Тематическое планирование по литературе в 8б классе на 2010-2011 учебный год Учитель: Туз Наталия Анатольевна пояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласовано: Утверждено:
Заместитель по УМР:______________/ Лескова Т.А./ Директор:______________/Клюкина И. А./
Руководитель ШМО:______________/ Мальцева С. В./
Календарно – тематическое планирование
по литературе в 8б классе
на 2010-2011 учебный год
Учитель: Туз Наталия Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: литература.
Класс: 8.
Программа, авторы: Программа литературного образования в 5 – 11 классах для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.
Учебник: Литература. Начальный курс. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. Г.И. Беленький. – М.: Мнемозина, 2006 г.
Количество часов по предмету: 68 (2 часа в неделю).
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 8 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути классиков;
изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Литература для учителя.
Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004
Литература в классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002
Поурочные разработки 8 класс, Н.В.Егорова, М., «Вако», 2007
Литература для ученика.
Литература 8 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Беленький Г.И., Мнемозина, 2008
2. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
3. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
4. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
5. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
6.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
7. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Методические пособия
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. –М.: Изд-во «ВАКО», 2003 г.
Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2003 г.
Диск «Хрестоматия школьника».
Диск «Уроки литературы. 7 – 8 классы» (из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»).
Г.И.Беленький. Литература в 8 классе. Методические советы. Просвещение.
Поурочно-тематическое планирование курса литературы в 8 классе
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Цели/ Знания и умения | Практическая часть | Демонстрации, Использование элементов ИКТ | Домашнее задание | Сроки | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 четверть | 1 неделя | | ||||||
1 | 1 | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | З н а т ь: образную природу словесного искусства. У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П). Продуктивный уровень: К., С | | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995) | Стр. 5-8, ответить на вопросы письменно. | ||
Народные песни (3 часа). | | |||||||
2 | 1 | Русская старина. Народные песни | | | Карт. И.П.Аргунова, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе усвоения новых знаний | Составление тезисного плана. | ||
3 | 2 | Исторические народные песни | | | Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала | Выразительное чтение наизусть. | 2 неделя | |
4 | 3 | Лирические народные песни. | | | Презентация Power Point. | Ответы на вопросы. | | |
Древнерусская литература (3 часа). | 3 неделя | | ||||||
5 | 1 | Люди Древней Руси. А. Толстой «Земля «оттич и дедич». | З н а т ь: содержание и историческую основу “Жития С. Радонежского”. | | Картины В.Васнецова. Презентация Power Point. | Работа со статьей | ||
6 | 2 | Житийный жанр в Древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского | У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения | | Картины М.В.Нестерова | Составление канона жития, прочитать «Житие Аввакума». | | |
7 | 3 | Житие Аввакума, им самим написанное | У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения | | Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала | Сравнительный анализ двух житий | 4 неделя | |
Русская литература XIX – начала ХХ века (32 часа). | | |||||||
А.С. Пушкин (11 часов). | ||||||||
8 | 1 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка» | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию (П). | | Картина А.П.Бубнова «Пугачев». | Сжатый пересказ 1-2 глав повести. | ||
9 | 2 | Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Выделять смысловые части текста | | Иллюстрации к повести «Капитанская дочка». Презентация Power Point. | Прочитать главы 3-5. Кратко рассказать о жизни Гринева до Пугачевского восстания. | 5 неделя | |
10 | 3 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор III -V глав | З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям (П). | | Презентация Power Point. | Прочитать главы 6-7. Выполнение индивид. заданий | | |
11 | 4 | Падение Белогорской крепости. Разбор VI, VII глав | З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. У м е т ь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию (П). | | Картина А.Н.Бенуа «Встреча с Пугачевым» | Прочитать главы 8-12. Работа с текстом по вопросам. | 6 неделя | |
12 | 5 | Изображение народной войны. Разбор VIII - XII глав | З н а т ь: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному (П). | | Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к усвоению нового материала | Дочитать повесть. Выполнение индивид. заданий | | |
13 | 6 | Становление личности Петра Гринёва | З н а т ь: содержание и проблематику повести (П). У м е т ь: глубоко анализировать художественный текст (П); сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа. | | Репродукция картин А.Н. Бенуа «Встреча с Пугачевым», «Отъезд Гринева из родительского дома». | Работа с текстом по вопросам. | 7 неделя | |
14 | 7 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести | З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах (П). | | Репродукции картин С.Герасимова. Презентация Power Point. | Работа с текстом по вопросам. | | |
15 | 8 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне | З н а т ь: содержание изучаемого материала; позицию автора к проблеме народного восстания. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П). | | Иллюстрации к повести. Презентация Power Point. | Составить план и фактический материал к сочинению. | 8 неделя | |
16 | 9 | Развитие речи. Классное обучающее сочинение | З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения. У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П). | Классное сочинение. | Презентация Power Point. | | | |
17 | 10 | Развитие речи. Классное обучающее сочинение. Ц е л и: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам | Классное сочинение. | Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки знаний | | 9 неделя | | |
18 | 11 | Контрольная работа по повести «Капитанская дочка» | Контроль ЗУН. | Контрольная работа. | Тест Раздаточный материал. | | | |
2 четверть | 10 неделя | | ||||||
М.Ю. Лермонтов (6 часов). | ||||||||
19 | 1 | Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта | З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному | | Портрет М.Ю.Лермон-това, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала | Чтение наизусть «Кавказ». Выписать в тетрадь эпитеты, метафоры, сравнения. | ||
20 | 2 | Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед» | | | Аудиозапись | Прочитать поэму «Мцыри». | | |
21 | 3 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция | З н а т ь: содержание изучаемого произведения. У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения | | | Пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре». | 11 неделя | |
22 | 4 | Образ Мцыри в поэме | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским. У м е т ь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС | Устное словесное рисование | Презентация Power Point. | Чтение наизусть. Отрывок из «Мцыри». Подготовиться к тесту. | | |
23 | 5 | Своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтическая поэма» | З н а т ь: содержание поэмы; наизусть отрывок. У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать роль ИВС, находить их в тексте; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть. | Тест. | Раздаточный материал. Презентация Power Point. | План, фактические материалы к сочинению. | 12 неделя | |
24 | 6 | Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри». Ц е л и: подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки | З н а т ь: образную природу словесного искусства; художественую трактовку образа (П). У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению | Домашнее сочинение. | | Написать сочинение. | | |
Н.В. Гоголь (6 часов). | 13 неделя | | ||||||
25 | 1 | Н.В. Гоголь - писатель - сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | З н а т ь: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия” (П) У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа. | | Портрет Н.В.Гоголя, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала | Прочитать 1 действие комедии. Ответить на вопросы на стр. 181. Таблица о чиновниках. | ||
26 | 2 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному | Тест. | Раздаточный материал. Кинофрагменты. | Почему? (работа со 2,3 действиями). Прочитать явл.8 2 действия. | | |
27 | 3 | Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина | З н а т ь: содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”. У м е т ь: составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания | | Аудиозапись, иллюстрации П. Боклевского к комедии «Ревизор» | 9 действие прочитать, вопросы на стр. 228-229. | 14 неделя | |
28 | 4 | Чиновники на приеме у «Ревизора». Анализ IX действия | З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии. У м е т ь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа | | | Прочитать 5 действие, вопросы. Индивид. Задания. | | |
29 | 5 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение | З н а т ь: содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев. У м е т ь: строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения; участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументированно отстаивать свою точку зрения. | | Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе всесторонней проверки знаний | Ответы на вопросы | 15 неделя | |
30 | 6 | Практическая работа по комедии «Ревизор». Ц е л и: выявление степени усвоения учениками основных положений текста произведения и проблематики; систематизация и обобщение изученного материала в форме теста. | З н а т ь: содержание комедии, статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии. | Тест. | Раздаточный материал. | Прочитать повесть «Ася». | | |
И.С. Тургенев (4 часа). | 16 неделя | | ||||||
31 | 1 | И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася» | Подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомить с фактами биографии и творчества писателя. | | Портрет И.С.Тургенева | Составление тезисного плана. | ||
32 | 2 | «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя - повествователя | Проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за ее развитием, с помощь. каких средств автор передает психологическое состояние героев. | | Использование Интернет-ресурса:http://files.school-collection.edu.ru/ (на этапе усвоения новых знаний) | Выразительное чтение 16 гавы. Составить план анализа главы. Определить ее место в развитии сюжета. | | |
33 | 3 | Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася» | Обучение анализу эпизода. | Тест. | Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала. Раздаточный материал. | Ответы на вопросы. Индивид. задания. | 17 неделя | |
34 | 4 | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. | Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини. | | | Индивид. задания. | | |
3 четверть | 18 неделя | | ||||||
Л.Н. Толстой (5 часов). | ||||||||
35 | 1 | Л.Н. Толстой (1828-1910). Личность и судьба писателя | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа. У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения | | Портрет Л.Н.Толстого | Составление плана статьи. Чтение рассказа «После бала». | ||
36 | 2 | «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”. У м е т ь: находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге | | Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала | Учебник: стр. 308-310, 31-312. | | |
37 | 3 | Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг | З н а т ь: содержание рассказа; приемы анализа текста. У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа | Тест. | Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала Раздаточный материал. | Подготовить план и фактические материалы к сочинению. | 19 неделя | |
38 | 4 | Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | У м е т ь: писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. 1. Письмо Ивана Васильевича Вареньке. 2. Страничка из дневника Ивана Васильевича “Утро, изменившее мою жизнь”. | Классное сочинение. | | | | |
39 | 5 | Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого Ц е л и: совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения | Классное сочинение. | | | 20 неделя | | |
Литература ХХ века (24 часа). | | |||||||
В.Г. Короленко (4 часа). | ||||||||
40 | 1 | Этапы жизненного пути В.Г. Короленко (1853 -1921). История создания очерка «Парадокс» | Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути, с жизненной позицией писателя. | | Портрет В.Г.Короленко | Составить тезисный план. Прочитать рассказ «Парадокс». | ||
41 | 2 | Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс» | Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта. | | Портрет В.Г.Короленко | Ответы на вопросы. Прочитать повесть «Слепой музыкант». | 21 неделя | |
42 | 3 | Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» | Показать духовное обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения. | | Мультфильм по повести «Слепой музыкант». | | | |
43 | 4 | Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» | Тест. | Раздаточный материал. | Ответить письменно на вопросы. | 22 неделя | | |
М. Горький (3 часа). | | |||||||
44 | 1 | Горький. «Песня о Соколе». Роль пейзажа в произведении | З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Горького (П); содержание “Песни о Соколе”. У м е т ь: выразительно читать фрагменты, в том числе выученные наизусть; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | | Портрет М.Горького | Работа над статьей учебника. | ||
45 | 2 | В чём смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе» | Определить, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявить авторскую позицию и способы ее выражения. | | | Выразительное чтение наизусть отрывка. Прочитать рассказ «Маленькая». | 23 неделя | |
46 | 3 | «Ма - аленькая!..» Идейно - композиционное своеобразие рассказа | Проанализировать содержание рассказа Горького, выявить авторскую позицию и способы ее выражения. | Тест. | Раздаточный материал. | Прочитать рассказ Л. Леонова «Возвращение Копылева». | | |
Л. Леонов (1 час). | 24 неделя | | ||||||
47 | 1 | Леонид Леонов «Возвращение Копылева». Обзор содержания | Кратко познакомить с биографическими сведениями о писателе, провести обзор содержания рассказа, определить «внутренний, скрытый рисунок жизни», обучение аналитическому пересказу. | | | Прочитать главу «Переправа» из поэмы «Василий Теркин». Задания по группам. | ||
А. Т. Твардовский (6 часов). | | |||||||
48 | 1 | А. Т. Твардовский - поэт - гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | З н а т ь: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев | | Портрет А.Твардовско-го, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала | Подготовить рассказ об истории создания поэмы. | ||
49 | 2 | «Василий Тёркин». Идейно - художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | З н а т ь: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства (П). У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному | | | Прочитать главы «О награде», «Два бойца», «Кто стрелял», «Смерть и воин». | 25 неделя | |
50 | 3 | Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина | З н а т ь: образную природу словесного искусства (П). У м е т ь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному (П); участвовать в диалоге. | | Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала | Чтение наизусть отрывка из поэмы. | | |
51 | 4 | Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина | Тест. | Раздаточный материал. | Ответы на вопросы. Сообщения. | 26 неделя | | |
52 | 5 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | Обобщить полученные учащимися знания о Василии Теркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем. | | | Составление проекта памятника В.Теркину, который можно было бы поставить в нашей столице | | |
4 четверть | 27 неделя | | ||||||
53 | 6 | Развитие речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы | Развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения, совершенствование навыков выразительного чтения. | | | Индивид. задания. | ||
К.Г. Паустовский (3 часа). | | |||||||
54 | 1 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Заочное путешествие в литературный музей - центр К.Г. Паустовского | Дать представление о Паусовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова. | | Портрет К.Г.Паустовского | Прочитать главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнить воспоминания писателя и художественный текст. | ||
55 | 2 | «Телеграмма». Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция | У м е т ь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст (П); формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения (П). | | | Способы выражения авторской мысли. | 28 неделя | |
56 | 3 | Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа | У м е т ь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст (П); формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения (П). | Тест. | Раздаточный материал. | Ответы на вопросы. Индивид. задания. | | |
Н. Заболоцкий (2 часа). | 29 неделя | | ||||||
57 | 1 | Николай Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой | Дать представление о Н. Заболоцком как о человеке и поэте, начать знакомство с лирикой поэта. | | Портрет Н.Заболоцкого | Чтение наизусть. | ||
58 | 2 | Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого. Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой, Б. Пастернака и Н. Заболоцкого | Формирование умений сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов. | | Аудиозапись стихотворений | Прочитать рассказ В. Шукшина «Микроскоп». | | |
В. М. Шукшин (2 часа). | 30 неделя | | ||||||
59 | 1 | В. М. Шукшин. Личность писателя. «Чудик» в рассказе «Микроскоп» | Познакомить с многогранной личностью В. Шукшина, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию. | | Портрет В.Шукшина | Задания по группам. | ||
60 | 2 | Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина | З н а т ь: особенности шукшинских героев – “чудиков”, правдоискателей, праведников. | | | Индивидуальные задания. | | |
Н. Рубцов (3 часа). | 31 неделя | | ||||||
61 | 1 | Николай Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Литературно -поэтическая композиция «Россия, Русь! Храни себя, храни!» | Познакомить с жизнью и творчеством Н. Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта. | | Портрет Н.Рубцова Презентация Power Point. | Выделить основные мотивы творчества Рубцова | ||
62 | 2 | Своеобразие поэзии Николая Рубцова. Урок - мастерская | Познакомить с поэзией Рубцова, помочь прочувствовать стихи поэта, увидеть творческий почерк, обучить анализу лирического произведения. | Практическая работа. | Раздаточный материал. | Анализ лирического произведения | | |
63 | 3 | Подготовка к домашнему сочинению по литературе 20 века. | Развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умений логически строить свой ответ. | Домашнее сочинение. | | Читать «Ромео и Джульетта». | 32 неделя | |
Из зарубежной литературы. Литература эпохи Возрождения (5 часов). | | |||||||
64 | 1 | У. Шекспир (1564- 1616). Писатель и его время. | З н а т ь: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта” (П). У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П). | | Портрет У.Шекспира, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к усвоению нового материала | Выразительное чтение сонета Шекспира на выбор. | ||
65 | 2 | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды | З н а т ь: содержание пьесы; образную природу словесного искусства (П). У м е т ь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта) (П); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению | | Иллюстрации Ф.Шмаринова, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала | Ответы на вопросы | 33 неделя | |
66 | 3 | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды | | | Читать «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. | | ||
67 | 4 | «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери | З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки (П). У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение (П); определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов. | | Иллюстрации учащихся, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала | Иллюстри-рование. Найти аллегории и символы в сказке | 34 неделя | |
68 | 5 | Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного за год | З н а т ь: изученные теоретико-литера-турные понятия. У м е т ь: анализировать художественный текст (фор-мулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, ха-рактеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию | | Список литературы на лето. | | |
Составитель: Туз Наталия Анатольевна, учитель русского языка и литературы
страница 1
скачать
Другие похожие работы: