NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тематическое планирование по литературе в 8б классе на 2010-2011 учебный год Учитель: Туз Наталия Анатольевна пояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Согласовано: Утверждено:
Заместитель по УМР:______________/ Лескова Т.А./ Директор:______________/Клюкина И. А./

Руководитель ШМО:______________/ Мальцева С. В./

Календарно – тематическое планирование

по литературе в 8б классе

на 2010-2011 учебный год

Учитель: Туз Наталия Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет: литература.

Класс: 8.

Программа, авторы: Программа литературного образования в 5 – 11 классах для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

Учебник: Литература. Начальный курс. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. Г.И. Беленький. – М.: Мнемозина, 2006 г.

Количество часов по предмету: 68 (2 часа в неделю).
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 8 класса.


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути классиков;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Литература для учителя.


  1. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

  3. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006

  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

  6. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006

  7. Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007

  8. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

  9. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996

  10. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994

  11. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

  12. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000

  13. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  14. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002

  15. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004

  16. Литература в классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002

  17. Поурочные разработки 8 класс, Н.В.Егорова, М., «Вако», 2007



Литература для ученика.


    1. Литература 8 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Беленький Г.И., Мнемозина, 2008

2. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

3. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

4. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006

5. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

6.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

7. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

Методические пособия

  1. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. –М.: Изд-во «ВАКО», 2003 г.

  2. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2003 г.

  3. Диск «Хрестоматия школьника».

  4. Диск «Уроки литературы. 7 – 8 классы» (из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»).

  5. Г.И.Беленький. Литература в 8 классе. Методические советы. Просвещение.

Поурочно-тематическое планирование курса литературы в 8 классе

(68 часов, 2 часа в неделю)

п/п

урока в теме

Тема урока

Цели/

Знания и умения

Практическая часть

Демонстрации,

Использование элементов ИКТ

Домашнее задание

Сроки

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть

1 неделя




1

1

Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства

З н а т ь: образную природу словесного искусства.

У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: К., С




М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

Стр. 5-8, ответить на вопросы письменно.

Народные песни (3 часа).




2

1

Русская старина. Народные песни







Карт. И.П.Аргунова, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе усвоения новых знаний

Составление тезисного плана.

3

2

Исторические народные песни







Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала

Выразительное чтение наизусть.

2 неделя




4

3

Лирические народные песни.







Презентация Power Point.

Ответы на вопросы.




Древнерусская литература (3 часа).

3 неделя




5

1

Люди Древней Руси.

А. Толстой «Земля «оттич и дедич».

З н а т ь: содержание и историческую основу “Жития С. Радонежского”.




Картины В.Васнецова.

Презентация Power Point.

Работа со статьей

6

2

Житийный жанр в Древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения




Картины М.В.Нестерова

Составление канона жития, прочитать «Житие Аввакума».




7

3

Житие Аввакума, им самим написанное

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения




Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала

Сравнительный анализ двух житий

4 неделя




Русская литература XIX – начала ХХ века (32 часа).




А.С. Пушкин (11 часов).

8

1

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка»

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию (П).




Картина А.П.Бубнова «Пугачев».

Сжатый пересказ 1-2 глав повести.

9

2

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Выделять смысловые части текста




Иллюстрации к повести «Капитанская дочка».
Презентация Power Point.

Прочитать главы 3-5. Кратко рассказать о жизни Гринева до Пугачевского восстания.

5 неделя




10

3

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор III -V глав

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям (П).





Презентация Power Point.

Прочитать главы 6-7.
Выполнение индивид. заданий




11

4

Падение Белогорской крепости. Разбор VI, VII глав

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию (П).




Картина А.Н.Бенуа «Встреча с Пугачевым»

Прочитать главы 8-12.
Работа с текстом по вопросам.

6 неделя




12

5

Изображение народной войны. Разбор VIII - XII глав

З н а т ь: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному (П).




Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к усвоению нового материала

Дочитать повесть.
Выполнение индивид. заданий




13

6

Становление личности Петра Гринёва

З н а т ь: содержание и проблематику повести (П).

У м е т ь: глубоко анализировать художественный текст (П); сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.




Репродукция картин А.Н. Бенуа «Встреча с Пугачевым», «Отъезд Гринева из родительского дома».

Работа с текстом по вопросам.

7 неделя




14

7

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах (П).




Репродукции картин С.Герасимова.
Презентация Power Point.

Работа с текстом по вопросам.




15

8

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне

З н а т ь: содержание изучаемого материала; позицию автора к проблеме народного восстания.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).




Иллюстрации к повести.
Презентация Power Point.

Составить план и фактический материал к сочинению.

8 неделя




16

9

Развитие речи. Классное обучающее сочинение

З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.

У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).

Классное сочинение.

Презентация Power Point.







17

10

Развитие речи. Классное обучающее сочинение.

Ц е л и: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам

Классное сочинение.

Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки знаний




9 неделя




18

11

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка»

Контроль ЗУН.

Контрольная работа.

Тест

Раздаточный материал.







2 четверть

10 неделя




М.Ю. Лермонтов (6 часов).

19

1

Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта

З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному




Портрет М.Ю.Лермон-това, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала

Чтение наизусть «Кавказ».
Выписать в тетрадь эпитеты, метафоры, сравнения.

20

2

Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед»







Аудиозапись

Прочитать поэму «Мцыри».




21

3

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения







Пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре».

11 неделя




22

4

Образ Мцыри в поэме

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.

У м е т ь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС

Устное словесное рисование



Презентация Power Point.

Чтение наизусть. Отрывок из «Мцыри».
Подготовиться к тесту.




23

5

Своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтическая поэма»

З н а т ь: содержание поэмы; наизусть отрывок.

У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать роль ИВС, находить их в тексте; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Тест.

Раздаточный материал.
Презентация Power Point.

План, фактические материалы к сочинению.

12 неделя




24

6

Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри».

Ц е л и: подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки

З н а т ь: образную природу словесного искусства; художественую трактовку образа (П).

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению

Домашнее сочинение.




Написать сочинение.




Н.В. Гоголь (6 часов).

13 неделя




25

1

Н.В. Гоголь - писатель - сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

З н а т ь: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия” (П)

У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.




Портрет Н.В.Гоголя, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала

Прочитать 1 действие комедии. Ответить на вопросы на стр. 181.
Таблица о чиновниках.

26

2

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному

Тест.

Раздаточный материал.
Кинофрагменты.

Почему? (работа со 2,3 действиями).

Прочитать явл.8 2 действия.




27

3

Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина

З н а т ь: содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”.

У м е т ь: составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания




Аудиозапись, иллюстрации

П. Боклевского к комедии «Ревизор»

9 действие прочитать, вопросы на стр. 228-229.

14 неделя




28

4

Чиновники на приеме у «Ревизора». Анализ IX действия

З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии.

У м е т ь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа







Прочитать 5 действие, вопросы.
Индивид. Задания.




29

5

Финал комедии, его идейно-композиционное значение

З н а т ь: содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.

У м е т ь: строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения; участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументированно отстаивать свою точку зрения.




Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе всесторонней проверки знаний

Ответы на вопросы

15 неделя




30

6

Практическая работа по комедии «Ревизор».

Ц е л и: выявление степени усвоения учениками основных положений текста произведения и проблематики; систематизация и обобщение изученного материала в форме теста.

З н а т ь: содержание комедии, статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии.

Тест.

Раздаточный материал.

Прочитать повесть «Ася».




И.С. Тургенев (4 часа).

16 неделя




31

1

И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»

Подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомить с фактами биографии и творчества писателя.




Портрет И.С.Тургенева

Составление тезисного плана.

32

2

«Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пей­зажных зарисовок. Образ героя - повествователя

Проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за ее развитием, с помощь. каких средств автор передает психологическое состояние героев.




Использование Интернет-ресурса:http://files.school-collection.edu.ru/ (на этапе усвоения новых знаний)

Выразительное чтение 16 гавы. Составить план анализа главы. Определить ее место в развитии сюжета.




33

3

Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася»

Обучение анализу эпизода.

Тест.

Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала.
Раздаточный материал.

Ответы на вопросы.
Индивид. задания.

17 неделя




34

4

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини.







Индивид. задания.




3 четверть

18 неделя




Л.Н. Толстой (5 часов).

35

1

Л.Н. Толстой (1828-1910). Личность и судьба писателя

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения




Портрет Л.Н.Толстого

Составление плана статьи.
Чтение рассказа «После бала».

36

2

«После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”.

У м е т ь: находить при анализе текста

ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге




Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала

Учебник: стр. 308-310, 31-312.




37

3

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

З н а т ь: содержание рассказа; приемы анализа текста.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа

Тест.

Использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала
Раздаточный материал.

Подготовить план и фактические материалы к сочинению.

19 неделя




38

4

Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

У м е т ь: писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации.

1. Письмо Ивана Васильевича Вареньке.

2. Страничка из дневника Ивана Васильевича “Утро, изменившее мою жизнь”.


Классное сочинение.










39

5

Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

Ц е л и: совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения

Классное сочинение.







20 неделя




Литература ХХ века (24 часа).




В.Г. Короленко (4 часа).

40

1

Этапы жизненного пути В.Г. Короленко (1853 -1921). История созда­ния очерка «Парадокс»

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути, с жизненной позицией писателя.




Портрет В.Г.Короленко

Составить тезисный план.

Прочитать рассказ «Парадокс».

41

2

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс»

Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.




Портрет В.Г.Короленко

Ответы на вопросы. Прочитать повесть «Слепой музыкант».

21 неделя




42

3

Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Показать духовное обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения.




Мультфильм по повести «Слепой музыкант».







43

4

Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Тест.

Раздаточный материал.

Ответить письменно на вопросы.

22 неделя




М. Горький (3 часа).




44

1

Горький. «Песня о Соколе». Роль пейзажа в произведении

З н а т ь: основные факты жизни и творчества

М. Горького (П); содержание “Песни о Соколе”.

У м е т ь: выразительно читать фрагменты, в том числе выученные наизусть; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.




Портрет М.Горького

Работа над статьей учебника.

45

2

В чём смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе»

Определить, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявить авторскую позицию и способы ее выражения.







Выразительное чтение наизусть отрывка.
Прочитать рассказ «Маленькая».

23 неделя




46

3

«Ма - аленькая!..» Идейно - композиционное своеобразие рассказа

Проанализировать содержание рассказа Горького, выявить авторскую позицию и способы ее выражения.

Тест.

Раздаточный материал.

Прочитать рассказ Л. Леонова «Возвращение Копылева».




Л. Леонов (1 час).

24 неделя




47

1

Леонид Леонов «Возвращение Копылева». Обзор содержания

Кратко познакомить с биографическими сведениями о писателе, провести обзор содержания рассказа, определить «внутренний, скрытый рисунок жизни», обучение аналитическому пересказу.







Прочитать главу «Переправа» из поэмы «Василий Теркин».

Задания по группам.

А. Т. Твардовский (6 часов).




48

1

А. Т. Твардовский - поэт - гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

З н а т ь: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев




Портрет А.Твардовско-го, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала

Подготовить рассказ об истории создания поэмы.

49

2

«Василий Тёркин». Идейно - художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

З н а т ь: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному







Прочитать главы «О награде», «Два бойца», «Кто стрелял», «Смерть и воин».

25 неделя




50

3

Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина

З н а т ь: образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному (П); участвовать в диалоге.





Использование видеофрагмента (диск «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала

Чтение наизусть отрывка из поэмы.




51

4

Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина

Тест.

Раздаточный материал.

Ответы на вопросы.
Сообщения.

26 неделя




52

5

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

Обобщить полученные учащимися знания о Василии Теркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем.







Составление проекта памятника В.Теркину, который можно было бы поставить в нашей столице




4 четверть

27 неделя




53

6

Развитие речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы

Развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения, совершенствование навыков выразительного чтения.







Индивид. задания.

К.Г. Паустовский (3 часа).




54

1

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Заочное путешествие в литературный музей - центр К.Г. Паустовского

Дать представление о Паусовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова.




Портрет К.Г.Паустовского

Прочитать главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнить воспоминания писателя и художественный текст.

55

2

«Телеграмма». Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция

У м е т ь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст (П); формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения (П).







Способы выражения авторской мысли.

28 неделя




56

3

Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа

У м е т ь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст (П); формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения (П).

Тест.

Раздаточный материал.

Ответы на вопросы.
Индивид. задания.




Н. Заболоцкий (2 часа).

29 неделя




57

1

Николай Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой

Дать представление о Н. Заболоцком как о человеке и поэте, начать знакомство с лирикой поэта.




Портрет Н.Заболоцкого

Чтение наизусть.

58

2

Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого. Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой, Б. Пастернака и Н. Заболоцкого

Формирование умений сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов.




Аудиозапись стихотворений

Прочитать рассказ В. Шукшина «Микроскоп».




В. М. Шукшин (2 часа).

30 неделя




59

1

В. М. Шукшин. Личность писателя. «Чудик» в рассказе «Микроскоп»

Познакомить с многогранной личностью В. Шукшина, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию.




Портрет В.Шукшина

Задания по группам.

60

2

Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина

З н а т ь: особенности шукшинских героев – “чудиков”, правдоискателей, праведников.







Индивидуальные задания.




Н. Рубцов (3 часа).

31 неделя




61

1

Николай Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Литературно -поэтическая композиция «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Познакомить с жизнью и творчеством Н. Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта.




Портрет Н.Рубцова
Презентация Power Point.

Выделить основные мотивы творчества Рубцова

62

2

Своеобразие поэзии Николая Рубцова. Урок - мастерская

Познакомить с поэзией Рубцова, помочь прочувствовать стихи поэта, увидеть творческий почерк, обучить анализу лирического произведения.

Практическая работа.

Раздаточный материал.

Анализ лирического произведения




63

3

Подготовка к домашнему сочинению по литературе 20 века.

Развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умений логически строить свой ответ.

Домашнее сочинение.




Читать «Ромео и Джульетта».

32 неделя




Из зарубежной литературы. Литература эпохи Возрождения (5 часов).




64

1

У. Шекспир (1564- 1616). Писатель и его время.

З н а т ь: основные факты жизни и творчества

В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта” (П).

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П).




Портрет У.Шекспира, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.) на этапе подготовки уч-ся к усвоению нового материала

Выразительное чтение сонета Шекспира на выбор.

65

2

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды

З н а т ь: содержание пьесы; образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта) (П); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению




Иллюстрации Ф.Шмаринова, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала

Ответы на вопросы

33 неделя




66

3

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды







Читать «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.




67

4

«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери

З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки (П).

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение (П); определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов.




Иллюстрации учащихся, использование диска «Уроки литературы. 7-8 кл.» на этапе проверки понимания уч-ся нового материала

Иллюстри-рование.

Найти аллегории и символы в сказке

34 неделя




68

5

Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного за год

З н а т ь: изученные теоретико-литера-турные понятия.

У м е т ь: анализировать художественный текст (фор-мулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, ха-рактеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию




Список литературы на лето.










Составитель: Туз Наталия Анатольевна, учитель русского языка и литературы

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.