Творческая работа настольный прибор для творчества «лапа дракона»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
XV-я городская научно-практическая конференция обучающихся
«Россия: новое тысячелетие»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
НАСТОЛЬНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
«ЛАПА ДРАКОНА»
Номинация: Декоративно-прикладное искусство
(папье-маше)
Автор: Кузнецов Александр Юрьевич,
обучающийся объединения
«Рукодельница» МОУ ДОД «ЦВР»,
3-й год обучения, 12 лет
(ГОБОУ ОСКОШИ VIII вида, 7 кл.)
Руководитель: Заборщикова Рута Романовна,
педагог дополнительного
образования МОУ ДОД «ЦВР»
г. Оленегорск
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .………………………………………………………………………………..…………..3
1. Дракон. Мифы и реальность ………………………………….………………………………....3
Классификация драконов:………………………………………….…………………….......4
- западноевропейские драконы; ……………………………………………………………..4
- восточноевропейские (славянские) драконы …………………………………………..…4
Драконы в естественных условиях обитания ………………………………………….…. 6
Символ дракона ……………………………………………………………………………...7
2. История папье-маше: ………………………………………………………………………..…..8
- история папье-маше в России ………………………………………………………..…….9
3. Виды техники папье-маше ……………………………………………………………………....9
4. Технология изготовления «лапы дракона» ………………………………………………...…10
Заключение ……………………………………………………………………………………..….15
Список литературы ……………………………………………………………………………......16
ВВЕДЕНИЕ

Отмечаем мы законно
Наступленье года,
Не какого-то – Дракона!
Вот ему и ода:
Двенадцать животных-символов, которые приходит на землю каждый новый год, открывают нам те или иные возможности.
Уже второй раз в тысячелетии, когда покровительствовать всем людям на Земле будет Дракон. В 2012 году, согласно стихиям, правит водный Дракон. Об этом я узнал на занятиях в объединении «Рукодельница» от нашего педагога Руты Романовны. Эта тема меня заинтересовала. По ее предложению я начал работать над созданием настольного прибора для творчества, потому что он выглядит гораздо красивей, чем простая картонная коробка, которую использует педагог для рабочих инструментов.
Занимаясь в объединении уже третий год, я научился таким видам прикладного творчества, как тестопластика, папье-маше.
Цель моей творческой работы – изготовление настольного прибора для творчества в технике папье-маше.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Теоретические:
- познакомиться с образом дракона в мифологии, истории, современном животном мире, символике;
- углубить знания об истории возникновения и развития техники папье-маше, ее видах;
Практические:
- описать технику изготовления настольного прибора;
- изготовить прибор «Лапа дракона».
1. ДРАКОН. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Самыми известными и популярными мифологическими существами являются драконы. Дракон – собирательный образ, объединяющий ряд фантастических существ. Самое распространенное строение этого пресмыкающегося: туловище, голова, хвост, крылья, лапы, которые позаимствованы у различных видов животных, птиц, рыб. Например, драконы могут иметь тело ящера, шею змеи, крылья летучей мыши, голову крокодила.
Само название «дракон» происходит от древнегреческого слова, означающего «змей». В средневековых сказаниях змеи и драконы именовались одним и тем же словом «червь».
Классификация драконов
Посетив с педагогом библиотеку, пролистав там иллюстрированные книги, прослушав ее рассказы по этой теме, я узнал, какими бывают драконы. Основные группы драконов: западные и восточные. Эти группы различаются между собой не только по местам их обитания, но и по внешним характеристикам, по особенностям их поведения, характера и повадок. Западные драконы, в свою очередь, делятся на западноевропейских и восточноевропейских (славянских).
Западноевропейские драконы
Н

Восточноевропейские (славянские) драконы
Основным героем славянских сказок является Змей Горыныч, который схож внешне с западными драконами, но отличается строением тела (количество голов) и характером. Представить себе русский фольклор без этого персонажа просто невозможно. Это – один из главных «плохишей», наравне с Соловьем-разбойником и Кощеем Бессмертным. Дракон - собирательный образ врага, которого необходимо победить, чтобы на земле, наконец-то, воцарились мир, покой и счастье. И все же, почему он – Горыныч?
Н

Есть и другие мнения, которые представляются более интересными и правдоподобными. Змея прозвали Горынычем потому, что во всех сказках он непременно дышит огнем, то есть огнедышащий.
Между прочим, вовсе не такая уж невероятная и фантастическая история. Природа знает подобные феномены. Жук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Некоторые динозавры, согласно исследованиям современных антропологов, обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими.
Все славянские драконы обладают схожими между собой чертами. В литературных произведениях они сжигают своим огнем все живое вокруг, злые и кровожадные: похищают, убивают, поедают людей.
А

вот в современном кинематографе образ Змея Горыныча претерпел изменения: из злобного жестокого существа он превратился в лукавого и обаятельного героя современных сказок. Например: мультипликационные фильмы «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря и Шамаханская царица».
Драконы в естественных условиях обитания
С

Дракон Комодо является хищником. Он питается крупными животными: оленями, свиньями, козами, но иногда нападает на людей. Жертву сбивает мощным хвостом и по частям проглатывает. Эти хищники держатся в одиночку. Средняя продолжительность их жизни — 20 лет.
Ч

Европейцы увидели Дракона Комодо впервые в 1911 году. Голландский летчик, совершивший вынужденную посадку на острове Комодо, сообщил своему начальству об увиденном необычном существе, похожем на дракона. Тогда сослуживцы сочли его сумасшедшим. Но в наше время множество туристов специально посещают остров Комодо, чтобы увидеть этих ящеров. И уже они рассказывают о немигающем завораживающем взгляде Дракона Комодо.
Символ Дракона
Д


Народы Востока видели и видят в Драконе предмет поклонения, и он считался благоприятным символом, а на Западе недоброжелательным. Змеепоклонство, распространенное у многих народов, никогда не было свойственным духу русских. Русь и на самой первобытной ступени развития всегда относилась к змею как к низшему (хотя и одаренному лукавой мудростью) существу. Злобный, огнедышащий Дракон хоть и устрашал своим видом, но оставался все тем же змеем. Добро (народ) всегда побеждает зло (дракон). Это проиллюстрировано на гербе России.
Дракон - рептилия, воплощающая первобытную мощь, создание настолько древнее, что человеческое воображение вынуждено возвращаться на 70 миллионов лет назад, в эпоху динозавров, чтобы понять, чтобы сложить свое представление о нем.
Изучив различную литературу об этих удивительных существах, проведя свое исследование вместе с педагогом, мы сделали вывод: дракон - собирательный образ, оставивший свой яркий след в мировой культуре.
Ясно одно - образы драконов складывались на протяжении многих лет и даже в наше время видоизменяются вместе с изменением мировоззрения человечества.
2. ИСТОРИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ
П

Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVI-го века. Родина папье-маше - Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для изготовления шлемов, шкатулок, вееров и других предметов, придавая им жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н.э. - 220 н.э.).
Т

Слово «маска» происходит от латинского «личина». В древности маска являлась воплощением родовой силы племени, и шаманы использовали различные типы масок с разными культовыми целями.
Древние греки превратили маску в неотъемлемую часть античного театра. Актерами в нем могли быть только мужчины, которым приходилось, искусно меняя маски, играть в одном спектакле несколько ролей. В Древней Руси масками пользовались скоморохи, а в средневековой Европе - бродячие актеры.
И

В Европе изделия из папье-маше приобрели большую популярность в середине XVIII века. Было налажено массовое производство кукол в этой технике. Такие куклы высоко ценятся современными коллекционерами.
Из папье-маше изготавливают очень широкий ассортимент изделий: учебные пособия, муляжи, театральную бутафорию, ларцы, шкатулки, вазы табакерки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, предметов мебели.
История папье-маше в России
П

Московский купец Петр Иванович Коробов основал в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше. И поныне мастера создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Они применяют метод реалистической живописи, основанный на традициях искусства XVIII-XIX веков.
3. ВИДЫ ТЕХНИКИ ПАПЬЕ-МАШЕ
Существует три вида техники изготовления предметов из папье-маше.
Первый, классический вид этой техники - маширование. Он представляет собой послойное склеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее подготовленной модели. Самый идеальный вариант маширования - смешанное оклеивание. Вначале работы на модель наносится слой белой бумаги, смазанной клеем. Затем он покрывается вторым слоем, в котором используется бумага лишь контрастного цвета. Этот метод применяется для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. Но последний слой обязательно делается из белой бумаги. Необходимо не менее 8-10 слоев, где каждые два должны высохнуть. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились. Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.
Маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если мы рассчитываем на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажем её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покроем форму вазелином или жирным кремом. Для маширования очень хорошо подходит обойный клей. Сушится готовое изделие при комнатной температуре в течение двух суток. На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.
Второй вид - формирование изделия из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь разрыхляется и смешивается с обойным клеем. Полученную массу наносят на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.
Третий вид техники, профессиональный, предполагает склеивание изделия под прессом из пластин плотного твердого картона, подобно фанере. Когда изделие высыхает, его шпаклюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. В нашей работе она не используется.
Техника папье-маше не сложна, но требует аккуратности и терпения при изготовлении изделий. Процесс может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ЛАПЫ ДРАКОНА»
Подбор материалов и приспособлений
Для изготовления «Лапы Дракона» мне понадобились следующие материалы: пластиковая ёмкость, старые газеты, картон, бумажные лотки из- под яиц, солёное тесто, упаковочный материал (разновидность пенопласта), гуашь (жёлтая, бирюзовая, зелёная, красная), водоэмульсионная белая краска, обойный клей, клей «Момент», синтепон, лак водополимерный с блёстками (серебро), нитролак.
Приспособления, необходимые в работе: карандаш, ножницы, стека, ножик, кисти, прищепка, ёмкости разных объёмов для замешивания массы папье-маше.

