Сведения о мбук «Централизованная библиотечная система» г. Киселевска
Как видно из таблицы, половина отказов в библиотеках системы из-за отсутствия книг в фондах. Во взрослых библиотеках этот показатель вырос с 54,2% до 54,4 %. В детских библиотеках значительно снизился - с 38,5% до 38,0%. Несмотря на отсутствие финансирования по программе «Дети Киселевска», была выделена достаточная сумма из областного и федерального бюджетов - 174,74 тыс. рублей. Заведующие детскими библиотеками хорошо проработали ежегодно собираемые списки книг на докомплектование, в них были включены и отказы. Мы взяли в ООО «Книжный дом» прайсы издательств, проработали их. Литература из прайсов была включена в списки котировки. Особенно нам понравился прайсы ООО «Торговая компания «Лабиринт» и ООО «РДЦ – Новосибирск». Практически все книги пришли. В самом книжном магазине мы взяли большое количество книг, включенных в списки на докомплектование. Более 30% отказов было ликвидировано. Такую высокую эффективность работы Отдела по ликвидации отказов оценили заведующие детскими и взрослыми библиотеками, отметив в своих отчетах.
Объем отказов по причине «нет в фонде» слишком велик – 50,2 %. И львиная доля в этих отказах – недостаточное количество новых книг на абонементах системы. Остро стоит проблема недостаточного наполнения фондов литературой для дошкольного и младшего школьного возраста практически по всем отраслям знаний: по краеведению, экологии, о космосе, животных и т.д. В последнее время библиотекари отвечают отказом на, казалось бы, не очень сложные запросы младших школьников: стихи о маме, войне, армии, книги А. Барто, К. Чуковского, Н. Носова и т.д. На абонементе они, вроде бы, есть. Но книги старые, в лучшем случае 80-х годов, много раз клееные, страницы желтые. Новые книжки мы покупаем, но издательства предпочитают выпускать произведения программных авторов в богато иллюстрированном, подарочном издании, т.е. дорого. Фактически, на цену 1 книжки можно было бы купить 2-3 книги в более простом оформлении. В филиале № 6 школьники отказываются брать книги 80-х годов. Даже при условии, что они в хорошем состоянии. Поэтому в число отказов библиотекари этого филиала ввели причину «старые книги».
Книг по отраслям знаний для детей не только младшего школьного возраста, но и среднего, старшего издается явно недостаточно. Например, литература по видам спорта. В 70-80-е годы издательство «Физкультура и спорт» издавало прекрасную серию «Азбука спорта». Сейчас такую литературу выискиваешь буквально по крупицам по прайсам издательств.
В показателе «выдана» картина другая: детские библиотеки – 48,5 %, взрослые – 31,9 %. Показатель отказов по этой причине стабильно высок: 2011 г. – 36,0%, 2012 г. – 36,2%. Особенно у детских библиотек - 48,5 %. В детские библиотеки учащиеся младшего и среднего возраста идут классами, поэтому книг не хватает. Во взрослых библиотеках нет такого массового спроса.
Показатель причины «списано» невелик – 1,3 %, библиотекари пока возможно держат часто спрашиваемую литературу в фонде, ремонтируют, подклеивают. Кроме того, в нашей системе списание литературы практически на нуле, кроме замены. В своих отчетах некоторые филиалы (детские) указали как причину отказов «ветхость» книги (9 отк. – 0,37 %).
По-прежнему много отказов по причине «только в читальном зале». Показатель отказов в детских библиотеках ненамного превышает показатель взрослых библиотек (10,6 % и 9,8 %). Фактически две причины: «выдана» и «только в читальном зале» можно объединить в одну – «мало экземпляров» или «выдано».
В показатель «другие причины» входят несколько причин: устаревшая информация, ветхие книги, недостаточно информации, книги находятся у задолжника, в ремонте и т.п. Причину «недостаточно информации» ввела библиотекарь читального зала детской библиотеки-филиала № 7 в 2011 г. Теперь практически все библиотеки системы имеют возможность выполнять наиболее сложные запросы при помощи ресурсов Интернета. В детских библиотеках этот показатель несколько вырос: с 1,9% до 2,1%, в основном за счет того, что в фондах много ветхой литературы.
Последняя часть анализа включает в себя отказы на ту тему, которая вызывает наибольшую тревогу библиотекарей. Краеведение. В последние годы в ЦБС поступает новая литература, но, как правило, экземплярность невелика, не хватает даже по 1 экз. всем библиотекам. Кроме того, неоправданно затягиваются сроки предоставления документов на книги из КУМИ. Например, книга «Семь чудес Кузбасса» пролежала почти полгода из-за отсутствия документов. Как говорят, «дорога ложка к обеду», книга была нужна раньше, мы ее, конечно, когда получили документы 24 декабря, сразу обработали. Но время упущено, к юбилею области она пользовалась бы большим спросом. Основные причины отказов в выполнении краеведческих запросов – отсутствие книг по нужной теме в фонде, недостаток информации в имеющихся изданиях или устаревшая информация. Всего было 337 отказов по краеведению, в детских библиотеках – 112. Количество отказов выросло (с 321) в связи с большим спросом к юбилею области.
В анализе мы представляем список тем и книг по краеведению, на которые было наибольшее количество отказов. В список входят почти все разделы краеведения. Краеведческой литературы для младшего школьного возраста крайне мало. Все детские библиотеки системы хотели бы, чтобы было переиздано пособие для детей младшего школьного возраста «Наш край родной» (Кемерово, 1977) с новыми уточненными данными. Даже с устаревшими сведениями эта книга пользуется большим спросом из-за правильной подачи материала. Не хватает литературы по экологии Кузбасса, нет современной литературы по экономике Кузбасса, всего 2 экземпляра на все библиотеки ЦБС «Красной книги Кемеровской области. Растения» и «Животные». В фондах нет современной литературы по городам Кузбасса, мало литературы по фольклору проживающих в области народов и т.д. Необходимо иметь продолжение Исторической энциклопедии Кузбасса, так как есть только первый том этого издания.
К юбилею области в школах города проводились различные конкурсы, викторины. Ребята спрашивали информацию по экологии края, об обычаях и обрядах Сибири, истории предприятий Кузбасса, творчестве поэтов и прозаиков и, конечно, о природе Кузбасса. Новой литературы о природе Кузбасса, экономическом развитии области мало. Приходится использовать старую. Как отмечают библиотекари детской библиотеки-филиала № 6, книги они дают ребятам, особенно младшим школьникам, с закладками по темам и запиской родителям, чтобы дома они помогли работать с книгой.
На абонементах книг немного и те устарели, поэтому большинство запросов выполнялось в читальных залах и, в основном, за счет активной работы с периодикой, а также благодаря Интернету. Библиотекари системы постоянно обращаются за помощью к гл. библиографу ЦБС Гавриловой Л.В. и ведущему библиотекарю Краеведческого сектора Турбаба Е.В. Они выполняют практически все запросы.
Темы по краеведению для издания новой литературы:
география Кемеровской области (реки, леса Кузбасса);
экология Кузбасса (состояние окружающей среды, заповедники, заказники, природоохранные мероприятия и т. д.);
города и населенные пункты Кузбасса (история, современное состояние), особенно о Киселевске;
история Кузбасса (по отдельным периодам), история предприятий Кузбасса;
современное экономическое состояние области (в целом и по отраслям);
молодежная политика в Кузбассе, Киселевске;
фольклор Кузбасса (обычаи, обряды, традиции), особенно спрашивалась литература о шорцах;
литература о писателях и поэтах Кузбасса;
статистические сборники;
сборники стихов и прозаических произведений писателей Кузбасса;
литература для младшего школьного возраста о Кузбассе, произведения детских писателей;
документы на электронных носителях о Кузбассе.
(Этот список является одновременно и перечнем основных отказов на краеведческую литературу).
Список краеведческой литературы на переиздание:
Гнатишин, В.Н. Кемеровская область: атлас для школьников. – Кемерово, 2002. (ни одного экз. нет, на втором месте по отказам).
Города Кузбасса / авт.-сост. Н.П. Шуранов, В.В. Савинцев. – Новосибирск: АНО «МАСС – Медиа – Центр», 2002. – 224 с. – (Города Сибири; т. 1).
