Сведения Полное наименование образовательного учреждения
Общие сведения
Полное наименование образовательного учреждения
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Название инновационного продукта с указанием темы инновационного проекта:
Концепция «Музей – пространство образования», тема проекта: «Школа в открытом образовательном пространстве Санкт-Петербурга»
Форма и соответствие направлению Стратегии «Петербургская школа 2020»
Концепция, ориентированная на реализацию стратегического направления «Открытая школа»
Ф.И.О. директора:
Горбунова Евдокия Васильевна
Почтовый адрес образовательного учреждения:
198412, Санкт-Петербург, город Ломоносов, улица Скуридина, д.6а
Контактный телефон/ факс:
8(812) 422-76-63
E-mail:
[email protected]
Адрес сайта ОУ, где размещен инновационный продукт:
http://school430.lmn.su/p61aa2.html
Инновационный статус ОУ:
Школа - лаборатория
Раздел 1. Описание инновационного продукта
Результатом реализации инновационной образовательной программы стала разработка Концепции, определяющей основы взаимодействия Школы и Музея в образовательной деятельности. Концепция «Музей – пространство образования» нацелена на расширение образовательного пространства Школы и повышение уровня культурной компетентности учащихся и педагогов в процессе освоения музеев Санкт-Петербурга.
Актуальность разработки подобной Концепции обусловлена тем, что она позволяет на практике реализовать ряд стратегических направлений развития образовательной сферы, связанных с:
Обеспечением приоритета культуры, как основы образовательной деятельности и достижение значимого результата культуроориентированного образования – становления «Человека культуры», обладающего определенным уровнем культурной компетентности.
Развитием идей «Открытого образования» – расширение границ образовательного пространства за счет обращения к педагогическому потенциалу музейных коллекций;
Формированием основ гражданственности и патриотизма, как базовых ценностных характеристик личности.
Эффективным инструментом, позволяющим перевести эти теоретические положения в область практической деятельности, может стать Музей, который рассматривается современной педагогической наукой как полноценный канал образования, способный оказать влияние на модернизацию традиционного школьного обучения.
Уникальность Музея заключается в том, что в его пространстве, существующем по законам культуры, ребенок органично осваивает культурные закономерности и взаимосвязи, учится ориентироваться в культурном пространстве, осваивает языки, присущие культуре, приобретает опыт существования в культурном универсуме, т. е. получает все те знания и навыки, которые и составляют общекультурную компетентность личности.
Обращение к педагогическому потенциалу музейных коллекций позволяет значительно обогатить и расширить образовательную среду, раздвинуть культурные горизонты личности, актуализировать опыт прошлого, включив его в контекст современной жизни ребенка.
Наконец, как показал опыт реализации данной концепции, систематическая работа в музейном пространстве позволяет сформировать столь важное для современного общества качество личности, как «укорененность» в культуре, что предполагает знание своей истории, ощущение причастности к судьбам своей родины, гордость за ее прошлое и настоящее, ответственность за ее судьбу. Музей способен стать тем «окном в мир», которое соединяет нити прошлого и настоящего, способствуя тем самым становлению патриотического сознания детей и подростков.
Следует отметить, что обозначенные выше возможности музея для обучения, развития и воспитания учащихся используется современной Школой недостаточно эффективно, и связано это, с одной стороны, с отсутствием у педагогического сообщества представлений об образовательном потенциале музея, а с другой – не разработанностью инструментария (методов, технологий, организационных схем), позволяющего эти возможности выявить. Современная Школа, в массе своей, как и пятьдесят лет назад, обращается к музейным коллекция как к иллюстративному материалу, призванному поддержать школьные знания, в то время, как Музей является системой коммуникации, способной «включить» человека в «диалог» культур, помочь ему адаптироваться в пространстве культуры и в пространстве собственной жизни.
Разработанная концепция отчасти позволяет решить эту задачу.
Цель: создание инновационной системы взаимодействия Школы и Музея, нацеленной на выявление и реализацию потенциальных возможностей музея в образовательной деятельности.
Концепция включает в себя:
Теоретические положения, определяющие сущность образовательной деятельности в музее, а также основные подходы к ней.
Типологическую модель культуроориентированного образования «Образование в музее».
Проект «Музей – пространство образования» – пример конкретного воплощения концепции в практике работу ОУ.
Теоретические положения
Методологическими основаниями, составляющими базис данной Концепции, являются: теория внеаудиторного образования, теория музейной коммуникации и сформировавшийся в последние десятилетия подход к музейной деятельности, обозначаемый термином «педагогика музейной деятельности».
