NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сведения о мбук «Централизованная библиотечная система» г. Киселевска


6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.

Главный библиограф МБУК «ЦБС»

Гаврилова Любовь Владимировна

т. (8-38464) 6-23-72; e-mail: [email protected]
6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Информационные ресурсы.
В детских библиотеках ЦБС продолжаются работы с традиционными каталогами и картотеками, которые выполняют важные функции всестороннего раскрытия фонда и используются в таких видах библиотечно-библиографической работы, как библиографическое информирование, справочно–библиографическое обслуживание, а также создание библиографических пособий. Кроме этого, доля поступления новых справочников и энциклопедических изданий в фонды библиотек составляет, в лучшем случае 8,5% от общего количества (1134 экз. в 2012 году). И для того, чтобы как-то компенсировать недостаток новейшей информации, специалисты библиотек систематически расписывают периодические издания, пополняя новыми материалами СКС, краеведческие каталоги, тематические картотеки, картотеки персоналий, формируют накопительные папки и пресс-папки различной тематики. Большое значение придается редактированию картотек, с целью поддержания в рабочем состоянии – ежегодно вводятся новые рубрики, отражающие актуальную тематику современных запросов.

В отчетном году основными знаменательными, памятными историческими датами были: Год российской истории (в том числе 1150-летие зарождения российской государственности и 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года), а также Год Германии в России и Год русского языка во Франции, Год французского языка в России, которые нашли отражение в СБА библиотек ЦБС.

Cамая важная дата – это предстоящий юбилей Кемеровской области, который определил тематику создания определенного значимого запаса информации, соответствующего вероятным запросам и информационным потребностям пользователей.

В 2012 году были созданы новые картотеки, посвященные этой дате и выделены разделы в других картотеках:

  • в картотеке «Юбилейные даты» выделены три раздела - «К 70-летию Кемеровской области»; «Кузнецкий угольный бассейн» (170 лет исследований); «95 лет добычи угля в Киселёвске» (ф.5).

В краеведческих картотеках в течение года введены 39 новых краеведческих рубрик, вот некоторые из них:

  • «70 лет образования Кемеровской области» (ЦДБ, ф.5,6,7,8);

  • «95 лет начала добычи угля в городе Киселевске» (ЦДБ; ф.5,8);

  • «2012 – год 170-летия исследования Кузнецкого угольного бассейна» (ф.5,8);

  • «2013 год в Кузбассе – год мастера, год трудового человека» (ф.8).

70% от общего количества (27 рубрик) ввели в Центральной детской библиотеке - «У истоков большого угля», «Родники Киселёвска», «Киселёвские умельцы» и многие другие.

Большим подспорьем в обслуживании пользователей служат тематические накопительные папки с копиями статей из периодических изданий и неопубликованных документов. К ранее созданным прибавились в отчетном году 4 новых папки по краеведению:

  • «Край любимый и родной» (ф.5);

  • «Кузбасс: от прошлого к будущему», «Славы достойные люди Кузбасса», «Памятники Кузбасса» (ф.7).

В СКС введены рубрики по памятным историческим датам:

  • «2012 – Год российской истории» (ЦДБ, ф.6,7,8);

  • «1500 лет Российской государственности» (ф.5);

  • «России верные сыны» о героях Отечественной войны 1812 года (ф.7);

  • «Бородинское сражение 200 лет», «Смутное время конец 16 – нач. 17 века» (ЦДБ).


Кроме этого были введены новые рубрики к знаменательным датам в России:

  • «2012 – Год Германии в России» (ф.5,8);

  • «Год французского языка в России» (ф.5);

  • «2012 – Год сезонов французской литературы в России» (ф.8).

Другие актуальные рубрики в СКС:

  • «Год Арктики», «Сталинградской битве – 70 лет» (ф.5);

  • «2013 год – Год охраны окружающей среды», «Сталинградская битва» (ф.8);

  • «Сокровища затонувших кораблей», «Олимпиада: Лондон – 2012», «Приведения, призраки, вампиры» (ЦДБ).


6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей


Виды справок


Выполнено справок

Количество

консультаций

Темати-

ческие


уточня

ющие

адрес-

ные

Фактографическ

Всего


в т.ч. вирт.

в т.ч. краевед.

12000


1236

1978

4383

19597

-

2972

869


Уменьшение количества выполненных справок на «543» по сравнению с прошлым годом связано с уменьшением количества фактографических и адресных справок, большое число которых в прошлом году мы объясняли краеведческими викторинами и олимпиадами, организованными Управлением образования и другими учреждениями города к 75-летнему юбилею.
В апреле 2012 года на сайте МБУК «ЦБС» была предложена новая услуга «Задать вопрос библиографу», представляющая возможность удаленным пользователям обратиться к библиографу с вопросом, не требующим сложного и длительного библиографического разыскания. Было разработано Положение и дана реклама в местной печати и на сайте Администрации города.

Основной принцип услуги: бесплатность и общедоступность для всех, обязательное рассмотрение каждого вопроса, оперативность ответов. Поиск осуществляется по справочно-библиографическому аппарату на основе фонда Центральной городской библиотеки: энциклопедиям, словарям, справочникам, а так же каталогам и полнотекстовым базам, имеющимся в ЦГБ Киселевска, ресурсам Интернет, печатным и электронным материалам, предоставляемым библиотеке местной администрацией и представителями городских служб. Полные тексты не предоставляются.

