NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Творческая работа настольный прибор для творчества «лапа дракона»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

XV-я городская научно-практическая конференция обучающихся

«Россия: новое тысячелетие»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

НАСТОЛЬНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

«ЛАПА ДРАКОНА»

Номинация: Декоративно-прикладное искусство

(папье-маше)


Автор: Кузнецов Александр Юрьевич,

обучающийся объединения

«Рукодельница» МОУ ДОД «ЦВР»,

3-й год обучения, 12 лет

(ГОБОУ ОСКОШИ VIII вида, 7 кл.)
Руководитель: Заборщикова Рута Романовна,

педагог дополнительного

образования МОУ ДОД «ЦВР»

г. Оленегорск
2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .………………………………………………………………………………..…………..3

1. Дракон. Мифы и реальность ………………………………….………………………………....3

Классификация драконов:………………………………………….…………………….......4

- западноевропейские драконы; ……………………………………………………………..4

- восточноевропейские (славянские) драконы …………………………………………..…4

Драконы в естественных условиях обитания ………………………………………….…. 6

Символ дракона ……………………………………………………………………………...7

2. История папье-маше: ………………………………………………………………………..…..8

- история папье-маше в России ………………………………………………………..…….9

3. Виды техники папье-маше ……………………………………………………………………....9

4. Технология изготовления «лапы дракона» ………………………………………………...…10

Заключение ……………………………………………………………………………………..….15

Список литературы ……………………………………………………………………………......16

ВВЕДЕНИЕ



Отмечаем мы законно

Наступленье года,

Не какого-то – Дракона!

Вот ему и ода:

Двенадцать животных-символов, которые приходит на землю каждый новый год, открывают нам те или иные возможности.

Уже второй раз в тысячелетии, когда покровительствовать всем людям на Земле будет Дракон. В 2012 году, согласно стихиям, правит водный Дракон. Об этом я узнал на занятиях в объединении «Рукодельница» от нашего педагога Руты Романовны. Эта тема меня заинтересовала. По ее предложению я начал работать над созданием настольного прибора для творчества, потому что он выглядит гораздо красивей, чем простая картонная коробка, которую использует педагог для рабочих инструментов.

Занимаясь в объединении уже третий год, я научился таким видам прикладного творчества, как тестопластика, папье-маше.

Цель моей творческой работы – изготовление настольного прибора для творчества в технике папье-маше.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

Теоретические:

- познакомиться с образом дракона в мифологии, истории, современном животном мире, символике;

- углубить знания об истории возникновения и развития техники папье-маше, ее видах;

Практические:

- описать технику изготовления настольного прибора;

- изготовить прибор «Лапа дракона».
1. ДРАКОН. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Самыми известными и популярными мифологическими существами являются драконы. Дракон – собирательный образ, объединяющий ряд фантастических существ. Самое распространенное строение этого пресмыкающегося: туловище, голова, хвост, крылья, лапы, которые позаимствованы у различных видов животных, птиц, рыб. Например, драконы могут иметь тело ящера, шею змеи, крылья летучей мыши, голову крокодила.

Само название «дракон» происходит от древнегреческого слова, означающего «змей». В средневековых сказаниях змеи и драконы именовались одним и тем же словом «червь».

Классификация драконов

Посетив с педагогом библиотеку, пролистав там иллюстрированные книги, прослушав ее рассказы по этой теме, я узнал, какими бывают драконы. Основные группы драконов: западные и восточные. Эти группы различаются между собой не только по местам их обитания, но и по внешним характеристикам, по особенностям их поведения, характера и повадок. Западные драконы, в свою очередь, делятся на западноевропейских и восточноевропейских (славянских).

Западноевропейские драконы

На мой взгляд, важно рассказать об основных отличиях наших, славянских драконов от западноевропейских. Последние чаще всего похожи на больших змей и ящериц. Тело темно-серого или темно-зеленого цвета покрыто чешуей или чем-то вроде крепкого панциря. Дракон имеет одну голову с огромными и острыми зубами, мощные задние лапы. Передние лапы у многих существ переходят в перепончатые крылья, а у некоторых отсутствуют вообще. Несмотря на наличие крыльев, многие западные драконы не умеют летать, предпочитая передвигаться на лапах или ползать как змеи. Большинство их любит устраивать свои гнезда в пещерах, которые расположены в болотистых местах или глубоко в чаще непроходимых лесов. Западные драконы весьма свирепы, очень ревниво охраняют свою территорию от посторонних. Часто они совершают набеги на ближайшие города и деревни, поедая и унося с собой скот и людей. Многие драконы считались хранителями несметных богатств, доставшихся им от древних, разоренных ими государств.

Восточноевропейские (славянские) драконы

Основным героем славянских сказок является Змей Горыныч, который схож внешне с западными драконами, но отличается строением тела (количество голов) и характером. Представить себе русский фольклор без этого персонажа просто невозможно. Это – один из главных «плохишей», наравне с Соловьем-разбойником и Кощеем Бессмертным. Дракон - собирательный образ врага, которого необходимо победить, чтобы на земле, наконец-то, воцарились мир, покой и счастье. И все же, почему он – Горыныч?

Наиболее распространенная версия: Горыныч он был потому, что жил в подгорных пещерах. Но такой вариант представляется не совсем верным. Во многих сказках Змей Горыныч не мог жить в пещерах и горах по причине отсутствия их в древнерусской местности. Поэтому места его проживания были совсем неожиданными. Например, в сказке про Ивана, коровьего сына, Змей благополучно жил под калиновым мостом или в глухом месте в лесу. И, тем не менее, он оставался Горынычем, вне зависимости от наличия пещеры под горой.

Есть и другие мнения, которые представляются более интересными и правдоподобными. Змея прозвали Горынычем потому, что во всех сказках он непременно дышит огнем, то есть огнедышащий.

Между прочим, вовсе не такая уж невероятная и фантастическая история. Природа знает подобные феномены. Жук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Некоторые динозавры, согласно исследованиям современных антропологов, обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими.

Все славянские драконы обладают схожими между собой чертами. В литературных произведениях они сжигают своим огнем все живое вокруг, злые и кровожадные: похищают, убивают, поедают людей.

А
вот в современном кинематографе образ Змея Горыныча претерпел изменения: из злобного жестокого существа он превратился в лукавого и обаятельного героя современных сказок. Например: мультипликационные фильмы «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря и Шамаханская царица».

Драконы в естественных условиях обитания

Современными «драконами» являются реально существующие гигантские ящеры. В настоящее время они сохранились только на некоторых небольших островах Индонезии и называются Dragon Komodo (Дракон Комодо) или Varanus komodoensis (Варан Комодосский). Нет другого существа на Земле, которое имело бы такое сходство с мифическими драконами. Длина самых крупных ящеров достигает 4-х метров. Вес в среднем 200 кг. Шея и длинный хвост больше, чем тело. На лапах пять сильных острых когтей. Дракон Комодо постоянно выбрасывает красный раздвоенный язык длиной до 40см, что напоминает струйки пламени, извергающиеся из пасти. Он хорошо плавает, быстро бегает, а молодые ящеры даже забираются на деревья. Однако Дракон Комодо не умеет летать. А вот маленький индокитайский дракон (Draco volans), ящерица с крыльями, умеет летать на расстояние до 60 метров.

Дракон Комодо является хищником. Он питается крупными животными: оленями, свиньями, козами, но иногда нападает на людей. Жертву сбивает мощным хвостом и по частям проглатывает. Эти хищники держатся в одиночку. Средняя продолжительность их жизни — 20 лет.

Численность популяции Драконов Комодо составляет более одной тысячи особей. Имеются они и в небольшом числе зоопарков крупных городов мира. Климатические условия для ящеров такого размера благоприятны только в тропическом поясе. Этим хищникам необходимо круглогодичное тепло, поэтому острова Комодо - самое благоприятное место для их проживания.

Европейцы увидели Дракона Комодо впервые в 1911 году. Голландский летчик, совершивший вынужденную посадку на острове Комодо, сообщил своему начальству об увиденном необычном существе, похожем на дракона. Тогда сослуживцы сочли его сумасшедшим. Но в наше время множество туристов специально посещают остров Комодо, чтобы увидеть этих ящеров. И уже они рассказывают о немигающем завораживающем взгляде Дракона Комодо.
Символ Дракона

Дракон - универсальный и очень сложный символ. Дракон, или «крылатый змей», объединяет в себе змею и птицу. На востоке его символика означает воды, несущие жизнь (змея), и дыхание жизни (птица). Дракон ассоциируется с небесными богами и их земными представителями - императорами. Древние китайцы отдали ему право господствовать на Земле каждые 12 лет. По гороскопу люди, рожденные в год Дракона, наделены определенными чертами. Положительные черты характера: дракон может быть ярким, великодушным человеком с твердыми принципами, сентиментальным, благородным, самостоятельным и необыкновенно проницательным. Отрицательные черты характера: обычно это безжалостный, требовательный, самоуверенный, эгоцентричный, одержимый жаждой власти, безрассудный и напыщенный человек.

Народы Востока видели и видят в Драконе предмет поклонения, и он считался благоприятным символом, а на Западе недоброжелательным. Змеепоклонство, распространенное у многих народов, никогда не было свойственным духу русских. Русь и на самой первобытной ступени развития всегда относилась к змею как к низшему (хотя и одаренному лукавой мудростью) существу. Злобный, огнедышащий Дракон хоть и устрашал своим видом, но оставался все тем же змеем. Добро (народ) всегда побеждает зло (дракон). Это проиллюстрировано на гербе России.

Дракон - рептилия, воплощающая первобытную мощь, создание настолько древнее, что человеческое воображение вынуждено возвращаться на 70 миллионов лет назад, в эпоху динозавров, чтобы понять, чтобы сложить свое представление о нем.

Изучив различную литературу об этих удивительных существах, проведя свое исследование вместе с педагогом, мы сделали вывод: дракон - собирательный образ, оставивший свой яркий след в мировой культуре.

Ясно одно - образы драконов складывались на протяжении многих лет и даже в наше время видоизменяются вместе с изменением мировоззрения человечества.

2. ИСТОРИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ

Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ.

Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVI-го века. Родина папье-маше - Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для изготовления шлемов, шкатулок, вееров и других предметов, придавая им жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н.э. - 220 н.э.).

Техника папье-маше получила широкое распространение и в Японии, Персии, где использовалась при изготовлении масок для специальных церемоний.

Слово «маска» происходит от латинского «личина». В древности маска являлась воплощением родовой силы племени, и шаманы использовали различные типы масок с разными культовыми целями.

Древние греки превратили маску в неотъемлемую часть античного театра. Актерами в нем могли быть только мужчины, которым приходилось, искусно меняя маски, играть в одном спектакле несколько ролей. В Древней Руси масками пользовались скоморохи, а в средневековой Европе - бродячие актеры.

И в наше время в Италии и некоторых европейских странах организовываются маскарады, где маска является важной, неотъемлемой частью костюма.

В Европе изделия из папье-маше приобрели большую популярность в середине XVIII века. Было налажено массовое производство кукол в этой технике. Такие куклы высоко ценятся современными коллекционерами.

Из папье-маше изготавливают очень широкий ассортимент изделий: учебные пособия, муляжи, театральную бутафорию, ларцы, шкатулки, вазы табакерки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, предметов мебели.

История папье-маше в России

Папье-маше в России стало популярно в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел. Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в XIX веке.

Московский купец Петр Иванович Коробов основал в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше. И поныне мастера создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Они применяют метод реалистической живописи, основанный на традициях искусства XVIII-XIX веков.
3. ВИДЫ ТЕХНИКИ ПАПЬЕ-МАШЕ

Существует три вида техники изготовления предметов из папье-маше.

Первый, классический вид этой техники - маширование. Он представляет собой послойное склеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее подготовленной модели. Самый идеальный вариант маширования - смешанное оклеивание. Вначале работы на модель наносится слой белой бумаги, смазанной клеем. Затем он покрывается вторым слоем, в котором используется бумага лишь контрастного цвета. Этот метод применяется для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. Но последний слой обязательно делается из белой бумаги. Необходимо не менее 8-10 слоев, где каждые два должны высохнуть. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились. Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.

Маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если мы рассчитываем на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажем её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покроем форму вазелином или жирным кремом. Для маширования очень хорошо подходит обойный клей. Сушится готовое изделие при комнатной температуре в течение двух суток. На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Второй вид - формирование изделия из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь разрыхляется и смешивается с обойным клеем. Полученную массу наносят на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий вид техники, профессиональный, предполагает склеивание изделия под прессом из пластин плотного твердого картона, подобно фанере. Когда изделие высыхает, его шпаклюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. В нашей работе она не используется.

Техника папье-маше не сложна, но требует аккуратности и терпения при изготовлении изделий. Процесс может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ЛАПЫ ДРАКОНА»

Подбор материалов и приспособлений

Для изготовления «Лапы Дракона» мне понадобились следующие материалы: пластиковая ёмкость, старые газеты, картон, бумажные лотки из- под яиц, солёное тесто, упаковочный материал (разновидность пенопласта), гуашь (жёлтая, бирюзовая, зелёная, красная), водоэмульсионная белая краска, обойный клей, клей «Момент», синтепон, лак водополимерный с блёстками (серебро), нитролак.

Приспособления, необходимые в работе: карандаш, ножницы, стека, ножик, кисти, прищепка, ёмкости разных объёмов для замешивания массы папье-маше.


Первый этап моей работы - наклеивание на ёмкость из пластика слоёв рваных газетных полос бумаги (4 X 50 см). Первый слой я наносил в горизонтальном направлении, смачивая их в обойном клее. Второй - в вертикальном, внахлёст через открытый край ёмкости. Всего нанесено 4 слоя. Это первый вид техники «папье-маше» - маширование.


Второй этап. Когда ёмкость высохла, я поставил её на лист картона ближе к одному краю и очертил её. Это «пятка дракона». Вокруг «пятки» очертил форму лапы с тремя растопыренными пальцами. Затем вырезал ножницами по контуру.


На место «пятки», используя клей «Момент», я приклеил емкость, оклеенную папье-маше. Для создания объёма «лапы» вырезал из упаковочного материала заготовки и приклеил их.



Затем на основной заготовке вырезал три маленьких круглых отверстия и одно длинное узкое под инструменты.


Промежуточный этап моей работы - подготовка массы для папье-маше с целью изготовления «лапы». В данном случае я использовал бумажные лотки из-под яиц. Порвал их в ёмкость небольшими кусочками и залил горячей водой, оставив для размокания.




Через некоторое время я вымесил эту массы до однородности, сцедил излишки воды и в полученную гущу добавил смесь обойного клея. Вымешивал ее до тех пор, пока она вся не пропиталась клеем и стала липнуть к рукам. Масса к использованию готова.


Третий этап.

Сплющенными комками готовой массы я облепил всю «лапу» снаружи и на 1/3 внутри, выровнял её руками, а между «пальцами лапы» и готовыми отверстиями – ножом. Формирование изделия из жидкой бумажной массы это и есть второй вид техники папье-маше.






Четвертый этап. После высыхания «лапы» я нанес второй слой массы там, где образовались большие трещины и неровности. Затем занялся ее декоративным оформлением. Я сформировал и налепил сплющенные «треугольники» из массы вдоль пятки, как шипы, а по всей «лапе» налепил маленькие бугорки - бородавки. Затем из солёного теста вылепил треугольные «когти» и налепил их на пальцы. Оставил изделие сохнуть на длительное время.



После полного высыхания изделие готово для художественного оформления.

Пятый, заключительный, этап моей работы - художественное оформление «Лапы Дракона». Начал этот этап с грунтовки: плоской кисточкой я нанёс на изделие водоэмульсионную белую краску (грунт).

Затем гуашью я окрасил внешнюю часть «лапы» и «когти» в жёлтый цвет, внутреннюю часть ёмкости - в красный цвет.


Далее скрутил из синтепона валик и скрепил его прищепкой. Точечными прикосновениями, используя это приспособление, я нанёс на всю «лапу», кроме «когтей», бирюзовую краску.



В заключение окрашивания «лапы», я при помощи кисти нанёс почти сухую зелёную краску для естественности цвета.


После высыхания изделия я покрыл его двумя слоями лаков: водополимерным с блёстками (серебро) и нитролаком.

Изделие готово к применению.



Изделие «Лапа Дракона» дополнительно можно применять как декоративный вазон для комнатных растений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением финансово-экономичных (бросовых) натуральных материалов. Если овладеть этим видом искусства, оно может стать довольно увлекательным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать все, что угодно: оригинальную расписную шкатулку, маску, елочные украшения, куклы, декоративные элементы интерьера и т.д. Главное - проявить фантазию и запастись терпением, так как работа в технике папье-маше - это достаточно длительный и кропотливый труд. А все, что нужно для «производства» - лишь стопка старых газет и клей.

В заключение стоит отметить, что любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и создаются в большинстве случаев в единственном экземпляре. Вы всегда можете порадовать своих друзей и близких оригинальным подарком, сделанным своими руками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2004. – 224 с., илл.

  2. Рэй Гибсон. Наши руки не для скуки. М.: РОСМЭН, 1996. – 65с., илл.

  3. Материалы Интернет:

http://drakoshi.net/node/3984;

http://p-i-f.livejournal.com/523594.html;

http://ctypa.ucoz.ru/publ/2-1-0-11;

http://suvorinakati.livejournal.com/548.html

  1. Интернет картинки: «Yandex.ru»; multiki. arjlovei.net.


Работу выполнил Александр Кузнецов
Руководитель Р.Р. Заборщикова


страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.