Первый этап моей работы - наклеивание на ёмкость из пластика слоёв рваных газетных полос бумаги (4 X 50 см). Первый слой я наносил в горизонтальном направлении, смачивая их в обойном клее. Второй - в вертикальном, внахлёст через открытый край ёмкости. Всего нанесено 4 слоя. Это первый вид техники «папье-маше» - маширование.

Второй этап. Когда ёмкость высохла, я поставил её на лист картона ближе к одному краю и очертил её. Это «пятка дракона». Вокруг «пятки» очертил форму лапы с тремя растопыренными пальцами. Затем вырезал ножницами по контуру.

На место «пятки», используя клей «Момент», я приклеил емкость, оклеенную папье-маше. Для создания объёма «лапы» вырезал из упаковочного материала заготовки и приклеил их.

Затем на основной заготовке вырезал три маленьких круглых отверстия и одно длинное узкое под инструменты.

Промежуточный этап моей работы - подготовка массы для папье-маше с целью изготовления «лапы». В данном случае я использовал бумажные лотки из-под яиц. Порвал их в ёмкость небольшими кусочками и залил горячей водой, оставив для размокания.

Через некоторое время я вымесил эту массы до однородности, сцедил излишки воды и в полученную гущу добавил смесь обойного клея. Вымешивал ее до тех пор, пока она вся не пропиталась клеем и стала липнуть к рукам. Масса к использованию готова.

Третий этап.
Сплющенными комками готовой массы я облепил всю «лапу» снаружи и на 1/3 внутри, выровнял её руками, а между «пальцами лапы» и готовыми отверстиями – ножом. Формирование изделия из жидкой бумажной массы это и есть второй вид техники папье-маше.


Четвертый этап. После высыхания «лапы» я нанес второй слой массы там, где образовались большие трещины и неровности. Затем занялся ее декоративным оформлением. Я сформировал и налепил сплющенные «треугольники» из массы вдоль пятки, как шипы, а по всей «лапе» налепил маленькие бугорки - бородавки. Затем из солёного теста вылепил треугольные «когти» и налепил их на пальцы. Оставил изделие сохнуть на длительное время.

П

Пятый, заключительный, этап моей работы - художественное оформление «Лапы Дракона». Начал этот этап с грунтовки: плоской кисточкой я нанёс на изделие водоэмульсионную белую краску (грунт).

Затем гуашью я окрасил внешнюю часть «лапы» и «когти» в жёлтый цвет, внутреннюю часть ёмкости - в красный цвет.

Далее скрутил из синтепона валик и скрепил его прищепкой. Точечными прикосновениями, используя это приспособление, я нанёс на всю «лапу», кроме «когтей», бирюзовую краску.

В заключение окрашивания «лапы», я при помощи кисти нанёс почти сухую зелёную краску для естественности цвета.

После высыхания изделия я покрыл его двумя слоями лаков: водополимерным с блёстками (серебро) и нитролаком.
Изделие готово к применению.

Изделие «Лапа Дракона» дополнительно можно применять как декоративный вазон для комнатных растений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением финансово-экономичных (бросовых) натуральных материалов. Если овладеть этим видом искусства, оно может стать довольно увлекательным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать все, что угодно: оригинальную расписную шкатулку, маску, елочные украшения, куклы, декоративные элементы интерьера и т.д. Главное - проявить фантазию и запастись терпением, так как работа в технике папье-маше - это достаточно длительный и кропотливый труд. А все, что нужно для «производства» - лишь стопка старых газет и клей.
В заключение стоит отметить, что любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и создаются в большинстве случаев в единственном экземпляре. Вы всегда можете порадовать своих друзей и близких оригинальным подарком, сделанным своими руками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2004. – 224 с., илл.
Рэй Гибсон. Наши руки не для скуки. М.: РОСМЭН, 1996. – 65с., илл.
Материалы Интернет:
http://drakoshi.net/node/3984;
http://p-i-f.livejournal.com/523594.html;
http://ctypa.ucoz.ru/publ/2-1-0-11;
http://suvorinakati.livejournal.com/548.html
Интернет картинки: «Yandex.ru»; multiki. arjlovei.net.
Работу выполнил Александр Кузнецов
Руководитель Р.Р. Заборщикова
страница 1
скачать
Другие похожие работы: