NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема Учет текущих обязательств Понятие дебиторской и кредиторской задолженности их классификация. Обязательства


Тема Учет текущих обязательств

1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности их классификация.

Обязательства – это отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия.

К основным видам долговых обязательств относят дебиторскую и кредиторскую задолженности.

Дебиторская задолженность – это сумма долгов причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними.

Кредиторская задолженность - это сумма долгов предприятия другим юридическим и физическим лицам.

Между данными видами зад-стей есть сходства и различия. Оба вида зад-стей основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и как следствии на функции денег как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждого вида задолженностей.

В БУ Дебиторской и кредиторской задолженности группируются по следующим признакам:

1. По экономическому содержанию:

* дебиторская задолженность – покупатели и заказчики, персонал и организация, учредители, иногда и бюджет,

* кредиторская задолженность – поставщики, подрядчики, бюджет, персонал, банки и прочие.

2. По срокам предоставления:

* долгосрочная – до 1 года,

* краткосрочная - свыше 1 года.

3.По времени возврата

* нормальная – в пределах срока

* просроченная

4. По степени обеспечения долговых обязательств:

* обеспеченные – залогом, гарантией, поручителями и прочие.

* необеспеченные.

5. По возможности взыскания (дебиторская)

* надежная – это суммы счетов предъявленных к покупателям а оплатой в пределах срока, установленного договором.

* сомнительная – это задолженность не погашенная в срок и необеспеченная задолженность но по которой сохраняется вероятность возможного погашения.

*безнадежная – задолженность с истекшим сроком исковой давности, не возможная к получению вследствие какого либо форс-мажора у задолжника, либо ликвидации предприятия должника или признания его банкротства.

2. Отражение в учете операций по возникновению и погашению деб., и кред., задолженности

Для отражения Д и К зад-сти в БУ используются счета в разделе плана счетов «Расчеты», основными из которых являются счета, обобщающие расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Предприятия выбирают формы расчетов, которые наиболее эффективны в каждом конкретном случае и обязательно закрепляют этот выбор в заключаемых договорах.

В зависимости от выбранной формы расчетов учет расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет свои особенности, но есть и ряд общих принципов.

Во-первых, все операции оформляются первичными документами, такими как платежные поручения, платежные требования, платежные чеки и другие в зависимости от выбранной формы расчетов.

Во-вторых, основным счетом для синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Кроме этого планом счетов предусмотрена возможность использования отдельных субсчетов к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» для учета расчетов с использованием авансов и др., а также для обобщения информации о расчетах по претензиям с поставщиками и подрядчиками субсчет 2 «Расчеты по претензиям» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие счета.

В-третьих, построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных в различных разрезах по различным поставщикам и подрядчикам, по срокам оплаты и другим данным.

Вся информация о расчетах с поставщиками и подрядчика» обобщается на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками i подрядчиками». Счет основной, расчетов.

В инструкции к плану счетов указывается, что «счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.».

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должны отражаться все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги независимо от времени оплаты.

Это означает, что по кредиту 60 счета отражается стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей, учета соответствующих затрат (Д07, 08,10, 15 20,23,25, 26 К60).

К учету принимаются товарно-материальные ценности право собственности, на которые перешло к организации. В зависимости от того,

когда этот момент наступает, могут быть приняты к учету фактически поступившие товарно-материальные ценности (с документами и без документов). Кроме того, должны быть приняты к учету товарно-материальные ценности отгруженные поставщиком, по которым предъявлены к уплате расчетные документы, если право собственности по договору наступает в этот момент. Эти ценности числятся как находящиеся в пути. Счет поставщика может быть акцептован и оплачен до поступления груза, т.е. счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика.

По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается и задолженность за услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Суммы НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам также отражаются по кредиту счета 60 в корреспонденции со счетом 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (Д19 К60).

Если при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин, против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

При приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей без документов (неотфактурованные поставки) счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Согласно инструкции к плану счетов: «Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете».

По дебету 60 счета отражаются суммы оплаты счетов по фактически поступившим товарно-материальным ценностям в корреспонденции со счетами денежных средств (т.е. Д60 К50, 51, 52 или 55 - при расчетах с использованием аккредитивов и чеков).

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" необходимо вести по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. Организации должны так построить аналитический учет, чтобы обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчегаым документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др., а также данных о деятельности, по которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.

Например, для учета расчетов по выданным авансам под поставку материальных ценностей или под выполнение работ организации могут предусмотреть в рабочем плане счетов отдельный субсчет к счету 60-2 «Расчеты по авансам выданным». В этом случае суммы по выданным авансам будут отражаться предварительно на этом субсчете (Д60-2 «Расчеты по авансам выданным» К51), а потом при зачете аванса делается запись по субсчетам (Д60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К60-2 «Расчеты по авансам выданным»). По дебету счета 60-2 «Расчеты по авансам выданным» отражаются суммы выданных авансов, а по кредиту -суммы выданных авансов зачтенные при оплате.

Аналогично может быть организован и обособленный учет векселей, применяемых при расчетах за поставку продукции, выполненные работы и оказанные услуги.

В настоящее время предприятия могут использовать расчеты с использованием векселей (как простых, так и переводных). Вексель представляет собой письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу право по истечении срока обязательства требовать с должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.

Векселя могут применяться в различных ситуациях. Например, как форма предоставления и получения коммерческого кредита (займа) и другие. В данном случае мы рассматриваем только векселя, применяемые при расчетах за поставку продукции, выполненные работы и оказанные услуги.

Эти векселя выдаются покупателями (векселедателями). Передача оформляется актом приемки-передачи векселя. После выдачи векселя

могут оставаться у поставщиков (векселедержателей) до наступления сроков платежа или векседежержатели могут передать (продать) векселя.

Для учета задолженности, обеспеченной выданным собственным векселем, может быть предусмотрен отдельный субсчет к счету 60-3 «Расчеты с поставщиками по выданным векселям». Кроме этого счета третьего порядка 60-3-1 «Расчеты с поставщиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил», 60-3-2 «Расчеты с поставщиками тю просроченным оплатой векселям», а потом и четвертого порядка по каждому выданному векселю.

При выдаче векселя делается бухгалтерская запись - Д60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К60-3 «Расчеты с поставщиками по выданным векселям». При предъявлении векселедержателем векселя к платежу (не зависимо от того, кем он является либо поставщиком которому непосредственно выдан вексель, либо третьим лицом которому передан (продан) данный вексель) векселедатель перечисляет денежные средства в его оплату - Д 60-3 К51.

Задолженность может быть погашена и векселями третьих лиц (полученных организацией в счет поставленной собственной продукции или купленными организацией), если поставщик согласится принять их. Эти операции оформляются как товарообменные Д60-1 К62, 58 и субсчет 60-3 «Расчеты с поставщиками по выданным векселям» не используется.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Расчеты с покупателями и заказчиками относятся к товарным операциям по продаже произведенной продукции и другого имущества, расчетов по выполненным работам и оказанным услугам. Учет расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранных форм расчетов. Нормативными документами, которыми необходимо руководствоваться при изучении этого вопроса являются, кроме уже приведенных нормативных документов:

  • Гражданский кодекс РФ (глава 11 «Исчисление сроков», глава 12
    «Исковая давность»);

  • Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н;

  • Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N ЗЗн;

  • Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. приказом Министерства финансов РФ

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. 49.

Первичные документы: платежные поручения, платежные требования, выписки банка с расчетных и валютных счетов, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17) и другие.

Основным счетом для синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кроме этого используется и счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками Планом счетом предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет расчетов, активно-пассивный. Сальдо этого счета может быть дебитовым и кредитовым, т.е. может образоваться и дебиторская, и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность отражает задолженность покупателей и заказчиков за продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Кредиторская отражает задолженность предприятия перед покупателями по полученным от них авансам.

По дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются суммы, на которые покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогично отражаются и суммы обеспеченные векселями - Д 62 К90,91.

По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются суммы поступивших платежей от покупателей и заказчиков за реализованную им продукцию, работы и услуги в корреспонденции со счетами денежных средств (51, 52) и суммы полученных авансов под поставку материальных ценностей или выполнение работ.

При получении процентов по векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика) делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Суммы задолженности покупателей (заказчиков), обеспеченные векселями, а также суммы полученных авансов и предварительной оплаты должны учитываться обособленно.

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" должен вестись по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. Организации при построении аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок, а также данных о деятельности, по которой составляется сводная бухгалтерская отчетность

Например, для обобщения информации о расчетах по векселям полученным организации в рабочем плане счетов могут предусмотреть отдельный субсчет 2 «Векселя полученные», и далее аналитические счета «Векселя полученные, срок поступления денежных средств по которым не наступил», «Векселя полученные, по которым денежные средства не поступили в срок», а потом и по каждому отдельному векселю. Записями по этим счетам организации легче следить за состоянием расчетов.

Это особенно важно, т.к. организациям необходимо следить состоянием расчетов с покупателями и заказчиками, за сроками исполнения обязательств по договорам, выявлять сомнительные долги и долги нераельные к взысканию. С этой целью организации должны проводить постоянно сверку расчетов и их инвентаризацию. Если в результате проведенной инвентаризации обнаружены суммы кредиторской или дебиторской задолженности, срок исковой давности истек*} то они доложны быть списаны по каждому такому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Суммы кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, относятся на финансовые результаты организации (п. 7 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ). Отражаются как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году Д62 К91-1, т.к. в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» она относится к внереализационным доходам, а они согласно Плану счетов учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, может списываться либо за счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты организации, если в период, предшествующий отчетному периоду, суммы этих долгов не резервировались.

Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, включаются в состав внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99). Они отражаются в бухгалтерском учете согласно инструкции по применению Пана счетов по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности (Д91 -2 К62).

На основании ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок, в течение которого кредитор может подать в суд иск о защите своего права. Общий срок исковой давности согласно ст. 196 ПС РФ составляет три года (Глава 11 и 12).

Списание нереальной для взыскания задолженности в убыток не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Если до истечения этого срока имущественное положение должника изменится, и он заплатит долг, то данное поступление отражается Д51 К91-1 и списывается сумма задолженности организации с забалансового счета К 007.

В случае если должник будет признан банкротом, то в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Таким образом, после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства задолженность организации становится долгом, нереальным для взыскания и тоже может быть списана сумма задолженности с забалансового счета (К007).


После истечения срока (5 лет) если положение организации-должника не изменилось, и ее не признали банкротом, то также делается запись К007.

В связи с тем, что при использовании в учете метода учета признания выручки «по отгрузке» возникает разрыв между моментом возникновения дебиторской задолженности и ее погашения, и не всегда у продавца есть уверенность в погашении задолженности, организации должны создавать резервы по сомнительным долгам. Эти резервы помогают получать более достоверную информацию о размерах дебиторской задолженности, предполагаемой прибыли и правильной их отражении в отчетности. В бухгалтерском балансе, числящаяся в учете дебиторская задолженность, по которой создан резерв сомнительных долгов, показывается в сумме за минусом образованного резерва. При этом сумма образованного и отраженного в бухгалтерском учете резерва в пассиве бухгалтерского баланса отдельно не отражается.

Организации могут создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты предприятия (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Сомнительным долгом при этом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17), приказ руководителя и на их основе бухгалтерия составляет бухгалтерскую справку-расчет величины образованного резерва.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам в плане счетов предусмотрен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Счет пассивный, поэтому при создании резерва делается бухгалтерская запись на сумму резерва по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы». Это связано с тем, что отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, в том числе резервы по сомнительным долгам, являются для предприятия внереализационными расходами (п. 12 ПБУ 10/99), а для учета внереализационных расходов в Плане счетов предусмотрен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

При отражении выручки от реализации продукции делается запись Д62 К91-1, при создании резерва по сомнительным долгам - Д91-2 К63,, а в результате уменьшается предполагаемая прибыль и балансе отражается только, тот финансовый результат, в котором организация уверена. Также в активе баланса дебиторская задолженность отражается за минусом сумм созданных резервов, т.е. реальная задолженность.

При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, производятся записи по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами (К 62, 76)

В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета «если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам». Это означает, что неиспользованные суммы резервов по сомнительным долгам присоединяются к прибыли отчетного года, следующего за периодом их создания. При этом делается запись Д 63 К91-1 обратная записи при создании резерва.

Пример

В соответствии с принятой учетной политикой предприятие создает резерв по сомнительным долгам. На балансе предприятия числится дебиторская задолженность в сумме 250 000 рублей. Срок погашения установленные договором наступил, на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности предприятия эта задолженность признана сомнительной, составлен акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17), приказ руководителя и на их основе бухгалтерия составила бухгалтерскую справку-расчет величины образованного резерва. Если принято решение образовать резерв в сумме дебиторской задолженности признанной сомнительной, то сумма резерва будет соответственно 250 000 рублей. Если в сумме 50% от суммы заложенности, то 125 000 рублей и т.п. Бухгалтерская запись о создании резерва будет одинаковой Д91-2 К63, а сумма в соответствии с принятым решением, например, 100 000 рублей. При списании нереальной к взысканию дебиторской задолженности за счет образованного резерва по сомнительным долгам делается запись Д63 К62 на сумму образованного резерва 125 000 рублей. Если до конца отчетного года такого списания не произойдет и данный резерв не будет использован, то неиспользованные суммы резерва присоединяются к прибыли отчетного года (Д63 К91-1).

Резервы создаются по каждому сомнительному долгу в отдельности, поэтому аналитический учет должен вестись по каждому созданному резерву.
Дебет и кредит задолженности могут быть погашены как денежными так и неденежными способами.

В зависимости от применяемых форм расчетов для этого используются различные счета БУ, порядок записей на которых определяется ТК РФ. Положением о безналичных расчетах и иными нормативными документами.

Денежные способы погашения задолженности предполагают, что обязательства будут погашены в предусмотренные договором сроки путем перечисления соответствующих денежных сумм на р/счет или в кассу предприятия. Формы расчетов определяются договором.

Платежи по безналичным расчетам осуществляются в соответствии с ГК РФ и Положением о безналичных расчетах №2-П (см. учет движения денежных средств на расчетном счете).

При осуществлении платежей наличными денежными средствами необходимо соблюдать порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо ЦБ РФ №18 от 04.10.1993). За его соблюдение отвечает руководитель предприятия, гл., бухгалтер, и кассиры. Но, кроме того, руководитель также несет ответственность за соблюдение установленных ограничений по расчетам наличными м/у юридическими лицами в размере 100 000 рублей по одному платежу (ДОГОВОРУ) в течение 1 дня (Указание ЦБ РФ №1843-У от 20.06.2007г.).
Иногда предприятие приобретает МЦ на условиях коммерческого кредита. Порядок его предоставления регулируется ГК РФ. Кредит может быть выдан в форме аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки платежа.

В условиях коммерческого кредита расчеты между организациями при исполнении долговых обязательств часто осуществляются с использованием денежных авансов. Авансовые платежи оформляются ПП, в которых содержится ссылка на договор. С суммы полученных авансов организация начисляет НДС, подлежащий взносу в бюджет.

Поставщики, передающие свою продукцию на условиях коммерческого кредита, суммы, полученные за предоставленную отсрочку или рассрочку платежа согласно ПБУ 9/99 учитывают в составе доходов от обычных видов деятельности, плата за коммерческий кредит отражается аналогично выручке доходов от обычных видов деятельности.

Расчеты с поставщиками и покупателями могут осуществляться с внесением задатка денежной суммы, выдаваемой одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне. Оплаченная сумма задатка, являясь доказательством заключения договора обеспечивает его исполнение (отражение в БУ аналогично авансам).

Расчеты м/у поставщиками, покупателями могут осуществляться при участии посредников в рамках договоров поручения, комиссий и агентского договора.

Договор поручения – договор, по которому одна сторона обязана совершить от имени и за счет другой стороны – доверителя – определенные юридические деяния.

Договор комиссии – это договор по которому одна сторона комиссионер, обязуется по поручению другой стороны - комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок о своего имени, но за счет комитента.

Агентский договор – это договор, по которому одна сторона агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны - принципала юридические и иные действия о своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Неденежные способы погашения задолженности:

  • товарообменные операции (по договору мены)


  • исполнение обязательств третьими лицами либо встречным исполнением (зачет взаимного требования)

  • перемена лиц в обязательстве :

    • переход права кредитора к другому лицу (договор цессии)

    • перевод долга

  • финансирование под уступку денежного требования

  • прекращение обязательства согласие об отступном, прощение долгов.


3. Учет расчетов с подотчетными лицами

Приобретение товарно-материальных ценностей (канцелярских, хозяйственных товаров и т.п.) в организациях розничной торговли, у частных лиц, индивидуальных предпринимателей и осуществление некоторых других расходов организации через расчетный счет или через кассу предприятия бывает часто невозможно. Такие расчеты могут осуществляться через работников организации, которым выдаются некоторые суммы денежных средств наличными (авансы). Работники организации получают также денежные средства для оплаты командировочных расходов, в случае направления их в служебную командировку.

Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Согласно трудовому законодательству (ТК РФ ст. 168) в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Работники организации, получающие из кассы денежные средства на административно-хозяйственные или командировочные расходы, называются - подотчетными лицами.

При учете расчетов с подотчетными лицами необходимо руководствоваться следующими нормативными документами,:

  • «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утв. ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40.

  • ТК РФ,

  • Постановление Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55"«Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».

  • Для целей налогообложения данных расчетов следует руководствоваться положениями в частности главы НК РФ 21,23,25.

В соответствии с этими нормативными документами руководителем организации приказом должен быть утвержден:

  • перечень лиц, имеющих право на получение средств под отчет;

  • сроки, на которые могут выдаваться подотчетные суммы;

  • требования, предъявляемые к оформлению первичных документов по учету расчетов с подотчетными лицами;

порядок их представления, обработки и утверждения и др.

Первичными документами по учету расчетов с подотчетными лицами являются: авансовые отчеты (форма № АО-1), приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, торгово-закупочные акты, приказы распоряжения) о направлении работников в командировку (форма № Т-9

и Т-9а), командировочные удостоверения (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и некоторые другие.

Расходные кассовые ордера отражают необходимые данные о суммах полученных подотчетными лицами или суммы выплаченных работникам в возмещение потраченных средств на нужды предприятия.

Авансовые отчеты - это отчеты подотчетных лиц об использовании полученных сумм или самостоятельно израсходованных средств с обязательным приложением оправдательных документов (чеки, билеты, накладные, и др.).

Приходные кассовые ордера отражают необходимые данные о суммах, сданных подотчетными лицами в кассу предприятия неиспользованных денежных средств.

Приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку применяется для оформления и учета направления работников в командировку. Форма № Т-9 на одного работника, а форма № Т-9а на нескольких работников, направляемых в командировку.

Командировочное удостоверение является документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке. При загранкомандировках командировочные удостоверения не выдаются, а время пребывания в командировке определяется по отметкам, сделанным в загранпаспорте.

Синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется на 71 счете «Расчеты с подотчетными лицами». Этот счет активно-пассивный. По дебету счета указываются суммы, выданные под отчет или в возмещение израсходованных средств. По кредиту счета - списываются подотчетные суммы, использованные на необходимые для предприятия цели и подтвержденные авансовыми отчетами, а также отражаются возвращенные неиспользованные подотчетные суммы.

Дебетовое сальдо - отражает сумму остатка денежных средств у подотчетных лиц. Кредитовое сальдо - показывает сумму невозмещенных средств израсходованных работниками на нужды предприятия.

В течение определенного времени (не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы) подотчетное лицо обязано отчитаться за полученные и израсходованные суммы. Для этого подотчетные лица сдают в бухгалтерию авансовые отчеты, с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, товарные чеки и другие оправдательные документы).

Эти отчеты обязательно должны бьпъ правильно оформлены в соответствии с указаниями по применению и заполнению унифицированной формы № АО-1. Авансовые отчеты составляются подотчетным лицом и работником бухгалтерии. В бухгалтерии работник бухгалтерии проверяет целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенных расходов, правильность их оформления и подсчета сумм, а также дооформляет авансовый отчет указывает суммы расходов, принятые к учету и делает соответствующие бухгалтерские записи. После этого авансовый отчет утверждается руководителем (или уполномоченным на это лицом) и принимается к учету.

На основании утвержденных авансовых отчетов происходит списание произведенных расходов в зависимости от их назначения. Списание расходов, связанных с приобретением товарно-материальных ценностей производится следующей проводкой – Д 10, 15 К71

расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов - Д08 К71;

расходов, связанных с различными производственными и управленческими нуждами - Д 20,25; 26, 44 К71;

Например, списание расходов по служебной командировке, связанной с участием в учебном семинаре - Д26 К71,

с целью заключения договора поставки продукции - Д44 К71.

Суммы НДС по командировочным расходам отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами». При этом сумма НДС, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке 18/118 от суммы уплаченных командировочных расходов (расходов по проезду, по найму жилого помещения и т.п.).

Суммы НДС по приобретенным подотчетными лицами товарно-материальным ценностям принимаются к вычету при наличии счетов-фактур и документов, подтверждающих оплату .

В бухгалтерском учете все фактические расходы, признанные организацией принимаются к учету, но для целей налогообложения не все расходы учитываются. Например, для целей налогообложения прибыли расходы организации на выплату суточных принимаются в пределах норм утвержденных правительством РФ, а расходы по проезду к месту командировки и обратно, по найму жилого помещения и другие расходы, которые документально не подтверждены, не учитываются.

Кроме этого, если организации выплатят работникам суточные в размерах превышающих установленные нормы или оплатят расходы (часть расходов), документально не подтвержденные, то эти суммы рассматриваются как доход работника. Данный доход облагается налогом на доходы с физических лиц (по налоговой ставке 13%). Организация должна участь это при начислении налога на доходы физических лиц с доходов работника.

Неиспользованные подотчетные суммы подлежат внесению подотчетными лицами в кассу предприятия - Д50 К71. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу, что соответственно отражается записью Д71 К50.

Невозвращенные работниками в установленные сроки подотчетные суммы отражаются как недостачи, т.е. списываются с кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Д94 К71). В дальнейшем эти суммы списываются с этого счета в обычном порядке, как все потери и недостачи, произведенные работниками организации (Д70,73 К94).

К счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» может быть открыт субсчет «Расчеты с подотчетными лицами по загранкомандировкам». Учет по нему ведется в рублях и в иностранной валюте.

Наличные средства в иностранной валюте могут сниматься с текущего валютного счета (Д50 К52). Если у организации нет валюты на текущем валютном счете для оплаты командировочных расходов, то она может приобрести необходимые средства. Купленная иностранная валюта для целей оплаты командировочных расходов зачисляется на валютный счет. Выдача наличной иностранной валюты с этого счета, а также возврат неиспользованных сумм осуществляется в соответствии с порядком, установленным ЦБР.

Задолженность работников по выданной им под отчет в качестве аванса иностранной валюте числится в бухгалтерском учете, как валютная задолженность и остатки по этому счету также переоцениваются, как остатки по валютному счету. В зависимости от того, какие возникают курсовые разницы положительные или отрицательные они отражаются по дебету или кредиту счета 71 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Для правильной организации аналитического учета, необходимо чтобы его данные служили основой не только для целей бухгалтерского учета, но и для налогового учета. Поэтому необходимо выделять все моменты, связанные с детализацией произведенных подотчетными лицами расходов. Это поможет при расчете налогооблагаемой базы по различным налогам НДС, прибыли, налога на доходы с физических лиц.

Аналитический учет по счету 71 должен вестись по каждой авансовой выдаче (чтобы не допускать выдачу подотчетному лицу аванса до того момента, когда он отчитается по уже полученной сумме), также необходимо выделять сведения необходимые для составления налоговых расчетов.

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

Организации и предприятия ведут различные расчеты с работниками предприятия. Например, расчеты по предоставленным работникам предприятия займам (ссудам) на индивидуальное и кооперативное строительство, расчеты по возмещению материального ущерба (это расчеты с материально ответственными лицами по недостачам и хищениям) и др.

Для расчетов с персоналом предприятия по всем видам расчетов кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами и депонентами используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Счет активный. Дебетовое сальдо по этому счету означает сумму задолженности работников предприятия по предоставленным займам и другим видам задолженности.

Согласно плану счетов к счету 73 могут открываться субсчета: 73-1 «Расчеты по предоставленным займам», 73-2 Расчеты по возмещению материального ущерба и др.

Организации могут предоставлять работникам организации займы на различные цели: на индивидуальное и кооперативное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков и т.п.

При предоставлении займа долги составляться договор займа. Правоотношения сторон по договору займа регулируются ГК РФ (глава 42) и договор займа считается заключенным с момента передачи заимодавцем заемщику денег или других вещей

Для отражения операций по этим видам расчетов используется субсчет 73-1 «Расчеты по предоставленным займам».

Сумма предоставленного работнику займа отражается по дебету субсчета 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» в корреспонденции со счетами 50 «Касса» при выдаче займа работнику наличными из кассы предприятия или 51 «Расчетные счета» при перечислении займа на счет работника в банке.

При поступлении от работников платежей по предоставленным им займам делается запись по кредиту субсчета 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» в корреспонденции со счетами денежных средств (50 «Касса» - при поступлении наличных денег в кассу, 51 «Расчетные счета» - при поступлении платежей на расчетный счет предприятия). При удержании из заработной платы работника сумм в счет погашения задолженности по предоставленному займу делается запись -Д70 К73-1. Порядок платежа устанавливается в договоре. Организация, предоставившая работнику займ, не в праве удерживать, причитающиеся платежи без письменного разрешения работника (или по решению суда).

В договоре по предоставленным займам может быть предусмотрено получение процентов. Проценты, полученные организацией за предоставление в пользование денежных средств, являются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» прочими доходами. Поэтому начисление производится по дебету субсчета 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» (Д73-1 К91-1).

К расчетам с персоналом по прочим операциям относятся и расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Факт недостачи, хищения имущества и других видов ущерба выявляется в результате проведения инвентаризации, в соответствии с установленным порядком. В переделах установленных норм недостачи списываются на издержки производства, сверх норм за счет виновных лиц. В случае отсутствия норм или если установлен факт хищения материальных ценностей работниками предприятия, то ущерб списывается за счет виновных лиц.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, если он возник при выполнении работником своих трудовых обязанностей. Обычно работник несет материальную ответственность в пределах среднемесячного заработка, но если между работником и организацией заключен договор о полной материальной ответственности, то работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба.

Для обобщения информации о расчетах по возмещению материального ущерба, причиненного работниками организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба используется субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, отражаются по дебету субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в корреспонденции со счетами 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (на недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (потери от брака продукции) и другие.

Определение суммы прямого ущерба по недостачам и потерям на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», суммы потерь от брака продукции на счете 28 «Брак в производстве» и т.п. (Д94,28 К 10,43,70,69,02,23,68 и др.). После определения прямого ущерба эти суммы полностью (или частично в пределах среднемесячного заработка работника) списываются на счет 73 субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (Д73-2 К94, 28).

Организация может подать в суд на работника о взыскании с материально ответственного лица рыночной стоимости недостающих ценностей. Если суд удовлетворит иск, то сумма разницы между суммой подлежащей взысканию по рыночным ценам и суммой прямого ущерба отражается по дебету субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». После оплаты виновным сумм задолженности эти суммы отражаются в составе внереализационных доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (Д98 К91).

По кредиту субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» записи производятся в корреспонденции со счетами учета денежных средств на суммы внесенных платежей: со счетом 50 «Касса», если платежи производятся наличными денежными средствами (Д50 К73-2), или со счетом 51 «Расчетные счета», если работник перечисляет платежи через банк (Д51 К73-2).

Возмещение материального ущерба может осуществляться и путем удержания из заработной платы работника причинившего ущерб. В этом случае субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» корреспондируется со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Д70 К73-2). Однако такие удержания могут производиться с письменного согласия работника или по решению суда. При отказе суда во взыскании ввиду необоснованности иска суммы недостач списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Д94 К73-2).

Организации осуществляют с работниками организации и многие другие операции:

  • по выдаче и оплате путевок в санитарно-курортные учреждения;

  • по выкупу работниками предприятия приобретенных для них квартир;

  • по расчетам за услуги по содержанию детей сотрудников организации в детских учреждениях, находящихся на балансе организации;

  • по аренде личного имущества (автомобилей, компьютеров и др.), работников организации;

  • по компенсации организацией различных расходов, произведенных работниками предприятия (компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок, компенсаций стоимости проезда к месту работы и т.п.).

При их отражении также используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если таких операций достаточно много то для обобщения информации о них в рабочем плане счетов организации необходимо предусмотреть отдельные субсчета первого порядка по видам расчетов, и даже второго порядка по каждому работнику, с которым ведутся расчеты. Это особенно удобно т.к. аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» должен вестись по каждому работнику организации.
4. Учет расчетов с бюджетом по налогам

Особенности учета расчетов с бюджетом по налогам зависят от того с кого взимается налог (с предприятия или с работников предприятия) , что является объектом налогообложения, за счет каких источников они покрываются, в бюджеты каких уровней уплачиваются.

Налоговым Кодексом РФ предусмотрены следующие виды налогов:

Федеральные налоги и сборы

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.
Региональные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.
Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы

  1. упрощенная система налогообложения;

  2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

  3. единый сельскохозяйственный налог;

  4. налогообложение в условиях соглашения о разделе продукции



Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется соответствующими законодательными и нормативными актами НК РФ.

Для учета расчетов по налогам и сборам используется счет 68. Планом счетов не предусмотрены субсчета к данному счету, но каждое предприятие в своем рабочем плане счетов открывает субсчета по всем видам уплачиваемых налогов и сборов. Первичными документами, являющимися основанием для отражения в учете зачисления (уплаты налогов) являются:

- счета фактуры (НДС)

- бухгалтерские справки – расчеты

- книга покупок, книга продаж

- выписки с р/ счета.

- платежные поручения, инкассовые поручения и др.

По к-ту 68 счета отражаются суммы начисленные по налогам и сборам в бюджет в корреспонденции со счетами в зависимости от вида налогов и сборов. Излишне внесенные суммы налогов по заявлению налогоплательщиков зачитываются в счет очередных будущих платежей или возвращаются плательщику.

По дебету 68 счета отражаются суммы фактически перечисленные в бюджет Д68 К51.

Сальдо по счету 68 отражается в балансе развернуто.

Аналитический учет по счету 68 ведется по отдельным видам налогов и сборов.

Источники уплаты налогов:

- включение в состав производственных затрат Д26,44 К68 (транспортный и земельный налоги),

- включение в состав выручки (НДС и акцизы) Д90,91 К68,

- отнесение на финансовые результаты (налог на прибыль, имущество) Д99,91 К68,

- удержания из заработной платы (НДФЛ) Д70 К68.
5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Для обобщения информации о расчетах с разными Д и К предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – а-п, балансовый.

Д А-П 76 счет К

Сн- показывает наличие ДЗ

Сн- показывает наличие КЗ

  1. Увеличение, возникновение ДЗ

  2. Уменьшение, погашение КЗ

  1. Увеличение КЗ

  2. Уменьшение ДЗ

Ск- показывает наличие ДЗ

Ск- показывает наличие ДЗ

Планом счетов предусмотрено открытие к счету 76 следующих субсчетов:

  • 76/1 - расчеты по имущественному и личному страхованию

  • 76/2 - расчеты по претензиям

  • 76/3 – расчеты по причитающимся денежным суммам и доходам

  • 76/4 - расчеты по депонированным суммам.

Организациями самостоятельно могут открываться и другие субсчета.

  • 76/1 - расчеты по имущественному и личному страхованию

Работодатели имеют право (в отдельных случаях обязаны это делать) страховать своих работников и имущество. Согласно ГК РФ по договору имущественного и личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении обусловленного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) понесенных вследствие этого события убыток в пределах определенных договором суммы страхового случая.

Первичными документами по учету данных расчетов являются:

- договор страхования

- страховой полис

- страховой акт

- выписки с р/ счета (РКО и др.)

Суммы начисленных платежей страховым организациям (страховых премий) отражаются Д25,26 К76/1 или

Д 41, 10,01…… и др К76/1

Перечисление страховых платежей отражается по Д-ту 76/1 К50,51

Когда расходы по имущественному и личному страхованию произведены в отчетном периоде за предстоящие периоды то они подлежат включению в расходы в расходы будущих периодов - Д97 К76/1

С последующим распределением по отчетным периодам и включением в производственные расходы (производственные затраты) Д26,25…… К97

При наступлении страхового случая производится списание убытков в пределах страховой суммы Д76 К10,71

Если потери имущества связаны с ЧС, то в этом случае его стоимость подлежит списанию на счет 91 как прочие расходы Д91/2 К10,41,01…..

Суммы страховых возмещений причитающихся по договору добровольного страхования по договору страхования - Д76/1 К91/1 .

  • 76/2 - расчеты по претензиям

Предназначен для обобщения информации по претензиям, возникающим при расчетах с поставщиками и иными организациями. Основанием для предъявления претензии являются:

- акт о приемке материалов,

- претензионное письмо,

- Бухгалтерские справки расчеты,

- выписки с р/ счетов, и другое.

На счете 76/2 отражаются расчеты по претензиям:

- к поставщикам подрядчикам, транспортным организациям по выставленным при проверке их счетов несоответствия цен или тарифов обусловленных договором.

- к поставщикам материалов (товаров, работ, услуг) за отгруженное несоответствие их качества стандартах требования договора.

- к поставщикам транспортных услуг, другим организациям за недостачи грузов в пути, сверх предусмотренных договором величин.

- за простои (поставщикам) по их вине в суммах признанных плательщиком и судом

- к кредитным организациям ошибочно списанные или перечисленными по счетам.

Суммы претензий отражаются по Д-ту 76/2

Суммы предъявляемых претензий могут определяться исходя из стоимости недостающих испорченных несоответствующих требованиям договора ценностей по договорным ценам или фактической с/стоимости.

В фактическую с/стоимость при расчете сумм претензий включается:

- стоимость недостающих или испорченных материалов по договорным ценам без НДС, сумма ТЗР приходящихся на недостающие МЦ, сумма НДС по недостающим МЦ.

  • 76/3 – расчеты по причитающимся денежным суммам и доходам

Данный субсчет предназначен для обобщения информации по доходам причитающимся к получению организацией в частности:

* по ценным бумагам, вкладам в УК, предоставленным займам,

* По договору простого товарищества и другим основаниям, полученные доходы признаются организацией прочими операционными доходами и их начисление Д76/2 К91/1,

Перечисление доходов (получение) Д51 К76/3.

  • 76/4 - расчеты по депонированным суммам.

Отражаются суммы з/платы неполученные работниками по каким либо причинам в срок.

- депонированная з/ плата подлежит зачислению на депонент Д70 К76/4;

- в течение срока исковой давности работник имеет право на получение данной з/платы Д76/4 К50;

- по истечении срока исковой давности эта сумма зачисляется в доход предприятия Д76/4 К91/1;

На счете 76 отражается и другие виды расчетов:

- по арендной плате (аренде) ОС,

- расчеты по НДС (метод определения НДС «по оплате»)

- другие.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.