Историческая энциклопедия Кузбасса: в 3 т. Т. 1. А – К. – Познань: ИК «Штама», 1996. – 380 с.: фотоил. (необходимо переиздание, исправленное и дополненное, и издание оставшихся 2 томов).
Красная книга Кемеровской области. Животные / под ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалона. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000. – 276 с.: ил. (лидер по отказам)
Красная книга Кемеровской области. Растения и грибы / под ред. И.М. Краснобаева. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000. – 245 с.: ил. (лидер по отказам).
Наш край родной. – Кемерово: Кн. изд-во, 1977. – 63 с.: ил. (переиздание исправленное и дополненное). (лидер по отказам в детских библиотеках).
Соловьев, Л.И. Краеведческие игры.
Соловьев Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей (на третьем месте по отказам, нет ни одного экземпляра).
Шабалин, В.М. Тайны имен земли Кузнецкой: краткий топонимич. словарь Кемер. обл. 3000 назв. / Кемеров. обл. ИУУ, 1994. – 222 с.
Шипулин, А.Я. Леса Кузбасса / А.Я. Шипулин, А.М. Калинин, Г.В. Никифоров. – 2-е изд., доп. – Кемерово: Кн. изд-во, 1976. – 236 с.
Статистические сборники.
Список наиболее часто отказываемой литературы.
Программные произведения, внеклассное чтение:
Алексиевич С.А. Цинковые мальчики.
Алексин А. В стране вечных каникул.
Байрон Д. Корсар.
Вампилов А. Цветы и годы. Свидание.
Васильев Б. Завтра была война.
Голицын С. Сорок изыскателей.
Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке.
Ибрагимбеков М. За все хорошее смерть.
Иванов С. Зимняя девочка.
Казаков Ю. По дороге: рассказ. (лидер по отказам)
Коринец Ю. Там вдали за рекой.
Куприн А. Тапер. Портрет.
Лесков Н.С. Человек на часах.
Лиханов А. Сломанная кукла. Последние холода.
Метерлинк М. Синяя птица.
Минаев Д. Стихи.
Носов Е. Кукла.
Одоевский В. Необойденный дом. Импровизатор.
Островский А.Н. Пьесы. Бедность не порок. Снегурочка.
Паустовский К. Вода из реки Лимпопо. Бакенщик.
Пермяк Е. Бумажный змей.
Повести временных лет.
Повесть о Горе-злосчастье.
Пришвин М. Глоток молока.
Сервантес М. Дон Кихот (адаптированное издание).
Солженицын А.И. Утенок. Шарик. Костер и муравьи.
Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи.
Толстой Л.Н. Война и мир (особенно т. 1).
Тристан и Изольда.
Улицкая Л. Капустное чудо.
Ушинский К. Пчелки на разведках.
Черный Саша Домик в саду. Серебряная елка. Кавказский пленник.
Чехов А.П. Рассказы. Пересолил. Студент.
Шварц Е. Первоклассница.
Шекспир В. Ромео и Джульетта.
Шукшин В.М. Волки. Материнское сердце.
(Этот список можно еще расширить)
Детская литература
(младший, средний и старший возраст):
Вильмонт Е. Детективные повести.
Витчер М. Нина.
Емец Д. Книги серий о Мефодии Буслаеве, Тане Гроттер.
Иванов А., Устинова А. Детективные повести.
Крюкова Т. Мир кино. Ведьма.
Липатов Е. Девочки.
Майер С. Все книги саги о вампирах.
Майрон В. Дьюи. Кот, который потряс весь мир.
Мурашова Е. Одно чудо на всю жизнь.
Полонский Г. Доживем до понедельника.
Прокофьева С. О Белоснежке.
Твен М. История с привидением. Дик Бейкер и его кот.
Успенский Э. Большинство произведений.
Хрестоматии для дошкольников.
Стихи о школе, маме, о праздниках, временах года, о войне, защитниках Отечества и т.д.
и многие другие произведения.
Часты отказы из-за недостаточного количества экз. книг серий «Романы для девочек», «Только для девчонок», «Ужастики», «Страшилки», «Детский детектив», «Черный котенок» «Детектив + Live» и т.д.
Отраслевая детская литература:
Атласы мира, России.
Волков А. Земля и небо.
Гагарин Ю. Вижу землю.
Герасимов В. Животный мир нашей Родины.
Горбачевский Б. Первопечатник Иван Федоров.
Зубков Б. Книжка про книжку.
Калашников В. О звездах и планетах.
Карасева В. Маленькие ленинградцы.
Левитан Е. В семье Солнышка танцуют все.
Осетров Е.И. Сказ о Друкаре Иване и его книгах. Золотой ключ.
Петров В. Растительный мир нашей Родины.
Я познаю мир. Океан. От амебы до кальмара и др.
Яковлева И. Путь к динозавру.
и другие произведения.
Темы отказов в детских библиотеках:
- книги по естествознанию (о животном и растительном мире, о горах, реках России, по географии России, о динозаврах и т.д.);
- экология (особенно Кузбасса), заповедники;
- краеведение (практически по всем разделам);
- литература о здоровом образе жизни, о вредных привычках, режим дня школьника;
- техническая литература, особенно для младшего школьного возраста: о космосе и космонавтах, правилах дорожного движения, современных прическах, рукоделии (поделки, вязание, вышивка, изонить и т.п.);
- история России и зарубежных стран, история Древнего мира, средних веков, традиции, обычаи и обряды народов России, биографии исторических деятелей, Золотое кольцо России;
- история вещей;
- история праздников;
- экономика (литература об экономике зарубежных стран, России);
- литература о современных профессиях;
- политика (биографии политических деятелей, политическое положение зарубежных стран);
- литература по праву для всех возрастов;
- современная армия России, военная техника;
- литература по ОБЖ: безопасное поведение на дороге, дома и т.п.;
- игры для детей младшего школьного и дошкольного возраста;
- о книге и первопечатниках;
- о спорте (виды спорта, биографии спортсменов, о туризме);
- искусство (современная музыка, биографии звезд, анализ картин, интерьер, дизайн);
- языкознание (словари иностранных слов и другие, школьные словари);
- фольклор (пословицы, поговорки, загадки, мифы древних славян);
- литературоведение (анализы программных произведений, биографии писателей);
- универсальная литература (словари, справочники – толковые, по отраслям знаний).
5.7. Новаторские решения проблемы комплектования библиотечного фонда; расширение его видового состава.
Большая роль в приобщении юного человека к книге, библиотеке, принадлежит взрослым – педагогам, воспитателям, родителям. Научить детей и подростков работать с книгой, пользоваться всей имеющейся информацией о литературе, помочь полюбить книгу еще в детстве, вот задача, которую ставит перед собой библиотекари, работая с руководителями детским чтением.
Детские библиотеки ЦБС обслуживают практически все детские сады города. В последнее время все чаще к библиотекарям стали обращаться воспитатели садиков, преподаватели младших классов. Им необходима новая литература об играх, сценарии различных мероприятий, книги по воспитанию дошкольников и младших школьников. Библиотекари дают возможность участвовать воспитателям в комплектовании фондов, берут у них списки необходимой литературы. Поэтому в последнее время мы стали приобретать большое количество литературы по этой тематике. Очень помогает в комплектовании фондов то, что мы можем свободно приобрести такие книги в книжном магазине ООО «Книжный Дом» (г. Прокопьевск). Они заказывают книги для руководителей детским чтением в Волгоградском издательстве «Учитель». Основная специализация издательства – это учебно-методическая литература для всех типов общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного и дополнительного образования. Продукция издательства предназначена для учителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений, воспитателей ДОУ, родителей, психологов, логопедов, библиотекарей, студентов и учащихся. В 2012 году мы приобрели более пятидесяти книг издательства.
Большое внимание сотрудники детских библиотек системы уделяют работе с родителями. Во всех детских библиотеках на абонементе для них выделен фонд. Мы активно приобретаем литературу по воспитанию и уходу за детьми, начиная с первого дня жизни, детской психологии. В этом нам во многом помогают средства, выделяемые из местного бюджета по программе «Киселевск – территория без наркотиков». В 2012 году была приобретена литература на 25,0 тыс. рублей.
5.8. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.
В декабре 2009 г. в системе была принята «Программа по сохранности библиотечных фондов МУК «ЦБС» г. Киселевска». Но в связи с последними событиями – переездом Центральной библиотеки и ее затянувшимся ремонтом она требует кардинального пересмотра. Программа будет переработана в 2013 г.
Фактически средства из местного бюджета выделяются только по крайней необходимости: ремонт Центральной библиотеки, ремонт электропроводки в библиотеке-филиале № 1, ремонт крыши в детской библиотеке-филиале № 6. Контрольно-климатические приборы пока не приобретены.
В обеспечении сохранности фондов большую роль играет систематическая комплексная работа по ликвидации читательской задолженности. На начало года в системе было 1101 читатель-должник, из них в детских библиотеках –726 должников (65,9 % от общего числа), во взрослых библиотеках – 375 должников (34,1 %). На 1.01. 2013 г. осталось 216 должников (19,6 % от общего числа). За год «ликвидировано» 885 должников (80,4 %). Практически и детские, и взрослые библиотеки системы весь год работали по ликвидации читательской задолженности на одном уровне. На начало года у детских библиотек было 726 читателей – должников. На 1.01.2013 г. осталось 151 должник, т.е. ликвидировано 79,2 % от общего числа. За кажущейся легкостью достигнутого результата стоит упорный, ежедневный, систематический труд работников структурных подразделений системы. Работа библиотекарями проведена огромная. В основном в детских библиотеках системы остались должники 2011г. – 146 и немного 2010 г. – 5.
В системе редко проводятся дни, недели и месяцы всепрощения читательской задолженности. Детская библиотека-филиал № 7 провела Месячник всепрощения читательской задолженности «В новый год – без долгов» с 4 по 31 января. В школах № 11 и 33 заранее были размещены красочные объявления. Всего пришло 116 читателей-должников, в библиотеку было возвращено около 300 книг и журналов. Но, все же, библиотекарями системы дни, недели и месяцы всепрощения читательской задолженности признаны, пожалуй, самой неэффективной формой борьбы с должниками.
Библиотекари уверены, что наиболее эффективна работа с классными руководителями в школах. Поэтому так велико количество списков должников, отданных в школы – 350. Детские библиотеки – 280, взрослые – 70.
Показатели | Телефонные звонки | Извещения | Списки | Посещения на дому | Ремонт книг | |
библиотекари | читатели | |||||
Детские библиотеки | 1391 | 29 | 280 | 45 | 1398 | 72 |
Взрослые библиотеки | 1437 | 108 | 70 | 193 | 984 | 111 |
Всего: | 2828 | 137 | 350 | 238 | 2382 | 183 |
Библиотекари находят новые формы работы с читательской задолженностью, помимо традиционных посещений школ со списками должников. Они посещают родительские собрания, на которых проводят подробный анализ чтения ребят, напоминают родителям правила пользования библиотекой. Например, сотрудники детской библиотеки-филиала № 6 постоянно посещали родительские собрания в школе № 35. Как отмечает в своем отчете заведующая библиотекой Чибунина С.В.: «Мы посещаем родительские собрания, на которых рассказываем, как нужно приучать ребенка к чтению. Приглашаем вместе посетить библиотеку».
Библиотекари школ города обращаются к нам за помощью в проведении массовых мероприятий, подборе литературы для использования в работе, оказывают помощь при работе с задолжниками, обсуждают с библиотекарями школ вопросы комплектования. В каждой школьной библиотеке есть списки читателей – должников детской библиотеки, и коллеги с удовольствием помогают нам, собирая книги у тех читателей, которые «не могут», «не хотят» и т.п. прийти в библиотеку и сдать книги.
Хорошо налажена работа по ликвидации читательской задолженности в детской библиотеке-филиале № 8. В 2009 г. в библиотеке открылся Электронный читальный зал. Ребятишки с удовольствием его посещают. Поскольку время пребывания у компьютера ограничено (30 минут), у дверей зала почти всегда очередь. Сотрудники библиотеки придумали очень действенную форму работы с должниками: пользователь, являющийся должником на абонементе, лишается права посещать электронный читальный зал. Практически сразу, в этот же день, ребята приносят книги в библиотеку.
В детской библиотеке-филиале № 7 на кафедрах старшего и младшего абонементов расположены списки должников, которые ежемесячно обновляются. Каждое мероприятие в библиотеке заканчивается анализом чтения присутствующих на нем учеников. Такую форму работы практикуют все детские библиотеки.
Телефонные звонки-напоминания о возврате книг довольно-таки эффективная мера борьбы с читательской задолженностью. Всего библиотекарями было сделано 1391 звонок. Все звонки должникам, как и извещения, и посещения на дому, обязательно отмечаются в формулярах читателей-должников.
Большинство библиотекарей системы считают, что посещение должников на дому, как мера борьбы с должниками, не действенна. На большинстве подъездных дверей замки, домофоны установлены не везде, некоторые из должников сменили адрес. Всего в 2012 г. посетили должников 45 раз.
Активно работая с должниками, библиотекари системы не забывали поощрить и отметить лучших читателей. В каждой детской библиотеке-филиале проводилось открытие Недели детской книги, в программе праздника обязательно было поощрение лучших читателей. Ребятишки получили подарки и грамоты за звание «Лучший читатель».
Начиная с 2008 года, детская библиотека-филиал № 6 ежегодно проводит конкурс на лучший читающий класс и лучшего читателя. В 2011-2012 учебном году также был объявлен конкурс «Самый толстый формуляр». Конкурс проводился среди учащихся 1-9 классов. В школах были помещены объявления, в библиотеке оформлен плакат, приглашающий принять участие в конкурсе. В начале мая был проведен анализ формуляров и выявлен лучший читатель и лучший читающий класс. Лучшими читателями стали Викулина Милена (шк. № 16 , 2 «Б» класс) и Корскова Ксения (шк. № 35, 4 «Б» класс). Их наградили Благодарственными письмами, книгами. Награждение прошло в библиотеке. Награждение самых читающих классов прошло на торжественных линейках, посвященных окончанию учебного года. Ими стали 2 «А» класс МОУ «ООШ № 35» и 2 «Б» МОУ «ООШ № 16». Ребят наградили Благодарственными письмами и книгами.
В сентябре в детской библиотеке-филиале № 7 прошла празднично-игровая программа «Мы расскажем без секретов, что читали этим летом». На ней были подведены итоги программы летнего чтения «С книгой вокруг света за 90 дней лета». Самые активные читатели (12 чел.) были награждены грамотами и книгами. Был также выявлен и «Самый читающий класс». Грамота была вручена 4 «А» классу школы № 11.
В 2012 г. было отремонтировано 1398 экз. книг и журналов. Чаще всего книги ремонтируют сами библиотекари и технический персонал, но в некоторых филиалах активно помогают ребята. Всего читатели отремонтировали 172 книги. Один из дней Недели детской книги в Центральной Детской библиотеке носил название «День здоровья для книг». Библиотекари абонемента провели для читателей мастер-класс по ремонту книг и журналов. Сотрудники библиотеки и читатели совместно отремонтировали 53 экземпляра книг и журналов. В каждую отремонтированную читателем книгу вклеивалась закладка с указанием фамилии читателя, вернувшего книге вторую жизнь. Библиотекари проводили индивидуальные беседы о бережном отношении к книге. Читателям раздавались листовки – напоминания о сроках возврата книг.
При проведении уроков Библиолицея в детской библиотеке-филиале № 7 «Откуда есть пошла книга. Книжкина больница» дети учатся правильному обращению с книгами. Библиотекарями было проведено практическое занятие: как правильно отремонтировать книжку. Совместными усилиями отремонтировали 24 книги.
Традицией в библиотеках системы стали выставки, на которых представлены книги, пострадавшие от варварского обращения с ними читателей. Это выставки-предупреждения, выставки-обращения: «Почему нас обидели?», «Книга просит помощи» (ЦДБ).
Большую роль в работе по сохранности фондов играет наглядное оформление в библиотеках, особенно в детских. Во всех библиотеках системы есть «Уголки читателей», в каждой детской библиотеке есть красочно оформленные правила пользования библиотекой. Библиотекари ежегодно оформляют и вывешивают в Уголке списки лучших читателей «Ты читаешь – ты лучший!». Обращения к должникам:
«В библиотеку книгу вернуть
В точно назначенный срок не забудь!
Чтобы другие девчонки, мальчишки
Тоже могли прочитать эти книжки!»
Основной упор в ликвидации читательской задолженности библиотекари системы делают на профилактику, т.е. на воспитание культуры читателя. Самое большое влияние на читателя оказывает старый, испытанный способ – индивидуальные беседы. Несколько лет в Центральной детской библиотеке ведется работа по Программе «Светофор». Она рассчитана на поэтапную индивидуальную работу с читателями первых-четвертых классов. Цель данной программы: вызвать у читателей младшего школьного возраста устойчивый интерес к книге, привить первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом, научить ориентироваться в библиотечном пространстве. Работа по программе проводится в несколько этапов. Для учеников 1-х классов проводятся индивидуальные беседы: «Будем знакомы: «Книжкин Дом», «Как сберечь книгу». Для учеников 2-4-х классов проводятся более полные, подробные беседы о бережном обращении с книгой, рассказывается о структуре книги, ребята знакомятся с журналами, словарями, научно-популярной литературой. На формуляре каждого читателя делаются соответствующие пометки. Всего по программе «Светофор» в 2012 году обучено 400 школьников.
Путь читателей в библиотеку начинается с экскурсии. Всего за 2012 г. было проведено 48 экскурсий, библиотеки посетили 1212 ребят. При проведении экскурсии наибольшее внимание уделяется двум очень важным правилам: первое - бережное отношение к книге. Библиотекари рассказывают о том, как правильно читать книгу, пользоваться закладкой, носить книгу только в пакете и т.д. Второе правило: возврати книгу в срок. Ребятам рассказывают о правилах продления книги: по телефону и при посещении библиотеки, учат на положительных примерах. Разнообразны тематика и названия экскурсий: «Знакомство с Книжным домом», «Путешествие в город «Почитайка», «Приглашение в Читалию» и др. Путешествуя по библиотеке, малыши знакомятся с ее жителями - книгами. В занятной форме ребята знакомятся с лучшими детскими изданиями. Кроме того, смотрят фрагменты мультфильмов по лучшим детским произведениям. Во время экскурсий детям рассказывают о правилах пользования библиотекой, о бережном обращении с книгой.
Сотрудники детской библиотеки-филиала № 5 проводят экскурсии «Знакомство с Книжным домом» для ребят из подготовительных групп детского сада № 58. На абонементе библиотекарь рассказывает детям о том, как появились книга и библиотека, для чего нужны людям библиотеки, какими они были раньше и какими стали в настоящее время. Ребята узнали также, что необходимо для того, чтобы стать читателем библиотеки, в каком порядке расставлены книги на полках, а также они узнали значение таких новых слов, как «формуляр», «абонемент», «стеллаж». Затем ребята посетили читальный зал библиотеки. Там их встретила не только библиотекарь, которая рассказала им о назначении читального зала, но и Бабушка-загадушка, знающая много загадок, прибауток, сказок. Весело было с ней ребятам: они и зарядку сделали под весёлую музыку, и в сказку «Репка» поиграли, и много разных загадок отгадали. В завершение экскурсии библиотекари напомнили детям о том, как нужно обращаться с книгами. Прозвучало стихотворение про неряху Гришку, как от него сбежали книжки. Ребята дали слово, что будут обращаться с книгами бережно. А в детской библиотеке-филиале № 8 ребят встречает сказочный домовенок Кузька, давно и прочно поселившийся в читальном зале. Он очень начитанный, поэтому рассказывает ребятам о правилах пользования библиотекой в стиле популярного детского писателя Г. Остера, о библиотечных терминах – стихами, понятными для детского понимания. Самым важным моментом таких экскурсий является знакомство детей с Правилами обращения с книгой. В занятной стихотворной форме ребятам объясняется, что с библиотечными книгами и книгами вообще нужно обращаться бережно и аккуратно. Брать книги только чистыми руками, не загибать и не разрисовывать ее страницы и, уж тем более, не вырывать их.
На проведенных в библиотеках-филиалах библиотечных уроках «Книга начинается с обложки», «Разноцветные страницы», «Откуда есть пошла книга», «Учись быть читателем» было уделено много внимания теме сохранности, бережного отношения к книгам. Всего было проведено 111 уроков, их посетило - 1765 человек.
Во всех хранилищах структурных подразделений библиотек системы вывешены «Правила обращения с документами для персонала».
В ЦБС введена залоговая система на особо спрашиваемую литературу, принято «Положение о залоговой системе в ЦБС». В каждой библиотеке ведется «Тетрадь учета залоговых сумм». Денежная стоимость залога – 1,5 коммерческой стоимости взятой книги или журнала, плата за ночной абонемент – 6 руб. «Положение о залоговой системе» находится на кафедре библиотекаря или в Уголке читателя. Согласно собранным данным, в большинстве библиотек системы соблюдение нормативных параметров оставляет желать лучшего. Контрольно-климатических приборов в системе нет, их приобретение планируется.
Температурный режим не соблюдается в зимний период в библиотеках-филиалах № 6, на абонементе детской библиотеки-филиала № 8.
Детская библиотека-филиал № 6 находится в помещении клуба «Шахтер», в пристройке, что создает определенные неудобства. В библиотеке отсутствуют водопровод, канализация. На протяжении многих лет библиотека зависела от отопления электрической котельной, находящейся в помещении клуба. Оборудование котельной было старым, постоянно выходило из строя. В связи с экономией электроэнергии весной отопление отключали в марте, а осенью запускали уже по холодам, библиотека не прогревалась. Так как здание библиотеки было пристроено позже, то система отопления работала по остаточному принципу, т. е. горячая вода на выходе из котельной до библиотеки доходила уже чуть теплой, соответственно и батареи были чуть теплые. Температура в залах составляла, да и сейчас не превышает зимой 14-16 градусов, а в хранилищах 8-10°. В 2011 году осенью клуб подключили к модульной котельной, но для сотрудников библиотеки ничего не изменилось, они продолжали замерзать и в 2012 году, тем более в морозном декабре. Кроме того, если раньше они могли пользоваться водой из батарей для того, чтобы произвести влажную уборку помещения, протереть фонд и помыть хотя бы руки теплой водой, то теперь полностью отрезаны от воды, даже технической, приходится носить ее из клуба.
В отчете заведующая библиотекой Чибунина С.В. написала: «В нашей библиотеке, как отмечают посетители и читатели, особенный какой-то микроклимат – благоприятный. Растения здесь чувствуют себя великолепно. Настоящий цветущий сад. Так вот - приходится убирать цветы, так как для ухода за ними и полива требуется много воды».
В детской библиотеке-филиале № 8 холодно зимой на абонементе, т.к. там огромные окна, необходимо частично заложить оконные блоки кирпичом.
Параметры освещенности не соблюдаются в большинстве библиотек системы. Это отмечают и библиотекари детских библиотек № 5, 6 и Центральной Детской библиотеки. Заведующая детской библиотекой-филиалом № 6 отметила в отчете, что по нормам освещение не дотягивает и до половины, а энергосберегающее лампы и трети освещенности.
Поэтому можно сказать, что почти 70 % фондов детских библиотек системы находятся в помещениях с ненормативным температурно-влажностным и световым режимом.
Повышенная запыленность фондов отмечается в Центральной детской библиотеке. Окна абонемента и читального зала библиотеки выходят на центральную улицу, по которой идет большое движение транспорта. В библиотеке не проводился ремонт с момента постройки (с 1956 г.), окна большие, витринные, через них проникают пыль и газ, особенно в ветреную погоду.
В 2012 г. в системе не было аварийных ситуаций. Небольшие протечки труб были, но их быстро ликвидировали. Во всех без исключения библиотеках ЦБС регулярно проводятся санитарные дни, фонд протирается, обеспыливается.
страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17
скачать
Другие похожие работы: