NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Таджви д


بسم الله الرحمن الرحيم

Т А Д Ж В И Д


Наука о чтении Корана

Изучение Корана – одна из главных необходимостей верующих в религии. Наука о чтении Корана (таджвид) – одно из величайших знаний, связанное с наивысочайшей Книгой, посланной Всевышним для человечества. Изучая науку о чтении Корана, верующий получает достопочтимое место в религии

Лексическое значение слова таджвид - улучшение

Научное значение – предоставление каждой букве должного, подобающего ей места и способа артикуляции, назализации, краткости, долготы и других правил чтения Корана

Озвучивание букв, усиление звука

28 арабских букв озвучиваются тремя огласовками:

- Фатха: َ (наклонная черта над буквой) означает открывание - звук, получаемый при движении губ, открывая рот, это гласный звук «а», например: فَتَحَ - Касра: ِ (наклонная черта под буквой) означает разбивание - звук, получаемый при растягивании губ, это гласный звук «и» بِسْمِ

- Дамма: ُ (знак запятой над буквой) означает выпускание – звук, получаемый при собирании губ, это гласный звук «у» بُوقٌ - Сукун: ْ (кружок над буквой) означает покой - отсутствие движения губ при произношении сукунированной буквы أنْعَمْت

- Шадда: ّ знак, указывающий на то, что буква повторяется, происходит усиление звука из-за слияния двух одинаковых букв, первая из которых сукунирована, вторая огласована إنَّكَ

*****

Долгие гласные (мадда - удлинение звука)

- Мадда - удлинение звука происходит при трёх гласных буквах:

1. Сукунированный «алиф» (неогласованный «алиф») ا ى

перед ним буква с «фатхой» كِتَابٌ - قَصِرتٌ - فَنَادَى

2. Сукунированная «уау» ( بُو) – перед ней буква огласована «даммой»هُودُ - يُوسُفُ

3. Сукунированная «йа» ( بِي ) – перед ней буква огласована «касрой» بَنيِنَ - أَبِي

- Знак сукуна (ْ ) не обозначается на долгих гласных Долгота удлинения звука – две огласовки (одна огласовка равна времени сжатия и разжатия пальца)

Сукунированный «нун» и «танвин

- Сукунированный нун: буква «нун», не имеющая огласовки نْ

-Танвин: добавочный сукунированный «нун», присоединяемый в конце имён по произношению, но не обозначаемый на письме и не произносимый при паузе (сукунировании), обозначается двойными огласовками «фатхи» (ан) نُورًا ً «касры» (ин)سَمِيعٍ ٍ «даммы» (ун) سَمِيعٌ ٌ

- Танвин ан пишется на букве с добавлением «алифа» ( بًا ), кроме буквы «та марбута» ( ةً ) без добавления «алифа»

- При сукунировании (паузе) танвина «та марбуты», танвин не произносится, «та марбута» произносится как сукунированная буква «ха» فِرْقَهْ - فِرْقَةٌ

- При паузе (сукунировании) танвина ан, танвин не произносится, алиф произносится долготой в две огласовкиخَبِيرًا - خَبِيرَا

- При паузе танвина ин и танвина ун, танвин не произносится, буква, имеющая танвин, сукунируется بَصِيرٌ - بَصِيرْ

- Добавочный нун (танвин) огласуется касрой если после танвина следует соединительная хамзаلُمَزَةٍ الّذي - لُمَزَةِنِ الّذي

(из-за встречи двух сукунов)

Определенный артикль « أل «

- Определённый артикль « آلْ « добавочная сукунированная «лам» и соединительная хамза (соединительный алиф) огласованная «фатхой», которые добавляются к началу неопределённых имён для определения их, например: قَلَمٌ - ألْقَلَمُ

- Соединительная хамза « أ ا « в определённом артикле ال

в начале чтения огласуется «фатхой», а при нахождении ее в положении соединения, хамза опускается, чтение продолжается, не прерывая дыхания أَلسَّلاَمُ عَلَيْكُمْ - و عَلَيْكُمُ السَّلاَم

- У определённого артикля « ال два положения:

1. Изхар «лам» (лунные буквы)

2. Идгам «лам» (солнечные буквы)



1 - Изхар лам (выявление)

- У Изхара определённого артикля « أل « 14 букв:

أ ب خ ح ج ع غ ق ك ف م و ه ي

эти буквы называются лунные буквы

- Если после « ال « находится одна из 14 «лунных букв», необходимо делать Изхар «лам», сукунированная «лам» выявляется (произносится ясно), например:الْقَادِرُ - الْحَمِيدُ - الْوَكِيلُ

2 - Идгам лам (соединение)

- У Идгама определённого артикля « أل « 14 букв:

ث ت د ذ ز ر س ش ص ض ط ظ ل ن

эти буквы называются солнечные буквы

- Если после «ال « находится одна из 14 солнечных букв, необходимо делать Идгам «лам», «лам» соединяется с солнечной буквой и буква удваивается, например: النُّور - الثَّوَاب

Огрубение и смягчение звука

Твердое глубокое произношение: огрубение звука - при произношении буквы, звук заполняет рот, задняя часть языка поднимается к верхнему нёбу, буква произносится с сильным напряжением

- Твердые буквы (эмфатические звуки): 7 букв, кроме буквы ق которая произносится без напряжения, когда она имеет огласовку касра

خ ص ض غ ط ق ظ

Мягкое произношение: смягчение звука - при произношении буквы звук не заполняет рот, происходит опущение задней части языка (мягкие звуки произносятся мягче, чем звуки русского языка)

- Мягкие буквы: все буквы алфавита кроме семи твердых букв - Буквы «алиф» «лам» «ра» – эти три буквы имеют твердое и мягкое произношение

- «алиф», следующий за буквой, получает её мягкость или твёрдость

صَارَ - غَافِرَ - مَاءَ - سَاءَ

Калькаля

- Калькалянапряжение при произношении сукунированной буквы, добиваясь колебание звука - Буквы калькаля: قطب جد

- Буквы калькаля могут находиться в середине слова, также в конце слова, если следует пауза на букве калькаля, произношение звука усиливается. Если буква калькаля имеет ташдид (усиление), произношение звука более сильное اَقْبِلْ - أَحَدْ - الحَجّْ

Буква «лам» в произношении Альджалала الله

- Звук «лам» в произношении Альджалала (имени Аллах) имеет два способа произношения: твердое и мягкое произношение

Твердое произношение «лам» Альджалала الله

- Если перед Альджалала слово заканчивается на «фатху»

عِنْدَ اللهِ - قَالَ اللهُمّ или «дамму» عَبْدُ الله - قالُو آلّلهم

- Если чтение начинается с Альджалала الله

Мягкое произношение «лам» Альджалала الله

- Если перед Альджалала слово заканчивается на «касру»:

بِاللهِ - قُلِ اللهُمّ - فِي اللهِ

- Если перед Альджалала слово заканчивается на танвин, тогда танвин огласуется касрой (из-за встречи двух сукунов)

قَوْمًا الله - قَوْمانِ الله

Правила сукунированного «нун» и танвина

–У нун сакина и танвина – четыре правила, в зависимости от того, какая из 28 букв алфавита следует после них:

1.Выявление 2. Смешение

3. Превращение 4. Сокрытие

1- Изхар (выявление)

- Лексическое значение слова - ясность, точность

- Научное значение – образование звука на месте артикуляции без назализации

- Назализация (гунна) лексическое значение слова – певучесть. – Научное значение - звук, выходящий из верхней части ноздрей, без участия языка при его образовании

- Долгота назализации – две огласовки, долгота одной огласовки равна времени сжатия и разжатия пальца

- Букв Изхара шесть горловых звуков: أ ح خ ع هـ غ

- Если после нун сакина или танвина находится одна из букв Изхара, то «нун» и танвин произносятся ясно, без назализации, например:

أَنْعَمْتَ - تَنْهَرْ - أحَدًا أَبَداً

2 – Идгам (удвоение)

- Лексическое значение слова – соединение, слияние (что-то соединяется с чем-то)

- Научное значение – соединение сукунированной буквы с огласованной буквой, после чего обе буквы становятся одной удвоенной (ташдид)

- Букв Идгама шесть: ي ر م ل و ن (يَرْمَلُونْ)

- Идгам делится на два вида:

  1. Идгам (с гунной) назализацией 2. Идгам без гунны

Идгам с гунной

- Букв Идгама с гунной четыре: ي م و ن ( يَنْمُو)

- Если слово заканчивается на нун сакина или танвин, следующее за ним слово начинается с буквы Идгама, необходимо делать Идгам (соединение) с гунной, нун сакина или танвин соединяется с буквой Идгама, происходит удвоение буквы Идгама, нун сохраняет гунну

Например: خَيْرٌوَأَبْقَى - وَمَن يَعْمَل

- Идгам с гунной называется недостаточным идгамом из-за исчезновения буквы нун или танвина и сохранения ее способа артикуляции (гунны)

Идгам без гунны

- Букв Идгама без гунны две: ل ر

- Если слово заканчивается на нун сакина или танвин, следующее за ним слово начинается на одну из двух букв Идгама, необходимо делать Идгам (соединение) без сохранения гунны, нун сакина или танвин соединяется с буквой Идгама, происходит удвоение буквы Идгама, например: ولَـــكِن رَّحْمَةً - خَيْرٌ لّهُمْ

- Идгам без гунны называется полным идгамом из-за удаления одновременно буквы «нун» и ее способа артикуляции (гунны) - В правиле есть исключение «مِنْ رَاقٍ» по правилу таджвида после нун сакина требуется недолгая пауза звука и дыхания, поэтому должно выявление (Изхар) буквы «нун»

- Идгам нун сакина может быть только в двух словах (первое слово заканчивается на нун сакина, следующее за ним, начинается с буквы Идгама), если нун сакина и буква Идгама (و или ي) находятся в одном слове, необходимо выявление (Изхар) нун сакина. В Коране имеются только четыре таких слова, соответствующих этому правилу:

صِنْوَانٌ - قِنْوَانٌ - آلدُّنْيَا - بُنْيــنٌ

3. Икляб (превращение)

- Лексическое значение слова Икляб – изменение чего-либо от действительности

- Научное значение – превращение сукунированной нун или танвина в сукунированную م сохраняя гунну. - У Икляба только одна буква: ب

- Если после нун сакина или танвин в одном слове или в двух словах находится буква «ба», необходим Икляб (превращение) «нун» в букву «мим», сохраняя гунну при произношении

أَنْبِيَاءَ - مِنْ بَنِي - سَمِيعٌ بَصيِرٌ

4 - Ихфаа (сокрытие)

- Лексическое значение слова – прятание

- Научное значение – положение нун сакина или танвин между Изхаром и Идгамом без удвоения с сохранением гунны (буква «нун» исчезает полностью)

- У Ихфаа пятнадцать букв: это оставшиеся после шести букв Изхара, шести букв Идгама и одной Икляба

ت ص ذ ث ك ج ش ق س د ط ز ف ض ظ

- Если после нун сакина или танвин находится одна из букв Ихфаа в одном слове или в двух словах, необходимо сокрытие «нун» гунной منصُورًا - مِن ثَمَرَةٍ - غُــلـــمًا زَكِيًّا

*****

Правила «мим» и «нун» с ташдидом نّ مّ

- Ташдид – произнесение буквы с шаддой (усиленно)

- Необходимо соблюдение гунны буквы «мим» и буквы «нун» с ташдидом в положениях соединения или паузы, независимо где находится буква в середине или конце слова. Долгота гунны – две огласовки إِنَّ - مِمَّا - مُحَمَّدٌ




Правила сукунированной буквы «мим» ( مْ )

- Сукунированная «мим» (мим сакина) - это буква «мим» مْ не имеющая огласовки

- У сукунированной буквы «мим» три правила:

1 . Ихфаа «мим» (губной)

- У Ихфаа только одна буква: «ба» ب

- Если после сукунированной «мим» находится буква «ба» («мим» в конце слова «ба» в начале следующего за ним слова), необходимо Ихфаа (скрытие) буквы «мим» гунной ( произносится не смыкая губ) يَعْتَصِم بِالله - إِنَّ رَبَّهُم بِهِمْ

- Этот Ихфаа называется губным из-за образования обеих букв «мим» и «ба» при помощи губ

2. Идгам мим (губной)

- У Идгама только одна буква: «мим»م

- Если слово заканчивается на мим сакина, следующее за ним слово начинается с огласованной мим, необходим Идгам (соединение) «мим», две буквы «мим» соединяются, становятся одной удвоенной и произносятся с гунной يَنْصُرُكُم مِّن - وَأَنْتُم مُّسْلِمُوُنْ

3. Изхар мим (губной)

- У Изхара мим 26 букв – все буквы, кроме букв «мим» и «ба»

- Если после мим сакина в одном слове или в двух словах находится буква Изхара мим, необходим Изхар (выявление) «мим»

أَنْتُمْ غَفِلُون - أَلَمْ أقُلْ - سَمْعِهمْ

- Обратить внимание: Изхар мим перед буквами «ف « и «و « усиливается, из-за единства места артикуляции её с буквой «و » и близости места артикуляции её с буквой « ف » أنْفُسَهُمْ وَأهْلِيهِمْ

