими изделиями;

• подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спро­са, вынуждает ли это прибегать к временному увольнению рабо­тников, как можно исправить подобную ситуацию;

• способна ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обеспечивать ее конкуренты;

• обладает ли фирма эффективной системой контроля качест­ва изделий;

• насколько рационально спланирован и спроектирован про­цесс производства, в чем и как он может быть улучшен.

Главным богатством современной фирмы являются ее челове­ческие ресурсы. Истоки большинства проблем в организациях в конечном итоге обнаруживаются в людях. Если фирма распола­гает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хо­рошо мотивированными целями, она способна эффективно ис­пользовать различные альтернативные стратегии. В противном случае следует добиваться улучшения работы с кадрами, поскольку недостатки в этой области будут подвергать опасности всю пред­стоящую деятельность организации.

Для любого кредитора, партнера или инвестора большое значе­ние имеет имидж фирмы, поэтому в стратегической программе необходимо сформулировать представление об имидже фирмы, ответив в частности на следующие вопросы:

• каким должен быть имидж фирмы;

• каким может быть представление покупателей товаров и ус­луг о фирме.

Менеджер всегда должен помнить, что культура и образ пред­приятия формируют его репутацию. Обеспечение благоприятно­го общественного отношения к фирме, ее работникам, предлагаемым ею рынку товарам и услугам выступает одним из основных направлений работы в стратегическом плане.

В программе развития фирмы, имеющей стратегический ха­рактер, рассматриваются различные стратегические альтернативы. Среди них возможности ограниченного роста, роста, сокраще­ния темпов развития и сочетания этих вариантов. Стратегической альтернативой, которой придерживаются большинство предпри­ятий, является ограниченный рост. Для этой стратегии характер­но определение целей на основе достигнутого с учетом инфля­ции. Стратегия ограниченного роста применяется обычно в тех отраслях промышленности, где имеет место стабильная ситуа­ция, когда руководство организации в целом удовлетворено по­ложением фирмы на рынке.

Стратегия роста реализуется посредством ежегодного сущест­венного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных по­казателей развития в сравнении с достигнутым в предыдущем году. Эта стратегия используется в динамично развивающихся от­раслях с быстро совершенствующимися технологиями.

Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители предприятий и которую нередко называют стратегией последне­го средства, является альтернатива сокращения. В ее рамках воз­можны варианты ликвидации фирмы, отсечения все­го лишнего, сокращения и переориентации производства.

Чаще всего на практике используется стратегия сочетания всех альтернатив, которой придерживаются обычно крупные фирмы, активно действующие в ряде отраслей. Указанная стратегия пред­ставляет собой любой симбиоз из всех упомянутых вариантов.

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями фирмы воздействуют самые разнообразные факторы, например, риск, учет опыта применения разных страте­гий в прошлом, реакция на пожелания владельцев фирмы, учет фактора времени.

Характер и уровень стратегического планирования в значи­тельной мере предопределяют успех рыночной деятельности пред­приятия. Некоторые российские фирмы на определенном этапе способны добиться определенных достижений, не затрачивая боль­ших усилий на организацию планирования. Кроме того, страте­гическое планирование само по себе еще не гарантирует успеха. В то же время бесспорно, что применение плановых методов созда­ет важные существенные благоприятные предпосылки для разви­тия фирмы. Современные темпы изменений и увеличения объе­ма знаний настолько велики, что стратегическое планирование выступает по существу единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руко­водству фирмы инструмент функционирования ее на длительную перспективу. Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений. Определение того, чего фирма хочет добиться, помогает оценить наиболее подходящие пути ее практических действий. Планирование способствует сни­жению риска при работе на рынке. Принимая обоснованные пла­новые решения, руководство уменьшает риск выбора отнюдь не оптимального решения из-за ошибочной или недостоверной ин­формации о возможностях предприятия или о внешней ситуа­ции. Планирование, которое служит для определения будущих действий на рынке, помогает обеспечить единство общей цели в рамках всей организации.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.