В новом формате обслуживания выполнено 8 запросов - из них 4 фактографических, 2 тематических и 2 адресных. В ответах даны ссылки на 30 источников информации, а также на городские сайты.
В апреле 2012 года МБУК «ЦБС» взяла на себя обязательство организовать виртуальное обслуживание своих пользователей через Службу сервиса ЭБК областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова. В отчетном году этой услугой воспользовались в основном студенты.
Достаточно востребованным источником поиска информации являлись Интернет-ресурсы, в результате их использования всего за отчетный год было выполнено 1383 справки (7% от общего количества по ЦБС): 923 – тематические; 39 – адресные; 29 – уточняющие; 392 – фактографические. 89% (1237) справок выполнены филиалом № 8 в электронном читальном зале.
6.3. Библиографическое информирование (групповое и индивидуальное)


Наименование

библиотеки

Индивидуальное инф-ние

Групповое инф-ние

Всего

абонентов

н.

тем

оповещен.

Источников


Абонентов

тем

оповещен.

Источников

абонентов

н.

тем

Оповещен.

источников

Центральная

детская б-ка

37

17

116

127

2

7

15

31

39

24

131

158


Филиал № 5

16

22

197

635

1

1

18

73

17

23

215

708


Филиал № 6

18

17

147

170

0

0

0

0

18

17

147

170


Филиал № 7

19

12

70

123

0

0

0

0

19

12

70

123


Филиал № 8

20

9

70

103

3

2

75

102

23

11

145

205


Итого

110

77

600

1158

6

10

108

206

116

87

708

1364



Изучение информационных потребностей пользователей ведется методами анкетирования и опроса. Во многих случаях информационные потребности вызваны конкретными служебными ситуациями и сопряжены с использованием краеведче­ской информации. На протяжении последних лет в библиотеках нашей системы относительно постоянный состав абонентов групповой информации со стабильной и определенной тематикой профессиональных запросов. Почти 62% - это педагоги, воспитатели. Библиотеки предоставляют этой категории пользователей оперативное и качественное информационное обслуживание с использованием своих ресурсов, книг и журнальных статей из специальных периодических изданий в виде полнотекстового, реферативного и библиографического информирования.

Форма передачи информации выбирается абонентом – это и копирование на электронные носители, передача информации по электронной почте, полнотекстовые документы, списки литературы.

В 2012 году информировали 6 групп - 49 абонентов. По 10 темам было за год 108 оповещений и выдано 206 источников.
Педагоги – 2 группы (21 абонент):

дополнительного образования 1 группа (10 абонентов) ЦДБ

классные руководители 1 группа (11 абонентов) ЦДБ

Темы: как работать с классом (в помощь классному руководителю), краеведение, о профессиях, сценарии к праздникам, основы здорового образа жизни, декоративно – прикладное искусство, организм человека. Выдан 31 источник.
Воспитатели – 4 группы (28 абонентов):

детских садов 3 группы (23 абонента) Ф.8

воспитатели специальной (коррекционной)

школы-интерната №2 1 группа (5 абонентов) Ф.5

Темы: Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе, дошкольное воспитание, детская литература. Выдано 175 источников.
Общее количество абонентов индивидуального информирования в детских библиотеках – 110, отправлено 600 оповещений, выдано 1158 источников.

Индивидуальное информирование читателей в детских библиотеках ЦБС ведется в традиционном режиме – в помощь профессиональной деятельности и по интересам. В каждой библиотеке созданы картотеки информационного обеспечения таких читателей. На карточках заносятся сведения об абоненте, а на обороте отмечается предложенная и взятая литература, либо на формулярах ставятся специальные символы для обозначения абонентов. Интересы выявляются при записи в процессе беседы.

Индивидуальное информирование в отчетном году осуществлялось по мере поступления и подбора соответствующей литературы, по некоторым темам абоненты получали информацию ежемесячно, по другим – 1 раз в квартал. Формы предоставления информации – 35 рекомендательных списков, 22 плана чтения, 23 буклета, телефонные оповещения. По договоренности предоставлялись копии документов.

При небольшом числе абонентов в основном оповещение ведется устно - по телефону или при личном общении во время очередного посещения би­блиотеки. Преимущество такого способа передачи информации заклю­чается в оперативности и возможности установить с читателем не­посредственный контакт, что позволяет сразу же выяснить его отношение к подготовленным материалам (абонент сам отбирает нужную информацию).

Информирование в помощь профессиональной и учебной деятельности предоставлялось 90 абонентам (82 %) от общего количества. Это учащиеся общеобразовательных школ, студенты колледжей и вузов, в том числе:

1 - 4 классы - 10 абонентов,

5 - 6 классы - 36 абонентов,

7 - 8 классы - 34 абонентов,

9 - 11 классы - 8 абонентов,

студенты – 2 абонента.

Темы: электроника, электротехника, логика, экология, популярная биология, психология отношений, имидж, компьютеры, боевые единоборства, шахматы, авто и мотоспорт, научные открытия, путешествия, спортивная борьба, этика, история религий, мода, история Древнего мира, право, искусство, химия для любознательных, нумизматика и многие другие.

И в помощь профессиональной деятельности специалистам предприятий и организаций города - 10 абонентов (9 %): педагоги, деятели общественных организаций, психолог, школьные библиотекари, клубные работники и др.

Информирование по интересам пенсионеров и домохозяек - 10 абонентов (9 %) от общего количества, предоставлялось по следующим темам: тайны и загадки 20 века, военные мемуары, здоровый образ жизни, психология отношений, народная медицина, лечение травами, азбука рукоделия, чудеса своими руками, вязание, оригами, кулинария, приусадебное хозяйство, цветоводство, пчеловодство, рыболовство, ландшафтный дизайн и другие.
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование

В 2012 году в детских библиотеках ЦБС было проведено 3 Дня информации, в общей сложности 218 пользователей посетили эти мероприятия. Из них 2 Дня информации прошли в библиотеке-филиале № 7:

День информации «Книжки умные читаем и природу уважаем».

Цель: познакомить детей с красотой родной природы, пробудить любовь ко всему живому, заставить задуматься над тем, что мы оставляем после себя.

В программе:

  • Выставка – просмотр «Сберечь природы дивные красоты» (46 книг), которая была оформлена в читальном зале. На выставке были представлены книги писателей – природоведов, справочные издания. В течение дня с выставки было выдано 29 книг, особым спросом пользовались книги для младшего школьного возраста.

  • Обзор «Полна чудес природа» (3 класс шк.№ 5) – 18 чел. Обзор познакомил ребят с новыми книгами писателей В. Бианки, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева, Е. Чарушина и других, всего 12 книг.

  • Интеллектуальная игра «Путешествие в Природоград» шк.№ 33 5 класс «А» - 26 чел. Двум командам представилась возможность показать свои знания о природе. Конкурсные задания были разнообразными: узнать птицу по описанию, назвать лишних среди грибов и ягод, составить самое длинное название животного и др. Каждая из команд «написала» свою Красную книгу природы.

  • Громкое чтение «Как помогать природе» для 1 класс «Б» шк.№ 33 - 23 чел. Из рассказов в журналах «Свирелька» и «Юный натуралист» ребята узнали, что в природе тоже существуют правила поведения, которые нужно выполнять, чтобы сберечь всё живое.

  • Час литературных сообщений «Эти забавные знакомые незнакомцы» 4 класс шк.№ 5 - 18 чел. стал заключительным мероприятием Дня информации. Дети узнали занимательные факты из жизни животных, называли произведения, где главными героями были животные. Соревновались, кто больше знает книг, где в заглавии стоит животное.

  • Планы чтения «Птичья переменка», «С кузовком – лукошком по лесным дорожкам», «У меня растёт щенок» были составлены для учащихся младших классов.

Из 85 человек, присутствующих в течение Дня на мероприятиях, 8 – впервые пришли в библиотеку и стали читателями.
День информации «Быть молодым – значит быть здоровым».

В течение всего дня библиотекари вели разговор с читателями о здоровом образе жизни, о том, как уберечься от вредных привычек, сохранить свое здоровье на долгие годы и быть по-настоящему счастливым и успешным в жизни.

Специально к этому Дню была оформлена книжная выставка «Пусть всегда будет завтра». Библиотечные специалисты отобрали на выставку книги, в которых популярно и доступно для детей рассказывалось о том, как избежать болезни и быть здоровым. Среди них: Роттенберг Р. «Расти здоровым»; Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя»; Семенова И. «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой», «На зарядку становись»; Баль Л. В., Ветрова В. В. «Букварь здоровья»; Дорохов С. «Про тебя самого» и другие. В каждом издании юные читатели могли найти ответы на интересующие вопросы, книги прекрасно иллюстрированы, содержательны и информативны.

Для учащихся третьих классов был проведен обзор литературы «Волшебная страна здоровья». Библиотекари рассказали малышам, как важно с самого раннего возраста сохранять своё здоровье, заниматься спортом, правильно питаться. Есть много причин, чтобы не болеть. Но самая важная причина - это жизнь. Жить долго, успеть выучиться, стать умным, сделать много приятного и полезного для себя, для дорогих и близких людей, и, конечно, для своей страны – вот о чем шёл разговор с маленькими киселевчанами.

Восьмиклассники, члены юношеского клуба «Поколение» были приглашены на час откровенного разговора «Здоровый образ жизни: альтернативы нет!». Подросткам было предложено поразмышлять над вопросами: Какие вредные привычки могут навредить вашему здоровью? Почему люди начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики?

В ходе мероприятия был показан документальный фильм «Алкоголизм - наркотический яд». Далее разговор шел о страшных последствиях, которые несет наркомания, и о таких заболеваниях, как СПИД и туберкулез. Скука и внутренняя пустота некоторых подростков – благоприятная почва для распития спиртных напитков и правонарушений. Отсюда следует: необходимо научиться правильно распоряжаться своим свободным временем! Ребята рассказывали о том, как они проводят своё свободное время, о своих увлечениях.

К мероприятию был подготовлен рекомендательный список литературы для старших школьников «Быть здоровым - это стильно!».

Информация опубликована на сайте Министерства культуры 26 марта.
В Центральной детской библиотеке 19 апреля прошел День информации «Услышать зов земли, которой ты частица».

На абонементах были оформлены выставки:

  • «Калейдоскоп природы родного края» - старший абонемент;

  • «У природы матери в гостях» - мини - выставка на младшем абонементе.

В течение Дня возле выставок проводились индивидуальные беседы, информационные минутки «Первоцветы Кузбасса» для читателей младшего абонемента и «Калейдоскоп природы родного края» для читателей старшего абонемента.

В клубах «Мишутка» и «Сибирячок» были проведены Часы экологии:

  • «В защиту рек Киселёвска» (по речкам города) в клубе «Мишутка». С главным богатством родной земли реками области и речками города познакомились первоклассники школы № 14 (24 чел.) на заседании клуба «Мишутка», В Кемеровской области насчитывается более 1600 больших, средних и малых рек. Дети узнали, что люди издавна селились по берегам рек, об экологическом состоянии водных артерий Кузбасса. Реки в черте городов стали сточным канавами, а в сельской местности загрязнены отходами АПК. Для того, что бы сделать мероприятие более ярким и запоминающимся, ребята познакомились с выполненной в форме презентации, сказкой о речке Акчурле. Час экологии заставил первоклассников серьёзно задуматься о том, что нужно бережнее относиться к чудесному и волшебному дару природы – воде.

  • «Чтобы чистым воздухом дышать, природу нужно охранять» в клубе «Сибирячок» для пятиклассников шк № 14 (29 чел.).

Очередное заседание клуба «Сибирячок» было посвящено экологическим проблемам Кемеровской области. Дети познакомились с заповедниками и заказниками, находящимися на территории Кемеровской области, совершили заочное путешествие на Липовый остров, расположенный близ села Кузедеево Новокузнецкого района, поучаствовали в экологической викторине. Много говорили об экологии в нашем городе, были высказаны предложения ребят по улучшению экологической обстановки города и района. Было решено, что ребята из клуба «Сибирячок» посадят не менее трёх деревьев в ближайшие дни в одном из городских дворов.

Во время мероприятия ребята познакомились с материалами, представленными на выставке – просмотре «Земля. Экология. Человек», где кроме книг и журналов были представлены тематические папки: «Экология Кузбасса», «Экология Киселёвска», «По страницам Красной книги Кузбасса». Украшением выставки были детские рисунки, более 30 работ, представленные на конкурс «Природа глазами детей». В заключении были подведены итоги, за свои творческие работы юные художники получили сладкие призы.
В отчетном году было оформлено 17 выставок новых поступлений и выставок просмотров для детей: «Ура! К нам книжка новая пришла», «Юбилейная книжная полка», «Знакомьтесь – новые книги для вас» и многие другие.

Также были использованы такие формы:

Обзоры-рекомендации, беседы у книжных выставок – 17 (102 чел.):

«Знакомьтесь новые книги», « В гостях у новых книг» (ЦДБ).

Презентации - 3 (53):

«Весёлый писатель А. Усачёв»: презентация электронной выставки, «Пусть люди этот день не позабудут»: презентация выставки из цикла «Книга – фильм»,

«Волшебство русской сказки»: презентация книжной выставки из цикла «Книга – фильм» (ЦДБ).

Информационно-познавательные часы – 11 (317 чел.):

«Выбор есть всегда», «Денис Давыдов – гусар, партизан», «Они подарили нам азбуку» (ЦДБ).

Информационно-познавательные видео-часы – 3 (90 чел):

«Там где я живу», «Познай свой город», «Там, где зажигают Олимпийский огонь» (ЦДБ).

Информационные минутки – 21 (105 чел.):

«Выборы президента России», «Бородино-1812 года», «Гроза двенадцатого года» - (к 2000-летие Бородинской битвы), «Летняя олимпиада в Лондоне», «Лондонская олимпиада - первые шаги», «Первоцветы Кузбасса», «ВДВ – гордость России», «Экологический калейдоскоп родного края», «Ты – гражданин своей страны», «День улыбки» и многие другие (ЦДБ).

Работа с периодикой:

Выставки: «Читайте, мальчишки! Читайте, девчонки», «Ваш любимый журнал и мультфильм: «Маша и медведь» - выставка одного журнала, «Встречай лето с новыми журналами» (ЦДБ);

Путешествие по журналам – 5 (125 чел.): «Журнальный мир - он твой», «Такие разные журналы», «Журнальный мир – какой он?», «Нам приносит почтальон», «Мы журналы полистаем, почитаем поиграем» (ЦДБ).
6.4. Есть ли у библиотеки свой блог, или Живой Журнал (ЖЖ)
В социальной сети «Одноклассники» есть страница «Детская библиотека №7», на которой библиотекари активно размещают последние новости из жизни библиотеки, делятся успехами в работе, своими мыслями, обсуждают интересные темы с коллегами из других регионов.

Кроме этого у активных читателей библиотеки есть возможность увидеть себя в Интернете на фотографиях всевозможных мероприятий, которых в архиве библиотеки очень много.
6.5. Формирование основ информационной культуры
Формирование информационной культуры - одно из важных направлений деятельности детских библиотек. Здесь в основном применялись традиционные подходы и формы: библиотечные уроки, экскурсии по библиотеке. Значительное время уделялось индивидуальному консультированию у каталогов и картотек с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных, личностных особенностей читателей, консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой.

Наглядная информация о библиотеке и ее услугах имеется в каждой библиотеке и представлена на информационных стендах, которые постоянно обновляются, пополняются новой информацией. На кафедре каждого структурного подразделения оформлены пакеты документов для ознакомления пользователей при записи: положение о залоговой системе, тарифы и платные услуги.

Поисковый аппарат библиотек помогают использовать яркие плакаты-схемы, плакаты-указатели, плакаты-путеводители, памятки, буклеты, схемы-алгоритмы поиска различного вида и типа информации.

В течение года активно использовали в работе выставки справочных, энциклопедических и библиографических изданий, в основном постоянно действующие и систематически обновляемые.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности



Наименование

библиотеки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии

(познавательные)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ


кол-во

уроков


кол-во

человек


кол-во

экскурсий


кол-во

человек

Дни

библиог-

рафии

(кол-во)

Информины,

конкурсы,

игры и др.

(кол-во)

Кол-во

посети

телей

Центральная

детская

библиотека


16


353


8


205


-


-


-

Библиотека №5


1

26

6

137

-


-

-

Библиотека №6


9

249

4

105

-


-

-

Библиотека №7


13

290

13

342

-


-

-

Библиотека №8


72

847

17

423

-

-

-

Всего


111

1765

48

1212

-

-

-


В библиотеках ЦБС, работающих с детьми за 2012 год было проведено 48 экскурсий, в общей сложности 1212 детей впервые перешагнули пороги наших библиотек.

25 экскурсий (630 чел.) было организовано для учащихся начальных классов и 23 экскурсии (582 чел.) для малышей детских садиков.

Экскурсии – активная, живая форма библиотечного обслуживания, зачастую это первое посещение становится началом долгой дружбы с библиотекой и многие библиотеки к организации экскурсий относятся не формально, стараясь разнообразить их по форме и содержанию.

В Центральной детской библиотеке во время экскурсии используются элементы кукольного театра, сказочный герой проводит литературные викторины, конкурсы. Используется золотой фонд русской мультипликации - показываются фрагменты мультфильмов.

В филиале № 5 детей на экскурсии встречает не только библиотекарь, но и Бабушка-загадушка, знающая много загадок, прибауток, сказок. Весело с ней ребятам: они и зарядку сделают под весёлую музыку, и в сказку «Репка» поиграют, и много разных загадок отгадают.

Экскурсии проходят интересно и весело в филиале № 6. Детей встречают герои детских книг, разыгрываются небольшие сценки. Это всегда неожиданно и увлекательно, особенно для малышей. Ребята знакомятся с библиотекой и библиотекарями, узнают, как была создана книга, как нужно обращаться с книгами, беречь их. Викторины и конкурсы, в которых принимают участие малыши, помогают им запомнить эти несложные правила. Уходя, они в подарок получают красивые визитки библиотеки для вклеивания в дневник.

В проведении экскурсий библиотекари филиала № 7 активно используют слайдовые презентации: «Знакомство с детской библиотекой – филиалом № 7», «Страна, которой нет на карте», «Книга начинается с обложки».

В занятной игровой форме организуются увлекательные экскурсии в филиале № 8. Знакомит детей с библиотекой сказочный домовенок Кузька, давно и прочно поселившийся в читальном зале. Он очень начитанный, поэтому рассказывает ребятам о правилах пользования библиотекой в стиле популярного детского писателя Г. Остера, о библиотечных терминах – стихами, понятными для детского понимания. По лучшим детским произведениям показываются мультфильмы, также экскурсанты имеют возможность поиграть в развивающие компьютерные игры, благо для этого в библиотеке есть возможности. Малыши в восторге от таких экскурсий.
Уроки информационной культуры
В отчетном году библиотечными специалистами детских библиотек ЦБС было подготовлено и проведено 111 уроков для 1765 слушателя.

Библиотеки проводят работу по формированию информационной культуры своих читателей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста во взаимодействии и тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями.

Формы проведения уроков самые разнообразные – это и урок-практикум, урок-игра, урок-обзор, урок-путешествие и др.

Все занятия, организованные в 2012 году были направлены на обучение:

Знакомство с компьютером - 76 уроков / 895 чел. (69%)

Уроки компьютерной грамотности в рамках Программы «Островок радости» для детей из социального приюта Ф.7 «Основы пользования компьютером», «Большие секреты маленькой мышки», «Первое знакомство с Word», «Поиск в Интернете» 4 урока / 48 чел.

Школа компьютерной грамотности «Веселая школа компьютерных штучек»

Ф.8 «Обходи опасные пути», «Реальный и виртуальный миры», «Человек и информация. Действия с информацией» и многие другие

школа 28 3-4 классы 72 урока / 847 чел.

Рациональной работе с книгой, ориентации в структуре учебных, научных, справочных изданий, рациональному чтению - 26 уроков / 621 чел. (23%)

ЦДБ «За страницами твоего учебника»: научно–популярная литература, «Как возникла письменность», «Когда и как появилась книга», «Что? Где? Когда?» (о первых словарях, энциклопедиях, справочниках), «Почемучкины книжки»

шк.№ 14 2-4 кл. 16 уроков / 353 чел.

Ф.5 «Узнавай и удивляйся» (познавательные книги для младших школьников)

шк.№ 24 4 кл. 26 чел.

Ф.7 Библиолицей: «Справочное бюро читателя», «Книга начинается с обложки», «Кто рисует наши книги», «Познание продолжается» и др.

9 уроков шк.№ 33 1-4 кл. 242 чел.

Работе с периодикой (СКС) - 9 уроков / 249 чел. (8%)

Ф.6 «Журналы: как их читать и работать с ними», «Очаровательная свежесть любимых журналов» шк.№16, 35 1-2 кл., л/лагерь

Целевая программа «Компьютер: шаг за шагом» была разработана и начала функционировать в 2012 году в филиале № 8.

К мероприятиям по реализации программы были привлечены педагоги общеобразовательной школы № 28. По их просьбе в феврале 2012 года в рамках данной программы начала свою работу школа компьютерной грамотности «Веселая школа компьютерных штучек». Занятия в школе проходят на платной основе. В основном, конечно, это уроки - практикумы, на которых даются конкретные практические задания и прививаются навыки работы с компьютером. Широко используются уроки – игры, в ходе которых, играя, юные пользователи постигают компьютерные азы. Применяются также и уроки–знакомства (подробнее см. раздел Работа кружков, клубов по интересам).

Востребованность и эффективность программ-долгожителей по формированию информационной культуры, более 10 лет, подтверждена их работой в отчетном году.

Это «Светофор» - ЦДБ и «Библиолицей» - Ф.№ 7.

В 2012 году 400 учащихся 1-4 классов школ № 14, 21 и 27 прошли обучение в Центральной детской библиотеке по Программе «Светофор», которая предполагает поэтапную индивидуальную работу с каждым ребенком, начиная с первого дня посещения библиотеки.

Благодаря этой программе, 5607 детей младшего школьного возраста были обучены первичным навыкам информационной культуры за все время ее существования.

Целью программы «Библиолицей» является формирование и развитие интереса у читателя к пользованию книгой, справочной литературой, периодическими изданиями, пробуждение творческой активности, расширение информационного кругозора.

В 2012 году для учащихся 1-4 классов школы № 33 было проведено 9 занятий (242 чел.) по темам: «Справочное бюро читателя», «Каждодневное чудо», «Откуда есть пошла книга», «Путешествие в Читайгород», «Книга начинается с обложки», «Кто рисует наши книги», «Познание продолжается», «Город твоих друзей».
6.6. Сервисные библиографические услуги
В апреле 2012 года на сайте МБУК «ЦБС» была предложена новая услуга «Задать вопрос библиографу» (см. выше).

В апреле 2012 года МБУК «ЦБС» взяла на себя обязательство организовать виртуальное обслуживание своих пользователей через Службу сервиса ЭБК областной научной библиотеки им. В.Д.Федорова. В отчетном году этой услугой воспользовались в основном студенты.
6.7. Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
В детских библиотеках ЦБС пользуются популярностью в основном малые формы рекомендательной библиографии за оперативность и актуальность. Красочные, написанные живо и занимательно, они помогают своевременно донести информацию о новой литературе, писателях, обо всем, что интересно нашим читателям.

Так в филиале № 7 в отчетном году были изданы закладки, цель которых пробудить интерес к книгам В. Чаплиной «Забавные животные», А. Акимушкина «Кто без крыльев летает», А. Куприянова «Природа Кузбасса или приключения зелёного кузнечика».

Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, такой буклет-памятка был издан в филиале № 8 «Твой возраст – твои права».

С целью самообразования, расширения кругозора и организации рационального чтения библиотеки предлагают своим читателям планы чтения - «Малыш, Карлсон и другие», «Твой котёнок» для учащихся 1-4 кл., и «Я играю в шахматы» для учащихся 6 кл. в ЦДБ; «Россия начинается здесь», «С кузовком – лукошком по лесным дорожкам», «Читай, листай – мир узнавай», «У меня растёт щенок», «Красота своими руками», «Птичья перекличка» для учащихся 2-4 кл. в филиале № 7. На старшем абонементе для 5-7 классов «Про лесное житьё – бытьё», «Очень интересно всё то, что неизвестно», «Книжные сокровища библиотеки», «Заповедными тропами», «Эти забавные незнакомцы», «Рукоделие – полезное, интересное и увлекательное хобби».

По наиболее важным или актуальным темам оформлялись рекомендательные списки литературы: «Мы помним! Мы гордимся!» (ЦДБ), «Бородино – слава России» (Ф.№ 7), «Блокада Ленинграда» (Ф.№ 8); «Быть здоровым - это стильно!» для старшеклассников (Ф.№ 7) и другие.

Рекомендательные пособия малой формы для юных читателей – лишь первая ступень к формированию читательских интересов, серьезной самообразовательной работе.

В апреле 2012 года детские библиотекари приняли участие в межрегиональном фестивале искусства рекомендательной библиографии и книжной моды «Увлекающие чтением» и конкурсе рекомендательных библиографических изданий «Руководство в дружеской манере».

На конкурс были представлены три творческие работы:

  • электронное рекомендательное пособие «Современные детские писатели: А. Усачёв», подготовленное библиотекарем Центральной детской библиотеки Можаевой Н.П. для читателей младшего школьного возраста;

и два пособия, созданные библиотекарем младшего абонемента библиотеки - филиала № 7 Евстафьевой Т. Н.

  • занимательное пособие «Книжные байки от Зайки - Читайки» для читателей – детей дошкольного и младшего школьного возраста и

  • «Суем свой нос в любой вопрос», рекомендательное электронное пособие серии детских книг «Я люблю читать!» для родителей, воспитателей и преподавателей 1 – 2 классов.

Работы по достоинству были оценены и отмечены. В номинации «Большие формы рекомендательной библиографии» занимательное пособие «Книжные байки от Зайки - Читайки» заслужило диплом за 2 место.
7. Организационно-методическая работа.
На методистов сегодня возложена важная профессиональная роль содействовать устойчивому развитию библиотек в современных условиях. Этим и объясняется широкий круг задач и обязанностей методистов, это:

- повышение квалификации библиотечных работников;

- консультативно – методическая помощь;

- разработка нормативно – правовой документации;

- анализ практики;

- управление инновациями и многое другое.

В декабре 2011 года ведущими специалистами ЦБС была спланирована вся работа по методическому обеспечению деятельности библиотек ЦБС на 2012 год, составлен Сводный план по примеру областных библиотек. В течение года вся методическая работа строилась согласно этому плану.

Анализ библиотечной практики осуществляли исходя из статистических и информационных отчетов библиотек. Ежеквартально Центром методического обеспечения составляются отчеты о деятельности библиотек, в конце года проводится обширный анализ всей деятельности, изучаются и готовятся к внедрению инновационные методы работы. Отмечаются достижения и недостатки, готовятся прогнозы на будущее.

Слаженная работа организации зависит от уровня подготовки, профессионализма ее кадров. Методическая служба ЦБС продолжила работу по повышению профессиональной компетентности библиотекарей системы в 2012 году. Были проведены:

1. Отчетное собрание по итогам работы МБУК «ЦБС» за 2011 год (март). В форме слайд-презентации коллегам было представлено самое интересное и актуальное, что было сделано в системе за отчетный год, проанализированы основные цифровые показатели работы, кадровый потенциал и т.д.

2. «Учиться никогда не поздно!»: творческий семинар из опыта работы библиотек ЦБС за 2011 год (март).

3. «Школа обучения библиотекарей ЦБС библиографическому описанию». Описание электронных ресурсов (март).

4. «Новые технологии – новые возможности библиографического поиска»: семинар (апрель).

5. «Новые технологии в библиотеках – новое качество деятельности»: лаборатория опыта (сентябрь).

6. «Библиографические ресурсы, продукты и услуги»: практический семинар (октябрь).

7. «Краеведение в работе детских библиотек»: семинар (ноябрь).

8. «Школа обучения библиотекарей ЦБС библиографическому описанию». Описание электронных ресурсов (ноябрь).

Наиболее интересен сотрудникам муниципальных библиотек стал обучающий семинар – лаборатория опыта «Новые технологии в библиотеках - новое качество деятельности».

Главным вопросом занятия стало обсуждение выполнения Стратегического проекта развития ЦБС на 2011 – 2015 гг. «Библиотека – центр общественной жизни», цель которого – устранение противоречий между возможностями библиотек и потребностями населения; создание условий для развития элементов электронного правительства.

Все присутствующие смогли подробно познакомиться с порталом государственных услуг Российской Федерации: разделами портала, его возможностями, правилами регистрации и получения доступа к личному кабинету.

Кроме этого, в ходе занятия библиотекари познакомились с офисными программами Microsoft Office (преподаватель – М.Н.Войткевич). На практическом занятии попробовали свои силы в создании электронной презентации и буклета библиотеки, закрепляли свои знания по работе с электронной почтой. С помощью презентации «Культура электронных деловых писем» изучали правила написания деловых сообщений. Узнали о возможностях программы для общения Skype.

Большое внимание было уделено оформлению электронных ресурсов собственной генерации, в связи с чем представлены требования ГОСТа 7.83-2002 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

Семинар вызвал неподдельный интерес коллег и предоставил всем возможность более полно ознакомиться с новыми технологиями.

Сотрудники детских библиотек регулярно посещают все мероприятия по повышению квалификации, которые организует Центр методического обеспечения. Все обучившиеся отмечают высокий уровень организации учебного процесса, полезность приобретенных знаний, актуальность тематики занятий.

Эффективными формами повышения квалификации сотрудников считаем консультации специалистов, мастер-классы, творческие лаборатории, семинарские занятия с обязательными практическими занятиями. На занятиях используются активные формы работы со слушателями и современные технологии. Это электронные презентации, мастер-классы, лекции, обзоры профессиональных изданий, анкетирование.

Система повышения профессиональной подготовки строится так, чтобы стимулировать инициативу библиотекарей, разбудить их творческие силы, формировать их личностные и профессиональные качества.

Приоритетные темы мероприятий для будущего планирования: «Инновационные формы и методы библиотечного обслуживания», «Удачный опыт других библиотек в популяризации и поддержке детского чтения», «Новые информационные технологии в библиотечном деле», «Методы и формы исследования детского чтения».

В отчетном году библиотекарь Центральной детской библиотеки Н.П.Можаева посетила курсы повышения квалификации «Ориентир на юного пользователя: ритм сегодняшнего дня». Ею отмечен высокий уровень, практическая направленность и интересная программа предложенных занятий.

Важным направлением работы методической службы остаётся практическая помощь филиалам в составлении годовых планов и отчетов, планировании работы по различным направлениям библиотечной деятельности, разработке целевых программ, освоении компьютерной грамотности и др.

В ноябре 2012 г. состоялась аттестация библиотечных работников МБУК «ЦБС». Аттестация проходила в течение двух дней, было аттестовано 49 специалистов из 56, работающих в ЦБС. Аттестация проходила в два этапа. Аттестуемый предоставлял членам комиссии своё портфолио с информацией за последние 5 лет: рецензия, творческие материалы (программы, проекты, документы о работе библиотечных клубов, актуальные сценарии, авторская издательская продукция, статьи о работе библиотеки, опубликованные в СМИ и т.п.), копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, обучения по программе «Твой курс: повышение компьютерной грамотности» и т.п., и отвечал на вопросы, подготовленные к аттестации ведущими специалистами системы. Все библиотечные работники прошли аттестацию. По её итогам с января 2013 года трем специалистам назначена должность ведущего библиотекаря; восьми специалистам повышен должностной оклад; остальные библиотечные работники (38 чел.) подтвердили соответствие занимаемой должности.

В течение года прошли обучение по программе «Твой курс: повышение компьютерной грамотности» 3 библиотечных работника.

Центром методического обеспечения систематически ведется работа по информационному наполнению собственного сайта ЦБС www.biblio-ksl.ru. Продолжается подбор и подготовка нового контента, в том числе оперативно размещаются новости о событиях ЦБС; обновляется афиша мероприятий, проходящих в библиотеках системы; вносятся изменения и дополнения в раздел книжных новинок и другое. ЦБС приняла участие в I Кузбасском конкурсе интернет-сайтов в сфере культуры; получен диплом за участие.

Ежегодно в ЦБС проходит конкурс «Лучшая библиотека года». Ведущие специалисты в январе-феврале объезжают библиотеки системы, анализируют библиотечную работу за год. Методистами ЦБС разработаны определенные критерии оценки по основным направлениям работы. Каждый специалист проверяет свой участок работы, отмечает объем проделанного за год, изменения, улучшения, произошедшие в библиотеке. Оценки ставятся коллегиально. При подведении итогов особое внимание уделяется выполнению муниципального задания, участию библиотеки в областных и городских конкурсах, разработке и реализации библиотечных программ, организации клубов по интересам, и т.д. Так, по итогам 2011 г. «Лучшей библиотекой года» признана детская библиотека-филиал № 7.
Методические выезды в библиотеки ЦБС:




п/п

Дата

Причина методических выездов по библиотекам ЦБС

1.

16.01

Ф.10. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

2.

18.01

Ф.4. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

3.

25.01

Ф.4. «Киселевск: история в кадрах»: исторический час

4.

1.02

ЦДБ. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

5.

5.02

ЦДБ. 1 тур Всероссийского конкурса «Живая классика»

6.

6.02

Ф.10. 1 тур Всероссийского конкурса «Живая классика»

7.

7.02

Ф.7. 1 тур Всероссийского конкурса «Живая классика»

8.

7.02

Ф.7. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

9.

7.02

Ф.1. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

10.

8.02

Ф.6. 1 тур Всероссийского конкурса «Живая классика»

11.

9.02

Ф.8. 1 тур Всероссийского конкурса «Живая классика»

12.

15.02

Ф.5. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

13.

15.02

Ф.2. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

14.

16.02

ЦБ. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

15.

16.02

Ф.8. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

16.

5.03

Ф.6. Подведение итогов городского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года»

17.

31.07

Ф.7. Поздравление с юбилеем работника библиотеки

18.

19.09

Ф.8. Поздравление с юбилеем работника библиотеки

19.

26.09

Ф.8. Семинар «Новые технологии в библиотеках – новое качество деятельности»

20.

26.10

ЦДБ. Оформление читального зала к городскому конкурсу «Самая читающая семья»

21.

28.10

ЦДБ. Проведение городского этапа областного конкурса «Самая читающая семья»

22.

31.10

Ф.7. Посещение мероприятия «Недаром помнит вся Россия»: литературно-исторический час


В 2012 году работники ЦБС активно принимали участие в областных конкурсах, привлекали к участию в конкурсах своих читателей:

  • В межрегиональном конкурсе рекомендательных библиографических изданий «Руководство в дружеской манере», организованном Кемеровской областной библиотекой для детей и юношества, Евстафьева Татьяна Николаевна, ведущий библиотекарь детской библиотеки-филиала № 7, заняла второе место в номинации «Большие формы рекомендательной библиографии».

Электронный продукт Можаевой Натальи Павловны «Современные детские писатели: А. Усачёв» отмечен Благодарственным письмом организаторов конкурса.

  • В межведомственном конкурсе профессионального творчества библиотекарей «КНИГИНЯ-2012», посвященном 70-летнему юбилею Кемеровской области, Можаева Наталья Павловна, библиотекарь Центральной детской библиотеки, отмечена специальным Дипломом Некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки» за оригинальность изложения краеведческого материала и практическую значимость представленной работы - авторского сборника краеведческих сказок «Когда реки были чистыми» в номинации «Своей земле я посвящаю…».

Благодарственным письмом Некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки» за участие отмечен авторский коллектив детской библиотеки-филиала № 8 М.Н.Войткевич и С.А.Мельникова за сборник электронных презентаций по истории Кемеровской области и Киселёвска «Здесь моя Родина» в номинации «Краеведение без границ».

  • За участие в областном интернет-конкурсе «Моё счастливое будущее» для воспитанников детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров, коррекционных школ, социальных комнат ведущий библиотекарь детской библиотеки-филиала № 7 МБУК «ЦБС» Г.Г.Чугулёва за большой вклад в подготовку своих читателей к участию в Интернет-конкурсе получила Благодарственное письмо Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества. В конкурсе приняли участие 12 киселевских ребят, трое из которых заняли призовые места.

  • Получен Диплом Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области за участие в первом Кузбасском конкурсе интернет-сайтов в сфере культуры.

  • Приняли активное участие в проведении первых этапов Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». Три шестиклассника представляли Киселевск на областном этапе.

  • Читатели МБУК «ЦБС» приняли участие в областном литературно-творческом Интернет-конкурсе «Кто ты, Йети?». Алина Строгонова, читательница Центральной библиотеки, победила в номинации «Реальная история мифического Йети» и была награждена Дипломом победителя и планшетным компьютером. Читатель детской библиотеки-филиала № 8 Кирилл Смолькин получил приз зрительских симпатий по результатам интернет-голосования.

  • Приняли участие в народном проекте «Наш Кузбасс», инициированном Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области. От ЦБС было представлено на конкурс 3 работы (Ф.6, Ф.7, Ф.10).

  • В 2012 году по инициативе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при поддержке Управления образования, Управления социальной защиты, Отдела по делам молодежи, Управления здравоохранения, Отдела внутренних дел, Центра занятости населения был объявлен городской конкурс с целью совершенствования и активизации деятельности учреждений и организаций города по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Конкурс проходил в два этапа: 1 этап – с ноября по май 2012 года; 2 этап – с июня 2012 г. по октябрь 2012 года.

ЦБС приняла участие в конкурсе, представив наработки детских библиотек. По итогам, библиотекам ЦБС передана устная благодарность за активную работу в этом направлении; Почетная грамота администрации города за победу вручена Управлению культуры.

  • В городе прошли этапы областного конкурса «Самая читающая семья», посвященного 70-летию Кемеровской области. Первые отборочные этапы прошли по районам города в библиотеках-филиалах. Главными библиотекарями Центра методического обеспечения был организован 2 этап – городской конкурс «Самая читающая семья»: написан сценарий конкурса, разработаны задания, закуплены подарки победителям и участникам. Специалисты Центра стали ведущими театрализованного задания на знание исторических событий и фактов Кемеровской области.

Продолжилась реализация программы развития детских библиотек «Откроем книгу детям» на 2011 – 2016 гг. Программа разработана главным библиотекарем Центра методического обеспечения и обучения персонала Туровой И.В. Программа предусматривает техническое переоснащение детских библиотек, приобретение новой учебной, справочной, научно-популярной и художественной литературы.

8. Библиотечные кадры.
По-прежнему острой остается проблема библиотечных кадров в библиотеках ЦБС. Новые должности в течение года не вводились.


Число молодых специалистов

0

Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях

0

Число работающих пенсионеров

9

Число ветеранов в библиотеке

3

Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки)

23

Число вакансий

0


В штатном расписании ставки методиста по работе с детьми нет. Эту работу ведет главный библиотекарь Центра методического обеспечения и обучения персонала при Центральной городской библиотеке.

    1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города Киселевска в 2012 году.



Библиотека

Количество читателей

Количество посещений

Количество книговыдачи

Нагрузка на одного работника


количество работников

читатели


посещения

книговыдача

ЦДБ

4022

27859

82507

804

5572

16501

5

Ф. № 5

3204

22000

66010

801

5500

16503

4

Ф. № 6

1603

11005

33038

534

3668

11013

3

Ф. № 7

3206

22085

66057

802

5521

16514

4

Ф. № 8

5602

38502

115506

800

5500

16501

7

Всего:

17637

121451

363118

767

5280

15787

23



    1. Возрастной состав библиотечных работников







До 25 лет

25-35 лет

35-45 лет

45-55 лет

Свыше 55

Кол-во сотрудников

0

2

2

10

9

страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17


скачать

Другие похожие работы:






Сведения о мбук «мибс»

Сведения: 5 стр.