*****

Правила буквы « ر «

- У звука « ر « три правила: 1. Твёрдое произношение

2. Мягкое произношение 3. Допустимость обоих способов

1. Твёрдое произношение

Твёрдое произношение звука «ра» бывает в шести положениях:

1 – Если «ра» огласована даммой или фатхойرَحِيمٌ - رُسُلٌ

2 – Если «ра» сукунирована, перед ней буква огласована даммой или фатхой مَرْيَمْ - يَرْجِعُونَ - بُرْهَانٌ

3 – Если «ра» сакина, перед ней алиф с выставленной касрой

(касра соединительной хамзы)رَبِّ ارْحَمُهَا

4 - Если «ра» сакина, перед ней буква огласована касрой, после «ра» находится одна из семи букв ظ ق ط غ ض ص خ (твёрдые буквы) при условии, что твёрдая буква не огласована касрой فِرْقَة - قِرْطَاس

5 - Если «ра» сукунирована при паузе, перед ней буква огласована фатхой или даммой الكَوْثَرْ - النَّذُرْ

6 – Если «ра» сукунирована при паузе, перед ней буква сакина, а перед ней буква огласована фатхой или даммойالعَصْرْ - الشُكْرْ

2. Мягкое произношение

Мягкое произношение звука «ра» бывает в четырёх положениях:

1 – Если «ра» огласована касрой رِزْقًا - خَيْرٍ

2 – Если «ра» сакина, перед ней буква с касрой شِرْعَة - الفِرْدَوْ س

3 – Если «ра» сукунирована при паузе, перед ней сукунированная буква « يْ « خَيْرْ - الصَيْرْ - قَدِيرْ

4 – Если «ра» сукунирована при паузе, перед ней буква сакина, а перед ней буква огласована касройالذِّكْرْ - السِّحْرْ

3. Допустимость обоих способов

Допускается твёрдое и мягкое произношение звука «ра»:

1 – Если «ра» сакина, перед ней буква огласована касрой, после «ра» одна из семи твердых букв огласована касрой فِرْقٍ

2 – Если «ра» сукунирована при паузе, перед ней сукунированная твердая буква, а перед твердой буква с касрой مِصْرْ - القِطْرْ

Виды идгама (соединения)

1. Идгам мутамасилайн

- Мутамасилайн – две буквы сходные по месту и способу артикуляции ( بْبَ مْمَ )

- Идгам мутамасилайн – соединение двух одинаковых букв (в двух словах) слово заканчивается на сукунированную букву, следующее за ним слово начинается с огласованной буквы, необходимо делать Идгам (сукунированная буква соединяется с огласованной и становятся одной удвоенной) اِذهَب بِّكتَابي - يُدْرككُّم

2. Идгам мутаджанисайн

- Мутаджанисайн – две буквы сходные по месту артикуляции и отличные по способу артикуляции

- Идгам мутаджанисайн – соединение двух букв, сходных по месту артикуляции и отличных по способу артикуляции, первая сукунирована, вторая огласована - Буквы Идгама мутаджанисайн: ت د ط ذ ظ ث ب م

- Идгам необходим когда:

1. «даль» сукунирована «та» огласована وَقَد تَّبَيَنَ

2. «تْ « и «د» أَثْقَلَت دَّعَوالله

3. « تْ » и « ط« قَالَت طَّائِفَه

4. « طْ« и « ت « أَحَطتّ

5. « ذْ « и « ظ « إِذْ ظَّلَمُوا

6. « ثْ « и « ذ « يَلْهَث ذَّلِكَ

7. « بْ « и « م « ارْكَب مَّعَنَا

3. Идгам мутакарибайн

- Мутакарибайн две буквы, близкие друг к другу по месту и способу артикуляции

- Идгам мутакарибайн – соединение двух букв, близких друг к другу по месту и способу артикуляции, первая сукунирована, вторая огласована

- Буквы Идгама мутакарибайн четыре:ر ل ك ق

1. « لْ « и « ر « قُل رَّبّي

2. « قْ « и « ك « أَلَمْ نَخْلُقْكُّمْ

*****

Соединительная и разъединительная «хамза»

- Соединительная хамза ( ا ) - это «хамза», которая произносится в начале чтения и выпадает в соединении при произношении, но изображается на письме اِذْهَب - قَال اِذْهَب

- Соединительная хамза огласуется фатхой в начале чтения с определенного артикля « آل «: اَلعَصْرْ - اَلشُكْرْ

- Огласуется касрой в десяти именах существительных:

اِثْنَانِ - اِثْنَتَانِ - اِبْنٌ - اِبْنَةٌ - اِسْمٌ - اِمْرُؤٌ - اِمْرَأَةٌ

- Огласуется касрой в пяти и шести буквенных отглагольных именах:

اِسْتِغْفَارٌ - اِنْقِطَاعٌ

- Огласуется касрой в глаголах повелительного наклонения, третья буква которых огласована касрой или фатхой

اِذْهَب - اِجْلِس - اِقْرَأ

- Огласуется даммой в глаголах повелительного наклонения, третья буква которых огласована даммой

اُدْرُس - اُدْعُ

- Разъединительная хамза ( أ ) – это хамза, которая изображается на алифе, произносится (огласуется всеми огласовками) и не выпадает между словами. Бывает в начале, середине и конце слова

أَدَبَ - بَائِسٌ - اقَرَأْ

Правила удлинения (мадда)

- Лексическое значение слова (мадда) – удлинение

- Научное значение – удлинение звука произносимой буквы (долгие гласные)

- Букв мадды три:

1. Долгий «алиф» ( ا َ ) перед ним буква огласована фатхой

2. Долгий «уау» ( و ُ ) перед ним дамма

3. Долгая «йа» ( ي ِ ) перед ней касра

- Удлинение (мадда) делится на два вида:

1. Коренная (естественная) мадда. Когда перед долгой буквой не находится «хамза» ( ء ) и после неё нет «хамзы» или сукунированной буквы. Удлинение необходимо на две огласовки:

قَالَ - وَدُودٌ - بَصِيرٌ

Называется коренным удлинением потому что, если не соблюдать его - меняется значение слова

2. Производная (неестественная) мадда. Когда перед или после долгой буквы находится «хамза» или сукунированная буква после долгой буквы

- Правила удлинения: 1. Возможное 2. Обязательное 3. Допустимое - Видов производной мадды семь

1. Соединительная мадда

- Когда после долгой буквы (мадда) находится «хамза» в одном слове, удлинение обязательно на 4 или 5 огласовок в соединении и при паузе (ставится знак ~ ) جَزَاؤُهُم - يَتَسَاءَلُون

Удлинение увеличивается до 6 огласовок, если слово заканчивается на «хамзу» السّمَاءُ - دُعَاءٌ

2. Разделительная мадда

- Когда слово заканчивается на букву мадда, а следующее за ней слово начинается с «хамзы», удлинение возможно на 4 или 5 огласовок, также возможно уменьшение удлинения на 2 огласовки

وَ مَا أَدرَكَ - خَيرًا مِنهَا أِنّا أِلَى

3. Выставленная мадда для сукуна

- Когда после буквы мадда находится огласованная буква, на которой делается пауза, удлинение возможно от 2 до 6 огласовок (если пауза не делается это коренная мадда سَمِيعْ سَمِيعٌ - الرّحمَنُ - الرّحمَنْ

4. Удлинение краткого звука

- Когда перед сукунированной «و » или «يْ » находится буква, огласованная фатхой, после них буква с выставленным сукуном (при паузе), удлинение возможно на 2 или 4 или 6 огласовок, если не делается пауза, мадда отпадает قُرَيْشٍ - قُرَيْشْ خَوْفٌ - خَوْفْ

5. Заменительная мадда

- Удлинение при паузе на танвине ан (взамен двух огласовок «фатхи» при соединении), удлинение обязательно на 2 огласовки

كَثِيرًا - كَثِيرَا بَصِيرًا - بَصِيرَا

6. Необходимая мадда

- Когда после буквы мадда находится буква с коренным сукуном (не выставленным) или буква с ташдидом, удлинение обязательно на 6 огласовок

- Необходимая мадда делится на 2 вида:

1 - необходимая мадда в слове

2 - необходимая мадда в трёхфонемной букве (буквы в начале сур)

- Необходимая мадда в слове бывает двух видов:

1 - когда после буквы мадда находится сукунированная буква в одном слове, например: الْئَنَ эта мадда имеется в Коране только в двух местах

2 - когда после буквы мадда находится буква с ташдидом в одном слове الحَاقَّة - الضَّالِّينَ - مَن شَاقُّوا الله

- Необходимая мадда в трёхфонемной букве (буквы в начале сур), - трёхфонемная буква: буква, составленная из трёх фонем (букв), серединная из которых буква мадды م - ميم ن نون -

Бывает двух видов:

1 - нахождение буквы в буквах в начале сур, составленной из трёхфонемной буквы ( قَافْ ) серединная из которых буква мадды, после нее сукунированная буква, которая не соединяется со следующей за ней буквой (не делается идгам) например:

*ص وَالقُرْأنِ ذِي الذِّكْر* буква «ص « буква, которой Аллах (слава и хвала Ему) открывает суру. «ص « трехфонемная буква ( صَادْ ) серединная которая буква мадды – это «алиф», а после него сукунированная буква без шадды и не соединяющая с последующей буквой (идгам) – это «даль»

2 - нахождение буквы в буквах в начале сур, составленной из трёхфонемной буквы, серединная из которых буква мадда, после неё сукунированная буква, удвоенная последующей буквой например: ( الم ) «лам» буква, серединная буква которой «алиф», третья буква которой мим сакина, после «лам» следует огласованная мим (идгам мим сакина с огласованной мим) الِفْ لَامْ مِّيمْ

- Букв, находящихся в начале сур - 14, они делятся на три вида:

1. Из них буква, которая не удлиняется совсем – «алиф»

2. Буквы с удлинением коренной мадды 2 огласовки: ر ط ي ه ح

3. Буквы с удлинением 6 огласовок م ص ك ق س ع ل ن

(удлинение буквы « ع« допускается до 4 или 6 огласовок, так как она трехфонемная буква, серединная которой краткая)

7. Удлинение слитного местоимения

- Слитное местоимение هو (третье лицо, мужской род, единственное число). Если слитное местоимение присоединяется к концу слова, удаляется буква « و « كِتَابَهُ - بِكِتَابِهِ Бывает двух видов:

1. Малая связь. Когда слитное местоимение огласовано даммой или касрой, перед ним не должно быть сукунированной буквы, слово после него начинается на огласованную букву (слитное местоимение должно находиться между двумя огласованными буквами). Удлинение обязательно на 2 огласовки (рисуется маленькая буква ( و ) под وُ и маленькая буква ( ي ) под وِ

وَ مَا لَهُ مَنْ قُوّةٍ - مِن دُونِهِ مُلْتَحدًا

2. Большая связь. Когда слитное местоимение огласовано даммой или касрой, слово после него начинается с «хамзы» (рисуется знак ~ ) Удлинение возможно на 4 или 5 огласовок

و ثَاقَهُ أَحَدٌ - بِرَبّهِ أَمَدًا

*****

Пауза,начинание, остановка

Пауза - Лексическое значение слова – прекращение, задержка

- Научное значение – краткая пауза в конце слова, для того, чтобы перевести дыхание с намерением возобновления чтения

Пауза бывает трех видов: 1. вынужденная пауза 2. пробная пауза 3. предпочтительная пауза

1. Вынужденная пауза: это пауза на слове при чтении по неожиданным причинам, таким как не хватает дыхания, чихание, забывчивость и др. Эта пауза допустима в любом слове. Необходимо соединение слова со следующим словом, если не был завершен смысл. Если смысл был завершен, то лучше начинать со следующего слова без соединения

2. Пробная пауза: это пауза при чтении, которая совершается для пояснения правила или опроса экзаменующего

3. Предпочтительная пауза: это пауза, которая преследуется для хорошего начала. Делится на пять видов: - Необходимая паузаобязательная пауза с полным дыханием и обязательное возобновление чтения со следующего слова. Если же следует соединение, то понятен смысл, кроме желаемого смысла. - Обозначается буквой « م « (запрет соединения)

إنّمَا يستجيب الذين يسمعون م والموتى يبعثهم الله* *

- Полная пауза это пауза, на которой завершился смысл и не зависит от последующего выражения ни по форме, ни по содержанию. Если же следует соединение, то чаще всего смысл не изменяется - Обозначается знаком « ق « (пауза лучше соединения)

- Достаточная пауза это пауза на слове с законченным смыслом и зависит от последующего выражения по содержанию - Обозначается знаком « ج « (возможность паузы)

- Хорошая паузаэто пауза на слове с законченным смыслом и зависит от следующего выражения по форме и по содержанию - Обозначается знаком « ص « (пауза хорошая, но начинание со следующего выражения не желательно, из-за связанности выражения с предыдущим)

- Нежелательная пауза запрет паузы на слове, на котором не завершен смысл из-за сильной зависимости выражения от последующего по форме и по содержанию - Обозначается знаком « لا « (запрет паузы)

*وَلا تَقْرَبُوا الصّلَوَةَ... وَأَنتُمْ سُكَارَى* если читающий останавливается на слове الصّلَاةَ, слушающий может понять, что говорится о запрете молитвы. - Не разрешена пауза на словах, связанных с именами и атрибутами Всевышнего Аллаха, такая пауза указывает на недолжное, неуважительное отношение к Аллаху

- Пауза объятияесли сделана пауза на одном из двух мест, то не допускается пауза на другом. «. .« «. . « обозначается тремя точками над двумя словами, следующими друг за. Этот вид имеется в Коране в 35 местах

ذَلِكَ الْكِتَابُ لا رَيْبَ . . فِيهِ . . هُدًى للْمُتّقِينَ* *

Остановка

Остановка – прерывание звука и дыхания в размере двух огласовок с намерением продолжения чтения. - Обозначается буквой « س « обязательна для читающего в четырех местах *كَلاّ بَلْ س رَانَ عَلَى قُلُوبِهِم ...*



Арабские звуки имеют место и способ артикуляции

В образовании артикуляции звуков участвуют Органы речи:

Места артикуляции звуков ( Махрадж)



Горловые звуки: أ ه غ ع ح خ

Небные согласные: ق ك ج ش ي

Язычковые согласные: ض ر ل ن

Звуки с кончика языка: ز س ص

Зазубные звуки переднего верхнего неба: ت د ط

Межзубные согласные: ظ ث ذ

Губные согласные: م ب ف و

Гласные звуки: ا ي و

- Гласные звуки ا و ي состоят из нашего голоса и образуются при выдыхании воздуха, который безпрепятственно проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость

- Согласные звуки образуются при появлении преграды (места артикуляции звука) в горловой или ротовой полости

Свойства артикуляции звуков:

Основные свойства произнесения звуков: 1. звонкие 2. глухие

Образование звонких звуков: звук, состоящий из шума, образованного после давления на место артикуляции буквы (все звуки, кроме глухих)

Образование глухих звуков: после давления на место артикуляции буквы, звук произносится с потоком воздуха, образуя тихий шепот Глухие звуки: فحثه شخص سكت

Способы артикуляции букв:

- буква ا используется как подставка для хамзы أ , выполняет роль соединения (соединительный алиф) и долгого гласного ا َ

- звук ء (хамза) нижняя часть горла. ء взрывной согласный, образуется путем смыкания голосовых связок с последующей паузой, после которой под напором струи воздуха, голосовые связки мгновенно размыкаются и воздух выходит через полость рта. Мягкое нёбо при этом поднято и проход для воздуха через носовую полость закрыт, при размыкании голосовых связок происходит резкий взрыв

- звук ب губы (звонкий звук)

- звук ت передние зубы, кончик языка (глухой)

- звук ج твердое нёбо, средняя часть языка (звонкий)

- звук ح средняя часть горла. ح фрикативный (согласные, при артикуляции которых, артикуляторы подходят близко друг к другу, но не смыкаются полностью, в результате чего, в ротовой полости происходит колебание воздуха, создающее заметный шум) шумный глухой звук. По месту образования полностью совпадает с ع . Разница в артикуляции этих гортанных звуков в том, что, при артикуляции ح мышцы не примыкают друг к другу вплотную, как при артикуляции ع . Они напрягаются и сильно суживаются, приближаясь одна к другой так, что между ними остается очень узкая щель. При выдыхании воздух проходит через эту щель и трется о мышцы, в результате образуется трущийся глухой согласный (так как при этом голосовые связки не вибрируют). Мягкое нёбо поднято и проход для воздуха через носовую полость закрыт.

- звук خ мягкое нёбо , передняя часть горла, خ является глубоко-задненёбным шумным фрикативным глухим звуком. При артикуляции язык отодвигается назад к язычку, а задняя спинка языка поднимается к мягкому нёбу. Между задней спинкой языка и язычком образуется узкая щель, через которую энергично выдувается воздух с напряжением

- звук د кончик языка, передние зубы (звонкий)

- звуки ذ и ث межзубные фрикативные звуки. Полностью совпадая по месту артикуляции, они отличаются друг от друга тем, что ذ является звонким, то есть произносится с участием голоса, а ث глухим , произносится без участия языка. Для артикуляции этих звуков, необходимо поместить кончик языка между зубами и добиться того, чтобы он плотно примыкал к верхним зубам, между кончиком языка и нижними зубами должна оставаться небольшая щель

- звук ر переднее нёбо, кончик языка (звонкий)

- звук ز нижние зубы, кончик языка (звонкий)

- звук س нижние зубы, кончик языка (глухой)

- звук ش твердое нёбо, средняя часть языка (глухой)

- звук ص нижние губы, кончик языка. Эмфатический звук (твердый, глубокий согласный) шумный, зазубный, фрикативный, глухой. Положение органов речи при артикуляции ص такое же, как и при артикуляции среднего зазубного س . Кончик языка слегка касается внутренней стороны нижних зубов, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. При артикуляции эмфатического ص эта щель значительного уже, чем при س . Язык и весь речевой аппарат напряжены, задняя часть языка максимально оттягивается к мягкому нёбу. Как при ط и ض выдыхание происходит энергично

- звук ض мягкое и твердое нёбо, задняя и средняя часть языка. ض является шумным, зазубным, взрывным, звонким. По характеру артикуляции ض полностью совпадает с эмфатическим ط. Разница состоит в том, что при артикуляции ض являющимся звонким согласным, вибрируют голосовые связки. Четкая артикуляция этих звуков достигается при напряжении всего речевого аппарата и особенно языка

- звук ط является шумным, зазубным, взрывным,звонким. Положение органов речи при артикуляции эмфатического ط такое же, как и при артикуляции простого ت , но при артикуляции эмфатического ط передняя часть языка плотно прижимается к переднему нёбу и затем энергично резко открывается от него, при чем задняя часть языка максимально оттягивается к мягкому нёбу. Воздух проходит через полость рта, так как в результате подъема мягкого нёба проход для воздуха через носовую полость закрыт.

- звук ظ является эмфатическим, шумным, фрикативным, звонким. По характеру артикуляции ظ полностью совпадает с эмфатическим ص , разница в том, что в отличии от звука ص звук ظ является звонким, т.е. артикулируется при вибрации голосовых связок. Четкая артикуляция добивается в результате напряжения речевого аппарата

- звук ع средняя часть горла, ع зевной, взрывной, звонкий, шумный. При артикуляции ع мышцы гортани смыкаются, мышцы напряжены. После паузы (выдержки) происходит мгновенное расслабление мышц. Голосовые связки при разжимании гортанных мышц вибрируют, поэтому ع является звонким согласным. Мягкое нёбо поднято, а воздух выходит через рот

- звук غ мягкое нёбо передняя часть горла, غ является глубоко-задненёбным, шумным, фрикативным, звонким. Аналогичного звука в русском языке нет. При артикуляции звука غ задняя часть оттягивается назад и поднимается к мягкому нёбу, образуя при этом узкую щель, через которую проходит струя воздуха, вызывающая дрожание язычка. Как и при артикуляции звука خ речевой аппарат напряжен. Звук غ является звонким паралельно глухому خ

- звук ق мягкое нёбо, задняя часть языка. ق глубоко-задненёбный, шумный, взрывной, звонкий. При артикуляции ق задняя часть языка отодвигается назад вверх, вплотную примыкая к задней части мягкого нёба над язычком. После выдержки произносится ق при резком отрыве языка от мягкого нёба, весь речевой аппарат при артикуляции ق напряжен. Струя воздуха проходит через полость рта, так как мягкое нёбо поднято

- звук ك твердое нёбо, средняя часть языка

- звуки ف и م губы. ف произносится, прикусив нижнюю губу

- звуки ل и ن переднее нёбо, кончик языка

- звук ه нижняя часть горла. Согласный звук ه является связочным фрикативным звуком. Этот звук образуется там же, где и согласный звук ء , но голосовые связки при его артикуляции не напряжены, хотя и сближены. Голосовая щель слегка разомкнута, мягкое нёбо поднято, проход для воздуха в полость носа закрыт. Проходя в ротовую полость через щель, образованную голосовыми связками, и встречая лишь незначительное препятствие в области голосовых связок, соприкасающийся с голосовыми связками воздух, создает акустическое впечатление придыхания. Органы речи при артикуляции не напряжены

- звук و губы. Буква و используется для обозначения согласного و и долгого гласного ُو . Звук و является губным, фрикативным, звонким. При артикуляции و губы должны быть выдвинуты вперед, сильно округлены и сужены. Задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу и несколько оттягивается назад, этим и объясняется твердый характер произношения согласного و . Губы и язык при артикуляции و напряжены. В артикуляции согласного و участвуют голосовые связки, которые, вибрируя, создают звонкий звук. Мягкое нёбо поднято и проход для воздуха в полость носа закрыт

- звук ي твердое нёбо (средняя часть языка). Буква ي используется для обозначения согласного ي и долгого гласного ِي

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Таджви д

1 стр.