Под внеаудиторным образованием1 понимается выработка индивидуальных жизненных стратегий, позволяющих личности действовать в неопределенных ситуациях, используя комплекс специфических методов освоения окружающего мира с момента выбора объекта познания до включения его в самые разные культурные контексты. Одной из специфических черт внеаудиторного образования является многоканальность – возможность получать образование, используя различные каналы получения знаний, представлений, опыта. В этом ряду Музей является одним из важнейших и значимых социокультурных институтов, способных дать ребенку тот опыт исследовательской деятельности и использования различных способов познания мира, который поможет ему состояться в условиях непредсказуемого и неопределенного будущего.
Теория музейной коммуникации2 строится на постулате о том, что в основе общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи», лежат, как его способность понимать «язык вещей», так и умение музейных специалистов строить «особые невербальные «пространственные» высказывания». Теория музейной коммуникации переносит акцент с традиционных для музейной деятельности вопросов, связанных с собранием, хранением и представлением музейной экспозиции на музейную аудиторию и создание условий для возникновения «диалога» между посетителем и объектами музейной среды.
Педагогика музейной деятельности3 определяет целевые установки и условия организации деятельности детей и подростков на экспозиции музея. В рамках данного подхода музейная работа рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, что предполагает решение конкретных учебных задач в музейном пространстве и позволяет совместить обучение в музее с развитием личности ребенка. Решение этой задачи предполагает реализацию трех последовательных этапов: подготовку школьников к посещению музея (знакомство с понятиями и терминами, введение в событийный контекст и пр.); организацию работы на экспозиции с дидактическими материалами (вопросами и заданиями), нацеливающими учеников на осмысление задач, значимых для достижения образовательных целей; рефлексию после посещения, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.
Типологическая модель «Образование в музее»
Типологическая культуроориентированная образовательная модель «Образование в музее» представляет собой педагогически выстроенную целостную систему освоения музея, позволяющую осмыслить его в контексте культурных процессов, законов и явлений.
Сущностными характеристиками данной модели являются:
наличие системообразующего элемента – объекта исследования, объединяющего учебную и внеучебную деятельность в рамках единого образовательного процесса;
культуросообразная система исследования выбранного объекта, что позволяет отойти от принципа тематизма, и поставить в центр исследования «проблемные» вопросы культуры, способы культурной деятельности, культурные архетипы и универсалии;
опора на внеаудиторные, деятельностные методы освоения культурного наследия.
Системообразующим элементом данной образовательной модели является Музей, который:
- есть часть культуры и один из самых ярких способов ее воплощения;
- характеризуется единством и целостностью, в его пространстве непротиворечиво встречаются и соседствуют самые противоречивые артефакты;
- обеспечивает объемное восприятие – собственное видение и «переживание» объектов, возникающее из сплава различных ощущений (визуального, тактильного, одорального и пр.) и рождающее эмоциональный отклик, готовность к диалогу.
Все перечисленные качества Музея дают возможность рассматривать его как своеобразную целостную микромодель культуры, осваивая которую ученик постигает ценности, законы, нормы, взаимосвязи и способы деятельности, составляющие суть культуры.
Структура освоения музея детерминирована логикой культуры и соответствует трем ее модальностями – духовно-человеческой, процессуально-деятельностной и предметной (М. С. Каган). Исходя из этого представления о структуре культуры, были выделены мыслительно-образные и относительно суверенные области содержания – смысловые линий освоения музея, позволяющие рассматривать его как абстрактную модель культуры:
«Собор лиц» – люди, о которых хранит память музейная экспозиция, а также те, кто сохраняет эту память;
Предметный мир – искусственные объекты, создаваемые человеком (ландшафты, здания, предметы музейных коллекций, а также транслируемые ими идеи и образы);
Способы человеческой деятельности (традиции, социальные отношения, законы, нормы и пр.)
МУЗЕЙ
Раскрытие содержания каждой смысловой линии предполагает реализацию комплекса музейных и внемузейных занятий (мероприятий), нацеленных на:
а) освоение разнообразных музейных объектов в контексте смыслов, заданных данной линией и в соответствии с конкретно решаемыми образовательными целями и задачами;
б) приобретение навыков исследования этих объектов с использованием разных способов познания;
г) формирование представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в данных объектах, перенесение данного опыта в собственную жизнь.
На каждом временном этапе освоения музейных коллекций (в рамках цикла занятий, проекта, программы) предполагается разработка тематических занятий, уроков, внеклассных мероприятий, отражающих каждую из представленных смысловых линий. Реализуемые последовательно они дают целостное представление о культуре в единстве трех ее составляющих.
Целокупное восприятие разрозненного материала достигается за счет выявления формирующего ядра содержания, задающего общую направленность образовательного процесса. Формирующее ядро составляет три компонента: единая цель, сквозная тема и методическая задача, обеспечивающие функционирование модели в течение определенного периода.
Таким образом, создается своеобразный метапредметный концепт, который позволяет моделировать целостное смысловое поле культуры, осваиваемое учеником в рамках цикла занятий, краткосрочного проекта или длительной культурно-образовательной программы.
Проектирование деятельности учащихся в рамках освоения этой модели предполагает использование комплекса инновационных методов и технологий освоения культурного наследия, позволяющих рассматривать объекты окружающего мира в качестве полноценного источника знаний и представлений о мире и инициирующих самостоятельную исследовательскую деятельность школьников. Основу этого комплекса составляют такие методы и технологии, как:
Музейно-педагогическое занятие – погружение в музейную среду с использованием музейных форм коммуникации (передачи и восприятия информации).
Образовательное путешествие – моделирование самостоятельной мыслительной, творческой и практической деятельности учащихся в процессе непосредственного взаимодействия с объектами окружающего мира.
Фасилитированная дискуссия – коллективное обсуждение произведения, опирающееся на определенную систему последовательно задаваемых учителем вопросов.
Организационная схема реализации модели обеспечивает приоритет образовательной составляющей музейной работы, содержательную и методическую координацию учебной, воспитательной и музейно-педагогической работы.
Подобное взаимодействие предусматривает наличие трех обязательных компонентов, позволяющих рассматривать каждое музейное посещение как органичную часть образовательного процесса, тесно увязанную с образовательной программой школы:
- подготовку школьников к посещению музея (знакомство с понятиями и терминами, введение в событийный контекст и пр.), которое может проводиться как в рамках уроков (история, обществоведение, история и культура Санкт-Петербурга), так и в ходе внеклассных мероприятий;
- организацию работы на экспозиции с дидактическими материалами (вопросами и заданиями), нацеливающими учеников на осмысление задач, значимых для достижения образовательных целей;
- рефлексию после посещения, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.
Таким образом, формируются целостные образовательные блоки, включающие как посещение музея, так и классные часы, внеклассные мероприятия, занятия, связанные с проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
Условия реализации модели «Образование в музее»
Цели и задачи музейной работы определяются педагогами, исходя из логики образовательного процесса, и корректируются совместно с музейными сотрудниками
Содержание музейной работы тесно связано с образовательной программой ОУ
Организация музейной работы предполагает три взаимосвязанных этапа
Подготовка к посещению музея
Рефлексия после посещения музея
Организация работы на экспозиции
Ученик – субъект образовательной деятельности, исследователь и «первооткрыватель» музейных коллекций
Учитель – организатор исследовательской деятельности учащихся, фасилитатор, тьютор
Музейный сотрудник – организатор исследовательской деятельности учащихся, эксперт
Проект «Музей – пространство образования»
В рамках экспериментальной работы в школе разработан и апробируется многоступенчатый культурно-образовательный проект «Музей – пространство образования», предполагающий освоение музейного пространства дворцово-парковых комплексов, входящих в музей-заповедник «Петергоф» и охватывающий все этапы обучения – с 1 по 11 класс.
Цель проекта: воспитание «грамотного музейного зрителя», воспринимающего музейное пространство как целостное «высказывание», сообщение, которое он принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры, создавая на этой основе собственные культурные тексты.
Задачи проекта:
соединить разрозненные учебные знания при исследовании целостных культурных понятий (таких как семья, творцы, садово-парковый ансамбль и др.);
дать представление о механизме наследования традиций на примере исследования разнообразных объектов дворцово-паркового ансамбля;
приобщить к культурно-символическому коду современности – набору культурных универсалий и значений, который обеспечивает включенность человека в заданный современной ситуацией смысловой универсум;
научить считывать и интерпретировать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций.
создать условия для формирования готовности и способности создавать собственные культурные тексты.
Для каждой ступени обучения (начальная, основная и старшая школа) в качестве доминанты образовательной деятельности было выявлено формирующее ядро, определяющее цели, содержательные рамки и основные методические задачи этой деятельности на данном этапе.
Сту-пень обуч. | Цель | Тема | Методическая задача | Системообразующие линии (блоки занятий) | ||
«Собор лиц» | «Предметный мир» | Способы деятель-ности | ||||
Начальная школа | создать условия для освоения мира семейных ценностей, осознания роли и места семьи в жизни человека, расширить представление о семейных устоях и традициях и приобщить к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов | Мир семей-ного очага | формирование исследо-вательских умений, развитие визуальной грамотности и коммуникативной культуры, становление способности «читать» разнообразные культурные тексты | Петер-бург-ская семья | Семей-ные релик-вии | Семей-ные традиции |
Основная школа | познакомить школьников с различными моделями реализации жизненных стратегий на основе исследования музейных коллекций, знакомства с судьбами множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников. | Люди и судь-бы | приобретение первичных умений и навыков работы с отвлеченными «идеальными» культурными моделями, выявление взаимосвязи абстрактных моделей с реалиями окружения школьника, становление способности понимать тексты культуры | Твор-цы | Наслед-ники | Двор-цы и их обита-тели (исто-ричес-кие под-мост-ки) |
Стар-шая школа | помочь определить ценностные ориентиры и выстроить собственную иерархию ценностей на основе знакомства с мирововззренческими моделями, сохраняемыми в музейном пространстве | Посла-ние к Человеку | становление способности выявлять взаимосвязи в пространстве культуры и делать широкие обобщения, а также накопление опыта создания и презентации собственных культурных текстов | Чело-век в мире людей | Чело-век и среда его окруже-ния | Чело-век в прост-ранст-ве культу-ры |
Компоненты, составляющие формирующее ядро образовательной деятельности, определялись с учетом психолого-педагогических особенностей каждой категории учащихся; в соответствии с образовательными целями, обозначенными в образовательной программе школы; а также продиктованы возможностями и особенностями музейной среды дворцово-парковых комплексов ГМЗ «Петергоф».
Для каждой ступени обучения были предложены адекватные данной возрастной категории учащихся методы и технологии работы.
Начальная школа: Циклы музейно-педагогических занятий, составляющих культурно-образовательную программу «Мир семейного очага», рассчитанную на четыре года и охватывающую учащихся 1-4 классов.
Основная школа: Циклы образовательных путешествий, составляющих культурно-образовательную программу «Люди и судьбы», рассчитанную на 4 года и охватывающую учащихся 5-8 классов.
Старшая школа: Проектная исследовательская деятельность, результатом которой является самостоятельный творческий продукт – собственный культурный текст4.
Работа по реализации предложенного культурно-образовательного проекта делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап предполагает уточнение содержания тематических занятий, их количества, сроков проведения, логики взаимодействия с музейными посещениями для каждой ступени обучения. В результате этой работы на педагогическом совете принимается план скорректированной программы.
Основной этап связан с разработкой и проведением намеченных занятий, уроков и мероприятий в рамках реализации проекта. Неотъемлемым элементом деятельности учащихся в ходе основного этапа является проектная деятельность, которая предполагает осмысление и обобщение результатов работы. Предполагается, что на каждой ступени проекта будет создаваться «сквозной» творческий продукт, сотворение которого поможет объединить и структурировать знания, умения и навыки, полученные учащимися в ходе освоения программного материала. Так, для начальной школы предлагается создание семейного альбома «Петербургская семья» (реального или виртуального). Для учащихся основной школы таким проектом станет создание электронной интерактивной карты «Знаменитые и не очень жители моего города». Для старшеклассников предполагается разработка проектов, осуществить которые они смогут непосредственно в дворцово-парковом пространстве.
Заключительный этап завершает работу в культурно-образовательном проекте и представляет собой событие – праздник, акцию, мероприятие, который объединяет всех участников: учеников, педагогов, родителей, музейных сотрудников. Так, для начальной школы предусмотрено праздничное действо – «Семейный праздник в музее семьи Бенуа», для учащихся основной школы предполагается участие в ежегодно проводимом в ГМЗ «Петергоф» празднике «Белой розы».
Важной составляющей последнего этапа является диагностика, позволяющая оценить эффекты реализации проекта. Созданная диагностическая система может рассматриваться как базовый вариант для разработки мониторинга культурно-образовательных проектов, нацеленных на формирование визуальной культуры личности, ее способностей к самостоятельному исследованию различных объектов культурного наследия.
Итак, значимым продуктом инновационной деятельности школы является концепция «Музей – пространство образования», которая соединяет теоретические изыскания в области музейно-педагогической деятельности с практической деятельностью петербургских школ, работающих в этом направлении и позволяет коренным образом переосмыслить этот опыт, дать ему новый вектор развития в рамках стратегии модернизации современного образования.
Инновационность данной концепции заключается в ее культуроориентированом характере, что позволяет придать музейно-педагогической работе глубинное образовательное содержание и перейти от «просветительства» – знакомства с музеями к их освоению в логике учебных и образовательных программ.
Значимыми практическими результатами реализации данной концепции являются5:
- типологическая культуроориентированная модель «Образование в музее»;
- культурно-образовательный проект «Музей – пространство образования»;
- методические разработки к культурно-образовательной программе «Мир семейного очага» (для школ Петергофа и Ораниенбаума с использованием потенциала ГМЗ «Петергоф»);
- культурно-образовательная программа для начальной школы «Мир семейного очага» для школ Санкт-Петербурга с использованием потенциала Петербургских музеев;
- система музейного абонемента «Мир семейного очага» с методическими рекомендациями для школ Петергофа;
- методические разработки к культурно-образовательной программе «Люди и судьбы»;
- комплекс диагностических материалов.
Раздел 2.
Образовательные эффекты использования продукта
в системе образования города
Отличительные характеристики
инновационного продукта
Использование концепции «Музей – пространство образования» позволяет вывести взаимодействие Школы и Музея на новый уровень и придать ему такие черты как:
- концептуальное единство учебной (школьной) и внеучебной (музейной) работы;
- приоритет целей и задач образовательного процесса, задающего логику музейной работы и определяющего ее формы;
- системность, что предполагает не только следование выбранной тематической линии освоения музейных коллекций, но и реализацию методического вектора, позволяющего ученику продвигаться в умении осваивать мир «за пределами школы».
Реализация концепции в системе образования города позволяет достичь множественных результатов.
Результаты, реализующие основные направления
развития современного образования
Реализация культуроориентированного подхода, рассматривающего образование как процесс «вхождения в культуру». Обеспечивается изменением доминант образовательной деятельности, ее переориентацией с информирования на развитие способности читать и создавать культурные тексты, под которыми понимаются совокупность символов, значений, образов, составляющих единое семантическое пространство культуры и транслируемая как в вербальной, так и невербальной форме. Достигается данный результат за счет использование инновационных технологий освоения музейного пространства. Разрабатываемые методы и технологии музейной работы нацелены на исследовательскую, поисковую и во многом самостоятельную работу учащихся в музейном пространстве, что предполагают создание определенного педагогического инструментария – исследовательских заданий, маршрутов образовательных путешествий и других дидактических материалов, поддерживающих работу учащихся в музее.
Внедрение метапредметного подхода в образовании, позволяющего решить с одной стороны проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных предметных знаний, а с другой выйти на формирование метапредметных результатов обучения, что является одним из значимых требований новых ФГОС. Данный результат достигается за счет предлагаемой структуры освоения музея, основу которой составляют метапонятия и метапредметная деятельность.
Создание условий для внедрения компетентностного подхода в обучении, что выражается в ориентации на формирование ряда важнейших компетентностей учащихся, таких как общекультурная и социальная. Этот эффект достигается за счет создание системы партнерства с разнообразными социокультурными институтами, что позволяет учащимся накапливать опыт деятельности «за пределами школы», а также дает возможность использовать знания и навыки, приобретенные за школьной партой, во внеучебной деятельности.
Эффекты, достигаемые в реализации
образовательной политики города
Разработка новых подходов к реализации внеурочной деятельности в начальной школе с привлечением музейных специалистов высокого уровня.
Разработка интегрированных систем формального и неформального образования в основной и старшей школе.
Совершенствование механизмов социального партнерства, создание эффективной системы взаимодействия Школы и Музея в едином образовательном пространстве, которая может быть экстраполирована на деятельность любых образовательных учреждений города;
В условиях сокращения регионального компонента, возможность сохранения потенциала регионального образования за счет реализации музейных программ и проектов, обеспечивающих приобщение учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга.
Развитие воспитательного потенциала семьи, которая является активным участником программ и проектов, реализуемых в пространстве музея.
Эффекты, достигаемые в учебной деятельности
Диагностические исследования, включающие тесты, анкетирование, опросы, изучение результатов деятельности детей, позволили выявить ряд эффектов, оказывающих непосредственное влияние на повышение уровня образования, а именно:
Повышение культурного уровня учащихся, расширение их кругозора за счет освоения пространства их ближайшего окружения.
Повышение мотивации учащихся к обучению. Этот процесс связан с применением технологий активного обучения, широким использованием эмоционально-личностного опыта учащихся, системной и активной их работой в пространстве «за пределами» школы.
Развитие способности учащихся использовать различные формы и методы познания и интегрировать их в исследовательской деятельности, осознавать и осваивать информационную картину мира, как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном пространстве, уметь анализировать и выбирать необходимое в информационном потоке.
Готовность учащихся к творчески деятельной самореализации, сформированность способности находить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и повседневной жизнью.
Свободная ориентация учащихся в культурном пространстве города и способность использовать его потенциал в образовательных целях
Эффекты воспитательной работы
Наличие четкой структуры плана воспитательной работы классного руководителя – участника проекта, направленность деятельности класса.
Сплочение классного коллектива в ходе участия класса в проекте, насыщенность и полнота жизнедеятельности.
Расширение возможности участия класса и отдельных учащихся в проектах, конкурсах, позволяющих проявить полученные навыки и умения.
Приобретение опыта коллективной творческой деятельности, повышение информационно-коммуникативных компетенций учащихся и педагогов.
Получение позитивного социального опыта взаимодействия, общения, совместной деятельности школьников друг с другом, с педагогами, музейными работниками, специалистами и другими людьми.
Эффекты, оказывающие влияние
на педагогическую среду ОУ
Внедрение данной системы кардинально изменяет образовательную среду образовательного учреждения, т. к. основывается на тесном взаимодействии и сотрудничестве всего педагогического коллектива, что предполагает:
Выработку единой содержательной концепции, а, следовательно, корректировки содержания учебных программ, создания элективных курсов, развития системы музейных дней, охватывающих всех учащихся школы.
Включение в педагогическую среду Семьи как стратегического партнера Школы, оказывающего непосредственное влияние на образовательный процесс.
Развитие системы тьютерства, переход от традиционной системы руководства к сотрудничеству с учениками, в основе которого лежит сотворчество и совместный поиск.
Расширение кругозора педагогов за счет освоения новых образовательных пространств, самообразования и профессионального обучения.
Создание творческой среды, стимулирующей профессиональный рост педагогов.
Методика оценки результативности
Оценка эффективности работы в рамках данной концепции выстраивалась на анализе внешних и внутренних показателей.
Наиболее значимым внешним показателем является повышение престижа учебного заведения, его рейтинговой оценки среди родителей и педагогического сообщества г. Ломоносова. Третий год подряд школа набирает по 4 первых класса.
Опыт инновационной деятельности был представлен в рамках ряда конкурсов и получил высокую оценку экспертов. Два года подряд школа была лауреатом районного конкура инновационных продуктов, в 2011-2012 учебном году – участником городского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Школа предъявляла результаты своей работы в ходе конференций и семинаров:
2011г – IV Всероссийская научно-практическая конференция «Культуроориентированные модели образования: теория и практика»
2011г – городской научно-методический семинар «Культуроориентированные модели образования в ДОУ и начальных классах»
2012г - районный методический семинар «Взаимодействие школы и музея в рамках реализации культурно-образовательного проекта»
2012г – городской семинар «Диалог культур: роль школы в становлении толерантного мышления»
2012г – городской семинар «Проектная деятельность как основа внеклассной работы в условиях внедрения ФГОС»
2012г – городской семинар «Актуализация культурного потенциала СПб в образовательном процессе: модели учебной и воспитательной работы»
Внутренние показатели выявлялись на основе опроса и анкетирования всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов. В результате анкетирования было выявлено, что проект «Музей – пространство образования» поддерживается родителями, вызывает интерес у детей и оценивается как особо значимый педагогами.
Для определения эффективности реализации проекта был разработан комплекс диагностических материалов для учащихся начальной школы, позволяющий оценить уровень общекультурной компетентности личности.
Общекультурная компетентность – интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера. В составе общекультурной компетентности выделяется три компонента: ценностно-ориентационный, когнитивный и коммуникативно-деятельностный.
Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей».
Диагностика данного компонента проводится в начальной школе на основе «Методики комплексного изучения самооценки и ценностных ориентации» А. А. Реана.
Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание и включает в себя «знаниевую» характеристику и интеллектуальную составляющую. «Знаниевая характеристика» предполагает наличие знаний и представлений о культуре, адекватных данной возрастной категории и соответствующих целям и задачам системы интеграции, выдвигаемых для данной параллели учащихся.
Для проверки когнитивного компонента в начальной школе разработан текст, позволяющий выявить способность учащихся актуализировать приобретаемые в процессе освоения программы знания.
Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Базовыми характеристиками выступают умения и навыки:
«считывать» и понимать чужие культурные тексты – читать и понимать смыслы различных сообщений, как вербальных, так и невербальных, а также перекодировать их, переводить с одного языка на другой, соотносить с собственным опытом, верифицировать
создавать собственные тексты культуры – формулировать и предъявлять, используя различные средства, собственные версии, гипотезы, суждения
выбирать из многообразия освоенного личностью культурного пространства, те образцы, которые могут быть «ключом» для решения насущных задач, возникающих «здесь и сейчас». Выбор этих образцов должен базироваться на таких гуманистических парадигмах как толерантность, плюрализм, демократизм.
Для проверки коммуникативно-деятельностного компонента был разработан комплекса заданий, нацеленных на выявление:
- уровня визуальной грамотности;
- умений «считывать» смыслы, заложенные в различных текстах культуры и на этой основе делать широкие обобщения;
- умения создавать собственные «культурные тексты»;
Раздел 3.
Условия внедрения продукта в образовательный процесс
Реализация данной Концепции требует минимальных затрат и соблюдения ряда необходимых условий.
Создание нормативно-правовой базы
Разработка нормативно-правовой базы – договорной системы отношений с музеем (музеями), родителями6. Выделение отдельной ставки – зам по ОЭР с должностной инструкцией.
Обеспечение определенного уровня
материально-технической базы
Привлечение средств и ресурсов для оплаты музейных посещений (родительский банк)
Использование техники для создания и размножения дидактических материалов.
Повышение квалификации педагогических кадров
Школа должна быть укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, в том числе к работе в условиях открытого образовательного пространства, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Высокую эффективность обеспечивает система корпоративного обучения, нацеленная на освоение разнообразных методов и технологий освоения культурного наследия.
Обеспечение информационной и методической поддержки
На уровне школы – информирование, как учителей, так и учащихся через информационные стенды и школьный сайт.
На уровне района, города это выступления на районных и городских семинарах, районном августовском педсовете, проведение мастер-классов в районе и городе, публикация электронного методического пособия на школьном сайте.
Важным компонентом образовательной среды школы должен стать информационно-мультимедийный центр, оснащенный всеми современными технологиями (в том числе информационными), предоставляющими условия и средства для самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Вся информация о деятельности ОУ (включая образовательную программу, учебный план, расписание уроков, дополнительных занятий, итоговой аттестации, сведения о наиболее интересных мероприятиях и достижениях учащихся, особенности жизни классов) должна быть в режиме постоянного обновления доступна всем заинтересованным лицам на сайте школы.
Организационно-управленческие условия;
Обеспечение успешного освоения школьниками социокультурной среды, предполагает:
- поддержку администрации школы и района;
- активное участие сторонних организаций (например, Попечительский совет, социальные фонды и пр.)
- внедрение и отработку новых формы сотрудничества с различными социокультурными институтами на основе партнерства и взаимовыгоды;
- выделение времени в учебном расписании для проведения образовательных путешествий, учебных экскурсий, музейных занятий и пр.;
- решение организационных проблем, связанных с заказом автобусов, покупкой билетов, абонементов и пр.;
- составление сводного плана реализации проектов по всем параллелям.
Дидактико-методические условия
Методическое сопровождение – комплекс методических разработок, позволяющих организовать деятельность учащихся на разных этапах – до посещения музея, в процессе работы на музейной экспозиции и после музейного занятия.
Раздел 4 Формы и способы диссеминации опыта
Тиражируемость
Предлагаемая Концепция «Музей – пространство образования» может быть использована в нескольких вариантах:
Вариант 1. Федеральный уровень.
Разработка собственных музейно-педагогических программ и проектов на основе предложенной модели «Образование в музее»;
Использование методических материалов – разработок занятий, позволяющих подготовить учеников к музейному посещению и подвести его итоги.
Вариант 2. Городской уровень
Реализация отдельных блоков занятий (музейных и внемузейных), связанных с посещением музеев дворцово-паркового комплекса «Петергоф»;
Включение в систему учебной или воспитательной работы начальной школы занятий, составляющих годичный музейный абонемент (4 занятия в год) на посещение музея-заповедника «Петергоф»;
Адаптация предлагаемых программ и проектов к условиям образовательных учреждений, расположенных в других районах Санкт-Петербурга.
Вариант 3. Районный уровень
Частичная реализация культурно-образовательных программ «Мир семейного очага» 9начальная школа), «Люди и судьбы» (основная школа) образовательными учреждениями Петродворцового района г. Санкт-Петербурга;
Полноценная реализация предлагаемых программ на всех ступенях начальной и основной школы.
Описание методики распространения
Предлагается несколько путей распространения инновационного продукта:
Школа предполагает издание сборника методических материалов, обобщающего экспериментальную работу ОУ; вступление на городских и районных конференциях; предъявление опыта в процессе проведения открытых мероприятий; размещение информации на сайте и в социальных сетях.
ГМЗ «Петергоф» обеспечивает рекламу годичных абонементов и их распространение в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Возможные сложности при распространении
инновационного продукта и пути их преодоления
Реализация предлагаемого комплекса культурно-образовательных программ и проектов связана с преодолением определенных сложностей, среди которых:
Слабая мотивация педагогов, их настороженное отношение к инновационным методам и технологиям и не готовность использовать новации в своей работе. Преодоление педагогических стереотипов требует постепенного включения педагогического коллектива в работу, связанную с освоением пространств «за пределами школы». Для решения этой задачи целесообразно создать в ОУ систему музейных дней, ввести Декаду методического мастерства, а также повышать профессиональный уровень педагогического коллектива, обсуждать опыт педагогов-новаторов, проводить методические семинары.
Сложность в координации деятельности учеников и педагогов, участвующих в различных программах и проектах. Данная проблема может быть решена путем создания координационного центра, корректирующего и согласовывающего работу по разным направлениям и аккумулирующим ее результаты.
Необходимость изыскания средств для реализации программ и проектов. Отсутствие государственных механизмов, обеспечивающих поддержку (в том числе и финансовую) культурно-образовательных программ и проектов, связанных с освоением школьниками иных социокультурных институтов (например, музеев), требует обращение к спонсорской помощи или привлечения средств родителей для оплаты музейных посещений.
Несоответствие результатов обучения, как их видят ученики и их родители – сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ с результатами, которые планируется достигнуть в ходе реализации модели – культурно-нравственная ориентация, самоидентификация и становление личности в процессе освоения культурных пространств, креативность в освоении мира. Отчасти этот эффект может быть преодолен в ходе участия школьников в конкурсах и проектах, позволяющих ученикам проявить умения и навыки, приобретенные в ходе работы в интеграционной системе.
Необходимость трансформации образовательного процесса – изменения расписания, выделения часов на музейные посещения, образовательные путешествия, исследовательскую работу. Данная трудность, на которую ссылается большинство педагогов, носит управленческий характер и решается при определенных организационных усилиях.
Трудозатратность, что выражается, прежде всего, в увеличении нагрузки педагога за счет разработки занятий и дидактических материалов. Кроме того, проведение внеаудиторных занятий за пределами школы связано с определенными организационными проблемами – передвижение учеников по городу, ведение переговоров с сотрудниками различных социокультурных институтов, организация деятельности учащихся, – все эти нелегкие хлопоты ложатся на плечи учителя. Часть перечисленных проблем поможет снять предлагаемые методические комментарии к проекту, которые содержат готовые разработки уроков, занятий, образовательных путешествий. Другим вектором решения проблемы может стать система поощрения и стимулирования деятельности педагогов-новаторов.
1 Ванюшкина Л. М.. Внеаудиторное образование путь в новое образовательное пространство: моногр. / Л. М. Ванюшкина. - СПб. : Б.и., 2003. - 223 с.
2 Камерон Д., Дункан Ф. Музей или форум / Дункан Ф. Камерон // Музейное дело. – М., 1992. – Вып. 21. – С. 259–274; Гнедовский, М. Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / Гнедовский М.Б., Дукельский В. Ю. // Музейное дело. – М., 1992. – Вып. 21. – С. 7-18.
3 Ванюшкина Л. М.., Коробкова Е. Н. Место и роль музея в пространстве современного образования // Музей и образование в новом социокультурном измерении. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. – СПб.: ГРМ, 2010. – С. 48-55.
4 Примеры исследовательских работ представлены на сайте ОУ. См. Концепция, приложение 7
5 Все перечисленные продукты представлены на сайте ОУ. См. Концепция, приложения 1-5
6 Формы договоров представлены на сайте ОУ. См. Концепция, приложение 6
страница 1
скачать
Другие похожие работы: